Цуканова СП., Бетц Л.Л.
УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. II период обучения / СП. Цуканова, Л.Л. Бетц. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 184 с.
В пособии «Учим ребенка говорить и читать» представлена система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи.
Пособие содержит задачи коррекционного обучения, перспективное планирование содержания обучения, конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.
Рецензенты:
Т.П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психопатологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.
О.Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии ПГПУ.
Л.Р. Лизунова, кандидат педагогических наук, главный методист Научно-методического центра специального образования ПОИПКРО.
© Цуканова СП., Бетц Л.Л., 2006, 2008
©Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2008
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С НЕРЕЗКО
ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Второй период обучения
(Декабрь, январь, февраль, март)
Задачи второго периода обучения:
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
— уточнение правильного произношения звуков: к, къ, с, сь, х, хь, з, зь,б,бь, д, дь, г, гь, ш, ж, л, ль, р, рь;
— развитие артикуляционной моторики;
—различение этих звуков на слух;
—дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: к-кь, с-сь, х-хь, з-зь, б-бь, д-дь, г-гь, л-ль,р-рь; по звонкости-глухости: с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж, по месту и способу образования: к-х, с-ш, з-ж, р-л;
—формирование умения характеризовать звук;
—выделение звуков из состава слова;
—анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа уха, сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем;
—преобразование слогов и слов;
—формирование умения соотносить слово и схему;
—закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов.
Воспитание внимания к грамматическим формам слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
—образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в траве, о цветах);
—образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом без (без хобота, без окон);
— образование глаголов с разными приставками (забежал, выбежал);
—согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый бант, белое платье);
—образование падежных форм существительных и прилагательных в форме множественного числа (шаловливые мышата, шаловливых мышат);
— согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева);
—употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть;
—образование относительных прилагательных (вишневый, шерстяной);
—образование притяжательных прилагательных (кошачий хвост, медвежья лапа);
—образование существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения -ок, -ек, -ик (грибок, цветочек, кустик);
—образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее);
—формирование умения подбирать родственные слова (мышь, мышата, мышиный);
—образование сложных слов (самовар, коневод);
—образование слов-антонимов (тихий — громкий).
3. Работа над предложением. Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам.
—составление простых распространенных предложений без предлога;
—составление простых распространенных предложений с предлогами к, с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, между, перед;
— выделение слов в предложении, определение их количества;
— составление рассказа по серии картин и опорным словам;
— развитие интонационной выразительности речи;
— заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц.
4. Развитие просодической стороны речи.
5. Обучение грамоте:
— знакомство с буквами: К, С, X, 3, В, Д, Г, Ш, Я, Ж, Л, Е, Ё, Р;
—дифференциация а-я, о-ё, т-д, к-г, п-б, с-з, с-ш, ш-ж, з-ж, р-л;
—звуко-буквенный анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, односложных, двусложных и трехсложных слов и предложений из двух, трех, четырех слов с использованием разрезной азбуки и печатания;
—преобразование слогов и слов;
—составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, чтение схемы предложения;
—формирование навыка чтения обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, плавного слогового, сознательного чтения слов, предложений, текстов;
—формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное;
—развитие графических навыков;
—ознакомление с правилом письма предложения, с правописанием ши, жи, парных звонких и глухих согласных в конце слова и безударных гласных.
Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(II период)
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия |
ДЕКАБРЬ | |||
2 неделя | |||
Звуки к, кь. | Восклицательная интонация в стихотворении. | Выделение звуков к,кь из состава слова. Дифференциация звуков к-кь. Звуко-слоговой анализ слова кап. Звуковой анализ слов типа мак. | |
Буквы К, к. | |||
3 неделя | |||
Звуки с, сь. | Работа над дикцией: Словно в сказке, как во сне, падает на землю снег. | Выделение звуков с, сь из состава слова. Дифференциация звуков с-сь Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, сваи. | |
Буквы С, с. | |||
4 неделя | |||
Звуки х, хь. | Интонация перечисления: Художник Хрюша нарисовал петуха, хомяка, муху. | Выделение звуков х, хь из состава слова. Дифференциация звуков х-хь. Анализ слогов ха, хи. Звуко-слоговой анализ слов типа мох, уха. | |
Буквы X, х. | Восклицательная и повествовательная интонация при чтении текста. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ