Интерес к подробному рассказу.В эпоху республики на римский исторический рельеф большое влияние оказывают греческие тенденции. Алтарь Домиция Агинабарба, 36-32г: один из ранних образцов общественного монумента,Скопас Младший. Интересна 2я тема –перепись по имущественному цензу (жертвоприношение перед цензон?, Лувр). По стилю и технике сильно отличается от Посейдона и Амфитриты. Скучный, нудный, пластически невыразительный, но доскональное изображение того, что, где и как происходит. Рельеф ограничен: пилястра, но фигура наползает на нее (желание показать объем). Задник трактуется как стена, объемы не уходят в глубину, зафиксированы. Рассказ о действии распадается на разные части (принцип дискретности). Важен принцип изокефалии, но около алтаря (центр) фигура выпадает из общего плана (выпадает из общей системы повествования, на него не обращают внимания, получается, что это и есть тот самый Марс, на поле которого происходит церемония, и которому потом будут приносить дары). Жертвенные животные намного большего размера. Мавзолей Эврисака, 30г:вверху помещен фриз с изображением последовательности работы пекаря, точная последовательность.
В эпоху империи (Август) единая традиция, обращение к классицизму, все прославляет императора.
Триумфальная арка Августа в городе Сузи, 8г: на одном из Альпийский перевалов, ее можно отнести к концу Республики. Прокламация не военных подвигов, а договоренности. Алтарь Мира, 13-9: на длинных сторонах реальное шествие на Марсовом поле (север –сенаторы, юг –император с семьей). Арка Тита, 1в, взятие Иерусалима:1пр, прославляла Флавиев, переход от войны к миру. Декор не перегружает архитектуру (в пазухах арок, замковый камень, свод, фризы, внутренняя часть пилонов). Скупое, продуманное решение: выделение массивного цоколя со скромными членениями. На 2яр архитектурная декорация, гладкая стена, прорезана прямоугольными нишами. Замковый камень –Фортуна. Полуколонны большого ордера, внутри пилястры малого. В своде кессоны, центральный кессон –ниша, там апофеоз Тита. В пазухах крылатые Виктории (не несут конструктивного значения, скульптура не превалирует). Наверху бронзовая квадрига. Арка из мрамора, восстановленные части из травертина.Надпись: сенат и римский народ посвятили эту арку Божественному Титу.Торжествует принцип иллюзионизма (Триумф идет через эту арку, он же украшает арку), рельеф нельзя увидеть в состоянии покоя, всегда из ракурса. Рельефы имеют четкую архитектурную декорацию. Фризовая композиция, последовательность рассказа, выбираются ключевые эпизоды. Справа колесница и Тит, слева сама процессия (ситуация обыденности, просто солдаты, несущие трофеи из Иерусалима). В центре рельеф выступает, по краям он приближается к стене. Рома ведет за уздцы триумфальную колесницу. Помещены божества, которые выделяются из толпы солдат, но равны фигуре императора. Крылья Виктории уходят в глубину. Триумфальная процессия уходит в изображенную триумфальную арку, то есть процессия бесконечна. На фризе другая ситуация. Здесь воплощение идеи триумфа со всеми деталями персонажами, солдатами. Рассказ обо всем триумфе, опоясывает всю арку (а в пилонах рассказ ключевых моментов). Колонна Траяна, 113. Рельефы арки Траяна в Бенвенто:известняк, облицованный мрамором. Фриз – триумф Траяна после Дакии. Со внутренней стороны внутренняя политика (открытие дороги, снабжение продовольствием), снаружи –внешняя (смотреть по кругу). В центре кессонированного свода Виктория увенчивает Траяна венком. Триумфальная колонна Антонина Пия, 161: на Марсовом поле, осталась только база. На главном рельефе –апофеоз, важно не изображение Антонина и Фаустины, а именно идея апофеоза (главное место занимает фигура гения); нарушается симметрия, четкость –желание найти новые художественные выразительные возможности. Переход от жизнеподобия к символичности. На боковой стороне парад из пехотинцев и всадников. Нет единой линии земли и единой линии горизонта. Нескончаемый парад, выделяют каждую фигуру, пропорции сознательно искажены, под каждым человеком полочка (свой уровень земли), показывается не движение, а идея движения. Явное нарушение принципов классического искусства находится в пределах общего развития классического искусства. Повышенная пластичность, но она сводится к схеме. На фоне гладкая поверхность, к ней приставляются фигурки, она не воспринимается как воздух.
|
|
Колонна Марка Аврелия. На Марсовом Поле, есть фуст. Против германцев (172-173), против сарматов (174-175). Сюжеты также неравнозначны. Коммод доводил кампанию 175г, но его изображения там нет (нарушение принципа достоверности ради идеи прославления). Тоже опоясывающий свиток, тоже система, разделяющая отдельные зоны (но все это подчеркнуто). Высота фриза меньше, чем в колонне Траяна, количество людей больше, почти нет пейзажных фонов, та же точка зрения, очень высокий рельеф, тоже была раскрашена. Много огромных аллегорических персонажей, побеждает не сила римского оружия, а внешнее вмешательство. Сохраняется идея триумфа и славы, но более трагический рассказ. Эволюция в стороны большей эмоциональной напряженности. Стесненность композиции. Повышается значение кровавых сцен (казни), их количественно больше, стояла статуя Марка Аврелия (сейчас стоит Павел, с мечом).
|
Арка Септимия Серева, скульптура преобладает над архитектурой, начинает разрушать образ. Главное внимание на огромное панно, расположенное на главной фасадной стороне. Панно связано с военной кампанией Севера (на востоке в Месопотамии), изображено взятие крупных месопотамских городов. Взятие Селеуса –возвращает нас к триумфальным картинам, принцип дотошности и картографичности. Действие начинается в нижнем левом и завершается в верхнем правом углу. Сцены разбиты на отдельные регистры, но нет внятной последовательной композиции, подчеркивается символическая составляющая, вырабатывается новый естественный язык. Нарушения идут для создания художественного впечатления. Ящекообразный рельеф, пространство не изображается, а дается художественными средствами.
Саркофаг Людовизи, с3в, Национальны музей Рима. Сцена сражения. Вообще ситуация сражения, а не конкретного. Идея смерти, распространяющейся везде. Нет фона, все в фигурах, чуть-чуть выделена фигура правителя. Фигуры вытянуты на переднюю плоскость, высокий рельеф.
Арка Константина, 312-315: побеждает языческого противника, ставит Триумфальную арку (связана с языческими традициями), делает власть легитимной и апеллирует к римским язычникам. Обилие декорации, рельефы прошлых построек (пленные даки от Траяна, круглые медальоны от Адриана, рельефы из построек Марка Аврелия, рельефы главной арки из построек Траяна). Арка включает Константина в систему истории и славы Рима, прославляет и державу, и императора. От себя добавляет исторические рельефы (его победа над Макценцием) фриз над аркой.
Рельефы Флавиев: тондовые композиции, перенесены на арку Константина (не известно откуда). Характеризуют личность Адриана в разных проявлениях: ученый, охота (очень порицалась современниками), жертвоприношение Аполлону (тондовая композиция, подчеркнутая симметричная композиция, сцена показана в пейзажном окружении (углубление показа человека, эмоций)).
Арка Агентариев (частная), 204г. На правом пилоне Септимий Север и Юлия Домна, совершающие жертвоприношение. Одеяния –самостоятельные объемы, пространство не имеет глубины, задняя поверхность – плоскость. Объем фигур распластан, растягивается по плоскости. На другом пилоне рельеф с Каракаллом и Геттой, после смерти Гетты, его изображение стерто.