После пожара 64г и Нерона Рим стал другим городом, более регулярным, светлым. При Нероне начинается Римская архитектурная революция, подводится итог исканиям в материале и принципах строительства. При Нероне арка и свод приобретают широчайшее распространение, окончательно овладение внутренних пространств, появляется каркасные конструкции. Архитектура смотрит в будущее.
Термы Нерона. Огромный прямоугольных очертаний ансамбль, сочетаются открытые и закрытые помещений. Помещение строятся по логике развития процесса мытья. Осевая симметричная композиция. Термы Агриппы это только подступ, а Нерона уже окончательное оформление. Нерон был последовательным грекофилом, свой дворец украшает росписями, связанными с греческим циклом и дионисийскими мистериями.
Ансамбль Золотого дома ориентирован на форум Романум. Форум романум становится вестибюлем, который ведет по виа Сакра ко дворцу. Огромный протяженный ансамбль не похож на римскую террасную виллу и перистильный дом, строится на основе двора неправильной формы. Помещения располагаются по принципу анфиладности, динамизм и драматизм. Ключевой момент октагональный зал, перекрытый сначала восьмиугольным лотковым сводом, который потом переходит в купол, в вершине окулюс. Развитая сложная архитектурная система. 3й помпеянский стиль - плоскостный и декоративный. Золотой свод золотого дома Нерона - сам золотой свод не сохранился. Важно, что по свидетельству кого-то 16в можем получить представление о декорации сводов, которые разрушались и не дошли до наших дней. Широкое применение бетонных сводов перекрывали огромныезалы без опорных столбов. Убранство пышно, он был отделан золотом, перламутром и драгоценными камнями. Дворец был разрушен, а развалины засыпаны мусором и использованы в качестве субструкций для терм Траяна.
|
Новый подъем архитектуры при династии Флавиев.
Колизей. Огромное, эллиптическое в плане сооружение предназначено для гладиаторских боев и травли зверей. В центре – эллиптическая арена, отделенная высокой стеной от мест для зрителей, потом постепенно повышаясь идут разделенные проходами места для зрителей (4 яруса). Места для зрителей на мощных сводчатых галереях. На высоких мачтах, укреплённых на стене четвертого яруса натягивали тент (веларий). Декор – мраморные облицовки и стуковые украшения. Глубокие подвальные помещения использовались в служебных целях (помещения для раненных и убитых гладиаторов, клетки для зверей и т.д.) Построен из туфа, наружные стены сложены из более твердого травертина. Для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон. В Колизее нашла свое наиболее совершенное выражение характерная для римского зодчества система объединения в одно органическое целое многоярусной аркады, составляющей своего рода каркасную конструкцию здания, и элементов ордера - полуколонн, примыкающих к арочным столбам и несущих антаблемент, назначение которого - отделять один ярус аркады от другого. Римский архитектор в данном случае применяет ордер не только как средство пропорционального членения фасада огромного по протяженности сооружения, но и как средство для выявления тектонических закономерностей, лежащих в основе архитектурного образа. Полуколонны и антаблементы образно выявляют конструктивное значение многоярусной аркады: примыкающая к арочному столбу полуколонна более красноречиво, нежели сам столб, выражает его опорное значение; в свою очередь антаблемент как бы усиливает несущую способность арки. Органическое единство конструкции здания и его архитектурного решения, характер сооружения исчерпывающе открывается с разных сторон. Фасад криволинейный! Ордер дает структурность, организованность и антропоморфность. Функциональная постройка имеет блестящее ордерное решение.
|
Арка Тита (81 г). в честь взятия Иерусалима. Мощная по формам 1пр арка, украшенная колоннами с пышными капителями (по 4 с каждой стороны). Большая монументальность и пластическое богатство, чем в эпоху Августа. Контрасты освещенных и затененных, выступающих и углубленных поверхностей. Арка – мемориальная и религиозная идея, архитектурно показывает идею очищения, зримая граница между одним и другим. Выделение цоколя – массивное, то что должно нести арку. Арка – форма семантически очень насыщенная, как бы небо. Замковый камень (ключевой момент арочной конструкции – изображение Фортуны). Ордерное членение – полуколонны большого и малого ордеров (большой ордер несет аттик, малый – своды).
Дворец Флавиев. На вершине Палатина, где издавна селилась римская знать. Масштаб, использование техники римского бетона, новаторское понимание стены. Вход во дворец – помещение перекрытое куполом (семантика). Базилика, тронный зал и ларарий. В тронном зале экседра, где трон императора. Архитектура, оформляющая идею императорской власти. Динамичное понимание пространства, развитие его по мере шествия, сочетание закрытых и открытых пространств. Динамика разных сводов и перекрытий усиливает драматическую, экспрессивную составляющую. Неожиданность и контраст, внесение драматической темы. Октагональный зал, который имеет полукруглые экседры по углам. Стены нет, она вся состоит из ниш. Палатинский стадий (входит в ансамбль) – весь стадий огражден портиками (свет-тень).