Формирование грамматического строя речи.




— Расскажем о путешествии нашего самолетика. Закон­чите моё предложение, изменяя слово лететь:

Самолетик в небо... (взлетел),

Вполет... (полетел),

К телестудии... (подлетел),

Вокруг телестудии... (облетел),

В телестудию... (залетел),

Из телестудии... (вылетел)

И домой... (прилетел).

Итог занятия.

— Какой звук мы сегодня изучили?

—Припомните слова со звуком [ль] которые звучали се­годня на занятии.

— Произнесите скороговорку о Коле и Поле.

 

ЗАНЯТИЕ №92

Тема: звуки [л][ль].

Цель: учить дифференцировать звуки [л][ль] по твер­дости-мягкости в слогах и словах на слух и в произноше­нии; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в из­менении существительных и прилагательных по паде­жам.

Оборудование: флажки, индивидуальные схемы, альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Я буду произносить по два слова. Вы повторите только слово со звуком [л] или [ль] из каждой пары.

река луга полет посадка

космонавт летчик небо земля

месяц луна лестница трап

кабина руль шлем окно

салон кузов шасси колеса

ракета самолет стюардесса пилот

2. Дифференциация звуков [л ] — [ль] (с. 50).

а) Сравнение звуков [л][ль].

—Слова с какими звуками вы повторяли?

—Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [л] и [ль]. Проведем соревнование двух экипажей. В состав экипажа входят: командир, пилоты, стюардессы.

—Первый ряд — 1-й экипаж. Второй ряд — 2-й экипаж. За лучшее выполнение задания экипаж награждается флажком.

—Пристегнули ремни и открыли книги. Посмотрите в левый верхний угол страницы. Как гудит лайнер? Расска­жите о звуке [л].

—Посмотрите в правый верхний угол страницы. Как гу­дит маленький самолетик? Расскажите о звуке [ль].

—Чем похожи звуки [л][ль]? Чем отличаются эти звуки?

Работа экипажей оценивается флажками.

б) Дифференциация звуков [л] — [ль] на слух.

— Члены экипажа самолета должны иметь хороший слух. Проверим, как вы различаете на слух звуки [л][ль].

Если в слове звук [л] — встают мальчики-пилоты.

Если в слове звук [ль] — встают девочки-стюардессы.

Экипажи получают флажки.

— Взлет разрешен. Три — два — один... Взлетели!

в) Дифференциация звуков [л] — [ль] в произношении.

— Полет проходит на большой высоте. Экипажи выходят на связь. Диспетчер с земли посылает сигнал на борт само­лета. Повторите его.

Логопед поочередно предлагает экипажам задания для воспроиз­ведения.

ла-ла-ля-ля сла-сля-сла-сля

лю-лю-лу-лу плё-пло-плё-пло

пилот-полет цель-цел

плот-взлет дал-даль

г) Выделение звуков [л], [ль] из состава слова (с. 50).

— Экипажи получают задание перевезти овощи и фрукты. В названии фруктов и овощей есть звуки [л] и [ль]. На­зовите эти овощи и фрукты.

— Первый экипаж отберет фрукты и овощи со звуком [л], а второй — со звуком [ль].

Экипажи получают флажки.

Физминутка.

— Экипажи включают автопилоты. Теперь они могут от­дохнуть.

а) Пальчиковая гимнастика «Вертолет». (См. конспект № 43).

б) «Большая желтая луна». (См. конспект № 61).

в) «Будь внимательным».

— Запомните три слова и движения к ним: луна — руки, поднятые над головой, соприкасаясь пальцами с другой, об­разуют круг; самолет — руки разведены в сторону; пропел­лер — руки, согнутые в локтях перед грудью, выполняют совместные быстрые круговые движения.

Логопед произносит слово, а дети выполняют соответствую­щее ему движение. Порядок слов меняется. Флажками оценивает­ся работа экипажей.

Звуковой анализ.

а) «Превращение слов».

—В полете необходимо быть внимательным и сообрази­тельным. Вам необходимо «превратить» слова, заменяя звук [л] на звук [ль], и наоборот — звук [ль] на звук [л].

—Назовите первые три картинки.

—Первый экипаж, замените в этих словах звук [л] на [ль]. Какие получились слова?

—Назовите следующие три картинки.

—Второй экипаж, замените в этих словах звук [ль] на [л]. Назовите новые слова.

Флажками оценивается работа экипажей.

б) Работа со схемами слов.

— На борт самолетов поступила шифровка. Посмотрите, она внизу страницы. Расшифруйте ее, назовите каждый звук.

— Замените в слове лапа второй звук на звук [и]. Какое сло­во получилось? Зашифруйте слово липа с помощью фишек.

Экипажи получают флажки.

5. Формирование грамматического строя речи (с. 52).

— Что это с самолетом? Его неожиданно стало наклонять то влево, то вправо. Посмотрите на землю. Внизу — зеленые луга. Надо правильно дополнить предложения словосочета­нием зеленые луга, тогда самолет перестанет качать.

Вдоль реки раскинулись....

Я никогда не видел таких красивых....

Я люблю гулять по....

Колокольчики, ромашки растут на....

Богат наш край....

Работа экипажей оценивается флажками.

Итог занятия.

—Полет подошел к концу. Самолеты приземлились.

—Какие звуки вы научились сегодня различать?

Подводятся итоги соревнования: подсчитывается, сколько флажков у каждого экипажа. Лучший экипаж награждается.

 

ЗАНЯТИЕ № 93

Тема: буквы Л, л.

Цель: закрепить звуки [л], [ль]; познакомить с их графи­ческим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зритель­ное восприятие, логическое мышление.

Оборудование: кассы букв, картинка «Лодка», альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Какая буква в ряду лишняя?

а у м о к п ш т и ы а э

в х у с м н к з г б д м

2. Повторение характеристики звуков [л], [ль].

— Расскажите о звуках [л], [ль].

3. Знакомство с буквами Л, л (с. 51).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

—Посмотрите на раздутый парус кораблика. Он показы­вает букву Л, которая обозначает на письме звуки [л] и [ль].

—Посмотрите на букву Л в голубой рамочке. Сравните большую букву и маленькую.

—Сколько элементов у буквы Л? Какие это элементы?

—Прочитайте буквы.

—Посмотрите, как построена буква Л пальчиками рук. Постройте ее так же.

—Рассмотрите картинки. На что похожа буква Л?

Звуко-буквенный анализ.

Буква Л плывет на лодке,

Заплывая в каждый порт.

Мы с ней вместе поплывем,

И ее заселим в дом.

На доске изображена лодка с буквой Л. По ходу занятия лодка «перемещается» по волнам и «доплывает» до «Домиков букв».

Порт «Касса букв».

— Найдите место буквам Л, л вкассе букв.

— Составьте слово лак. Превратите лак в лук.

Загадка.

По воде она плыла

Нас с тобой она везла. (Лодка)

— Что это?

Бочку вынесла тихонько

И отхлынула легонько. (Волна)

— Дети первого ряда, составьте в кассе слово лодки. Дети второго ряда, составьте слово волны. Подберите к этим сло­вам слова-действия.

Лодки плывут.

Волны шумят.

— Составьте эти предложения.

Логопед напоминает о правилах письма предложения.

5. Физминутка. Порт «Отдых».

а) Пальчиковая гимнастика. «Лодка»

Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням.

 

б) Выполнение движений с речевым сопровождением.

 

А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. Взявшись за руки, качаются вправо — влево. Вперед — на­зад.
Весла в руки мы берем, Быстро к берегу плывем. Изображают, как гребут весла­ми.
К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко. Сначала приседают, потом прыгают вперед.
И поскачем по лужайке, Будто зайки, будто зайки. Скачут на двух ножках.

6. Чтение. Порт «Слоги».

а) Чтение слогов.

Лодка по реке плыла,

Букву Л она везла.

Подплыла к причалу А,

Прочитаем, дети,... (ЛА).

Подплыла к причалу О,

Прочитаем вместе... (ЛО).

Подплыла к причалу У,

Прочитаем дружно:... (ЛУ).

Подплыла к причалу Ы,

Прочитаем тихо... (ЛЫ).

Подплыла к причалу И,

Прочитаем нежно... (ЛИ).

Подплыла к причалу Я,

Причитаем громко... (ЛЯ).

— Что погрузят в лодку на каждом причале? Подберите слова на каждый слог.

б) Чтение слов. Порт «Слова».

— Прочитайте слова каждого столбика. Подумайте, как заменить их одним словом.

в) Порт «Ребусы».

Отгадывание ребусов: «Липа», «Сила»; «Что в калаче?» (пила, скала, мала, кукла, школа, ласка, лама, лапа).

7. Итог занятия. Порт «Домики буке».

Лодка букву привезла,

Л на бережок сошла,

В какой дом она вошла?

— Почему?

 

ЗАНЯТИЕ № 94

Тема: буквы Л, л (закрепление),

Цель: закрепить звуки [л], [ль] и буквы Л, л; совершенст­вовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Л, л, слогов, слов и предложений с ними; уп­ражнять в чтении текста, познакомить с употреблением глагола класть; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: тетради, ручки, карточки со словами, «рас­сыпанные» буквы, слоги, аудиозапись песни «Я в цирк иду»(О. Фельцман, С. Богомазов), альбом 2.

Ход занятия

Организационный момент.

— Сегодня на занятии мы поиграем в цирк. Вы будете не только зрителями, но и участниками циркового представле­ния. Чтобы попасть в цирк, надо «купить» билет.

Дети получают карточки, на которых напечатаны слова с бук­вой Л. Прочитав слово, ребенок занимает свое место.

2. Повторение характеристики звуков [л], [ль].

— В каждом слове вы читали букву Л. Какие звуки она обозначает? Расскажите о звуках [л], [ль].

Игра «Наборщик».

— Перед цирковым представлением мы отправимся в бу­фет. Прочитайте, что мы будем пить в буфете? (Л И М О Н А Д.) Какой был лимонад? Назовите слова о лимонаде со звуками [л], [ль] (холодный, сладкий, апельсиновый, ли­монный,...).

— Какие слова можно набрать из букв слова лимонад? (Дом, дома, лимон, она, он, они, мина, лом, мал, мил, дал, мода, Дима, Лида, Дина.)

Письмо.

а) Письмо букв Л, л.

— Представление начинается. На арене цирка появилась лошадь и дрессировщик. Взмахнул дрессировщик кнутом, изогнулся кнут буквой Л.

Дрессировщик

Буквой машет.

Перед ним

Лошадка скачет.

(Е. Тарлапан).

После объяснений логопеда дети пишут в тетрадях строчку букв Л, л.

б) Письмо слогов.

— Вышел стрелок «Соколиный глаз» с луком и стрела­ми. В центре мишени стоит буква Л. Вот летит стрела с бу­квой А. Попала стрела в букву Л. Запишите, какие слоги они образовали? (АЛ, ЛА).

Аналогично составляются и записываются слоги с другими глас­ными буквами.

в) Письмо слов.

—На арену выбежали белые пудели. Пудели были умны­ми. Знали буквы и умели из букв составлять слова. Дресси­ровщик разложил по арене буквы: А, Л, З. Какое слово со­берут пудели? Запишите его.

—А потом дрессировщик рассыпал слоги: ДУ ХО ЛИ. Какое слово соберут пудели? Ходули — это два шеста с на­битыми приступками, встав на которые, ходят, перестав­ляя шесты и делая большие шаги. Запишите это слово.

—Чтобы отгадать, следующее слово, надо поставить бук­вы «по росту», начиная с самой большой. Какое это слово? (Клоун.) Запишите его.

г) Письмо предложения.

—Что делал клоун в цирке?

Клоун много шутил. Сколько слов в этом предложе­нии? Какие это слова? Назовите их по порядку.

—Как пишутся предложения?

Дети рассказывают о правиле письма предложения и записыва­ют его в тетрадях с комментированием; затем читают написан­ное в тетради предложение.

Физминутка.

— В цирке антракт.

Дети выполняют танцевальные движения под песню «Я в цирк иду» (О. Фельцман, С. Богомазов).

Чтение текста (с. 51).

— А сейчас мы прочитаем рассказ об артисте цирка. О ка­ком, узнаете сами, прочитав рассказ.

Дети читают рассказ по предложениям и объясняют смысл каж­дого предложения. После чтения дети отвечают на вопросы: Кто Слава? Что умел делать клоун Слава?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: