3.1. Источники административного права – это юридические документы, в которых содержатся административно-правовые нормы. Поскольку такого рода документы имеют различную форму, в юридической литературе устоялось определение источников административного права как форму выражения административно-правовых норм.
Источники административного права могут быть систематизированы в две большие группы: а) законы; б) подзаконные акты.
Каждая из указанных групп имеет иерархически расположенную систему элементов.
Группу законов как источников административного права возглавляет Конституция РФ.
В ней закреплена система норм, которая составляет основу административного права.
Установлена иерархия источников права: Конституция РФ, международные договоры, подписанные РФ, Конституционные федеральные законы, федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ.
Международные договоры Российской Федерации – второй по значимости в иерархии нормативных актов источник административного права. Правительство Российской Федерации подписывает договоры с правительствами иностранных государств, в рамках которых регулируются отношения, являющиеся предметом административного права.
Законы Российской Федерации и ее субъектов становятся наиболее представительными в системе источников административного права. Значительный объем отношений, ранее регламентировавшихся подзаконными актами, в настоящее время опосредованы законами.
Подзаконные акты как источники административного права принимаются различными субъектами.
Среди них особое место занимают нормативные правовые акты Президента РФ.
Президентом РФ подзаконные нормативные акты принимаются в форме нормативных указов. Такие указы подлежат исполнению Правительством РФ наряду с Конституцией РФ и федеральными законами.
Вторым по значимости и юридической силе среди подзаконных актов являются акты Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации.
Акты федеральных органов исполнительной власти также относятся к группе подзаконных актов.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
Акты Администрации Президента РФ следует относить к группе подзаконных нормативных актов, являющихся одним из источников административного права. Такие акты принимаются в форме распоряжений ее руководителя.
К особому разряду источников административного права следует отнести нормативные правовые акты Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов субъектов Российской Федерации.
Акты Конституционного Суда Российской Федерации обладает рядом признаков, характеризующие их как источники права.
Во-первых, решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Во-вторых, акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
В-третьих, субъекты, принявшие не соответствующие Конституции Российской Федерации нормативные правовые акты, обязаны обеспечить адекватное правовое регламентирование, адекватное Конституции Российской Федерации.
В-четвертых, решения Конституционного Суда РФ являются окончательными и обжалованию не подлежат. Данный признак конституционных решений усиливает их регламентирующую функцию.
3.2. Источниками административного права могут признаваться только письменные нормативные правовые акты. Устные решения, обладающие де-факто свойствами нормативных правовых актов (содержат правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение, имеют неопределенного адресата, обязательны для исполнения), не могут рассматриваться источниками права.