СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ




Цуканова СП., Бетц Л.Л.

 

УЧИМ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте де­тей старшего дошкольного возраста. II период обучения / СП. Цу­канова, Л.Л. Бетц. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. — 184 с.

 

В пособии «Учим ребенка говорить и читать» представлена сис­тема коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Пособие содержит задачи коррекционного обучения, перспек­тивное планирование содержания обучения, конспекты фронталь­ных занятий по формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и обучению грамоте.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям дошкольных уч­реждений, педагогам дополнительного образования, студентам и родителям.

Рецензенты:

Т.П. Артемьева, кандидат педагогических наук, доцент кафед­ры психопатологии и логопедии Института специального образования УрГПУ.

О.Р. Ворошнина, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой специальной дошкольной педагогики и психоло­гии ПГПУ.

Л.Р. Лизунова, кандидат педагогических наук, главный мето­дист Научно-методического центра специального образова­ния ПОИПКРО.

 

© Цуканова СП., Бетц Л.Л., 2006, 2008

©Оформление. ООО «Издательство «ГНОМ и Д», 2008

 

 

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И С НЕРЕЗКО

ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Второй период обучения

(Декабрь, январь, февраль, март)

Задачи второго периода обучения:

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формиро­вание фонематического восприятия:

— уточнение правильного произношения звуков: к, къ, с, сь, х, хь, з, зь,б,бь, д, дь, г, гь, ш, ж, л, ль, р, рь;

— развитие артикуляционной моторики;

—различение этих звуков на слух;

—дифференциация согласных звуков по твердости-мяг­кости: к-кь, с-сь, х-хь, з-зь, б-бь, д-дь, г-гь, л-ль,р-рь; по звонкости-глухости: с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж, по месту и способу образования: к-х, с-ш, з-ж, р-л;

—формирование умения характеризовать звук;

—выделение звуков из состава слова;

—анализ и синтез слогов: обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных и слов типа уха, сани, мышка, пижама, клумба, составление звуко-слоговых схем;

—преобразование слогов и слов;

—формирование умения соотносить слово и схему;

—закрепление навыков звукового анализа в решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

Воспитание внимания к грамматическим формам слова, способам словообразования и формирование грамматиче­ских средств языка и навыков словообразования:

—образование существительных предложного падежа единственного и множественного числа (в траве, о цве­тах);

—образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа с предлогом без (без хобота, без окон);

— образование глаголов с разными приставками (забежал, выбежал);

—согласование прилагательных с существительными в роде и числе (белый бант, белое платье);

—образование падежных форм существительных и при­лагательных в форме множественного числа (шалов­ливые мышата, шаловливых мышат);

— согласование существительных с числительными (пять шаров, три дерева);

—употребление глаголов мочь, класть, одеть, надеть;

—образование относительных прилагательных (вишне­вый, шерстяной);

—образование притяжательных прилагательных (коша­чий хвост, медвежья лапа);

—образование существительных с суффиксами умень­шительно-ласкательного значения -ок, -ек, -ик (грибок, цветочек, кустик);

—образование сравнительной степени прилагательных (вкуснее, красивее);

—формирование умения подбирать родственные слова (мышь, мышата, мышиный);

—образование сложных слов (самовар, коневод);

—образование слов-антонимов (тихийгромкий).

3. Работа над предложением. Составление предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам.

—составление простых распространенных предложений без предлога;

—составление простых распространенных предложений с предлогами к, с, со, за, из-за, без, под, из-под, над, ме­жду, перед;

— выделение слов в предложении, определение их коли­чества;

— составление рассказа по серии картин и опорным сло­вам;

— развитие интонационной выразительности речи;

— заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц.

4. Развитие просодической стороны речи.

5. Обучение грамоте:

— знакомство с буквами: К, С, X, 3, В, Д, Г, Ш, Я, Ж, Л, Е, Ё, Р;

—дифференциация а-я, о-ё, т-д, к-г, п-б, с-з, с-ш, ш-ж, з-ж, р-л;

—звуко-буквенный анализ и синтез обратных, прямых, закрытых слогов и слогов со стечением согласных, од­носложных, двусложных и трехсложных слов и предложений из двух, трех, четырех слов с использовани­ем разрезной азбуки и печатания;

—преобразование слогов и слов;

—составление схемы предложения из четырех слов с предлогом, чтение схемы предложения;

—формирование навыка чтения обратных, прямых, за­крытых слогов и слогов со стечением согласных, плав­ного слогового, сознательного чтения слов, предложе­ний, текстов;

—формирование умения отвечать на вопросы о прочи­танном, ставить вопросы, пересказывать прочитан­ное;

—развитие графических навыков;

—ознакомление с правилом письма предложения, с пра­вописанием ши, жи, парных звонких и глухих соглас­ных в конце слова и безударных гласных.

Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания, формирование мыс­лительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(II период)

 

Тема заня­тия Кол-во занятий Дикция. Интонацион­ная выразительность речи Формирование фонематического восприятия
       
ДЕКАБРЬ
2 неделя
Звуки к, кь.   Восклицательная инто­нация в стихотворении. Выделение звуков к,кь из состава слова. Дифференциация звуков к-кь. Звуко-слоговой анализ слова кап. Звуковой анализ слов типа мак.
Буквы К, к.      
3 неделя
Звуки с, сь.   Работа над дикцией: Словно в сказке, как во сне, падает на землю снег. Выделение звуков с, сь из состава слова. Дифференциация звуков с-сь Звуко-слоговой анализ слов сани, Сима, сваи.
Буквы С, с.      
4 неделя
Звуки х, хь.   Интонация перечисле­ния: Художник Хрюша нарисовал петуха, хо­мяка, муху. Выделение звуков х, хь из состава слова. Дифференциация звуков х-хь. Анализ слогов ха, хи. Звуко-слоговой анализ слов типа мох, уха.
Буквы X, х.   Восклицательная и по­вествовательная инто­нация при чтении тек­ста.  

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: