Изобразительное искусство. Скульптура.




КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

К середине IV тысячелетия до н.э. оформились два царства — на севере и на юге, в Нижнем Египте и Верхнем.

Затем началась борьба за преобладание между Севером и Югом, сопровождавшаяся длительными, кро­вопролитными войнами. В 3000г. до н.э. Юг одержал победу. История сохранила имя царя Менеса, при котором произошло объединение страны. Он же считается основате­лем первой династии.

РЕЛИГИЯ

 

Основная концепция религии Древнего Египта сложилась почти за 4000 лет до н.э. На протяже­нии долгих веков Египет вооду­шевляло страстное желание до­биться воскрешения после смерти. В этом были едины и обитатели доисторического Египта, находив­шие последний покой в вырытых и песке ямах на краю пустыни, и замурованные в искусственных го­рах-пирамидах фараоны Древнего царства, и современники Алек­сандра Македонского и Цезаря.

В отдаленной древности счита­лось, что после смерти человек продолжает бытие по образу и по­добию земной жизни. По представ­лениям египтян, все люди при рождении наделяются Ба – душой и Ка – двойником. Двойник – это гений-покровитель, который заботится о человеке после его смерти. Когда человек умирает, Ба и Ка отделяются от него, и воскрешение его возможно лишь в том случае, если тело будет сохранено и ему будет предостав­лено все необходимое. Вот почему египтяне так заботились о сохра­нении тела покойника. Сначала они зарывали трупы в сухой песок окаймляющих Нил пустынь, что в условиях местного климата обеспе­чивало довольно длительную кон­сервацию. Затем, с появлением гробниц, умерших предохраняли от тления при помощи специаль­ных растворов, а также повязок и пиитов, пропитанных ароматиче­скими смолами. В конце концов длительный опыт позволил до­стичь того высокого уровня бальзамирования, благодаря которому, правда при соответствующих кли­матических условиях, до наших дней сохранились мумии многих фараонов и тысяч их подданных.

Посредством всевозможных об рядов, заклинаний и амулетов усопший отождествлялся с богом Осирисом, владыкой загробного мира, предательски убитым братом Сетом. Точно так же, как Осирис был воскрешен силой магических заклинаний своей сестрой и супру­гой Исидой, любой умерший, над которым все обряды совершали уже жрецы, должен был воскрес­нуть и обрести, подобно Осирису, вечное блаженство. О нем говори­ли: «Осирис такой-то». Первона­чально это было привилегией од­ного царя. В дальнейшем, с ослаб­лением могущества фараонов, де­мократизировался и заупокойный ритуал.

Кроме уже названных богов, в египетский пантеон входили: Птах — бог города Мемфиса, со­здатель мира, Атум — сын Птаха, Шу — бог ветра, его жена Тефнут — богиня мирового порядка, Геб бог земли и Нут – богиня неба (вторая супружеская пара), Тот — бог луны и мудрости с го­ловой ибиса и Сешст – покрови­тельница письменности и геомет­рии, очень почитал­ся Хапи — добрый и щедрый бог Нила, повелитель разливов.

Дочери РА:

· богиня Сохмет — дочь Ра и жена Птаха, ее называли Львино-головой и Могучей, она защищала Ра от злых демонов и карала лю­дей за их грехи, в гневе насылала засуху, эпидемии, мор, войны и т. д.

· Богиня Хатхор, – богиня любви, добра, веселья, пляски, музыки, покрови­тельница материнства и воплоще­ние женственности.

Литература и письменность

Письменность и литература. Что появилось раньше? В совре­менном понятии литература — это письменное творчество. Однако изучение художественной культу­ры древности сплошь и рядом доказывает, что основа литерату­ры — устное народное творчество. Речь появилась раньше письма, и во многом письмо возникло из-за необходимости закрепить устную речь, передать ее дальше, сохра­нить для потомков. В особенности это касалось передачи знаний и нравственных понятий.

С глубокой древности в каждом племени, в каждой общине обяза­тельно существовали люди, основ­ная обязанность которых была, го­воря современным языком, воспи­тывать молодое поколение, переда­вая ему знания, умения, традиции, накопленные предками. Сказите­ли, рапсоды, аэды, ашуги (в каж­дом регионе они назывались по-разному) пересказывали, интерп­ретировали, создавали новые бы­лины, сказы, героические поэмы и т. п. Переходя из поколения в по­коление, эти произведения затем, с изобретением письменности, были зафиксированы в письменных формах.

Древнеегипетская мифология не пользуется столь широкой попу­лярностью, как мифология Древ­ней Греции и Древнего Рима. Это, наверное, вызвано тем, что в еги­петском мифе события могут пока­заться не имеющими причинно-следственной связи, поступки бо­гов никак психологически не мо­тивированы, а порой и вовсе не­последовательны. Иногда не очень ясен и сюжет. Например, в одном из вариантов космогонического ми­фа города Гермополя солнечное бо­жество рождается из лотоса и ло­тос становится «оком» бога; одна­ко бог ночует в этом цветке, а днем покидает его и облетает землю.

Порой один и тот же бог в раз­ных вариантах одного и того же мифа выступает то как доброе, то как злое существо. Яркое проявле­ние этого – бог Сет, бог засух и пустыни, убийца наиболее любимо­го и почитаемого египтянами Осириса, бог, день рождения кото­рого считался самым несчастливым.

И поэтому вполне естест­венно, что в поэзии небо может быть одновременно и рекой, и жен­щиной, и коровой. Это символы, «поэтические определения» неба. Естественно, для поэзии харак­терна большая символика, чем для рациональной системы взгля­дов на жизнь. Поэтому египет­ские боги, в отличие от олимпий­ских (греческих), часто не имели строго определенных обязанностей.

Памятников ее сохрани­лось гораздо меньше, однако известно, что существовали басни, анекдоты, пословицы и поговорки.

У истоков исторической жизни Египта в III тысячелетии до н. э. появляются удивительные следы красивых письменных знаков, сле­ды непрерывного письма. Это письмо пока еще остается тайной Египта и позволяет сделать заклю­чение, что письменность могла быть создана еще до начала еги­петской истории.

Но кто были эти таинственные писцы, пришли ли они в Египет из неизвестных краев и погибли гам, унеся в могилу свою систе­му красивой письменности, или странствовали близ Египта, зарож­дая идею создания письменности среди людей, живущих у берегов Нила,– все это пока загадка еги­петского сфинкса.

Во всяком случае, возникшая впоследствии на берегах Нила ри­суночная письменность, вероятно, имела другое происхождение.

Одновременно с появлением письменности у шумеров на рубе­же IV—III тысячелетия до н. э. возникла и письменность египтян. Первые знаки-слова изображали краской на горшках и черепках.

В период первых двух династий эти знаки-слова умножались; они стали обозначать различные хозяй­ственные отношения, торжествен­ные события и военные походы. Известно, что звуковые комбина­ции появились довольно давно. Они были перемешаны с рисуноч­ной письменностью. Изображение числа встречается уже в самом на­чале египетской истории. Из этого можно сделать вывод, что человек вначале научился считать и лишь потом писать.

 

Розеттский камень

Камень был из черного базаль­та. Верхняя часть текста, несо­мненно, написана иероглифами, «священными буквами», и она должна, как об этом говорится в греческом тексте, совпадать с ниж­ней, греческой частью.

Давно и, казалось, навеки умолкнувшим камням и папиру­сам Древнего Египта вернул «дар речи» великий французский уче­ный Жан Франсуа Шампольон (1790—1832).

Египетское письмо содержало более 800 знаков. Египетский язык оказался очень развитым и гиб­ким. Писались иероглифы во все стороны, но при этом соблюдался ряд правил:

· Первое правило: головы людей, птиц, живот­ных, изображенных на иерогли­фах, всегда были повернуты в ту сторону, откуда надо начинать чтение.

· Второе правило: выписываемые знаки образовывали квадрат. Сло­ва в предложении не отделялись друг от друга. Точек, запятых и других знаков препинания египтя­не не знали.

Таким образом, письмо было великим искусством жителей бере­гов Нила. И владели им лишь очень сведущие люди. Эти люди выходили из специальных школ писцов, находившихся в пределах храмов. Для основной же массы египетского народа письмо и счет оставались тайной. Это способство­вало появлению чувства священно­го трепета перед иероглифами.

Архитектура

Археологические раскопки вы­явили, что города центральной части Древнего Египта имели строгую планировку. Улицы пере­секались под прямым углом, в центре возводили дворец и святи­лище, склады, казармы, дома – усадьбы вельмож, на окраинах – дома ремесленников и хижины бедняков Жаркий сухой климат Египта, обилие тростника и ила определи­ли характер строительных матери­алов: обмазанный глиной трост­ник, кирпич из нильского ила с соломой, в монументальных соору­жениях – камень. Художествен­ные формы и изобразительные мо­тивы сохранившихся храмов, двор­цов, гробниц царей и знати взяты из природы: солнце, считавшиеся священными лотос и папирус, пальма и т. д.

Памятники древнеегипетской архитектуры и подчинявшихся ей остальных видов искусства на про­тяжении всей ее истории имели в основном культовое назначение. Раскопки захоронений дают пред­ставление о характере и уровне развития искусства и архитектуры Египта самого раннего времени.

В додинастический период (V— IV тысячелетие до н. э.) древней­шие могилы, как и ранние жили­ща, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, покрытые ветками, циновками. За­тем появились прямоугольные за­хоронения со стенами, обложенны­ми изобретенным в то время кирпичом-сырцом, то есть необо­жженным глиняным кирпичом, причем стены смыкались, образуя ложный свод из выступающих один над другим концов кирпи­чей. В конце этого периода над могилами стали устраивать песча­ные насыпи.

В эпоху Раннего царства (XXX— XXVIII вв. до н. э.) в архитектуре закрепи­лись образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростни­ка и глины, дома богатых – из дерева и кирпича-сырца с угло­выми прямоугольными в плане плоскими выступами-лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробни­цах строили заупокойные храмы, где совершались обряды, посвя­щенные погребенному.

Наиболее известные памятники архитектуры Древнего царства (XXVIII—XXIII вв. до н. э.)– мо­нументальные пирамиды обожест­вляемых фараонов и гробницы знати (мастабы), храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусо-образными колоннами. Стены хра­мов украшались рельефными изо­бражениями и надписями.

Египетские храмы были камен­ными. Храм не представлял собой вполне законченного целого и без нарушения гармонии мог по жела­нию быть увеличен, точнее, про­должен пристройками. На его со­оружение шли глыбы камня – гранита, диорита и алебастра. В стройном чередовании колонн с капителями в виде цветка лото­са или папируса храм ровно раз­вертывался по горизонтали, как бы перекликавшейся с гладким пейзажем долины. И эта горизон­таль без ясно обозначенного начала и конца создавала впечатление вечности.

Одним из примеров такого ар­хитектурного шедевра можно на­звать храм знаменитейшей царицы Хатшепсут, воздвигнутый в конце XVI в. до н. э., его строил великий зодчий Сенмут.

Изобразительное искусство. Скульптура.

Незыблемость и непостижи­мость – вот основные принципы, служившие опорой верховной власти в Египте, принципы, с самого возникновения египетской державы определившие обожест­вление ее полновластных правите­лей – фараонов. Во славу царей, во славу идей, незыблемых и не­постижимых, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслажде­ния, а как утверждение в поражав­ших воображение формах и обра­зах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон, «бог благой», согласно его официально­му титулу.

Власть фараона над народом Египта, превосходство египетского государства над соседними племе­нами и царствами утверждались все крепче и крепче. Но как же сочетать это с самым страшным, что ожидает человека, со смертью? Такое невиданное могущество, та­кая власть, и вдруг все это уни­чтожается смертью... Не может этого быть и не будет!

Рождается вероучение, соглас­но которому умершего ждет вос­кресение. Страстное желание оста­новить, побороть смерть, которая представлялась египтянам «ненор­мальностью», нарушением естест­венного течения жизни, страстная надежда на то, что смерть прео­долима, породили заупокойный культ, наложивший свою печать чуть ли не на все искусство Древ­него Египта.

Заупокойный культ неразрывно переплетался с обожествлением ца­ря. Это и определяло задачи древ­неегипетского искусства. Найдя их решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь напротяжении тысячелетий столь а незыблемым и непостижимым. Застойный характер древнеегипетского рабовладельческого общества определил в общем единообразие египетского искусства. Однако и в этом единообразии египетские художники умели проявлять индивидуальность.

Заупокойный культ Древне Египта не был культом смерти, как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь сделать так, чтобы смерть – явление временное – не нарушала красоты жизни.

В Каирском музее хранится шиферная плита конца IV тысячелетия до н. э., знаменующая переход от додинастического периода к Древнему царству. Это знаменитая заупокойная плита фараона Нармера, памятник огромного значения в истории искусства, признанный ключевым для понимания всего последующего художественного творчества Древнего Египта.

Первобытного художника пленяла вера, в магическую силу изображения.

Пиктография, то есть рисуноч­ное письмо, была общей первона­чальной основой и письменно­сти, и изобразительного искусства Египта. Изображение для егип­тян – это прежде всего знак. Но знак не в нашем понимании, как что-то условное, подсобное, а как священный знак-образ, обладаю­щий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета значило сберечь и увековечить его жизненную силу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: