Сознание и бессознательное.




Картины мира и основные взгляды построения мироздания.

В нашей философии термин «картина мира» применяется как для обозначения мировоззрения, и в более узком смысле — тогда, когда речь заходит о тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания. В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение мира соответственно определенному этапу ее функционирования и развития.

Картина мира - это целостное миропонимание, синтезирующее знания на основе систематизирующего начала, который определяет мировоззренческую установку человека, его ценностные поведенческие ориентиры. Картина мира означает как бы зримый портрет мироздания, образную копию Вселенной, взглянув на которую, можно понять и увидеть связи действительности и свое место в ней. Она подразумевает понимание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается.

Картины мира отводят человеку определенное место во Вселенной и помогают ему ориентироваться в бытии. Различают несколько картин мира.

1) Обыденная картина мира, возникающая из повседневной жизни: здесь в центре стоит человек, так как повседневность - это мир, где он является главной фигурой.

2) Научная картина мира, или научный взгляд, создаваемый учеными-специалистами. Научная картина мира строится вокруг объектов, понятых как не зависящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким, каким он есть».

3) Религиозные представления о мироздании, сложившиеся в деятельности религиозных групп. Здесь главное внимание уделяется соотношению повседневного опыта и потустороннего, божественного.

4) Эзотерическая концепция Вселенной - знания, полученные путем озарений и откровений, которые появились в узком кругу посвященных и по сей день передаются в личном опыте, от учителя к ученику (эзотерия - совокупность знаний и духовных практик, закрытых от непосвященных).

5) Философский подход к человеку и космосу. Философские картины мира многообразны, но все они строятся вокруг отношения мир - человек.

У каждой картины мира есть свой смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной.

Сознание и бессознательное.

1)Сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Что же касается философских характеристик сознания, то сознание в современной трактовке – это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

2)Древняя Индия:

В философской системе «Йога Патанджали» бессознательное трактовалось как высший момент познания - интуиция. Причем бессознательное понималось как сверхсознательное, на основе которого осуществляется проникновение в сущность вещей.

.

3) Сократ:

“В «Защите» Сократ сам определяет демонии, как голос бога, указывающий, что

следует делать. В «Апологии» Платон приводит следующие слова Сократа: «У меня

это началось в детстве. Является какой-то голос и, когда явится, всегда

отвращает меня от того, что я намереваюсь делать, и никогда не побуждает.

Некоторые считают этот демоний отвечает за предчувствие или голос совести».

Данные отрывок является весьма показательным для понимания сущности взгляда

на бессознательное у ранних античных философов. Так называемый “демон

Сократа”,является интуитивным бессознательным знанием, то есть тем, что человек получает непосредственно. Кроме того, для сократовского понимания специфично понимание бессознательного знания как совести или интуитивного влечения к добру.

4) Платон:

По Платону, вычитание в восприятии общего является припоминанием. Если бы у

нас ничего не было от идеи, познание было бы невозможным. Это знание

идеи имелось в душе человека бессознательно. Если бы его не имели, то наш

поиск по пути познания не мог бы выйти за пределы восприятия и не начинали бы

искать того, что нам еще неизвестно, не могли бы опознать уже найденное.

5) Р.Декарт:

Только один интеллект способен познать истину. Основой истинного знания

является самоочевидность, не нуждающаяся ни в опытах, ни в логических

доказательствах, которая свойственная только интеллектуальной интуиции. Так,

геометрические аксиом ы представляют собой именно такие самоочевидные

утверждения, самоочевидную интуицию...”

Данный отрывок иллюстрирует декартову теорию “врожденных идей”. Интуиция (или

бессознательное знание) по Декарту - это прочное понятие ясного и

внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума, и благодаря

этой своей простоте более достоверное, чем дедукция. Интуитивное знание может

быть только непосредственным, а его источником является бог

6) Г.Лейбниц:

“В нашем уме нет ничего, что уже не дремало бы в виде представления в темной

душе. Пришлось бы признать, что сознательные представления возникают из ничего,

если им не предшествовали бессознательные”

Лейбниц выступал в защиту врожденного знания. Вводить понятие бессознательного в свою философскую концепцию ему потребовалось, чтобы обосновать резкий переход в развитии способности познания. Бессознательное (которое у него называется “малые перцепции”) под

воздействием дополнительных факторов (мышление, память и т.д.) дает явления

сознания.

7) Э.Кант:

Для Канта бессознательное - это знание, постигнутое через чувственную

интуицию. Кроме того, бессознательное (в смысле сверхъестественное,

божественное) имеет место тогда, когда синтез сводится к опыту рассудка и остается неосознанным.

8) Ф.В.И.Шеллинг:

Для Шеллинга бессознательное является отправной точкой, отрицательным стимулом к развитию. В изначальном “абсолютном тождестве” бытия и мышления имеет место бессознательное хотение и действование, в результате которого возникает природа. Различные природные

явления у Шеллинга выступают как определенные формы бытия и сознания мирового

духа. Таким образом происходит развитие путем постепенного превращения

бессознательного в сознательное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: