Погребальная архитектура.




Мавзолей Августа на Марсовом поле. Тумулис Юлиорум (тумулус семьи Юлиюв). За образец этрусский тумулус (внешне), по сути тумулусом не является. Сложный каркас –с центре бетонное основание (столб), к которому примыкают субструкции, составленные из сводов и арок (постепенно они уменьшаются к верху –пирамидальный принцип). Вход отмечен небольшим портиком, с одной стороны. По одной из реконструкций, он был наверху засажен деревьями. Один из ранних памятников, который декорирован опусом ретикулатум.

В частных гробницах господствует обращение к тумулусам (гробница Горациев и Куриациев). К концу республики нарастает индивидуальность, это уже не общественный человек, а индивид. Гробницы становятся помпезными, главное –прославление человека. Увеличивается по вертикали; увеличивается надземная часть.

Гробница Цецилии Метеллы, 30г до н.э. (жена Марка Красса, сына Красса, цезарианца). Расположена на Виа Аппия, на одном из высотных мест. Объем и масса, имеющие четкую структуру: параллелепипед, цилиндр, конус. В бетон вставлены блоки травертина, бетон и фасад облицованы травертином. Написано: Целилии Метеллы, дочери Кратика, жене Красса (прославляет еще ее отца и мужа). В декорации фестоны и другие знаки триумфа. Имеет внутреннее пространство. Внутри конус. Гробница Булочника Ирисака (ваи Пренестина, виа Лабикана). Она уже была раньше. Трансформация тумулуса. Меняется декорация – это уже не ордерная декорация, а какие то полуцилиндры и круглые углубления (форма печи или чана).

Гробница Гая Цестия,18-12г до н.э. Отсылает нас к египетской теме. Вид пирамиды, нерасчлененный массив, фланкируется колонами с 4х сторон (они чуть отступаю). Контраст и внутреннее драматическое развитие.

Еще Алтарь Мира. Триумфальная арка Августа в Сузи: на одном из Альпийский перевалов, можно отнести к концу Республики. Прокламировал не военные подвиги, а договоренность. Август договорился с одним из альпийских племен, что римляне проводят дорогу в Галлию по их территории, а племя не мешает.

15. Архитектура I века н.э.
Юлии-Клавдии (14-68г).

Типографическое и хронологическое единство на протяжении всей империи. Основное –бетон и мраморная декорация. Его использование весьма традиционно.

Тиберий (14-37г). Больше строил в провинции. По сути завершал постройки, начатые им при Августе. Продолжение и развитие идей Августа; с другой стороны –усиливается момент единоличной власти. Триумфальная арка Тиберия в честь победы Германика над германцами. На форуме Романуме напротив арки Августа, ничего не сохранилось, была связана с храмом Сатурна. Арка Германика и Друза, статуя Августа на форуме Романуме, тоже ничего не сохранилось. Почти в центре Рим строит лагерь преторианской гвардии. Прямоугольник, но скошенные углы, конкрет (бетон), облицованный кирпичом –новаторская техника. В северной части Палантина начал строить свой дворец, сохранился фундамент.

Калигула (37-41г). Главное масштабы. От построек мало что осталось, но были реализованы. Интерес к загородным резиденциям. Обратился к восточным культам (Митра, Осирис и др). Подземная базилика близ Виа Пренестино около порта Маждоре, сер 1в, для секты неопифагорейцев, стоит на периферии. По периметру глубоки траншеи, потом квадратные траншеи –туда монолитный бетон; цилиндрические своды и засыпали землей. То есть нет фасадов, чисто интерьерная архитектура. Базиликальное здание, предназначенное для религиозных нужд, 3 нефа четкая ритмическая организация (колонны), выделена главная ось и экседра-апсида. Святилище Сераписа (рядом с термами Агриппы). Типология подражательная, это не копирование египетского храма. Сложный криволинейный план (чем то похож на венец капелл). Обелиск на площади св Петра, перед Пантеоном, слоник Бернини (дальше стелла) и многое другое –это декорация серапинского святилища.

Клавдий (41-54). Строил мало и скромно, внимание уделял утилитарным постройкам. Дренаж Фуцинского озера, неудачен. Последовательный отказ от рафинированного холодного классицизма Августа, от помпезности Калигулы. Обращается к республиканской архитектуре. Использует пластические возможности старых материалов. Архитектура масштабна, драматична, «маньеризм или протобарокко». Восстановление акведука Агриппы (Аква Вирга). Травертин, грубая кладка, суровость (но нет строгости и ограниченности, характерной для республики). Порто Маджоре, 52г стояли на месте скрещения дорог и клавдиевых водопроводов Аква Клавдия и Аква Новас (рядом с гробницей булочника). Преувеличено драматизированных характер, намеренно увеличена слишком тяжелая верхняя часть. Масса большая, но проницаемая. Широко использует рустованные колонны и стены, и малюсенький антаблемент; а наверху своеобразный аттик (гладкий, ничем не украшен). По бокам большие пролеты для повозок, посередине небольшая арка для пешеходов, над ней еще одна функционально не нужная арка. Сознательный художественный прием грубости всего решения (а не незаконченность). В большом аттике 2 водопровода. В «пилонах» по бокам от больших въездов тоже арки, не функциональные, создавали ощущение проницаемости. Аква Клавдия. Логичность последовательность, целостность. Пластические моменты: выделение столба как опоры, сочетание криволинейных форм и четких. За модуль берут ширину водопровода. Порт в Остии. Вывел в море валы (оформил Гавань), при входе волнолом, на нем высоченная башня (подобная Александрийской), сверху Маяк.

Нерон (54-68). В 64г грандиозный пожар, работы по благоустройству, Рим более регулярный, благоустроенный. Начинает «римская архитектурная революция ». Подводит итог тому, что сделано, начинает по-новому использовать конструкции и материалы. Использует каркасные конструкции, римская архитектура –криволинейных планов, внутреннего пространство (уже смотрит в архитектуру христианства, средних веков, возрождения). Строит очень много. Завершает застройку Марсова поля: Цирк Калигулы, амфитеатр. Термы Нерона рядом с термами Агриппы (Марсово поле). Либо при Нероне, Северы его декорировали, либо при Северах. Огромный ансамбль, обнесен стеной. Все «помывочные» по логике развития процесса, кольдарий получает центрический план, прикрывается куполом. Фригидарий –вытянутый прямоугольник с крестовыми сводами, опирающимися на столбы, декорированные колоннами. Ему принадлежала идея объединить огромные территории (часть Исквиринского холма, Палантин), так как ему как императору принадлежали куча дома и там, и там. Он построил, но здания сгорели в 64. Подиум храма Венеры и Ромы. Все монолитный бетон, помещения разные по плану, высоте, но объединены в единое внутреннее пространство, перекрываются разными сводчатыми перекрытиями (крестовые своды, купольные решения); всю конструкцию несут опоры, а не стены. Купол -8частный лотковый свод, превращающийся в купол. Тяжесть переходит на пилоны и на боковые помещения, перекрытые крестовыми сводами –сложная система передачи тяжести. Сознательно вставляется легкая ордерная декорация.

Нимфей (под перистильным двором будущего дворца Флавиев). Разные пространства, организованные в одно,различные водные источники. Нерон –последовательный грекофил. Темы живописной декорации 3ст (плоскостная, очень сложная живописная архитектура) связаны с диониссийскими мистериями и с греческими мифами. Деликатная, нежная, поэтичная живопись. Золотой дом: в центре города загородная резиденция (нелогично), были и леса, и озеро. Форум Романум стал вестибюлем. При входе огромная статуя, копирующая колоссы Родоса, но вместо лица Гелиоса, портрет Нерона. Огромный протяженный ансамбль, тип вилла маритима, помещения по принципу анфиладной композиции, криволинейные планы, октагональный зал (возможности бетона -8лотковый свод переходит в купол, в центре окулюс).

Флавии (68-96):

Веспансиан Флавий (69-79). Вынужден проводить продуманную политику, показать, что он ориентируется не на Нарона, а на предшественников (из провинции, может не знатный). Прославление своей династии через обращение к самому Августу. Все члены династии строили общественные сооружения на месте Золотого дома Нерона. Нерон изменил храм божественного Клавдия в Нимфеи –Веспансиан переделывает обратно. Почт квадратный характер, осевая композиция, уже есть 2 боковые пропилеи, дающие боковую поперечную ось. Храм представлял собой парк с греческими памятниками. На террасе, один из портиков ориентирован на место где было озеро Нерона, и на место, где Веспансиан строит амфитеатр. Субструкции террасы использовались как фонтаны. Форум Веспансиана (форум Мира). Есть и главные и поперечные оси, обнесен высокой стеной (интерьерное понимание ансамбля), портики по продольным осям. Ххрам не выделяется, фланкируется зданиями латинской и греческой библиотеками. Одна из внешних стен декорирована свободно стоящими колоннами, соединенными со стеной раскрепованым антаблементом. Перекличка с Алтарем Мира. Внутри сад, где куча награбленных вещей с Иудейской войны (форум не столько Веспансиана, сколько форум римского народа). Вход оформлен «пропилеями», соединяющими идеи славы, триумфа. Амфитеатр Флавиев (75-80).

Тит (79-81). Начинает создавать храм Божественного Веспансиана. Напротив храма Божественного Юлия, рядом с Табуларием. Периптр, но с римскими чертами (осевая композиция, фасадная ориентация). Преобладание растительного тяжелого орнамента («барочность» флавианской архитектуры), изображают атрибуты, связанные с деятельностью самого храма (а не отвлеченные предметы). Термы Тита (чуть севернее Колизея). Выделяется главный объем, большие зоны открытых дворов (палестры и перистили). Два кольдария, перекрыты крестовыми сводами.

Домициан (81-96). При нем работает Рабирий. Император –активный строитель. Три типа построек: 1)завершение построек отца и брата. 2) реставрация храмовых построек (особенно Капитолий). 3) собственные. Арка Тита (81), 1пр. Проходной Форум (форум Нервы, он завершил). Связь между городом и ансамблями форумов. Рабирий вытягивает весь ансамбль в длину и оформляет его портиками; у самого выхода к городу экседра, обращенную к городу и спиной прижимающейся к экседре Августа. Портики со свободностоящими колоннами (раскреповка), богатая декорация; стоит храм Минервы (богини мудрости), уходит идея прославления династии. Раскреповка колонн очень сильная, плюс раскреповывается и большой аттик. Дворец Флавиев на Палатине (Рабирий, окончен в 92).

Архитектура внутреннего пространства. Стена ограничивает, имеет свою архитектурную значимость; своды разнообразны, дают продуманное понимание ансамбля внутреннего помещения. Были дома Августа и Ливии, проходной дворец Нерона, строил Тиберий (Палатин предрасположен для строительства дворца). Во дворце вестибюль перекрыт овальным куполом –вход во дворец императора –помещение, перекрытое овальным куполом. Во дворец попадаем с боковой части. Дальше сразу перистиль (как на Вилле Мистерий). Потом по переходам, по портикам, три помещения: базилика, тронный зал, ларарий. Связаны с разными проявлениями власти императора. Базилика –суд; ларарий –охранитель всего римского народа, тк император еще и верховный понтифик; тронный зал –власть, империй. У базилики конха, перекрытая куполом; в тронном зале экседра с троном, перекрыт полукуполом. И у базилики и у тронного зала выпуклые части с одной стороны, направлены вовнутрь дома. Напротив тронного зала самый выступающий портик –оттуда выходил император, эта же сторона является центральной, выходила на форум Романум. По вертикали линия –тронный зал –перистиль –триклиний (у которого тоже экседра, в том же направлении), фланкируется Нимфеями. В частной зоне тоже выделена осевая композиция –контраст, драматическая схема, эффект сюрприза (поэтому мы и называем эту архитектуру «барочной»). Сложная террасная композиция сохраняет осевую композицию. Перистиль, потом второй перистиль повыше, потом помещение (зал), потом понижение метров на 20, потом снова возвращаются к уровню второго перистильного двора. Завершает композицию еще один тронный зал, располагающийся в верхней точке экседры, которая открывается на цирк (император был в том зале, когда были представления в цирке). В монолитный бетон вплавлены арки (над квадратными проемами/нишами, то есть в самом массиве монолитной стены есть каркас, который разгружает нагрузку. Рядом примыкает стадий, по периметру огражден портиками; тоже образует ось, которая параллельна двум другим осям; он перпендикулярен Цирку, завершается огромной экседрой.

Конец 1в совпадает с правлением первого Антонина - Нервы (96-98).

Форум Нервы, заканчивает постройку Домициана, между форумом Августа и Храмом Мира Веспасиана. На форуме Нервы находился небольшой храм, посвященный Минерве. До наших дней сохранились лишь 2 гранитные колонны, часть стены и рельеф с изображением Минервы.

16. Архитектура II века н.э.
Антонины (96-192).

Нерва (96-98). Из сенатской среды. Достраивает форум Домициана (Нервы, проходной).

Траян (98-117). Провинциал из Испании, солдат, мыслил огромными категориями. Архитектура –огромные масштабы. Завершается программа перестройки и благоустройства Рима. При нем Аполлодор из Дамаска (грек-сириец). Перестройка порта Остии. Регулярный план, использует возможности порта Клавдия, обстроен обилием складов, много святилищ (все связаны с восточными культами). Термы Траяна (104-109), четкая последовательность помещений. Форум Траяна (113), колонна Траяна (113).

Адриан (117-138). Новая концепция развития государства, невозможен дальнейший рост, желание остановиться, зафиксировать границу. Появилась тенденция ввода в римскую архитектуры некоторые провинциальные традиции, особенно восточные. Усложнение архитектурного языка (планов, пространства), больше креатива, драматизма, динамика. Развитие и завершение на взлете римской архитектурной революции. Раз Рим перестает разрастаться, надо укреплять стены и внутреннее положение. Такой же сакральный лимис строится по периметру всей империи (такой же как при строительстве дома). Ров, вал, стена с укреплениями – сложная система фортификаций. За границей стены – пакс романа – идея римского мира. Вал Адриана – поперек пересекает Британию. Пантеон (125), здесь завершилась архитектурная революция. Храм Венере и Роме, 135 (на месте вестибюля Золотого дома Нерона). И прославление Рима, и прославление императорской власти. Вход с одной стороны (обращен к Форуму Романуму), храм стоит в центре сакрального участка. Тип греческого периптера. Целлы перекрыты плоскими деревянным перекрытиями. Стоит на субструкциях, из монолитного бетона. Портики организовывали движение. Мавзолей Адриана и мост Элья, 135-140. Тибуртинская вилла (118-134), в Ниле утонул возлюбленный Адриана Антиной (много отсылок к Египту).

Антонин Пий, Марк Аврелий, Коммод (138-193). Ничего принципиально нового в архитектуре не происходит меняется ориентация – раньше большие ансамбли, сейчас от архитектуры общественной, внимание переключается на частную архитектуру. Второе – это создание больших храмовых комплексов в честь либо правящего императора, либо обожествленного умершего. Первый классицизм при Августе. При Антонинах второй классицизм (выражен больше в живописи). Храмовый комплекс Божественного Адриана на Марсовом поле, ок145г закончен (построен Пием), прямоугольный участок, по центру храм, типология периптера (классика). Но есть и последствия революции, перекрыт цилиндрическим сводом (а не стропильными перекрытиями как в храме Венеры и Ромы). Все равно целла сдвинута, большой пронаос. Очень высокий подиум. В декорации верность греческому вкусу: тонкая, продуманная, рафинированная. Вместе с тем, появляются восточные традиции: в декорации антаблемента используются пальметки, львиные головы. Продумана ритмическая организованность. Небольшие интерколумнии, тесно поставленные колонны – другой ритм. Храм божественных Антонина и Фаустины (Пий и жена) на форуме Романуме. Напротив храма Божественного Юлия, на Виа Сакра. Полностью опирается на италийскую традицию, коринфский простиль. Вытянутая продольная композиция, высокий подиум из туфа. Одна центральная лестница (не на весь фасад).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: