— Посмотрите на буквы в голубой рамочке. Прочитайте их. Похожи ли эти буквы?
— Сколько элементов у буквы X? Какие элементы?
— Покажите букву X с помощью пальчиков, как в правом верхнем углу страницы.
— Доскажите словечко:
Это слон. Огромный рост,
С блюдо уха оба,
Впереди на морде хвост
Под названьем... (хобот).
—Зачем слону хобот?
—Посмотрите в левый верхний угол страницы.
Хоботы слоны подняли,
Букву X нам показали.
Звуко-буквенный анализ.
—Где живут слоны?
—Отправилась буква X посмотреть Африку.
Африка, Африка!
Что за чудо — Африка!
— Идет буква X, видит: бегемот в болоте лежит и протягивает ей свою ударную гласную. Какую? Составьте с ней слог ох Прочитайте слог.
В реке живет зубастый крокодил.
Он третью гласную свою ей подарил.
— Какую? Составьте слог хи.
По дереву удав ползет,
Обе гласные ей отдает.
— Какие? Составьте слоги ух, ха.
Мимо страус эму пробегает.
Он первую гласную букве X вручает.
—Какую? Составьте с ней слог эх.
—Прочитайте все слоги:
Ох хи ух ха эх
—Вот задумалась буква X: «Как из них получить слова?»
—Как из ох получить слово мох?
Дети в кассе дополняют слог до слова.
—А из хи получить слово хит? Как ух превратить в пух? Как из слога ха получить слово уха? Как эх превратить в эхо?
—Прочитайте все слова.
Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Я топаю ногами: топ-топ-топ.
Я хлопаю руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Я руки поднимаю, я руки опускаю,
На пояс их прижму и бегом бегу,
Чтение (с. 12).
а) Чтение слогов.
— Развеселилась буква X и пригласила гласные буквы в хоровод. Какие слоги она с ними образовала? Прочитайте их плавно. Прочитайте слоги отрывисто.
б) Чтение слов.
— Хохотушка буква X предложила нам слова. Прочитайте и расскажите, что называют эти слова.
Дети читают слова и объясняют их значение.
Работа над словарем.
— Есть у буквы X и потруднее слова. Произнесите четко эти слова и объясните их значение: хирург, тахта, хамелеон, пахучий, мохнатый.
Итог занятия.
Буква X все ходит, ходит,
Себе места не находит.
— В каком домике ее место? Объясните, почему?
ЗАНЯТИЕ №57
Тема: буквы X, х (закрепление).
Цель: закрепить звуки [х], [хь] и буквы X, х; упражнять детей в звуко-буквенном анализе, в интонационном чтении слов и предложений; формировать навык письма букв, слогов и слов с ними; упражнять в подборе родственных слов.
Оборудование: буквы разрезной азбуки, магнитная доска (или фланелеграф), тетради, ручки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Путаница».
На магнитной доске буквы.
— Посмотрите, как перепутались буквы. Расставьте их в ряды по группам.
АМИУЫКЭПВТОН
Дети берут по одной букве и расставляют их в ряды: гласные, глухие согласные, звонкие согласные.
Повторение.
—Какой изученной нами буквы недостает в этих рядах? (X.) Какие звуки она обозначает? Расскажите о них.
—Помните сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка о зайце, которому надоело боятся?
—Никого я не боюсь! — закричал он на весь лес. — И волка не боюсь, и лисицы, и медведя!
Собрались зайцы, все слушают, как хвастается заяц, и смеются. Старые зайцы смеются: ха-ха-ха! Молодые зайчики: хи-хи-хи!
— Покажите, как смеялись старые зайцы. Как хихикали молодые зайчики?
— Как называют тех, кто хвастается? «Хвастаться», «хвастун» — это родственные слова.
— Какие еще родственные слова есть у этих слов?
Письмо.
а) Письмо букв X, х.
— Прозвали зайца Хваста. Совсем расхвастался заяц Хваста: «Я все, все умею! И первую букву своего имени лучше всех пишу!» Мы тоже сейчас научимся ее писать.
б) Письмо слогов.
— Посмотрите, как я пишу, и напишите так же.
Ха — ха!
Хо — хо!
Хи — хи!
Логопед объясняет письмо на доске. Дети списывают с доски.
в) Решение кроссворда (с. 12).
—Еще пуще хвастается заяц Хваста: «Я все-все знаю и даже кроссворды запросто решаю!»
—Найдите цифру «1». Здесь, в трех клеточках, надо написать первое слово. Это орган слуха. Какое это слово? (Ухо.)
Дети соотносят количество клеточек и букв и вписывают слово.
— Найдите цифру «2». Здесь надо написать название насекомого из четырех букв. Какое это насекомое? (Муха.)
4. Физминутка. «Зайка»:
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг — и убежал.
Чтение предложений с восклицательной и повествовательной интонацией.
— Хвастается заяц на весь лес: «Я самый умный — и буквы знаю, и другие знаки знаю, и читать умею!» А как вы умеете читать?
Дети упражняются в интонационном чтении. Соотносят содержание предложения с сюжетом картинки.
Ох! Ох! Ох! — Там мох.
Ха! Ха! Ха! — Вот уха.
Ух! Ух! Ух! — Это Винни-Пух.
Хи! Хи! Хи! — Тут мухи.
Ах! Ах! Ах! — Пах — Пах!
Звуко-буквенный анализ.
— Окончательно расхвастался заяц: «А загадки с буквами и словами — мне вообще нипочем!»
а) «Опусти буквы по стрелкам».
—Прочитайте слова.
—От каждого слова опустите букву по стрелке.
—Прочитайте, какое слово получилось?
б) Отгадывание ребусов: «уха», «духи». (Если справа от рисунка стоит запятая, то не читается последняя буква слова.)
Итог занятия.
— Вам понравился заяц Хваста? Вы тоже многому научились, но не хвалитесь своими знаниями.
ЗАНЯТИЕ №58
Тема: звуки [к], [кь] — [х], [хь].
Цель: учить детей дифференцировать звуки [к], [кь] — [х], [хь] в слогах и словах; упражнять в употреблении существительных в форме родительного падежа единственного числа с предлогом без, в образовании притяжательных прилагательных, в согласовании прилагательного и существительного; развивать мышление и зрительное восприятие.
Оборудование: фланелеграф, картинки с изображением тучи и капелек, предметные картинки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Составьте слово из звуков:
э, х, о; у, х, о; п, у, х;
у, х, а; м, о, х; хъ, и, т;
х, о, р; б, а, х; п, а, х;
х, о, т; д, у, х; с, о, х.
2. Дифференциация звуков [к], [кь] — [х], [хь] (с. 13).
а) Характеристика звуков [к], [кь] — [х], [хь].
—Посмотрите в верхний правый угол страницы. Весело бежит Хрюша по дорожке. Бежит и хрюкает. Скажите, как хрюкает Хрюша? (Х-х-х; хь-хъ-хъ.)
—Расскажите об этих звуках.
Дети дают характеристику звукам [ х], [хь].
—Посмотрите в левый верхний угол страницы. Тут тучка набежала и закапал дождь. Как капает дождь? (К-к-к; къ-къ-къ.)
—Что знаете об этих звуках?
Дети дают характеристику звукам [ к], [кь].
Начал дождик сильно лить,
Решил Хрюшу намочить.
На фланелеграфе картинка: туча, а под ней капельки по количеству детей.
— Чтобы дождик поскорее закончился, мы возьмем у него по капельке. А на каждой капельке задание. Выполним задание — возьмем капельку. Соберем все капельки —дождь закончится.
б) Задание на первой капельке: «Сравнить звуки».
— Чем похожи звуки [к], [х]? ([къ], [хь])? Чем они отличаются?
Дети сравнивают произношение звуков и рассматривают их обозначение фишками вверху страницы,
в) Задание на второй капельке: Игра «Будь внимательным».
— Если услышите в слове звуки [к], [кь] — головой кивнете. Если [х], [хь] — в ладоши хлопните.
капля хвост капать
Хрюша дождик хвастать
мокрый кивать
сухой хлопать
г) Задание на третьей капельке: Игра «Наоборот».
— Замените звук [к] на [х] и наоборот.
сок —... сох —...
мок —... ход —...
бак —... муха —...
мак —... махать —...
д) Задание на четвертой капельке: Игра «Закончи слово».
лу... вени...
ме... горо...
песо... оре...
пету... звоно...
е) Задание на пятой капельке: Физминутка. «Дождик» (см. конспект № 47).
ё) Задание на шестой капельке: Игра «Выбери картинку».
— Надо собрать картинки. Они разложены по групповой комнате. Первый ряд выбирает картинки, в названии которых звуки [к] или [кь], второй ряд — [х] или [хь].
ж) Задание на седьмой капельке: «Кто без чего?»
Упражнение в образовании существительных родительного падежа единственного числа.
— Рассмотрите недорисованные картинки. Скажите, кто без чего? Выделите голосом звуки [к] и [х].
Слон без... Белка без... Доктор без... Хомяк без...
з) Задание на восьмой капельке: «Узнай хвосты животных» (упражнение в образовании притяжательных прилагательных).
Дети образуют притяжательные прилагательные, выделяют в словах голосом звуки [к], [кь], [х].
и) Задание на девятой капельке: «Произнеси отчетливо».
— Юпик учится произносить слова, в которых есть оба звука: [к] и [х], [кь] и [хь]. Произнесите и вы их отчетливо:
кухня хозяйка
хомяк хлопушка
хищник холодильник
к) Задание на десятой капельке: Упражнение в согласовании прилагательного и существительного.
— Назовите, какие предметы изображены внизу страницы.
— Я скажу слово, называющее признак. А вы подберете к нему слово, называющее предмет. (Крепкий — орех.)
Итог занятия.
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это очень хорошо
И большим и детям.
Убирается одиннадцатая капелька.
— И Хрюше нашему тоже стало очень хорошо. На последней капельке он написал вам «Спасибо!»
ЗАНЯТИЕ №59
Тема: звуки [к], [кь] — [х], [хь], буквы К — X.
Цель: учить дифференцировать звуки [к], [кь] — [х], [хь] и буквы К — X при чтении и на письме; упражнять в составлении предложений по схеме; развивать логическое мышление.
Оборудование: тетради, ручки, предметные картинки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Образуйте слова по образцу.
У коровы — коровий хвост.
У козы —...
У крокодила —...
У кошки —...
У кита —...
У курицы —...
У кролика —...
У крысы —...
У акулы —...
2. Дифференциация звуков [к], [кь] — [х], [хь].
—Вспомните сказку о том, как одна девочка осталась сиротой и взяла ее к себе злая хозяйка, у которой было три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Триглазка. Как звали девочку-сироту? (Крошечка-Хаврошечка.)
—Крошечка-Хаврошечка целыми днями работала на хозяйку и ее дочерей. А слова доброго никогда от них не слыхала. Кто помогал Крошечке-Хаврошечке в работе? (Корова.)
—А сейчас мы с вами ей поможем. Только сначала назовите первые звуки в имени Крошечка — Хаврошечка. Чем похожи звуки [к] и [х]? Чем отличаются? Сегодня мы продолжим учиться их различать.
Приказывает хозяйка Крошечке-Хаврошечке: «Вот тебе две корзины, ступай к яблоне и собери в них яблоки». Рассмотрите картинку (с. 14). На яблоне необычные яблоки, с картинками. Назовите картинки. Посмотрите на корзинки. Разложите в них яблоки.
3. Дифференциация букв К — X.
а) Чтение слогов и слов.
— Одноглазка дает задание:
«А теперь-ка потрудись —
Прочитай, не ошибись».
б) Чтение слов с пропущенными буквами.
— А Двуглазка закрыла буквы яблоками. И дает задание: «Догадайся, какие буквы спрятались за яблоками?»
Физминутка.
Дети имитируют движения по показу логопеда.
—Много работы было у Крошечки-Хаврошечки.
— Она и шьет.
—И прядет.
—И метет.
— И стирает.
— И моет.
в) Письмо.
— Покряхтела Двуглазка, еще больше работы Крошечке-Хаврошечке дает: «Сумей-ка написать буквы к и х в словах».
У детей в тетрадях даны слова с пропущенными буквами.
МА... У... А
МО … … ИНО