Пример 1. Страх новой окружающей среды (незнакомых объектов и людей)




Как помочь детям преодолеть страх?

 

В возрасте до 3-х лет очень динамично идет психоэмоциональное развитие ребенка, расширяется круг его социальных контактов, происходит развитие познавательной сферы. Маленькому ребенку интересно все, что происходит вокруг, и интерес этот очень сильно проявлен в том, что он активно познает окружающую действительность. Но, одновременно с этим ребенок может, испытывать волнение и тревогу при столкновении с новыми объектами, которые его окружают. Это изначально может быть связано с индивидуальными особенностями конкретного ребенка (повышенной эмоциональной чувствительностью, особенностями психики). Также с характером отношений в семье, как между родителями, так и отношениями между ребенком и его родителями. В большинстве случаев (при правильной поддержке со стороны родителей и их адекватной реакции) дети достаточно быстро преодолевают негативные эмоциональные переживания. В других же случаях, волнение и тревога могут усиливаться и выражаться в страхе. Страх по своей сути является реакцией ребенка на действительную или мнимую (но переживаемую в субъективной реальности как настоящую) опасность. Детские страхи могут возникнуть по следующим причинам: собственные страхи и тревожность родителей (транслируемые неосознанно); запугивание детей (докторами, полицией, чужими тетями и дядями, бабайкой и т.п.); гипер контроль со стороны родителей - трансляция, что весь мир – это угроза (фразы: «осторожно!», «опасно!», «можешь упасть» и т.д); наказание детей (угрозы, крик, шлепки, порицание и т.п.); авторитарный стиль воспитания; детские фантазии, сопряженные с индивидуальным уровнем тревожности ребенка.

Каждый родитель сталкивается с проблемой возникновения страха у ребенка. У детей в возрасте до 3 лет чаще всего встречаются следующие страхи: страх новой окружающей среды (незнакомых объектов), страх отдаления матери, страх незнакомых людей, страх темноты, страх громких и незнакомых звуков, страх одиночества, страх боли. От родителей и их действий зависит, как быстро ребенок преодолеет страх и не останется ли он с ребенком на всю жизнь. Поэтому важно рассмотреть подробно некоторые страхи, и наиболее эффективное взаимодействие с ребенком в этих не простых ситуациях.

Пример 1. Страх новой окружающей среды (незнакомых объектов и людей)

Данный страх может проявляться в виде резких эмоциональных реакций детей на незнакомого человека, или незнакомый объект. Часто данные страхи классифицируются родителями, как иррациональные. Поскольку родители, рассуждая логически, не видят в этих объектах (людях) ничего пугающего для ребенка. Например, ребенок может бояться паутины, перышек, листьев, покрытия на детской площадке, опавших лепестков, пены для ванны, каких-то игрушек, мусора в ванне, кустов, высокой травы и вообще чего угодно. На это может быть несколько причин – детское воображение и какая-то ситуация, которая закрепила страх в отношении данного объекта. Таким образом, страх безобидного объекта может быть связан с развитой детской фантазией, которая дополняет картину его восприятия. Так называемое, активное воображение, проявленное во внутреннем мире ребенка, само дорисовывает картину восприятия всякими ужасами.

 

Родителям со стороны может показаться, что это все фантазии. И да, так оно и есть. Но эти фантазии связаны с чувствами и эмоциями ребенка. И какие-то его определенные переживания закрепляются как реакции на определенный объект. Поэтому важно, особенно родителям чувствительных, эмоциональных и впечатлительных деток не настаивать на знакомстве ребенка с этим объектом. Бесполезно объяснять ребенку, что объект не страшный и в нем ничего угрожающего нет (ребенок то считает по-другому) и это скорее вытеснит страх на бессознательный уровень. В таком случае этот страх останется с ребенком на всю жизнь. В другом случае ребенок при знакомстве с новым объектом, мог например, услышать громкий звук и испугаться. На самом деле он испугался звука (неожиданного для него), но страх закрепился на объект. Например, на прогулке в поле его интереса попал лепесток цветка, а мимо в это время пробежала собака и громко лаяла. Вы могли этого не заметить, но внутренний испуг на собаку, перенесся и стал страхом лепестка.

Решение:

Что можно сделать в таких ситуациях: Обязательно признать страх ребенка (сказать: «Я вижу ты испугался», «Я вижу, что тебе страшно»); Дать поддержку ребенку: «Я смогу защитить тебя», «Я не дам тебя в обиду», «Давай я тебя спрячу»; Если есть возможность и ребенок уже хорошо разговаривает, то можно попозже уже в безопасном для него месте расспросить его о том, что именно его испугало; Не подталкивать ребенка к преодолению страха и унести ребенка с места, которое заставляет его соприкасаться со страшным объектом. Ни в коем случае не настаивать на преодолении страха. Часто родители обесценивают страх детей, поскольку, по их мнению, объект для ребенка не представляет реальную угрозу. В этом месте я призываю подумать о том, какие есть страхи у вас? Но есть люди, которые не боятся того, чего опасаетесь вы. И они могу сказать вам: «Ничего страшного в этом нет. Преодолей его. Прыгни с парашютом, засунь руку в банку с пауками, посиди в вольере с ядовитыми змеями и т.д.» Вряд ли вы это сделаете. Вот и для детей это тоже очень сложно и жутко страшно.

Страх незнакомых людей также проявляется подобным образом. Базовой потребностью детей является потребность в безопасности и защите. И эту безопасность дают родители, и в большей степени конечно мама ребенка, которая постоянно с ним контактирует. Незнакомые люди врываются в мир ребенка (приходя в дом) или на улице, и нарушают ощущение безопасности. Особенно, когда они начинают активно взаимодействовать с ребенком (спрашивать что-то, трогать, гладить). Здесь также незнакомый бородатый мужчина, может показаться ребенку страшным великаном, который хочет его съесть. И даже если он улыбается и дружелюбен, ребенку может показаться совсем по-другому. Часто родители сами провоцирую возникновение и усиление данного вида страха у детей. Например, активно принуждая ребенка быть дружелюбным по отношению к незнакомым людям. Или, когда мама с ребенком идет по улице, он плачет, а мимо проходящая тетя (дядя) говорит: «Кто у нас тут такой капризный, сейчас заберу тебя с собой». Реакция родителя в этой ситуации должна быть следующая: прижать к себе ребенка, а еще лучше взять его на руки и сказать ему, что вы никому его не отдадите. Взрослому, который проходя мимо создал ситуацию также стоит ответить, что вы не отдадите своего ребенка. Чтобы ребенок мог понять, что вы его защитите в любой угрожающей для него ситуации. В таком случае, ощущение безопасности будет восстановлено. Если же «подыгрывать» в таких ситуациях незнакомым людям, то страх закрепится и постепенно может перенестись на многих незнакомых людей.

Также не настаивайте на дружелюбном отношении ребенка к незнакомым людям, ведь сложно представить какими он их видит. В его реальности эти люди могут казаться очень страшными. Не высмеивайте страх, и не называйте его застенчивостью. Когда другие люди, видя, как ваш ребенок прячется за вами, будут говорить ему: «Кто тут у нас такой бука (молчун, скромник и т.п.)?», не подыгрывайте им, а ответьте, что вашему ребенку просто надо время и переключите внимание взрослого, а не ребенка. Скажите, что ваш ребенок не любит, когда его трогают незнакомые люди, или что-то ему предлагают. Этим вы продемонстрируете своему ребенку желание защитить его и то, что вы на его стороне. В этих случаях, страх через какое-то время (достаточно быстро) пройдет сам по себе, и не останется во внутреннем мире ребенка, а значит, не будет его беспокоить во взрослой жизни.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: