Цивилизация России и ее особенности




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

  Утверждаю
  Ректор ФГБОУ ВПО «НГПУ»
  ________________Герасёв А.Д.
  «____»____________ 2013 г.

 

 

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

 

 

Новосибирск 2013

Раздел 1. Человек.

Введение. Антропогенез: теории происхождения человека. Роль труда в процессе формирования человека.

Сущность человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Формирование личности в процессе социализации. Этапы социализации личности: детство, юность, зрелость, старость.

Общая характеристика межличностных отношений. Взаимопонимание в межличностных отношениях. Конфликтные ситуации и способы их разрешения.

Социальная роль. Личный и социальный статус человека. Престиж. Авторитет.

Биосоциальная природа человека. Индивид и индивидуальность. Человек как личность. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.

Сущность человеческой деятельности

Понятие деятельности. Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности человека, их классификация: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека. Сознательное и бессознательное в человеческой деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека. Социальная саморегуляция.

Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Игровые концепции деятельности.

Общение и деятельность

Общественные отношения и общение. Соотношение деятельности и общения, специфика общения как деятельности. Общение и коммуникация. Содержание, форма и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Значение передачи социально-значимой информации. Функции общения.

Познание как специфический вид

Деятельности человека

Познание мира. Объект и субъект. Самопознание. Возможности человека: физические, интеллектуальные, духовные; скрытые и реализованные. Необходимость и способы познания своих возможностей. Научное и социальное познание.

Научное и ненаучное познание. Жизненный опыт, мифология, религия и наука. Формы и методы современного научного сознания. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная, их взаимосвязь. Наука как система знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Природа научного знания, его возможности и границы.

Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблемы социального прогнозирования. Науки, изучающие человека, система гуманитаристики. Многообразие путей и форм человеческого познания.

 

Раздел 2. Общество.

Общество как социальная система

Понятие об обществе. Общество как целостная система. Сферы жизни общества, их взаимосвязь и общественные отношения. Нормы, регулирующие общественные отношения: нравы, мораль, обычаи, право.

Индивидуальное и коллективное в жизни людей. Социальные институты и организации. Соотношение и взаимосвязь общества и природы. Влияние человека на окружающую среду. Экологическая этика. Правовая защита природы.

Целостность общества. Необходимость изучения общества.

Развитие общества

Происхождение и формирование общества. Ступени человеческой истории. Аграрное, индустриальное, информационное общество. Исторический процесс и его участники. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Общественный прогресс и регресс, их критерии, цена прогресса. Противоречивость развития. Направление и формы общественного развития. Эволюция и революция. Возможности альтернативности общественного развития.

Формационный и цивилизационный подходы к истории развития общества. Понятие цивилизации. Линейно-стадиальный подход к развитию общества. Концепция локальных цивилизаций. Типология и исторические формы цивилизаций.

 

Специфика древнегреческой цивилизации

Формирование древнегреческой цивилизации. Понятие города - государства. Классическое рабство. Характеристика идеала человека и гражданина у греков. Великие достижения культуры. Значение наследия древнегреческой цивилизации для последующего развития Европы.

Эллинизм как опыт взаимодействия различных цивилизаций.

Римская цивилизация

Особенности политической жизни древнего Рима. Гражданские ценности Рима. «Воинская доблесть» как основа Римского мира. Достижения римской культуры. Право. Риторика. Значение римской цивилизации для формирования современной европейской цивилизации.

 

Восточные цивилизации

Природно-климатические и географические предпосылки образования обширных восточных империй. Центральная власть как организатор крупных социальных проектов. Отношение масс к правителю. Социальная структура государств Востока. Государственное насилие как инструмент эффективного властвования. Роль идеологического воздействия для укрепления позиций правящей элиты. Достижения восточной культуры.

 

Цивилизация России и ее особенности

Россия между Западом и Востоком. Природно-климатические особенности Восточно-Европейской равнины и их влияние на формирование национального самосознания. Геополитическая трактовка положения России в мире. Особенности социокультурного процесса и основные этапы исторического развития России.

Современный мир

Характеристика современного общества, концепции индустриального и постиндустриального общества. Концепция ограничений экономического развития. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Концепции постиндустриального общества. Глобализация, ее социокультурные причины и последствия. Человечество как социальная общность. Многообразие, взаимосвязь, целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы человечества, пути их решения.

НТР, ее противоречия, социальные последствия и перспективы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: