КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
К середине IV тысячелетия до н.э. оформились два царства — на севере и на юге, в Нижнем Египте и Верхнем.
Затем началась борьба за преобладание между Севером и Югом, сопровождавшаяся длительными, кровопролитными войнами. В 3000г. до н.э. Юг одержал победу. История сохранила имя царя Менеса, при котором произошло объединение страны. Он же считается основателем первой династии.
РЕЛИГИЯ
Основная концепция религии Древнего Египта сложилась почти за 4000 лет до н.э. На протяжении долгих веков Египет воодушевляло страстное желание добиться воскрешения после смерти. В этом были едины и обитатели доисторического Египта, находившие последний покой в вырытых и песке ямах на краю пустыни, и замурованные в искусственных горах-пирамидах фараоны Древнего царства, и современники Александра Македонского и Цезаря.
В отдаленной древности считалось, что после смерти человек продолжает бытие по образу и подобию земной жизни. По представлениям египтян, все люди при рождении наделяются Ба – душой и Ка – двойником. Двойник – это гений-покровитель, который заботится о человеке после его смерти. Когда человек умирает, Ба и Ка отделяются от него, и воскрешение его возможно лишь в том случае, если тело будет сохранено и ему будет предоставлено все необходимое. Вот почему египтяне так заботились о сохранении тела покойника. Сначала они зарывали трупы в сухой песок окаймляющих Нил пустынь, что в условиях местного климата обеспечивало довольно длительную консервацию. Затем, с появлением гробниц, умерших предохраняли от тления при помощи специальных растворов, а также повязок и пиитов, пропитанных ароматическими смолами. В конце концов длительный опыт позволил достичь того высокого уровня бальзамирования, благодаря которому, правда при соответствующих климатических условиях, до наших дней сохранились мумии многих фараонов и тысяч их подданных.
|
Посредством всевозможных об рядов, заклинаний и амулетов усопший отождествлялся с богом Осирисом, владыкой загробного мира, предательски убитым братом Сетом. Точно так же, как Осирис был воскрешен силой магических заклинаний своей сестрой и супругой Исидой, любой умерший, над которым все обряды совершали уже жрецы, должен был воскреснуть и обрести, подобно Осирису, вечное блаженство. О нем говорили: «Осирис такой-то». Первоначально это было привилегией одного царя. В дальнейшем, с ослаблением могущества фараонов, демократизировался и заупокойный ритуал.
Кроме уже названных богов, в египетский пантеон входили: Птах — бог города Мемфиса, создатель мира, Атум — сын Птаха, Шу — бог ветра, его жена Тефнут — богиня мирового порядка, Геб – бог земли и Нут – богиня неба (вторая супружеская пара), Тот — бог луны и мудрости с головой ибиса и Сешст – покровительница письменности и геометрии, очень почитался Хапи — добрый и щедрый бог Нила, повелитель разливов.
Дочери РА:
· богиня Сохмет — дочь Ра и жена Птаха, ее называли Львино-головой и Могучей, она защищала Ра от злых демонов и карала людей за их грехи, в гневе насылала засуху, эпидемии, мор, войны и т. д.
· Богиня Хатхор, – богиня любви, добра, веселья, пляски, музыки, покровительница материнства и воплощение женственности.
|
Литература и письменность
Письменность и литература. Что появилось раньше? В современном понятии литература — это письменное творчество. Однако изучение художественной культуры древности сплошь и рядом доказывает, что основа литературы — устное народное творчество. Речь появилась раньше письма, и во многом письмо возникло из-за необходимости закрепить устную речь, передать ее дальше, сохранить для потомков. В особенности это касалось передачи знаний и нравственных понятий.
С глубокой древности в каждом племени, в каждой общине обязательно существовали люди, основная обязанность которых была, говоря современным языком, воспитывать молодое поколение, передавая ему знания, умения, традиции, накопленные предками. Сказители, рапсоды, аэды, ашуги (в каждом регионе они назывались по-разному) пересказывали, интерпретировали, создавали новые былины, сказы, героические поэмы и т. п. Переходя из поколения в поколение, эти произведения затем, с изобретением письменности, были зафиксированы в письменных формах.
Древнеегипетская мифология не пользуется столь широкой популярностью, как мифология Древней Греции и Древнего Рима. Это, наверное, вызвано тем, что в египетском мифе события могут показаться не имеющими причинно-следственной связи, поступки богов никак психологически не мотивированы, а порой и вовсе непоследовательны. Иногда не очень ясен и сюжет. Например, в одном из вариантов космогонического мифа города Гермополя солнечное божество рождается из лотоса и лотос становится «оком» бога; однако бог ночует в этом цветке, а днем покидает его и облетает землю.
|
Порой один и тот же бог в разных вариантах одного и того же мифа выступает то как доброе, то как злое существо. Яркое проявление этого – бог Сет, бог засух и пустыни, убийца наиболее любимого и почитаемого египтянами Осириса, бог, день рождения которого считался самым несчастливым.
И поэтому вполне естественно, что в поэзии небо может быть одновременно и рекой, и женщиной, и коровой. Это символы, «поэтические определения» неба. Естественно, для поэзии характерна большая символика, чем для рациональной системы взглядов на жизнь. Поэтому египетские боги, в отличие от олимпийских (греческих), часто не имели строго определенных обязанностей.
Памятников ее сохранилось гораздо меньше, однако известно, что существовали басни, анекдоты, пословицы и поговорки.
У истоков исторической жизни Египта в III тысячелетии до н. э. появляются удивительные следы красивых письменных знаков, следы непрерывного письма. Это письмо пока еще остается тайной Египта и позволяет сделать заключение, что письменность могла быть создана еще до начала египетской истории.
Но кто были эти таинственные писцы, пришли ли они в Египет из неизвестных краев и погибли гам, унеся в могилу свою систему красивой письменности, или странствовали близ Египта, зарождая идею создания письменности среди людей, живущих у берегов Нила,– все это пока загадка египетского сфинкса.
Во всяком случае, возникшая впоследствии на берегах Нила рисуночная письменность, вероятно, имела другое происхождение.
Одновременно с появлением письменности у шумеров на рубеже IV—III тысячелетия до н. э. возникла и письменность египтян. Первые знаки-слова изображали краской на горшках и черепках.
В период первых двух династий эти знаки-слова умножались; они стали обозначать различные хозяйственные отношения, торжественные события и военные походы. Известно, что звуковые комбинации появились довольно давно. Они были перемешаны с рисуночной письменностью. Изображение числа встречается уже в самом начале египетской истории. Из этого можно сделать вывод, что человек вначале научился считать и лишь потом писать.
Розеттский камень
Камень был из черного базальта. Верхняя часть текста, несомненно, написана иероглифами, «священными буквами», и она должна, как об этом говорится в греческом тексте, совпадать с нижней, греческой частью.
Давно и, казалось, навеки умолкнувшим камням и папирусам Древнего Египта вернул «дар речи» великий французский ученый Жан Франсуа Шампольон (1790—1832).
Египетское письмо содержало более 800 знаков. Египетский язык оказался очень развитым и гибким. Писались иероглифы во все стороны, но при этом соблюдался ряд правил:
· Первое правило: головы людей, птиц, животных, изображенных на иероглифах, всегда были повернуты в ту сторону, откуда надо начинать чтение.
· Второе правило: выписываемые знаки образовывали квадрат. Слова в предложении не отделялись друг от друга. Точек, запятых и других знаков препинания египтяне не знали.
Таким образом, письмо было великим искусством жителей берегов Нила. И владели им лишь очень сведущие люди. Эти люди выходили из специальных школ писцов, находившихся в пределах храмов. Для основной же массы египетского народа письмо и счет оставались тайной. Это способствовало появлению чувства священного трепета перед иероглифами.
Архитектура
Археологические раскопки выявили, что города центральной части Древнего Египта имели строгую планировку. Улицы пересекались под прямым углом, в центре возводили дворец и святилище, склады, казармы, дома – усадьбы вельмож, на окраинах – дома ремесленников и хижины бедняков Жаркий сухой климат Египта, обилие тростника и ила определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник, кирпич из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях – камень. Художественные формы и изобразительные мотивы сохранившихся храмов, дворцов, гробниц царей и знати взяты из природы: солнце, считавшиеся священными лотос и папирус, пальма и т. д.
Памятники древнеегипетской архитектуры и подчинявшихся ей остальных видов искусства на протяжении всей ее истории имели в основном культовое назначение. Раскопки захоронений дают представление о характере и уровне развития искусства и архитектуры Египта самого раннего времени.
В додинастический период (V— IV тысячелетие до н. э.) древнейшие могилы, как и ранние жилища, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, покрытые ветками, циновками. Затем появились прямоугольные захоронения со стенами, обложенными изобретенным в то время кирпичом-сырцом, то есть необожженным глиняным кирпичом, причем стены смыкались, образуя ложный свод из выступающих один над другим концов кирпичей. В конце этого периода над могилами стали устраивать песчаные насыпи.
В эпоху Раннего царства (XXX— XXVIII вв. до н. э.) в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины, дома богатых – из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами-лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершались обряды, посвященные погребенному.
Наиболее известные памятники архитектуры Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. э.)– монументальные пирамиды обожествляемых фараонов и гробницы знати (мастабы), храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусо-образными колоннами. Стены храмов украшались рельефными изображениями и надписями.
Египетские храмы были каменными. Храм не представлял собой вполне законченного целого и без нарушения гармонии мог по желанию быть увеличен, точнее, продолжен пристройками. На его сооружение шли глыбы камня – гранита, диорита и алебастра. В стройном чередовании колонн с капителями в виде цветка лотоса или папируса храм ровно развертывался по горизонтали, как бы перекликавшейся с гладким пейзажем долины. И эта горизонталь без ясно обозначенного начала и конца создавала впечатление вечности.
Одним из примеров такого архитектурного шедевра можно назвать храм знаменитейшей царицы Хатшепсут, воздвигнутый в конце XVI в. до н. э., его строил великий зодчий Сенмут.
Изобразительное искусство. Скульптура.
Незыблемость и непостижимость – вот основные принципы, служившие опорой верховной власти в Египте, принципы, с самого возникновения египетской державы определившие обожествление ее полновластных правителей – фараонов. Во славу царей, во славу идей, незыблемых и непостижимых, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а как утверждение в поражавших воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон, «бог благой», согласно его официальному титулу.
Власть фараона над народом Египта, превосходство египетского государства над соседними племенами и царствами утверждались все крепче и крепче. Но как же сочетать это с самым страшным, что ожидает человека, со смертью? Такое невиданное могущество, такая власть, и вдруг все это уничтожается смертью... Не может этого быть и не будет!
Рождается вероучение, согласно которому умершего ждет воскресение. Страстное желание остановить, побороть смерть, которая представлялась египтянам «ненормальностью», нарушением естественного течения жизни, страстная надежда на то, что смерть преодолима, породили заупокойный культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусство Древнего Египта.
Заупокойный культ неразрывно переплетался с обожествлением царя. Это и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь напротяжении тысячелетий столь а незыблемым и непостижимым. Застойный характер древнеегипетского рабовладельческого общества определил в общем единообразие египетского искусства. Однако и в этом единообразии египетские художники умели проявлять индивидуальность.
Заупокойный культ Древне Египта не был культом смерти, как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь сделать так, чтобы смерть – явление временное – не нарушала красоты жизни.
В Каирском музее хранится шиферная плита конца IV тысячелетия до н. э., знаменующая переход от додинастического периода к Древнему царству. Это знаменитая заупокойная плита фараона Нармера, памятник огромного значения в истории искусства, признанный ключевым для понимания всего последующего художественного творчества Древнего Египта.
Первобытного художника пленяла вера, в магическую силу изображения.
Пиктография, то есть рисуночное письмо, была общей первоначальной основой и письменности, и изобразительного искусства Египта. Изображение для египтян – это прежде всего знак. Но знак не в нашем понимании, как что-то условное, подсобное, а как священный знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета значило сберечь и увековечить его жизненную силу.