Понятие власти и влияния. Основные формы власти.




Власть – это отношение между двумя партнерами (индивидуальными или коллективными) при котором один из них оказывает влияние на другого.

Власть в организации предстает в качестве взаимодействия ее субъекта (руководителя) и объекта (сотрудника), при котором субъект с помощью соответствующих своих действий контролирует объект, определяет его поведение.

Готовность к подчинению зависит от:

1) характера предъявляемых требований руководителя;

2) ситуации и средств воздействия руководителя как субъекта

3) восприятия руководителя подчиненными

4) наличия или отсутствия авторитета руководителя

5) собственных психологических качеств, склонности к подчинению

Ресурсы власти – это те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на подчиненного.

Ресурсы классифицируют на:

- унитарные (материальные ресурсы, зарплата, премия, социальные блага)

- принудительные (меря административного наказания)

- нормативные (средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения подчиненных.

По другой классификации ресурсы власти можно разделить на:

1. экономические (деньги),

2. социальные (возможность повышения или понижения социального статуса, должности, престижа, грамоты, звания)

3. информационные (предоставить или лишить необходимой информации для решения производственных задач, убеждение сотрудников на основе информации и знаний руководителя)

4. принудительные (силовые: физические угрозы, побои, лишение свободы, сексуальные домогательства)

Власть может принимать различные формы

- власть, основанная на принуждении

- власть, основанная на вознаграждении

- экспертная власть (основана на специальных знаниях, которые не имеют другие)

- эталонная власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя)

- законная или традиционная власть (один человек подчиняется другому на основе того, что они стоят на различных иерархических ступенях в организации).

Самоменеджмент.

Самоменеджмент включает в себя постановку целей, принятие решений, фокусирование, планирование, планирование личного времени, самопознание, самоорганизацию, самоконтроль, самообразование и многие другие составляющие. Иногда под самоменеджментом подразумевают правильную организацию собственной деятельности и рабочего времени, но самоменеджмент — это более широкое понятие, которое включает и эти аспекты тоже.

Самоменеджмент призван помочь:

· поставить цель;

· найти ресурсы для ее достижения;

· подобрать наиболее эффективные методы использования этих ресурсов;

· целенаправленно и последовательно применять эти методы на практике;

Эффективный самоменеджмент требует наличия ключевых навыков и качеств, которые можно и нужно в себе развивать. Эти навыки были выделены Дэйвом Фрэнсисом и Майком Вудкоком, классиками эффективного менеджмента:

· способность управлять собой, рационально использовать свои умения, энергию, время, противостоять стрессам;

· ясные, разумные и адекватные современной реальности личные ценности;

· четкие и реалистичные жизненные цели (как деловой, так и в личной жизни);

· стремление к постоянному личностному росту, восприятию новых возможностей и ситуаций;

· навык эффективного принятия решений и решения проблем;

· изобретательность, творческий подход, умение генерировать и использовать новые, инновационные идеи.

Принципы самоменеджмента:

1.Самопроизвольность.

Принцип является основополагающим и обеспечивающим появление эффекта в условиях управляемых систем. В определённых условиях этот принцип позволяет не только учитывать огромные скрытые возможности любых социально-экономических систем, но и передавать им большую часть функций, в том числе и самоменеджмента. Учёт этого принципа требует определённости в поведении руководителей, менеджеров и самих исполнителей процесса. Параллельные процессы и сам эффект обеспечивают благоприятные возможности для реализации на практике функции самоуправления.

2. “Погружённость” системы.

Данный принцип при реализации самоменеджмента последовательный. Эффект самоорганизации, саморазвиваясь и возникая лишь в так называемых “погружённых” в свою внешнюю среду, во-первых, зависит от состояния необходимых ресурсов и характеристики соответствующих отношений и в части доступа к ним, во-вторых, спонтанно может ограничивать число состояний по формированию любых системообразований следующими конечными результатами: а) для “себя” (до завершения работы); б) для теневого рынка; в) для общества.

“Погружённость” обеспечивает возможность возникновения эффекта самоорганизации.

3. Направленность самоорганизации.

Принцип не гарантирует устойчивость самоформирующегося процесса, развивает параллельность: на себя (семью), теневой рынок, на общество.

4. Искусственное начало.

Руководители, менеджеры должны либо учесть, либо искусственно “создать” такую ситуацию, в которой “погруженные” в систему могут какое то время обеспечивать себя тем, что им необходимо для “сдерживания” эффекта самоликвидации.

5. Ресурсная поддержка.

При реализации этого принципа следует учесть несколько моментов: а) самоменеджмент, создав конкретную горизонтальную систему, должен дать ей самоопределиться, то есть менеджер обязан стать на время наблюдателем; б) конкретная система произвольно решает необходимые задачи для обеспечения себя ресурсами и услугами; в) при развитии самоуправления способна ликвидировать себя с получением или без получения результатов; г) практически система, реализовав свои внутренние задачи, способна мгновенно финишировать по конкретной работе в пределах предыдущих принципов, не заботясь о конечных результатах.

С появлением тенденций 3 и 4 менеджер должен войти в состав системы и изнутри обеспечить жёсткий контроль.

4. Сочетание скачкообразных и эволюционных процессов.

Самоменеджмент при структурных эволюциях минимален. Скачки, системные мутации каналов управления реализуются чаще всего спонтанно, но, как правило, после “воздействия”, т.е. параллельно.

5. Параллельность.

Предполагается, что феномены самоорганизации и самоприватизации развиваются одновременно с действующими процессами в системах.

6. Концептоёмкость.

Данный принцип является глобальным и представляет собой набор нескольких разных принципов: а) обязательное наличие гибкости; б) наличие полупрозрачных границ между регионами и конкретными рынками; в) ассоциативность композиционного построения; г) горизонтальное ассоциативное построение, как основа временной устойчивости; д) сохранение иерархического вмешательства центральных органов; е) учёт предыдущий подпринципов; ж) самоуправляемость систем.

7. Виртуальность.

Создание на базе самоорганизации новых объектов самоменеджмента – нечётких множеств временных отношений сторон.

8. Двойственность самоуправления Этот принцип проявляется в том, что в иерархических структурах самым необычным образом “смешиваются” функции власти предпринимателя, административной, методической (функциональной) власти управляющих и незримого влияния менеджмента.

9. Дополнительность самоменеджмента.

В развитии демократичности управления самоменеджмент фактически реализует самоорганизацию.

10. Дигитальность.

Является важнейшим современным решением задач управления.

Совокупности применения во взаимодействии перечисленных принципов обеспечивает эффективность самоменеджмента. Эффективность управления во многом зависит от людей и критериев мотивирования их труда. Практика менеджмента выработала ряд критериев, позволяющий активизировать деятельность работников в процессе управления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: