Форум Траяна (Аполлодор Дамасский, 108-117, освящен в 113г).




Любой римский форум – центр экономической, социальной, политической жизни. При Цезаре наметился переворот – форум – прославление личности. На императорских форумах нет таберн. Траян сохраняет таберны (скорее рыночный комплекс), но уводит за границы форума. Последний императорский форум Рима, освящен в 113, самый крупный архитектурный ансамбль, занимает склон Квиринала, но тот не срезали, а обыграли; украшен трофеями дакской войны 106г (все говорит о военном триумфе). Подводит итог и открывает новые возможности. Ограничен высокой травертиновой стеной, вытянутая прямоугольная площадь, завершается зданием храма (И входная, и завершающая стены полукруглые). Поперечная ось появляется благодаря экседрам; в центре первой площади, на пересечении осей золоченая бронзовая конная статуя Траяна (есть заимствование идей, но живут они совсем по-разному). Вход – триумфальная арка, дальше вертикальная ось, но останавливается базиликой Ульпия (5нефов, за ней видна колонна Траяна, высокий подиум, двери входа не соответствуют дверям выхода, надо ее пересечь наискосок; на торцевых сторонах экседры, прикрытые колоннами). На других форумах не было базилики, с торцовых сторон полукруглые экседры, прикрыты колоннами. За базиликой малый перистильный двор, там колонна Траяна, вокруг 2 библиотеки (латинская и греческая). Потом еще 1 перистильный двор, завершается храмом божественного Траяна (строится после него). У базилики 3 входа, центральный шире, но мы все равно несколько останавливаемся (сбиваемся с пути). На фасадах библиотек балконы на 2м этаже, поднимаясь, прочитываем рельефы колонны. Все взято из старых построек, традиционно, но прочтение другое.

За форум вынесен многоярусный рыночный комплекс, занимающий часть склона.Примыкает к северо-восточному полукружию и повторяет форму экседры площади. С одной стороны огромная стена, которая ограждает форум, с другой узкая улица. Улицу можно увидеть только в ракурсе, она повторяла выступ экседры форума. Рынок состоит из двухярусных таберн внизу и здания «биржи». Таберна перекрывается цилиндрическим сводом, скрытым в квадратном портале с квадратным окошечком, на стене видна только разгрузочная арка (каркас вплавлен в систему бетона). Во втором снизу ярусе - арки с наложенным ордером. Сверху этих арок идет чередование разных по форме фронтонов (треугольных, полукрцглых). У композиции сложный ритм, перемежаются открытые и закрытые пространства. Угол завершается прямоугольной нишей. С боковых сторон полукруглые залы, перекрытые полукуполом. Сверху «биржа», стоит на перепаде высот. Снаружи видны мощные разгрузочные арки. Каркасная конструкция. Внутри в главном зале рынка применен трехпролетный крестовый свод (обширное открытое пространство).Площадь вымощена плитами цветного мрамора. Облицовка стен форума с внутренней стороны также была мраморной. Экседры были украшены позолоченными изображениями трофеев. В портиках площади, в храме и в базилике помещалось множество статуй. По сути, это ряд таберн, оформленный декоративной системой.

 

Сулла восстанавливает святилище Фортуны в Пренесте (перворожденной). Фортуна в это время становится одним из главных божеств в Пантеоне (переломные моменты). Он восстановил не только святилище, но и площадь городского форума. Неизвестно, были ли 2 ансамблю связаны вместе. На форуме храм, здание курии, базилика (2х нефная). Возникает еще один вопрос, какой именно храм был главным (какой был местом почитания Фортуны)? Тот, что на форуме или тот, который увенчивает ансамбль святилища (очень маленький). В нижней части города ансамбль строится по принципу террасного построения. В святилище широко использовалась техника бетона. Форум: окружают 2х ярусные портики. В восточной и западной пещерах, по сторонам от курии найдены две мозаики: экзотический момент (истории из жизни Нила). Базилика на форуме расположена на разных уровнях, с южной стороны 2х
37. Святилище Фортуны Примигении в Пренесте (ок 80г до н.э.).

ярусные портики для прогулок (внизу тосканский, вверхукоринфский ордера). С севера одноярусный портик и еще одна структура наподобие нефа (то же мы встречали в базилике Эмилия на форуме Романум), которая предохраняла базилику от разрушений, перекликается с осью всего святилища, они параллельны. Решение площади, портиков, окружающих базилику, перекличка осевых композиций говорят о том, что вполне возможно, что дваансамблю были созданы как одно целое.

Ансамбль святилища на семи террасах. Издалека мы видим огромную архитектурную композицию, идея по городу, мы его не видим и постоянно поднимаемся (не видим цели). Когда мы, наконец, видим памятник, то не видим его целиком. Три террасы –основание. Находясь на 2й террасе, видим основание 3й (сложена из огромных глыб нерегулярной кладки). С центра 2й террасы, видим нечто, напоминающее мотив триумфальной арки. Благодаря мощному основанию третьей террасы, создаются идеи о природном начале, тектоники. На третьей террасе видно, что была не 1, а две триумфальные арки (сверху, уже), что усиливает осевую направленность. На 4ю террасу ведут пандусы (треугольный характер придает движение), крытые сверху. Пандусы узкие, тенистые, внутри украшен рядами колонн, но там, где два пандуса сходятся вместе пустое открытое пространство (видим свет в конце тоннеля и идем к нему). У основания пандусов (в пятах) были площадки на которых располагались статуи Юпитера и Юноны (с разных сторон) –они как бы образуют две стороны треугольника. Третьей вершиной было место соединения пандусов (открытое пространство) или скорее видневшееся вдали храмовое святилище со скульптурой Фортуны. Вообще иконография Фортуны очень редка, она обычно изображается сидящей, а на коленях у нее два близнеца: Юпитер и Юнона. На 4й террасе мы, наконец, полностью видим святилище. Но мы нарушаем логику движения, потому что идем направо, вдоль террасы к раке вдоль рядов таберн (дорика). Рака находится рядом/в полукруглом, вогнутом портике, перекрытом криволинейным цилиндрическим сводом (новинка римской архитектуре), причем там также есть наложенные ордерные декорации. В этой экседре сознательное усиление сложности: массивная субструкция опирается на легкий портик. Еще Цицерон написал, что в этом месте основали святилище Фортуны, потому что были даны жребии: как раз рака и еще олива, которая стала истекать медом (на ее месте сам храм). Под лестницей есть криптопортик (опус инсертум), он усложняется понимание ансамбля, вообще всегда присутствуют перпендикулярные нашему движению элементы. Снова возвращаемся на главную ось (лестница). Поднимаемся на 5ю террасу, здесь нет ничего сложного, просто ряды таберн с коринфской декорацией (чередование с простенками). 6я терраса представляет из себя большую прямоугольную площадь, окруженную портиками (2яр коринфские), П-образная в плане. Все завершается театроном, где нет здания скены (все представляющиеся здесь мистерии происходили на огромной 6й террасе). Элемент пирамидальной композиции: на 4й террасе два криволинейных портика (один с ракой), театрон тоже завершает огромнейший криволинейный портик. В основании театрона тоже перпендикулярный криптопортик, которые как бы желает нас увести от основного пути следования. Использован бетон, который работает, а не просто является костной массой. Когда мы шли с низу, мы не видим куда мы идем. Сверху тоже самое, не видим всего ансамбля: 6я терраса как бы является краем перед обрывом, однако мы уже все прошли и поэтому храним память.

Это одно из первых зданий, в котором с необычайным блеском раскрывается стремление римского зодчества к грандиозным ансамблево-пространственным решениям. Завершалось небольшим круглым храмом. Вместо храмового святилища была построена загородная резиденция Колоны-Барберини (но основная идея сохранена).

С севера отвесная поверхность скалы скрыта за красиво декорированным двухэтажным фасадом.

Пантеон (125г).

Храм всех богов (Пантеон). Стоит на месте Пантеона Агриппы на Марсовом поле (рядом термы Агриппы), строительство связывают с Аполлодором Дамасским, при Адриане. На фасаде написано, Марк Агриппа сделал, с тем, чтобы прославить своего предшественника. Цилиндрическая постройка, перекрытая куполом. Использовались все традиции, но постройка новаторская. Традиционно: сакральный участок с храмом в конце (еще у этрусков); портики, ведущие к храму; разница в масштабе между портиком и храмом; осевая композиция (благодаря триумфальной арке); фронтальная ориентация. Перед пантеоном находился прямоугольный мощеный двор, окруженный портиками с пропилеями на оси портика храма и триумфальной аркой посередине. Когда входим, виден только традиционный портик. Глубокий пронаос, по сути, в переходе есть 3 целлы, одна из которых «разрастается» и принимает цилиндрическую форму, становится главной целлой. Четкое трехчастное деление. Портик – переход – ротонда. На фасаде портика тоже трехчастное деление. Портик – переход-аттик – ротонда (с внешней стороны). Сочетание прямоугольного пронаоса и ротонды – самый неприятный момент, очень острый угол, но когда он строился это было не видно (закрыто). Ротонда с куполом – единая монолитная система. У нижней зоны наполнение бетона травертиновой крошкой, у верхней – пемзы и туфа (идея тектоники и облегчения). Сакральность переносится с внешнего фасада внутрь. Есть пилоны, различные по рисунку ниши (вынимают массу бетона из стены). Над каждой из ниш в бетонной массе вплавлены разгрузочные арки (там их несколько). Монолитно-сводчатая система с ясным работающим каркасом. Каркас возникает и в самой опоре. На фасаде трехчастное деление. Ротонда разбита на три яруса. Получается, что купол со всеми разгрузочными арками опирается на нижнюю часть (купол опирается на стены), внешняя стена погашает распор купола (внутри тоже имеет каркас), а не несет его (третий ярус –это аттик, кажется, будто купол на него опирается). Наверху купол сначала отливается ступеньками – усиливается погашение бокового распора. В портике снаружи 2 ниши («экседры»), там статуи Агриппы и Адриана. Система фронтон – аттик – купол. Ниша показывает глубину стены, ее пластику и ее светотень. 8колонный портик (трехпролетный в глубину), 2р по 4к, делят на три части. Внутри 7 ниш (4 прямоугольных, 3 полуциркульных), посвящен Юпитеру и 7 планетарным богам (все они космологические, связаны с Юпитером, заполняют ниши). Нижний ярус украшен колоннами и пилястрами коринфского ордера, верхний представляет собой как бы аттик и расчленен пилястрами из цветного мрамора. Внутри мраморные полы, почти полностью сохранилась полихромная мраморная отделка. У них сложная орнаментика, благодаря движению, видим там тему круга и квадрата. Над входом (переходом к ротонде), тема арки (полуциркульный сводик с кессоанми). Плоская декорация боковой стены и насыщенная декорация портала. Центральный интерколумний больше. Портал имеет трапециевидную форму. Напротив входа большая открытая ниша с конхой. Там располагалась статуя Юпитера. Все ниши, кроме центральной, прикрыты ордером, благодаря чему пространство остается единым. Идея роста присутствует, идея убывания ярусов (уменьшается и пластика). Часть второго яруса была переделана в 17 веке. В куполе кессоны трапециевидные (дают движение), они своим рисунком облегчают рост купола (облегчают его и физически). Вся архитектура построена ради внутреннего сложноорганизованного пространства, которое предельно символично. Купол и кессоны были украшены бронзовой золоченой декорацией. Это образ мироздания и образ римской империи (пакс романа). Высота пантеона равна его диаметру, мы находимся внутри шара. Единственный источник света – солнечный свет из окулюса (9м), который отражается благодаря медным золоченым деталям. Римская архитектурная революция завершилась. Пантеон построен из кирпича и бетона. Толщина стен — 6,2 м. Внутри стен имеются пустоты для облегчения их веса. Для прочности стен и правильного распределения сил тяжести и распора применена строго продуманная система больших и малых кирпичных арок и поперечных перемычек, придающих жесткость стенам. Купол по конструкции подобен стене и сложен из горизонтальных слоев бетона, прослоенного большими двухфутовыми кирпичами. Опорная стена и нижняя часть купола пронизаны пустотами и снабжены кирпичными арками, которые образуют целую систему и позволяют равномерно загрузить опорные части. Кессоны (5р, потом гладкая стена) расчленяют поверхность и облегчают вес купола, их перспективное сокращение зрительно увеличивает его высоту.

Введение портика в центрическом сооружении искания еще в республиканском храме В на Ларго Аржентино. Развитие купольного строения связано с архитектурой нимфеев и терм. В Пантеоне впервые цилиндрический купольный объем приобрел самостоятельное значение. Идея ротонды с окулюсом заимствована из терм Меркурия в Баях, переработана, затем вернулась в термы Каракалла.

Колизей (75-80г).

Веспансиан (69-79) из провинций, пришел к власти благодаря поддержки армии; продуманная политика, показывал, что ориентируется не на Нерона, а на предшественников. Политика прославления своей династии и обращение к Августу (напрямую, а не ко всей его династии). Все сооружения Флавии строили общественные на месте дома Нерона. Колизей стоит на месте Золотого дома Нерона (при входе была колоссальная статуя, но вместо лица Гелиоса, лицо Нерона, поэтому и Колизей), между форумом Романумом и построенным позже храмом Венеры и Ромы. Еще на месте дворца термы Тита и Траяна. Овальная в плане форма, на 56тыс зрителей. Архитектурная система построена на применении кирпично-бетонных субструкций, поддерживающих облицованные мрамором зрительские места. Снаружи – трех ярусная система, основанная на применении ячейки (криволинейная форма –нет однообразия). Тосканский-ионический-коринфский (на 4м высокий аттик и пилястры). 188х156 снаружи, 85х54 арена. Постепенно разворачивается стена, окованная травертином. Колизей строится на месте озера Нерона. Завершили постройку сыновья.

Связан с предшествующим ансамблем, с входом на Виа Сакра. Короткая сторона ориентируется на форум Романум. Ритм организации фасадов тоже подводит к ансамблю форума. Каркас состоит из 560 пилонов, связанных 80ю радиальными стенками и переходами, цилиндрическими сводами (все из бетона). В местах соединений разнонаправленных цилиндрических сводов –крестовые своды. Так как овал –две оси, архитектурно выделены. Основной материал травертин (основной в оформлении, традиции). Визуально работает не арка, наложенная декорация. Каждый ярус чуть отступает от предыдущего. Пропорции по золотому сечению. На 1м этаже нет цоколя (позволяет свободно зайти), на втором есть, на третьем еще выше (между аркой, иллюзионистический эффект перспективы, хотя ордер един). В верхней зоне окна, прямоугольные, показывают легкость массива. Все открытые арки функциональны. Деталь: работающая арка, опирающаяся на столб, выделенный импост, но он не выступает за плоскость; антаблемент, но перекличка капители 1го и 2го дает рост (визуальный, не останавливает вертикаль), выделен архивольт. На «аттике» есть кронштейны, на них натягивался тент, которые мог закрывать внутреннее пространство. Архитектура организует движение. Сначала там устраивались еще и навмаи –водные сражения, потом внизу построили ипподеи (люди, животные). Была стуковая и мраморная декорация внутри –богатейшая. Сравнение Колизея с амфитеатром в Помпеях показывает путь, пройденный в отношении планировки и конструкции, композиции фасадов и внутренних частей. Соединение отдельных частей, лишенное органического единства в помпейском амфитеатре, заменилось в Колизее стройной системой, в которой экономно использована площадь, композиционные части жестко подчинены архитектурному целому. Наружная стена из травертиновых квадров; в верхней части из двух слоев: наружного (травертин) и внутреннего (бетон). Внутри 80 арочных входов, система кольцевых и радиальных переходов (возможность быстрой эвакуации). Мало сохранился внутри. По реконструкциям вокруг арены высокий подий, там несколько рядов мраморных привилегированных кресел, дальше 2 или 3 открытых яруса, завершался кольцевой колоннадой (поддерживала крышу). То есть либо 4, либо 5 ярусов мест для зрителей. В арках 2 и 3 этажей статуи (декорировали проемы и превращали пролеты в окна). Детали не отличаются утонченностью (например, в волютах ионического ордера, есть не доработанность). По сравнению с ранними памятниками (театр Марцелла), появляется профилированный архивольт (приближает архаду к решению триумфальных арок).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: