Гомеровский период (11-8в).




Преемственность от ахейских раннерабовладельческих обществ (в именах боговЗевс, Аполлон, Афина встречаются уже в пилосских надписях и в памятниках микенской культуры с характерными атрибутами). Ахейцы бежали на острова Эгейские, в МА, Кипр, в Аттику(средняя Греция), которую дорийцы не смогли захватить. Это переходный этап от родового строя к рабовладельческому. Основа общества – родовая организация, в недрах зарождается частная собственность, растет имущественное неравенство, что ведет к переходу к рабовладельческому обществу. Военная демократия переходит во власть родовой аристократии.

Архитектура (№10): только руины, строительство по микенским традициям. Представление по найденным в святилищах терракотовым моделькам. Планы напоминают очертания микенского мегарона – прямоугольной постройки, вход на узкой стороне, оформлен 2колонным портиком (и дома, и храмы –дома богов). Фундаменты ранних храмов из грубого камня, стены – из сырца, с деревянным каркасом. Балочные перекрытия поддерживались 4 деревянными столбами, с отверстием для выхода дыма. Вход чаще всего оформлен в виде двухколонного портика – как обычные жилые дома, так и храмы, которые мыслились как жилище божества. Храм Артемиды Орфии в Спарте (9-8 века) – один из древнейших. Прямоугольная форма, делится внутри рядом деревянных опор на две параллельные галереи. Столбам соответствовали другие столбы, стоявшие рядом с продольными стенами и принимавшие на себя часть нагрузки перекрытия. Членение на две части пространства храма встречается и в др храмах (в Дреросе на Крите). Терракотовая модель из Аргоса (вотивная модель храма Геры в Аргосе) – прямоугольная постройка,2клонный портик на главном фасаде, двускатной кровлей, на торцовых сторонах фронтоны. Эта форма стала исходной. Находки из святилища близ Перахоры. Терракотовые модельки, которые были вотивными дарами. Модельки –изображение храмов 9-8 века. Небольшие, перекрытые изогнутой двускатной кровлей здания подковобразного плана с апсидальным завершением. Почти наверняка закругленную стену имели и жилые дома. Вход выделен портиком с 2 опорами между «антами». В помещениях – очаг, отверстие вместо фронтона (выход дыма). В ранних храмах соединяются традиции жилого строительства этого времени и перерабатывается схема мегарона (напоминает микенский мегарон, заимствован и вестибюль, оформленный портиком). Храм в Принии (7в). Декор восточный, но Крит – граница между Грецией и Передней Азией. Здесь осевая колоннада развивается. Осевая симметрия, символическое разделение пространства храма на 2 части. Героон в Лефканди (10в). Огромное здание, раннее. Масштаб, апсидальное завершение. Внутри длинная осевая колоннада и помещения ритуального характера, под ними 2 захоронения (мужчина и женщина). Героон – посвящен герою, позже было засыпано курганом. Вряд ли оно могло повлиять на развитие. Есть наружная колоннада – идея опор, окружающих здание по периметру. Зарождается идея периптера. Сакральный участок в Фермосе (Этолия). С 9 по 7в возникают разные постройки. Храм В очень похож на Героон, но меньше, помещение не имеет апсидального завершения, только колоннада.

Вазопись (№8): в гончарном мастерстве преемственность с микенской керамикой. 11-10в – протогеометрика, сосуды с геометрическим орнаментом, но крупный и очень свободно нанесенный от руки, акцентирует определенные зоны сосуда;чем ближе к 9в, тем более упорядоченный орнамент (объясняется тем, что начали пользоваться циркулем и линейкой).Орнаменты –комбинации из геометрических элементов. Узоры черно-коричневой краской по светлому фону глины, горизонтальными поясами, заполняя всю поверхность сосуда. В 11-10 веках это концентрические круги, точки, волнообразные линии. В 9-8 веке складывается геометрический стиль. Аттика доминирующий центр, чаще всего амфоры для женщин, кратеры для мужчин. Орнаменты строги, но не сухи. Множество ваз в некрополе за городскими стенами Афин около Дипилонских ворот (огромные, выше человеческого роста, предназначались для жертвенных возлияний и служили надгробными памятниками, покрыты сложной орнаментальной росписью, в которую включены сложные композиции с большим количеством фигур). Большая Дипилонская амфора – отличается от ранне геометрических, нет широких темных полос, орнамент превращается в прозрачную сеть, наброшенную на вазу. Сосуд - практически скульптурная форма, узор подчеркивает тектонику и пластику сосуда, артикулированы переходы от одной зоны к другой. В центре – изображение обряда (протесис – тело выставляется в доме умершего; экфора – вывоз тела умершего, не статическая сцена, а движение). На Дипилонских амфорах и кратерах эпизоды сражения на суши, на море, изображения кораблей с большим количеством гребцов. С к9в на вазах начинают изображаться животные: конь, козел, водоплавающие птицы, человек. Поначалу фигуру человека по привычке составляют из геометрических фигур. Голова – круг, корпус – треугольник, руки –палочки (изломаны под острым углом). Некоторая округлость присуща бедрам и голеням, нет одежды и причесок. Фигура лишена объема, передается с 2х точек зрения – голова и ноги в фас, глаз и торс в профиль. Голова непропорционально маленькая по сравнению с вытянутым телом. Из этих примитивных, схематизированных фигур создают многофигурные сцены, представляющие собой похоронный обряд. В течение 8в сюжетная композиция занимает больше места на тулове, представляет целую картину, обрамленную орнаментом. Часто амфоры и кратеры служили надгробными памятниками. Лучшие образцы керамики эпохи геометрики – афинские вазы 8 века. Высокое художественное совершенство, строго продуманная композиция, удачное сочетание с формой сосуда. К концу 8в выступает главная черта искусства – стремление к правдивому изображению. Преодолевается схематичность, фигура изображаться округлой, обозначается нос, подбородок, глаз, лицо всегда в профиль, прическа (отдельные пряди), появляется одежда (сначала юбки, потом длинный подпоясанный хитон). В 9-8в рисунок становится самостоятельным видом искусства.Кроме Аттики существовал центр в Беотии (Фивы), подражали Аттике, но форма не такая четкая. Характерен силуэтный орнамент, регистровое построение, но гораздо проще. Используется восточная схема мирового древа (женское божество, птицы, рыбы, звери – все стихии связаны с божеством, она структурирует мир). В 7 веке в Коринфе изобретается черный лак, но геометрика здесь очень скучная – очень схематизированные, упрощенные узоры. В Аргосе нет ощущения логики тектоники. Дорическое население Родоса испытывает сильное влияние Ионии, используют здесь цветную обмазку. Кипр – место, где соединяется все со всем. Геометрика здесь проникнута всевозможными растительными мотивами. Гораздо более полихромное решение – светлая обмазка, красная охра, а геометризация не носит тотальный характер. Кратер из Куриона на Крите – неясно к какой школе отнести. Часто связывается с Кикладами, с Ионийской школой. Система декора (силуэтный орнамент, регистровое построение) отсылает к греческий геометрике, но восточная схема «древа жизни». К окончанию геометрики круг сюжетов расширяется. Изображения «мифологических» сцен, батальные сцены, акцент на непосредственное живое действие. Расширяется круг образов животных, появляются пластические образы (скульптура змеи на ручках, венчике, плечах), стиль становится более выразительным, экспрессивным. Пластика (№9): мелкие статуэтки из глины и бронзы (в основном вотивная скульптура из святилищ – в Олимпии, Дельфах, Самосе). Как и в росписях, фигурка имеет шарообразную голову с большим носом, плоский треугольный корпус и тонкие палочки-руки, округлые только бедра. Статуэтки: всадники, атлеты, герои, борьба героев с кентаврами, охотник с собакой. В 9-8 веках отливали только маленькие статуэтки, лишь в 6 веке родилась техника литья статуй более крупного размера потерей воска. О монументальной скульптуре 8в судят по более поздним статуям, восходящим к древнейшим прототипам «ксоанам», «ксоан» - деревянный столб, слегка обозначены формы человека, символическое изображение божества, раскрашивались. В искусстве 10-8вутверждается тема человека.Керамическая пластика: Фигуры с Крита (ок. 1000 года) –преемственность критской традиции– основа на круге, потом приделывалось все остальное. Идолы из Беотии – орнамент на скульптурах выполнен в том же стиле и лаке, что и посуда. Кентавр из Лефканди –особенная и совершенная пластика для 10 века, пропорционален, логичен декор, уравновешена звериная и человеческая части, одно из древнейших изображений синкретического существа в Греции. Изображение ранения на ноге(!) – ассоциация с мифологическим сюжетом.Бронзовая пластика: б ронза из Олимпии – изображения животных (часто конь, комбинируют объемные формы с уплощенными). К концу периода, нарастает интерес к повествовательности, появляются скульптурные группы. Кентавромахия – в условном виде показана схватка, кентавр как человек, к которому сзади приставлена лошадиная часть, но группа распадается на 2 части, соединяется только жестом. Скульптурная группа с Самоса – попытка показать драматическую схватку героя со львом, участвует и собака. Не условно-схематична, а нечто непосредственное, динамика и накал, герои уже соединены в единую композицию. Арфист из Ираклиона на Крите –изображаются люди различных профессий (арфист, возничий, воин из Олимпии). Было много украшений для крупных предметов (в основном для треногих котлов). Пластические изображения помещались на ручках котлов, кромках, венчиках, они схематичны, подчинены канону (слегка вытянутые конечности, широкие плечи, узкая талия). В 7в Грецию захлестывают восточные влияния, формируется ориентализирующий стиль, как переход от геометрики к архаике. Вотивная статуэтка из Афинского акрополя из слоновой кости –традиция вернувшаяся в Грецию через восток. Калаф с меандром – это от геометрики. Статуи с алтаря храма в Дреросе – культовые крупные статуи из бронзовых тонких листов в технике выколотки (на деревянной модели) –техника пришла с востока, используется, чтобы создать большую статую, увеличить масштаб, сплошным литьем большую статую не сделаешь.

Архаика (7-6в).

Вазопись (№11): еще в 7в в Коринфе изобретен черный лак, раннеархаические вазы (7-н6) расписаны темно-коричневым лаком по светлой глине. Силуэтные однотонные орнаменты сменяются тонким контурным рисунком, детализированным при помощи процарапанных линий, белой и пупурной краски, процветает ориентализирующий стиль. На протяжении 6в господствует чернофигурная (силуэтная техника), чисто керамическая, изобразительные свойства условны. Коринфская школа: разные формы, некоторые разделены на регистры. Изображения укрупняются и приобретают материальность, телесность по сравнению с геометрикой. Как правило, ориентализирующие сосуды покрываются цветной обмазкой, таким образом, черный лак наносится на цветной фон, полихромия усиливается моделировкой фигур другими красками. С Востока приходит мир животных, которые располагаясь регистрами, украшают коринфские вазы. Чернофигурный стиль предполагает, что черные фигуры изображаются на пустом фоне. Но уже широко используется прочерчивание, по крайней мере в Коринфе (прочерчивание – имитация приемов торевтики в керамике). В период ориентализирующего стиля уже много сюжетных композиций, вполне узнаваемых мифологических сцен. Ваза Киджи (мастер), протокоринфская вазопись. Роспись сюжетна, а не с животными. Примечательна: наиболее раннее изображение фаланги гоплитов. Батальная сцена, изобилующая деталями и цветами. В одном из реестров – тема охоты на льва (ориентальный сюжет). В следующий раз эта тема после вазы Киджи встретится только в искусстве эллинизма. Ионийская школа: регистры и фризы с животными, но без гравированной линии, решение монохромное, используются контурные линии (микенская традиция). Блюдо из Камироса –битва за тело героя. В 7в появляются подписи (знаем, кто герой). Менелай с Гектором за тело Эфорба. Сюжет драматичный, поверхность заполнена знаками-символами (пальметты, цветущие формы, блюдо как будто процветает). Боги, незримо присутствующие в делах смертных. С ионийской связана кикладскаяшкола. Амфора с Мелоса – очень монументализированная форма с крупными регистрами. В центральном регистре – возвращение Аполлона от гипербореев. Используется контурная линия, ковровое орнаментальное заполнение. На шейке– сражение за доспехи героя (Ахилл и Мемнон), слева и справа их матери богини (не участвуют, но сопереживают). Аттическая школа: сильная геометрика, в архаическу продолжает довлеть. Ориентализирующий стиль проникает позже, чем в Коринф. Сохраняется тяготение к большим фазам (практиковалось использование ваз как погребальных памятников). Мастер А наладоса и его Аналадосская ваза (ок. 700 года) – от геометрики силуэтный контурный рисунок, регистровое построение, но рисунок укрупнился, фризы и фигуры стали крупнее. Восточные мотивы – очень условные изображения львов, геральдическая композиция. Но это не ориентализирующий стиль в чистом виде, смешан с геометрикой. Мотив идущего льва вообще восточный (ворота Иштар). Элевскинская амфора – в основном регистре горгонны. Все действие концентрируется на шейке, ослепление Полифема. Герои не безликие фигурки геометрики, не похожи друг на друга. Одиссей выделен выразительным лицом, напористым прыжком, белым цветом. Фон заполнен орнаментом, процветающий фон. В Аттику проникает черный лак из Коринфа и там начинают формироваться, зарождаться черты будущего чернофигурного стиля (черное пятно, гравированная линия). Мастер Неса – изображает схватки с кентавром Несом. Мастер горгон – находится на пороге чернофигурного стиля. Известен его котел на сложной фигурой ножке. Характерно, шествия животных и восточный мир уходят на периферийные зоны, основную часть занимает мифологический цикл. В основной сцене фон уже почти расчищен, появляется гравированная линия. Фигуры горгон даны очень изящно и изысканно. Софилос, 1п 6в. Работает в духе Коринфских мастеров, расписывает большие сосуды (диносы – большой шарообразный сосуд на большой высокой ножке, смешивается вода с вином). Тоже фризы, большинство из них представляют старую ориентализирующую керамику. Но в самом видном месте (на самом верхнем фризе) уже появляется фигурная сцена. Сюжет – свадьба Пелея и Фетиды, бесконечно длинная процессия богов, направляющаяся к дому Пелея.

В кратера Франсуа (№23)(570г) впервые не просто черно фигурная техника, а уже стиль. Эрготим–гончар, Клитий –художник. 5 поясов с 9 мифологическими сценами, 12 фризов (?) Рисунок тщательный, переданы детали (дом Пелея, портик над источником, крепостная стена), много разнообразных движений; некоторые позы оч сложны (кентавр, бросающий камни; селен, надувающий мех). Кроме нижнего все фризы сюжетные, есть изображение сфинксов (сфинг, тк женщины). Два непрерывны: на ноже – битва пигмеев с журавлями, большой фриз – свадьба Пелея и Фетиды. Все остальные разбиты на две части. Нижний – ориентализирующий, выше сюжет о гибели царевича Троила от руки Ахилла (трагический мотив). Сзади возвращение Гефеста на Олимп. Выше непрерывный фриз с Пелеем и Фетидой. Выше скачки на погребении Патрокла – кентавромахия (битва лакифов с кентаврами), охота на каледонского льва – возвращение Тесея. Плюс 2 фриза на ручках, которые частично закрывают некоторые изображения, как будто их приделали после того, как остальной сосуд расписали. Часто Дионис и свита изображатся в фас, что очень редко (это связано с защитой). 560е-540е: Лидос, Амасис, Экзекий(№24)– три крупных мастера. Кратер Лидоса – укрупнение формы: один фриз, на горлышке, со второй половины тулова почти до ножки и ножка покрыты черным лаком. Фриз непрерывный, фигуры крупные. Похоже на шествие Диониса. Сам Дионис близок к Осирису – божество умирающее и возрождающееся. Всегда участвуют менады (вакханки) и селены. На ослике опоенный Гефест, которого Дионис решил вернуть на Олимп, для примирения Олимпийской семьи. Каждый персонаж индивидуален. Позже селены более безобразны. Часто изображение змей (вакханки ими подпоясываются, селены держат виноградную лозу, которая превращается в змею). На другой стороне вазы теснота, так как все оплетено виноградными лозами. Ручки обыгрываются тем, что некоторые селены пригибаются под ними. Ориентализирующие черты есть: занимают венчик вазы. Горгоны на ручках. Ограниченности черно фигурной росписи – работа с черным силуэтным пятном. Амасис – возможно и мастер, и вазописец, как то связан с Египтом. Много не присущих Греции черт. Работал со многими формами, но никогда не расписывал кратеры; любил амфоры, где ручки не заходят на плоскость тулова. Иногда использует обманку, как это было раньше в период ориенталистики. Амфора сбора винограда силенами (фигуры остро комичны, движения выразительны). В росписях ваз и терракотах нашел место комический образ. Дионис и Менады. Замкнутая в себе композиция, состоящая из трех фигур. Темы диалога (2 менады воспринимаются как одна). Форы укрупнены. Фриза нет, открытый, разомкнутый характер композиции. Реверс и аверс разделены волютами. Черно лаковый силуэт. Дионис целостен, гравировкой проработаны волосы и борода. Стоит с большим канфаром. Одежда менад черная, но там очень много графической проработки. Одна из менад держит в руках олененка (жертвенного), он сливается с одеждой. Необычно: использует свободный не залитый контур (для женский тел не использовал белую краску, а просто обвел светлый фон). Лекиф свадебное шествие (небольшой размер сосуда и одна ручка). Впервые появляются сцены из повседневной жизни, то есть просто свадьба, а не свадьба Пелея и Фетиды, но схема та же. Килик Божественная конюшня (конюшни Посейдона). Действие в интерьере с элементами дорического ордера. Эксекий (Аттика), сюжеты на героические ил драматические мифы, расцвет чернофигурного стиля. Гончар и вазописец, хороший график. Сосредотачивается на героях. Ватиканская амфора. Ахилл и Аякс друг напротив друга в центре на общем черном фоне, склонились над столиком и показывают на него пальцами, крест накрест на их плечи опираются по два копья. Вроде бы они играют в кости, на самом деле происходит что-то более важное, они кидают жребий, который решит все. Он первым стал обыгрывать этот сюжет. Между фигурами треугольник и написано (вдоль копий) Ахилл 3, Аякс 2 (он на шаг позади Ахилла). Фигура Ахилла увенчана шлемом. У Экзекия предметный мир строго ограничен, но они крайне важны. На другой стороне сцена проводов Диаскура, вообще сцены проводов воинов на войну тесно связана с темой погребения. Юноша играет со своим псом – в 5в такая тема появится на надгробиях как символ прощания с чем-то любимым, что было. Ахилл и Пентеселея, похожа на вазу Амасиса, аверс и реверс разделены волютами. Пентеселея – амазонка, убитая Ахиллом. Показан момент, когда Ахилл уже убивает ее, тут падает шлем, они встречаются глазами, он влюбляется, но уже поздно. Булонская амфора, самоубийство Аякса. Уникально: берет одну фигуру, а не тему диалога. Тема одинокого человека, рядом одинокая, склоняющаяся пальма. Рядом сложенное оружие и щит в виде трофея (спор о доспехах Ахилла, из-за чего все и происходит). Вводит новый мотив – «глазастый» килик (как глаза Диониса, оберег).

В 530х появляется краснофигурная техника. Изображение остается светлым, фон покрывается черным лаком – изображение более свободно (проработано внутренним кистевым/перьевым рисунком), сначала переводят почти один к одному из чернофигурной в краснофигурную. Сама форма ваза становится менее активной. Детали не надо процарапывать, можно рисовать линиями разной толщины. (№25) Андокидаи Никосфен (только он делал сосуды, повторяющие металлические сосуды – четкая форма, пластичные ручки) – первые, кто использовали красно фигурную технику в росписи, некоторые вазы –билингвы. Также разрабатываются мифологические темы, но широко распространяются жанровые сюжеты (пир, пляски, палестра). Главное действующее лицо –обнаженный атлет, слуга или музыкант, молодые в пышных хитонах танцовщицы и музыкантши. Одним из сильнейших считается Евфроний (№25) (1 из пионеров, только краснофигурная роспись)– любит расширяющиеся кратеры где можно разместить большую композицию. Борьба Геракла и Антея, монументальный характер, эмоциональная сила, герои ярко охарактеризованы (у Геракла тонкие черты лица, красиво уложенные кудри; Антей дикий, с косматой гривой, образ варварской силы). Не столько ищет новых композиционных решений, сколько создает новые более реалистичные образы, большое внимание анатомии. Мастера 6в (пионеры и чернофигурные) соперничают. В черно фигурной росписи открыли кадрировку (специально обрезали часть изображения), процарапанный рисунок используется для усложнения силуэтного пятна, так же окантовывают его (объемность). Билингвы(?): Церетанская Гидрия (Геракл, Кербер, Эврисфей – выполнены ионийскими мастерами-эмигрантами в Италии, характерно многоцветие, контрастный рисунок, белый цвет, накладные краски); Возвращение Гефеста на Олимп. Важно, что черно фигурная техника никогда не умирала у греков, она считалась сакральной. Во время противостояния «старых» и «новых» мастеров происходит эмоциональная наполненность (у черно фигурных), диалогические композиции. Панафенейские амфоры в Афинах выдавались победителями Панафенейских игр. С одной стороны Афины, с другой тот вид спорта, в котором победил атлет. Они вплоть до эллинизма расписывались чернофигурной техникой.

Архитектура типолоия и ордер (№12): складываются осн типологии и дорический и ионический ордера. Храм в антах –из микенского мегарона, между торцами боковых стен колонны (сокровищница сикионцев в Олимпии, 8в). Простиль –перед антами колонны, амфипростиль –колонны сзади и спереди, периптер – по периметру (чаще гексастильный –впереди 6 колонн), диптер -2р колонн по периметру. Целла на 3 помещения: пронаос (преддверие), наос, опистодом (хранение даров, вход сзади). Ордер: 3ст стилобат, колонна (база, фуст, капитель), антаблемент (архитрав, фриз, карниз), кровля, акротерии.Дорика на Пелопоннесе в основном, ионика вМА и островах Эгейского моря. Дорический ордер – простота и мужественность форм (предпочитает периптер), ионический – легкость, декоративность (предпочитает диптеры).

Архитектура к7-н6в (№15): 7в –рост городов, появляются каменные постройки, первые храмы – сырцово-каменные, сначала просто копировали деревянную архитектуру в камне; притесанные каменные блоки без раствора. Храм Аполлона в Фермосе – храм С (2п 7в), построен на раннем фундаменте, прямоугольный периптер, нет апсидальной колоннады, но есть апсидальное завершение (соответственно вальма наверху), нет пронаоса (наос открыт), но имеет осевую колоннаду, вытянутые пропорции, нечетное число колонн, портик в антах. Колонны и части антаблемента деревянные, нижняя часть –камень (и базы), дальше сырец. Одна из первых крупных построек. Тонкие с очень узкой шейкой колонны. Уникально: использование баз (довольно высокие, как у эгейских), хотя дорика.Перекрытие на углы (так чтобы центральная часть была открыта и оттуда выходил дым). Был триглифно-метопный фриз, сохранились керамические метопы. Терракотовые расписные плиты вставлялись в деревянные окна антаблемента, еще сохранились расписные фигурные антефиксы (плиты, привешенные к карнизу) в форме головы менад. Метопы похожи на росписи на вазах, очень близки коринфской школе ориентализирующего стиля. Сюжет – Персей и Горгона (бородатый и клыкастыймонстр). Храм Геры в Олимпии (к7 –6в) – одно из ранних дорических сооружений, складывается святилище герайон. Первый храм в н6в, предшествовало 3 (8в-храмик в антах или простиль, использовались ортастаты; 4к периптер и 4 ортастата). Сильно вытянутая с запада на восток целла, со всех сторон сравнительно невысокие колонны, длинная приземистая постройка. Верхняя часть сырец, внизу камень. Соотношение колонн 6:16, колонны сначала были деревянными и постепенно заменились каменными. Нет осевой колоннады, в пределах целлы два ряда колонн,через одну соединяются со стеной (ортастатами, оформлены полуколоннами, между ними 4 колонны). Колонны сокращенных пропорций, основательные абака и эхин, ощущение давления, распластанности. Храм Посейдона на Истме (перешеек между Пелопоннесом в районе Коринфа), п ериптер, стены из камня, внутренняя и наружная колоннады деревянные, вытянутые пропорции, в этот период многие имеют еще более вытянутые. Кровля вальмовая (4 ската, а не 2) – позже только 2. Храм Артемиды на острове Корфу-Керкира, мощная колоннада, 3хчастное деление целлы, двухрядная колоннада, четное количество колонн на фасаде. 8:17, исчезают вытянутые пропорции, далеко отстоящая колоннада. Сохранилась самая ранняя каменная архитектурная скульптура фронтона – в центре Пегас, Хрисаон, Горгона в схеме коленопреклоненного бега (применялась в изображении летящих фигур, еще она напоминает свастику – солярная символика), очень условно, искусство архаики никогда не отказывается от условности. Рядом с Горгоной – 2 пантеры-леопарда симметрично в геральдической композиции (корни в Микенах и востоке), по бокам маленькие сюжетные композиции с неясной тематикой. Чем ближе к 6 веку тем более смягчается облик Горгоны (здесь у нее красивые кудри, без клыков), хотя фигура достаточно мужеподобна, сочетание тонкой проработки деталей и мужских пропорций; сцены сражения за тело воина. Храм Геры 1 в Пестуме (Ит, вывел Сибарис): «базилика», периптер, 9:18. Адитон (особо сакральное помещение), 3 колонны в антах, нет внутренних колонн, нет пронаоса. Колонны сильно сужаются кверху, у капителей большой вынос. Храм Ц в Селинунте (Ит), периптер, удлиненная форма,узкая однонефная целла. Тяжелые колонны, громоздкие капители и высокий массивный антаблемент. Передний портик глубже чем задний, нет внутренних колоннад, посередине разделен рядом колонн на 2 нефа, есть адитон (выгородка, отделяющая особо важную сакральную часть). Храм Аполлона в Сиракузах (Ит, вывел Коринф): самое тесное расположение колонн, известное в ранний период. Колоннада 6:17. Нет колонн внутри, есть адитон, два ряда колонн в портике. В период перехода от архаики к классике построены храм Геры (2) в Пестуме и храм Афины Афайи на острове Эгина ( какой-то музей сделал реконструкцию, в углу стреляющий из лука троянский принц Парис, все очень раскрашено, декоративно; в честь первой победы в греко-персидской войне).

Архитектур дорическая в сер и 2п6в (№16): 6в –пропорциональная отработка выработанной системы. Все мелкие элементы выявляют и украшают конструкцию. Для того, чтобы скрыть нагрузку и придать ощущение пружинистости и силы в опоре, постепенно появляется энтазис, а абак приобретает квадратную форму. В 6в появятся гипотрахилиум (шейка), курватура (чуть выгибающиеся линии). Нижняя часть, ступени – ориентация не на человека, на короткой стороне ставятся дополнительные ступеньки для людей. Поначалу была 1триглифная система или вообще без триглифов (из-за маленького интерколумния). Встречаются толосы, но характерны периптеры для больших помещений, амфипростиль или простиль в малых, другие формы редки.Складывается образ гражданина полиса, прекрасного телом и духом. Принципы кàтарсис (очищение благодаря тому прекрасному, что человек видит), мùмосис (стремление к правдоподобию, приближенности к реальному).Постройки Великой Греции – большие, каменные периптеры. Храм Аполлона в Коринфе, периптер, пропорции колонн тяжелые, капители имеют утрированно большой вынос. Сохранилась часть колоннады фасадной части, стилобат. Серьезные открытия, соотношение колонн в периптере 6:15, достаточно крупный. Четкая расстановка колонн, не слишком тесно, две целы (Аполлону и местному божеству), общих план характерен уже для классического периода, начинает распределяться поровну высота архитравной балки и фриза, триглифы немного сужаются, поэтому переходят к 2триглифной системе, но проблема углового триглифа. Расширен средний интерколумний и сужны угловые части по длинной стороне, по фасадным сторонам так же, только общее расстояние между колоннами несколько увеличено. Колонны наклонены вовнутрь. Впервые используется курватура (немного выгибается линия стилобата). Нет сильной припухлости энтазиса (как в Пестуме). Колонны монолитны. Капитель равна половине модуля (классическая цифра), нет распластанности эхина, сама она несколько увеличена за счет ремешков и гипотрахилиума. Общая высота храма к ширине по фасаду в отношении, приближенном к золотому сечению (1:1:0,618). Из местного желтоватого известняка с мраморной штукатуркой. Храм Аполлона в Дельфах, рядом с Парнасом, там пифия, пуп земли (мрамор, изображены перетягивающие ленты), сейчас на этом месте первый толос. До этого (?) периптер 6:15, мрамор, вход с востока, наос на 3части, в центре жертвенник, адитон. Храм Геры1 в Пестуме, Аполлона в Сиракузах, храм Ц в Селинунте, Артемиды на Корфу.

Архитектура ионическая (№17): от ионических сооружений почти ничего не осталось, предпочитали диптеры. Храм Геры на острове Самос (7в) – Герайон. В 8в храм без наружной колоннады, узкое и длинное пространство. В сер8в наружная колоннада и выразительные пропорции, но нечетное количество колонн на фасаде. В 7в исчезает внутренняя ось, внутренняя колоннада тесно приставлена к стене, согласована с наружной, трехчастное деление, П-образное решение, два ряда с перемычкой. Появляется углубленный портик с 4 колоннами в антах (углубленные портики характерныдляИонии), в пронаосе колонны тоже в два ряда. Грандиозная дипториальная ионическая постройка, по главному фасаду 9к, по второму 8к, по длинным сторонам 24. Храм Артемиды в Эфесе, большой диптер, 8:20, полностью мраморный. Колонны с развитыми капителями, свисающими волютами и широкими поясами над базами, украшенными рельефными фигурами. Чудо света, уничтожен в пожаре (Герастрат поджег его чтобы прославиться). Храм Аполлона в Дидимах: недалеко от Милета. В пронаосе 12 колонн. Гипертральный диптер, в середине есть открытый двор (то есть вместо крыши световой колодец).

Архитектурные комплексы (№18): Дельфы. Святилище Афины Пранайи в Мармарии (близ Дельф). Пранайя – пророчица, ничего не осталось (сейчас поздний толос). Небольшой периптер 6:12 с длинными и хрупкими каменными опорами (внутри тоже опоры, видимо, по оси), очень узкая шейка (эмитация деревянных форм). Хрупкие пропорции были у многих храмов 7в. 2 колонны в антах, базы деревянные, в зрелую архаику заложен толос. Сокровищница сифносцев, антовый тип, Дельфы. Между антами – две опоры, решенные скульптурно в виде кариатид, стоящих на пьедесталах, поддерживающих головами антаблемент с зооморфным фризом. Первый известный случай применения мотива кариатид в Древней Греции. Сокровищница афинян, Дельфы, дорический храм в антах. Храм Аполлона в Дельфах, сейчас там толос, еще есть театр. Афины: начинается застройка Акрополя, Гекатомпедом: в переводе «сто футовый храм». Периптер с соотношением колонн 6:12. Здесь уже мраморные метопы, фронтоны, сима. 21 х 43,4м. располагался напротив Пропилей. Остальной ансамбль застраивается в классику. Олимпия: около горы Кронос, к архаике относится храм Геры (к7 –6в) – одно из ранних дорических сооружений, складывается святилище герайон. Первый храм в н6в, предшествовало 3 (8в-храмик в антах или простиль, использовались ортастаты; 4к периптер и 4 ортастата). Сильно вытянутая с запада на восток целла, со всех сторон сравнительно невысокие колонны, длинная приземистая постройка. Верхняя часть сырец, внизу камень. Соотношение колонн 6:16, колонны сначала были деревянными и постепенно заменились каменными. Нет осевой колоннады, в пределах целлы два ряда колонн,через одну соединяются со стеной (ортастатами, оформлены полуколоннами, между ними 4 колонны). Колонны сокращенных пропорций, основательные абака и эхин, ощущение давления, распластанности. К классике стадион и алтарь Зевса (и некоторые двругие), также строили ее и в эллинизм, и в Рим.

Метопы и фронтоны (№21): живописные задачи – более реалистичный рисунок, расширение тематики, фигуры в сложных ракурсах и поворотах, развитие полихромии. В той или иной степени есть влияние востока и Египта (декоративные мотивы, тип лица, композиционные приемы), но все переработано. Часто изображаются воины, охота, мифологические сцены. Из литературы знаем Клеанфа из Коринфа (расписывал стены в Олимпии, мифологические сюжеты), но ничего не сохранилось. Однако сохранились расписанные метопы.Поначалу метопы были расписными с простым орнаментальным решением, потом появляются фигуративные метопы. То есть в к7в уже существует монументальная живопись. Также дошли посвятительные таблички («пинаки») и вазы. Терракотовые расписные метопы, коринфская школа, 640-630, для 2х храмов в Терме и храма в Каледоне. Метопы одного из храмов Термы, 1м: бегущий Персей, несущий голову Медузы; шагающий охотник с дичью; две женские фигуры. Розовый фон, мужские фигуры темные (коричневый), женские –белые, прически –черные, локальный цвет. На одеждах пестрые пурпурные и черные цвета – большая декоративность. Была условность: голова и ног в профиль, тело и глаз в фас. Хорошо воспринимались и с большого (форма выявлена через цвет), и с маленького (тонкость деталей) расстояния. С 6в храмы в камне –метопы не терракотовые, а каменные. Древнейшие (6в) каменные метопы в сокровищнице сикионцев, продолговатые плиты, тяготеющие к прямоугольнику, невысокий рельеф. Бык-Зевс, похитивший Европу; герои-Диоскуры, ведущие стадо быков – эти фигуры идут мимо зрителя; нос корабля, по бокам 2 всадника. Нет ни композиционного построения, ни одинакового количества действующих лиц (что необходимо для синтеза архитектуры и скульптуры), согласованность достигнута только к сер5в. пластически невыразительны, жесткие контуры, декоративная трактовка. Метопы из Пестума, 560е, посвящены подвигам Геракла, поиск новых композиционных решений. Геракл с 2мя карликами-пигмеями на плечах (хорошо вписан). Гекатомпедон –нашли фронтонную композицию, мифологические сюжеты. Левая половина западного фронтона – Геракл, борющийся с тритоном, центр погиб, справа фантастическое существо (Тифон), змеиный хвост, крылья, 2 торса, улыбки на лицах (1й –сжимает в руке язык пламени, 2й –волнистую ленту, 3й –птицу – символы 3х стихий?), мягкий паросский известняк. Удачное заполнение углов, не нарушает смысла. У Тифона мастер обращает внимание на пластическое выявление структуры черепа и корпуса, но глаза, улыбка, волосы носят условный архаичный характер. Храм С в Селинунте, на одной из метоп Геракл с карликами-пигмеями на плечах –повторение за Пестумом. Характерно стремление мастеров раскрыть пластическую ценность скульптурного образа в рамках синтетически связанной с архитектурой композиции. Метопы сдавлены широкими массивными триглифами, кажутся сравнительно небольшими по сравнению с мощными архитектурными формами. Повышенное звучание пластических объемов утверждает их место в композиции. Мастер прибегает к горельефу, почти переходящему в круглую скульптуру. Развертывает движение вдоль плоскости, обращая персонажей на зрителя. Фронтон храма Артемиды на Корфу (585), выполнен на отдельных досках, швы прорезают фигуры. В центре Горгона в позе коленопреклоненного бега, по сторонам от нее 2 пантеры, в углах композиции битвы богов с гигантами. Композиция распадается на 3 части и тематически, и масштабно. К углам фигуры резко уменьшаются (Зевс оказывается крошечным по сравнению с Медузой). Декоративно решен удачно, но не удалось единство действия (из-за масштаба). Рельеф невысокий, слабо промоделирован, большая роль раскраски. Фронтоны Афинского Акрополя – поиски убедительны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: