Египетское государство.
До образования в Египте целостного государства (Верхний и Нижний Египет) он представлял собой отдельные части, которые в ходе долгой войны были объединены в результате победы (3000 год до нашей эры) тогда еще отдельного Верхнеегипетского царства. Начало летописной традиции в Египте связывают с основателем I династии царем Мином, который по преданию основал столицу Мемфис на стыке объединенных царств, воздвигнув плотину для того, чтобы защитить новый город от наводнения. При царях I династии египтяне стали постепенно продвигаться за пределы своей страны: в Нубию, Ливию, на Синайский полуостров. Одной из главных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержания ее в порядке, как следствие – все более развитая сельскохозяйственная деятельность, включавшая в себя искусство возделывания винограда. Развитие скотоводства и ткацкого ремесла, пробы изготовления первой бумаги – папируса, и как следствие – распространение письменности.
С I по VII династии Египет обладал огромной властью, государство приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат, чьей основой являлись обширные ресурсы земли, рабочей силы и продуктов питания. Период правления III–VIII династий по праву называется Древним царством, его эпоха продолжалась на протяжении почти трех тысяч лет. В это время в Египте значительно окрепла и упрочилась царская власть, свидетельство тому — самые знаменитые памятники древнеегипетской цивилизации, колоссальные царские пирамиды, возведенные царями IV династии — Хуфу (Хеопсом), Хафра (Хефреном) и Менкаура (Микерином). Самая первая египетская пирамида была сооружена еще в начале III династии для фараона Джосера. Сохранилось имя зодчего этой пирамиды — Имхотеп. Впоследствии он был обожествлен и почитался в Египте как покровитель наук и искусств. Первым лицом после фараона был верховный сановник, он же главный судья, исполняющий множество разных функций. Во время правления III династии Египет окончательно вступил в медный век. Он характерен стремительным ростом каменного строительства, апогеем которого, как было сказано, явилось возведение царских усыпальниц – огромных пирамид с поминальными храмами и городами вельможеских гробниц, особенно при V – VII династиях.
|
В конце правления V династии власть фараонов начинает ослабевать. Истощенный строительством и социальными противоречиями, Египет к началу правления VII династии окончательно распался на полузависимые номы, а к середине XXIII века до нашей эры наступил период упадка и внутренней раздробленности. Во время смут оросительная система пришла в негодность, население страдало от жестокого голода, на египетский престол претендовали два объединительных центра: Гераклеополь на севере и Фивы на юге. Победителями из этой схватки вышли Фивы, и при Ментухотепе I страна была объединена, хотя еще и не очень прочно. На правление XI династии приходится расцвет Среднего царства (XXII – XVIII веков до нашей эры), многочисленное строительство крепостей, начало использования бронзы, возникновение производства стекла, создание большого водохранилища, новой оросительной системы, восстановление прежней силы сельского хозяйства, появление множества мелких и средних хозяйств. В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны позиции номовой знати, но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения, важную опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями богатства страны являлись хемуу нисут – царские хемуу, лишенные прав собственности на оружие и средства производства; они использовались в царском, храмовом и частном хозяйстве. Рабы-баку, известные еще в эпоху Древнего царства, составляли лишь часть личного имущества собственника и могли быть куплены или проданы.
|
В области государственной религии также произошли изменения: на смену солнечному культу Ра, господствовавшему со времен Старого Царства, пришел культ Амона, который был отождествлен с древним государственным богом Ра под именем Амон-Ра. Заупокойные ритуалы, имевшие у египтян огромное значение и составлявшие одну из важнейших черт древнеегипетской культуры, стали доступны не только вельможам, но и людям среднего достатка: необходимые культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофагов.
Египетская культура.
Ее истоки настолько теряются в глубокой древности, что когда английскими учеными Флиндерсом Питри и Джорджем Квибеллом была обнаружена доисторическая культура Египта, она была настолько не схожа с привычной нам культурой фараонов, что ее поспешили назвать неегипетской. Предполагалось, что египетская культура базируется на многочисленных смежных с ней культурах, например, автохтонных, сахарско-суданских или африканских. Африканская по происхождению, древнеегипетская культура не сразу обрела свое лицо, только по мере приближения к династическому Египту этническое и культурное своеобразие жителей долины Нила проявляется все более заметно. С постепенным переходом к ирригационному земледелию и скотоводству, с отступлением охоты на второй план поселения в долине Нила становятся более постоянными, долговременными, этнический состав – более стабильным. Географическая изолированность Египта обусловила самобытность его культуры и особенности мировоззрения его народа, относившегося к чужеземцам с подозрением. Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной и восточной пустынь традиционно считались врагами и в символическом смысле являлись олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии египетского государства. Хозяйственная и этническая стабильность – одно из важнейших условий вызревания прочной культурной традиции, которая впоследствии дала тот неожиданный взрыв, благодаря которому Египет переступил грань доистории.
|
Только многовековое накопление элементов египетской цивилизации – в сфере материальной (постепенный переход к изготовлению медных орудий, совершенствование системы ирригационного земледелия, развитие скотоводства, ремесла, обмена), в сфере социальной (возникновение имущественной дифференциации и социальной иерархии, появление городского населения), в сфере духовной (развитие заупокойных представлений, культа обожествленного правителя, солярного круга, специфических египетских искусств) – и, наконец, появление иероглифического письма, восходящего к пиктографии, позволили египетской культуре проявить свой характер, уже не столько африканский, сколько именно египетский, и эта кристаллизация приходится на сравнительно небольшой отрезок истории – конец додинастического периода (3300 – 3000 годы до нашей эры) и Раннее царство – время возникновения единого египетского государства. Именно в этот период выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. Одна из таких черт представляет собой сочетание первобытности со сложным и зрелым мировосприятием. Тогда же возникают все виды знаков египетского письма, системы счета, появляется первый свиток папируса, попытки мумификации, начинают возводиться монументальные сооружения – гробницы-мастабы, статичные статуи официальных лиц.
В эпоху Раннего царства формируются характерные черты сакральной египетской монархии, где царь – божественный владыка Обеих Земель, носитель двойной короны Египта, воплощение бога Гора. Впервые складывается царская титлатура из четырех имен. Царствование фараонов в течение трех тысяч лет над Египтом было одним из главнейших принципов древнеегипетской религии, так как именно фараон-египтянин считался гарантом порядка и гармонии в стране (принципа Маат); и он же был ответственным за благосостояние государства и за правильное отправление культов многочисленных богов. Отождествляемый при жизни с богом Гором, после смерти фараон становился Осирисом. Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами и немыслимой без Маат – божественного порядка и истины. Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам, царь также должен стремиться к Маат, который часто понимался как правопорядок, справедливость. Египетские боги также почитались как создатели ремесел и искусств, письма и счета, науки и магии. Иероглифическое письмо понималось как слово бога, подчеркивалась роль бога мудрости Тота – Владыки слова бога, создателя письменности, покровителя литературы и писцов, его называли также Владыкой счета и Исчислителем лет, он был покровителем лекарей и магов, ему приписывали силу даровать жизнь богам и людям. Некоторые тексты заклинаний были написаны у статуи этого бога, которая находилась в одном из древних храмов, ранее именовавшимися домами жизни, в них часто размещались библиотеки, архивы, записи правления царей. Сооружение гигантских пирамид-усыпальниц – яркое свидетельство того, насколько велика была в Египте вера в божественную силу царя, распространявшуюся на людей даже после его смерти. Бог Благой (Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь являлся средоточием религиозной жизни, и от его земного и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.
Практика мумификации тел умерших существовала на протяжении всей древнеегипетской истории и была одной из главных особенностей египетской культуры. Сохранение тела являлось необходимым требованием воскресения в загробном мире и обретения вечной жизни. Готовая мумия обертывалась льняными бинтами, между которыми помещались многочисленные амулеты, предназначенные оберегать умершего от враждебных демонов преисподней. Украшенную портретной маской мумию укладывали в деревянный расписной гроб (или несколько гробов), а затем в массивный каменный саркофаг. Пышность погребения и количество погребальной утвари варьировалось в зависимости от социального и имущественного положения покойного.