— Расскажем о путешествии нашего самолетика. Закончите моё предложение, изменяя слово лететь:
Самолетик в небо... (взлетел),
Вполет... (полетел),
К телестудии... (подлетел),
Вокруг телестудии... (облетел),
В телестудию... (залетел),
Из телестудии... (вылетел)
И домой... (прилетел).
Итог занятия.
— Какой звук мы сегодня изучили?
—Припомните слова со звуком [ль] которые звучали сегодня на занятии.
— Произнесите скороговорку о Коле и Поле.
ЗАНЯТИЕ №92
Тема: звуки [л] — [ль].
Цель: учить дифференцировать звуки [л] — [ль] по твердости-мягкости в слогах и словах на слух и в произношении; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам.
Оборудование: флажки, индивидуальные схемы, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Я буду произносить по два слова. Вы повторите только слово со звуком [л] или [ль] из каждой пары.
река луга полет посадка
космонавт летчик небо земля
месяц луна лестница трап
кабина руль шлем окно
салон кузов шасси колеса
ракета самолет стюардесса пилот
2. Дифференциация звуков [л ] — [ль] (с. 50).
а) Сравнение звуков [л] — [ль].
—Слова с какими звуками вы повторяли?
—Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [л] и [ль]. Проведем соревнование двух экипажей. В состав экипажа входят: командир, пилоты, стюардессы.
—Первый ряд — 1-й экипаж. Второй ряд — 2-й экипаж. За лучшее выполнение задания экипаж награждается флажком.
—Пристегнули ремни и открыли книги. Посмотрите в левый верхний угол страницы. Как гудит лайнер? Расскажите о звуке [л].
—Посмотрите в правый верхний угол страницы. Как гудит маленький самолетик? Расскажите о звуке [ль].
—Чем похожи звуки [л] — [ль]? Чем отличаются эти звуки?
Работа экипажей оценивается флажками.
б) Дифференциация звуков [л] — [ль] на слух.
— Члены экипажа самолета должны иметь хороший слух. Проверим, как вы различаете на слух звуки [л] — [ль].
Если в слове звук [л] — встают мальчики-пилоты.
Если в слове звук [ль] — встают девочки-стюардессы.
Экипажи получают флажки.
— Взлет разрешен. Три — два — один... Взлетели!
в) Дифференциация звуков [л] — [ль] в произношении.
— Полет проходит на большой высоте. Экипажи выходят на связь. Диспетчер с земли посылает сигнал на борт самолета. Повторите его.
Логопед поочередно предлагает экипажам задания для воспроизведения.
ла-ла-ля-ля сла-сля-сла-сля
лю-лю-лу-лу плё-пло-плё-пло
пилот-полет цель-цел
плот-взлет дал-даль
г) Выделение звуков [л], [ль] из состава слова (с. 50).
— Экипажи получают задание перевезти овощи и фрукты. В названии фруктов и овощей есть звуки [л] и [ль]. Назовите эти овощи и фрукты.
— Первый экипаж отберет фрукты и овощи со звуком [л], а второй — со звуком [ль].
Экипажи получают флажки.
Физминутка.
— Экипажи включают автопилоты. Теперь они могут отдохнуть.
а) Пальчиковая гимнастика «Вертолет». (См. конспект № 43).
б) «Большая желтая луна». (См. конспект № 61).
в) «Будь внимательным».
— Запомните три слова и движения к ним: луна — руки, поднятые над головой, соприкасаясь пальцами с другой, образуют круг; самолет — руки разведены в сторону; пропеллер — руки, согнутые в локтях перед грудью, выполняют совместные быстрые круговые движения.
Логопед произносит слово, а дети выполняют соответствующее ему движение. Порядок слов меняется. Флажками оценивается работа экипажей.
Звуковой анализ.
а) «Превращение слов».
—В полете необходимо быть внимательным и сообразительным. Вам необходимо «превратить» слова, заменяя звук [л] на звук [ль], и наоборот — звук [ль] на звук [л].
—Назовите первые три картинки.
—Первый экипаж, замените в этих словах звук [л] на [ль]. Какие получились слова?
—Назовите следующие три картинки.
—Второй экипаж, замените в этих словах звук [ль] на [л]. Назовите новые слова.
Флажками оценивается работа экипажей.
б) Работа со схемами слов.
— На борт самолетов поступила шифровка. Посмотрите, она внизу страницы. Расшифруйте ее, назовите каждый звук.
— Замените в слове лапа второй звук на звук [и]. Какое слово получилось? Зашифруйте слово липа с помощью фишек.
Экипажи получают флажки.
5. Формирование грамматического строя речи (с. 52).
— Что это с самолетом? Его неожиданно стало наклонять то влево, то вправо. Посмотрите на землю. Внизу — зеленые луга. Надо правильно дополнить предложения словосочетанием зеленые луга, тогда самолет перестанет качать.
Вдоль реки раскинулись....
Я никогда не видел таких красивых....
Я люблю гулять по....
Колокольчики, ромашки растут на....
Богат наш край....
Работа экипажей оценивается флажками.
Итог занятия.
—Полет подошел к концу. Самолеты приземлились.
—Какие звуки вы научились сегодня различать?
Подводятся итоги соревнования: подсчитывается, сколько флажков у каждого экипажа. Лучший экипаж награждается.
ЗАНЯТИЕ № 93
Тема: буквы Л, л.
Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
Оборудование: кассы букв, картинка «Лодка», альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Какая буква в ряду лишняя?
а у м о к п ш т и ы а э
в х у с м н к з г б д м
2. Повторение характеристики звуков [л], [ль].
— Расскажите о звуках [л], [ль].
3. Знакомство с буквами Л, л (с. 51).
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
—Посмотрите на раздутый парус кораблика. Он показывает букву Л, которая обозначает на письме звуки [л] и [ль].
—Посмотрите на букву Л в голубой рамочке. Сравните большую букву и маленькую.
—Сколько элементов у буквы Л? Какие это элементы?
—Прочитайте буквы.
—Посмотрите, как построена буква Л пальчиками рук. Постройте ее так же.
—Рассмотрите картинки. На что похожа буква Л?
Звуко-буквенный анализ.
Буква Л плывет на лодке,
Заплывая в каждый порт.
Мы с ней вместе поплывем,
И ее заселим в дом.
На доске изображена лодка с буквой Л. По ходу занятия лодка «перемещается» по волнам и «доплывает» до «Домиков букв».
Порт «Касса букв».
— Найдите место буквам Л, л вкассе букв.
— Составьте слово лак. Превратите лак в лук.
Загадка.
По воде она плыла
Нас с тобой она везла. (Лодка)
— Что это?
Бочку вынесла тихонько
И отхлынула легонько. (Волна)
— Дети первого ряда, составьте в кассе слово лодки. Дети второго ряда, составьте слово волны. Подберите к этим словам слова-действия.
Лодки плывут.
Волны шумят.
— Составьте эти предложения.
Логопед напоминает о правилах письма предложения.
5. Физминутка. Порт «Отдых».
а) Пальчиковая гимнастика. «Лодка»
Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. | Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням. |
б) Выполнение движений с речевым сопровождением.
А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. | Взявшись за руки, качаются вправо — влево. Вперед — назад. |
Весла в руки мы берем, Быстро к берегу плывем. | Изображают, как гребут веслами. |
К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко. | Сначала приседают, потом прыгают вперед. |
И поскачем по лужайке, Будто зайки, будто зайки. | Скачут на двух ножках. |
6. Чтение. Порт «Слоги».
а) Чтение слогов.
Лодка по реке плыла,
Букву Л она везла.
Подплыла к причалу А,
Прочитаем, дети,... (ЛА).
Подплыла к причалу О,
Прочитаем вместе... (ЛО).
Подплыла к причалу У,
Прочитаем дружно:... (ЛУ).
Подплыла к причалу Ы,
Прочитаем тихо... (ЛЫ).
Подплыла к причалу И,
Прочитаем нежно... (ЛИ).
Подплыла к причалу Я,
Причитаем громко... (ЛЯ).
— Что погрузят в лодку на каждом причале? Подберите слова на каждый слог.
б) Чтение слов. Порт «Слова».
— Прочитайте слова каждого столбика. Подумайте, как заменить их одним словом.
в) Порт «Ребусы».
Отгадывание ребусов: «Липа», «Сила»; «Что в калаче?» (пила, скала, мала, кукла, школа, ласка, лама, лапа).
7. Итог занятия. Порт «Домики буке».
Лодка букву привезла,
Л на бережок сошла,
В какой дом она вошла?
— Почему?
ЗАНЯТИЕ № 94
Тема: буквы Л, л (закрепление),
Цель: закрепить звуки [л], [ль] и буквы Л, л; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Л, л, слогов, слов и предложений с ними; упражнять в чтении текста, познакомить с употреблением глагола класть; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: тетради, ручки, карточки со словами, «рассыпанные» буквы, слоги, аудиозапись песни «Я в цирк иду»(О. Фельцман, С. Богомазов), альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Сегодня на занятии мы поиграем в цирк. Вы будете не только зрителями, но и участниками циркового представления. Чтобы попасть в цирк, надо «купить» билет.
Дети получают карточки, на которых напечатаны слова с буквой Л. Прочитав слово, ребенок занимает свое место.
2. Повторение характеристики звуков [л], [ль].
— В каждом слове вы читали букву Л. Какие звуки она обозначает? Расскажите о звуках [л], [ль].
Игра «Наборщик».
— Перед цирковым представлением мы отправимся в буфет. Прочитайте, что мы будем пить в буфете? (Л И М О Н А Д.) Какой был лимонад? Назовите слова о лимонаде со звуками [л], [ль] (холодный, сладкий, апельсиновый, лимонный,...).
— Какие слова можно набрать из букв слова лимонад? (Дом, дома, лимон, она, он, они, мина, лом, мал, мил, дал, мода, Дима, Лида, Дина.)
Письмо.
а) Письмо букв Л, л.
— Представление начинается. На арене цирка появилась лошадь и дрессировщик. Взмахнул дрессировщик кнутом, изогнулся кнут буквой Л.
Дрессировщик
Буквой машет.
Перед ним
Лошадка скачет.
(Е. Тарлапан).
После объяснений логопеда дети пишут в тетрадях строчку букв Л, л.
б) Письмо слогов.
— Вышел стрелок «Соколиный глаз» с луком и стрелами. В центре мишени стоит буква Л. Вот летит стрела с буквой А. Попала стрела в букву Л. Запишите, какие слоги они образовали? (АЛ, ЛА).
Аналогично составляются и записываются слоги с другими гласными буквами.
в) Письмо слов.
—На арену выбежали белые пудели. Пудели были умными. Знали буквы и умели из букв составлять слова. Дрессировщик разложил по арене буквы: А, Л, З. Какое слово соберут пудели? Запишите его.
—А потом дрессировщик рассыпал слоги: ДУ ХО ЛИ. Какое слово соберут пудели? Ходули — это два шеста с набитыми приступками, встав на которые, ходят, переставляя шесты и делая большие шаги. Запишите это слово.
—Чтобы отгадать, следующее слово, надо поставить буквы «по росту», начиная с самой большой. Какое это слово? (Клоун.) Запишите его.
г) Письмо предложения.
—Что делал клоун в цирке?
— Клоун много шутил. Сколько слов в этом предложении? Какие это слова? Назовите их по порядку.
—Как пишутся предложения?
Дети рассказывают о правиле письма предложения и записывают его в тетрадях с комментированием; затем читают написанное в тетради предложение.
Физминутка.
— В цирке антракт.
Дети выполняют танцевальные движения под песню «Я в цирк иду» (О. Фельцман, С. Богомазов).
Чтение текста (с. 51).
— А сейчас мы прочитаем рассказ об артисте цирка. О каком, узнаете сами, прочитав рассказ.
Дети читают рассказ по предложениям и объясняют смысл каждого предложения. После чтения дети отвечают на вопросы: Кто Слава? Что умел делать клоун Слава?