Архитектура эпохи Августа.




Официальная ситуация –тема умиротворения, стабильности. Художественная традиция стала следствием политики Августа, его личных вкусов, а не следствие эволюции. За идеал принимается некий образец из искусства прошлого (впервые в художественной традиции) –греческой классики. Копия –уменьшение живой силы оригинала, отсюда холодность работ.Архитектура меняет традиционный материал (травертин/кирпич – > бетон, облицованный мрамором). Некоторые здания Август построил от чужого имени, призывал граждан тоже строить. Заказчик определяет свое произведение. Политика Августа давала единство архитектуры. Включил в заботу о городе граждан, а не только государство. Он не только строил город заново, но и устраивал его функционирование. Вымостил одну дорогу, остальные отдал триумфаторам, чтобы они вымостили их на деньги от побед. Восстанавливал старые сакральные постройки. Не позволял ни в какой провинции возводить храм только себе; всегда посвящение было еще и Риму (Августу и Роме). Храмов Августу в столице не строили. Отстроил Форум Романум, Марсово Поле. Функция Марсова поля отпадает, так как раньше там собиралось ополчение, а к периоду Августа римская армия уже стала наемной.

Строительство Агриппы тоже пропогандистский характер. Главное внимание на общественные сооружение. Есть отдельные стилистические линии. Последовательный традиционализм –старые типологии, материалы (строгая, суровая, травертин –основной строительный материал, главное –общественные строения). Порто Тибуртино, 5г до н.э. сюда входила Виа Тибуртина (Аква Марция и Аква Юлия в этом месте пересекали дорогу, два водопровода подняли над воротами). Подчеркивается архивольт, импост, выделяется замковый камень, верхнее часть очень объемна –большая напряженности и атектоничность (так как туда подняли трубы водопровода), сейчас по сторонам еще 2 большие башни. Общественные термы –продолжение республиканских, но другие идеи. У ансамбля правильный регулярный план, симметричное построение, большая логика в расположении внутренних помещения (от фригидария до кольдария). Центрический план, перекрытый куполом. Термы Агриппы связаны с «базиликой Нептуна», построена при Агриппе, перестроена при Адриане. Имела перекрытия центрального нефа с помощью крестового перекрытия. Крестовые своды опираются на пилоны, находящиеся внутри стены, там где пяты крестового свода –архитектурного ордера (используется свободно стоящая колонна, связанная раскрепованым антаблементом). Театр Марцелла, 44-17г до н.э., на Марсовом поле, потом идет овощной рынок. Начат еще при Цезаре, Август выделил свои деньги, но строит от имении сына своей сестры Октавии, Марцелла. Окончательно сформулирована идея римского театра. Все на субструкциях, независимо от ландшафта, 3яр. Возможно с 2х сторон от сцены располагались святилища (Карменты, древняя богиня); ширина театрона и скены одинаковы, как и высота. Был перекрыт стропильными сооружениями (была крыша). Театр –замкнутый объем со внутренним пространством. Снаружи ордерная аркада, но она оформляется не один ярус, а поставлена одна на другую. Ордерная система украшает криволинейный фасад. Каждый из ярусов чуть-чуть отступает от нижнего –система уступов. Ордер облегчается (дорический-ионический-коринфские пилястры). Травертин, Август сознательно придерживался римских традиционных республиканских ценностей. Протяженный фасад украшается одним и тем же элементом (фасад унылый и однообразный, но за счет упругой и экспрессивной стены появляется новое звучание). Римская архитектура овладевает криволинейными планами. Внутри все перекрыто цилиндрическими сводами, во втором ярусе встречаются крестовые. Аудитория Мецената. Благоустраивает Искливинский холм, строит ряд построек, насаживает сады и др. одна из построек –Аудитория, предназначена для театральных выступлений (публичных чтений). По сути –продолжение типологии базилики. Прямоугольный план, цилиндрические и полусферическое перекрытие у экседры. Ниши в стенах декорированы пейзажными сложными композициями во 2м Помпеянском стиле.

Есть еще синтетическая традиция: Форум Августа, 2г освящение. Основная тема –судебная власть. О храме Марса Ультора (Мстителя) он дал обет до битвы при Филиппах (разбил легионы тираноубийц). Здесь сенат решал о воинах и триумфах, сюда победители приносили свою добычу и тд. Август примыкает к традиции прославления Марса и Венеры (супружеская пара), таким образом прославляет и свое божественное происхождение (род Юлиев восходит к Венере), там же прославляется и его жена Ливия. К храму подводят портики, выделяется размерами, высотой подиума, декорацией. Нюансы говорят о том, что архитектура идет дальше. По бокам площади есть две экседры, завершающиеся нишами, которые прикрыты колоннами. Появляется еще одна ось, она подчеркивает храм. В экседрах находились статуи в триумфальном облачении от Энея до Юлия (чтобы граждане побуждали своих правителей брать пример с прославленных предков). Форум обнесен стеной, отгораживается от пространства города, возникает интерьерное понимание площади, стоящей внутри города. Весь форум сделан из мрамора разных пород. Караксий мрамор –храм Марса; остальные части из разноцветного мрамора. Внешняя стена сделана из травертина (во-первых, пожарная безопасность, во-вторых, следование традиции). План форума несколько скошенный (не совсем правильный). В отличие от Юлия Цезаря, который покупал земли под свой Форум, Август изменил правильную форму форума, но не забирал участки у жителей. Стена –дополнительный контраст простоты и суровости и изобилия. По двум сторонам от храма были поставлены триумфальные арки Германику и Друзу, еще была поставлена статуя Божественного Августа (но это все уже после смерти Августа). Портики, которые подводили к храму 2яр, но они ниже, чем ордерное решение храма. Нижний ярус –ордерное решение, верхний –кариатиды (форма берется из портика Эрехтейона). Подиум, алтарь по главной оси, центральный интерколумний чуть шире боковых, в экседре-апсиде статуя Марса (это довольно традиционно). Между экседрой и стеной есть пространство, для предохранения экседры от сырости. Декорация ордерных форм восходит к греческой. Внутри храма капители с пегасами вместо валют. Экседры открываются только тогда, когда мы стоим напротив них, так как они перекрыты портиками. То есть форум кажется правильным в плане, потом мы видим экседры; со стороны экседры-алтаря стена не ровная, а несколько уступами.

Завершение базилики Юлия, реставрация базилики Эмилия, завершение храма Божественного Юлия, Курия (и еще что-то). Он прокламировал республику, возвращались все старые культы, политика направлена на семью, возвращение морали.

Сакральная архитектура –большой консерватизм планов и пространственных решений сочетался с новыми материалами. На Палатине святилище Аполлону (36-28г до н.э.), там жил он сам и его жена; к храму присоединил портики с латинской и греческой библиотеками. Храм из каракского мрамора (ярко белый), все остальное из нумедийского мрамора (желтоватый).

Храм Божественного Юлия, традиционные формы. На Форуме Романуме, то место, где толпой сложен погребальный костер Цезарю. Расположение храма выполняет градообразующую функция, смотрит на Табуларий; между Табуларием и храмом Юлия стоят ростры (которые Август сюда перенес). По типологии –простиль с выделенной осевой композицией, с глубоким пронаосом и так далее. Но интересно решена передняя часть: входы с двух сторон от алтаря, который расположен на уровне земли посередине. Алтарь –в экседре которая глубиной уходит в подиум; фасад храма еще дополнительно украшался рострами.

Храм Каспера и Полокса на форуме Романум (реставрируется Тиберием, 7г до н.э. -6г н.э.). Рядом с базиликой Юлия и храмом Весты. Совмещение римской традиции и греческого вкуса. Периптер с римским вкусом, глубокий пронаос, впереди статуи Кастора и Полокса, на подиуме могли выступать ораторы (то есть храм участвовал в политической жизни).

Храм Конкордий (Согласия). Святилище в 366г, Марк Фурий Камилл, в честь объединения римского народа (конец войны патрициев и плебеями). В 200х храм. В 121г восстановили храм (тогда же победили Гракхов). Типология необычная (храм Вейова на Капитолии) целла перпендикулярна портику и фронтоны. Храм был общественным музеем. Здесь в полной мере реализовал себя Августовский классицизм.

На изгибе Виа Сакра триумфальная арка Августа (Кастора и Полокса, храм Божественного Юлия, дальше улица идет уже напрямую к Капитолию). Арка не сохранилась. 3 пролета, совместились пропилеи и триумфальная арка (центр –арка, по бокам –греческие пропилеи). Центральный пролет выше и шире.

Перестроен из Портика Метелла портик Октавии (сестра) на Марсовом Поле. Портик Октавии и театр Марцелла расположены рядом. Внутри прямоугольника храм Юпитера и храм Юноны; туда вели пропилеи.

Дом Ливии, напротив дом Августа (бетон, конкрет, цилиндрические своды), уже городская типология.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: