Какие главные направления в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушениями зрения вы отметили?




Теоретический блок

 

Уважаемые студенты! Познакомьтесь с новой темой, сохраните текст для ответов на вопросы. Для тех студентов, кто не мог присутствовать на уроке 15.01 в субботу (141,142,143) и для групп дистанционного режима 18.01 (141,142) во вторник, выполняем в удобном для вас формате. Присылаем ответы на вопросы, либо распечатываем. Для тех, кто был на уроке 15.01 необходимо повторить тему следующей встрече.

141,143 группы получают задание сразу на 3 встречи. В зависимости от расписания выполняют задания (например: 15.01 суббота - 1 час очно; 18.01 вторник - 2 часа дистанционно). Студенты, активно участвующие в субботу на уроке, могут быть освобождены от дистанционного задания в письменном виде. Они получают отметки за работу на уроке, что позволяет повысить отметку в итоге.

Удачной всем работы во втором полугодии. Вперед к получению диплома о средне-специальном образовании!

Тема:

Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ для детей с нарушениями зрения.

Д ошкольное образование детей с нарушенным зрением

Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители ребенка с нарушенным зрением должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания. Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения. Поэтому в зависимости от воспитания у ребенка могут быть сформированы как активность, так и пассивность, эгоизм, мнительность, боязливость или уверенность в своих силах, иждивенчество или самостоятельность, открытость и общительность или замкнутость и озлобленность.

Слепота и слабовидение имеют и социальные последствия для ребенка. В семье, где растет ребенок с нарушенным зрением, отношения с окружающими и с самим ребенком начинают строиться иначе. Взрослые, члены семьи, родственники, знакомые жалеют его, высказывая свое отношение вслух, ребенок становится центром излишнего внимания, жалости и заботы. Это негативно сказывается на воспитании ребенка, формировании его самооценки, взаимоотношений с окружающими.

Воспитание и обучение слепого или слабовидящего ребенка в семье требуют от родителей знания особенностей развития ребенка снарушенным зрением, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, способов и приемов формирования и развития навыков ориентировки в пространстве, восприятия предметов и явлений окружающего мира, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми, обслуживать себя, исследовать и познавать окружающий ребенка мир при помощи сохранных чувств.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения являются государственными учреждениями общественного воспитания детей слепых, слабовидящих, включая детей с косоглазием и амблиопией, в возрасте от 2—З до 7 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

На современном этапе разработаны адаптированные программы для детей с нарушением зрения:

1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Текст]: метод. рек. / под ред Н. Н. Яковлевой, А. М. Витковской. - СПб.: СПб АППО, 2015. - 163 с.

2. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол No 6/17)

3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол No 6/17).

4.Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей.(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол No 6/17).

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.

Кроме образовательной составляющей работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ. При некоторых массовых общеобразовательных школах имеются классы охраны зрения.

Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IУ видов) состоят из трех ступеней: 1 ступень — начальная школа, 11 ступень — основная школа или неполная средняя школа, III ступень — средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Школа 1 ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по логопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основам и личной гигиены, элементарными приемами и способами самообслуживания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по специальным планам, программам, учебникам.

Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации. Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психологической адаптации, активного включения их в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включены факультативные занятия по выбору самого учащегося.

Трудовая подготовка и профориентация в школе

Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учитывающие специфические и возрастные особенности развития детей с нарушениями зрения:

первоначальное трудовое обучение в I — IV классах;

трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность в V— Х классах;

широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд в ХI—ХII классах.

Обучение детей с нарушением зрения в массовых учреждениях.

Причины обучения детей с нарушением зрения в массовых учреждениях:

- родители хотят видеть своих детей каждый день, общаться с ними, влиять на их воспитание и обучение;

- многие семьи не получают финансовую помощь от района для направления в специализированное учреждение, находящееся в другом районе страны;

- родители не хотят, чтобы их детей считали инвалидами, резко отличающимися от нормально видящих детей.

В результате в настоящее время возникла острая необходимость в создании условий для получения детьми с нарушениями зрения общего воспитания и образования в условиях массовых учебных заведений. К сожалению, и массовая школа, и сами дети с нарушением зрения оказались слабо подготовлены к интегрированному обучению. Включение этих детей в систему общего воспитания и образования должно осуществляться по нескольким направлениям.

Готовятся специальные законодательные административные решения, позволяющие и допускающие обучение детей с глубокими нарушениями зрения в массовой школе, т.к. до настоящего времени прием таких детей осуществлялся неохотно и часто по личной договоренности с директорами и учителями. В решениях ставится вопрос о повышении оплаты труда учителей и воспитателей, имеющих в своем классе ребенка с глубоким нарушением зрения.

В классе, где находится такой ребенок, желательно, чтобы было не более 15 учеников с тем, чтобы обеспечить дифференцированный и специализированный подход к ребенку. В классах должна быть обеспечена общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте (не менее 400-500 люкс). Учитель должен тщательно обдумать, где посадить нового ученика. На отбор места для ребенка с нарушением зрения влияет, прежде всего, офтальмологический диагноз и степень снижения зрения. Если ребенок слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить на первую парту, желательно в среднем ряду; если ребенок сохранил частичное зрение, ему также следует сидеть на первой парте в среднем ряду. Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любой партой, по усмотрению учителя, который должен все же учитывать степень слышимости в этом месте. В случае если у ребенка нет светобоязни, и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности, поскольку количество света, необходимое для нормального функционирования зрения, зависит как от общей освещенности классной комнаты, так и от функционального состояния зрительного анализатора ученика. Если у учащегося наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу, ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны.

Задание.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы:

1.Какова система социальных институтов для детей с нарушениями зрения?

2. Какие основные направления коррекционно-педагогической работы детей с нарушениями зрения?

3. Возможно обучение детей с нарушениями зрения в массовых учреждениях?

Тема:

Содержание коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями зрения.

Просмотрите видео, ответьте на вопросы:

Какие главные направления в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушениями зрения вы отметили?

2. В чем заключается специфика обучения и воспитания детей с нарушениями зрения?

Ссылка на видео тифлопедагога Элеоноры Кулешовой в ютюбе.

 

https://www.youtube.com/watch?v=uL-rr7wIXHo

Источники для изучения:

1. Глухов В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 295с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс)(библиотека).

2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. Учеб. заведений С 71 / [Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. – 10-е изд., cтер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 400 с. ISBN 978-5-7695-7572-3 стр. 286 - 299

 

Рекомендации Уважаемые студенты, выполняйте выданные вам задания по расписанию, чтобы не создавать долгов. Напоминаю, что для присутствовавших на уроке 15.01 нужно только повторить тему.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: