Архитектура римских гробниц.




Этрусская традиция: тумулусы – курганы срасположенными под насыпным холмом погребальными камерами и

дромосом, сложены из каменных блоков. Перекрыты ложным сводом/куполом. Еще были скальные (высечены –некрополь Бандитачча).

Связаны всегда с темой памяти, город мертвых предварял город живых. Надгробия сопровождались надписями; разнообразны, но всегда 1) апеллируют к путнику (контакт). 2) указаны все должности, звания умершего (помимо имени). Суровый староримский стиль, характерный для скульптурных портретов, долго там не удержался (элита постепенно сориентировалась на другие вкусы), но этот стиль «перекочевал» в надгробия. Лицо как топографическая карта жизненного пути. Надгробие с Виа Статилия –желание подчеркнуть в изображении супружеской пары, моменты, объединяющие их. Здесь показываются социальные моменты (социальное значение семьи), а не любовные узы. Проработка формы не тщательна, тяготеет к ясным, простым жестам, суровость, строгость –итог жизненного пути. Надгробие Вибиев –мужская и женская фигуры, подобны живым людям (старые), между ними мальчик –показан как скульптурный портрет (бюст). Изображение мальчика говорит о том, что к моменту заказа надгробия, сын был уже мертв –разные временные и качественные составляющие образа. Античное надгробие «ретроспективное» -образ человека показывает всю жизнь, изображение апеллирует к живым как образ подражания, назидания. Надгробие Рапириев – те же принципы, но грубее (чем Вибиев). Погребальная стела из Равенны – надгробная стела, принадлежавшая фамилии, занимающейся постройкой кораблей. Показана история рода, есть изображение профессии, сначала сделана одна часть, потом приделана другая.

Мавзолей Августа на Марсовом поле. Рядом с Тибром и Виа Фламина. Полное название –тумулис семьи Юлиев. За образец этрусский тумулус. Внешне он такой, по сути тумулусом не является. Сложный каркас –с центре бетонное основание (столб), к которому примыкают субструкции, составленные из сводов и арок (постепенно они уменьшаются к верху –пирамидальный принцип). Вход отмечен небольшим портиком, только с одной стороны. По одной из реконструкций, он был наверху засажен деревьями. Один из ранних памятников, который декорирован опусом ретикулатум. Мавзолей Адриана (Замок Св. Ангела), напротив мавзолея Августа (через Тибр). Есть идея преемственности власти. Мавзолей Августа с Марсовым полем связан с мост Элья (освящен в 134). В 135-140 – строительство мавзолей Адриана. Центрическая композиция, но с осевой композицией и фасадной ориентацией. Параллелепипед в основании, дальше цилиндр, потом храм. Есть натуральные посадки, идея восходит к тумулусам и напрямую перекликается с мавзолеем. Мавзолей Елены (мать Константина). Центрическая постройка, идеи тумулусов, императорских мавзолеев.

Мавзолей Констанции. Осевая композиция, есть ниши (украшают цоколи), только несколько ниш во всю высоту. Портик есть и внутри, состоит из сдвоенных колонн, на которые опираются арочки (движение по периметру), также так на арочки опирается цилиндрический свод. Центрическая постройка. Колонны спарены и стоят друг за другом, благодаря чему при определенной точке зрения кажется, что там по одной колонне.

Во время империи в частных гробницах по-прежнему господствует обращение к тумулусам (гробница Горациев и Куриациев). К концу республики нарастает индивидуальность, это уже не общественный человек, а индивид. Гробницы становятся помпезными, главное –прославление человека. В Риме был закон о неприкосновенности гробниц. Увеличивается по вертикали; увеличивается надземная часть. Гробница Цецилии Метеллы, 30г до н.э. (жена Марка Красса, сына Красса, цезарианца). На Виа Аппия, на одном из высотных мест. Объем и масса, имеющие четкую структуру: параллелепипед, цилиндр, конус. В бетон вставлены блоки травертина, бетон и фасад облицованы травертином. Написано: Целилии Метеллы, дочери Кратика, жене Красса (прославляет еще ее отца и мужа). В декорации фестоны и другие знаки триумфа. Имеет внутреннее пространство. Внутри конус. Гробница Булочника Ирисака (ваи Пренестина, виа Лабикана, рядом порто Маджоре). Трансформация тумулуса, неправильная форма (тк на перекрестке).Уже не ордерная декорация, а какие то тондовые круглые щиты (дырки) (форма печи или чана), повествуют о разных этапах приготовления хлеба. Это рассказ о повседневной жизни. Важна тема повествования, которая может подняться до героической или божественной. Опять есть принцип дискретности: последовательный рассказ с выделением ключевых элементов. Гробница всегда направлена на будущее, на память и славу потомков. Архитектурная декорация является продолжением рельефной, в самом начале раб кладет хлеб в жерло печи, оно почти круглое и темное и потом вот эти круги, как бы много жерлов, повторяются при декорации всей гробницы. Гробница Гая Цестия,18-12г до н.э. Отсылает нас к египетской теме. Вид пирамиды, нерасчлененный массив, фланкируется колонами с 4х сторон (они чуть отступаю). Контраст и внутреннее драматическое развитие.

Еще строили колумбарии –для урн с прахом (обычно под землей). Особенно распространились в 1в, когда и частные дома вытесняют дома-инсулы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: