Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
Образования «Уральская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития
Кафедра сестринского дела
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Уход за больными терапевтического и хирургического профиля
Направление подготовки
060101 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника
специалист
Екатеринбург – 2011
Составители: доцент кафедры сестринского дела, к.м.н. Найданова Т.А.
зав. кафедрой сестринского дела, д.м.н., проф. Шардина Л.А.
ассистент кафедры сестринского дела Курячая Е.А.
Программа учебной практики составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО по направлению и профилю подготовки
060101 Лечебное дело
Утверждена на заседании кафедры сестринского дела
«31» _мая_ 2011 г., протокол № _10_
Заведующий кафедрой _______________________ Шардина Л.А.
Программа производственной практики одобрена на заседании
ЦМК по производственной практике
«____» _________ 201___г., протокол № ___
Председатель ________________________________
ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Целями учебной практики Уход за больными терапевтического и хирургического профиля являются
· начальное формирование общекультурных и профессиональных навыков и компетенций под руководством преподавателя в условиях, приближенных к производственным,
· закрепление и углубление теоретической подготовки студента,
· комплексное освоение студентами профессиональной деятельности,
· приобретение начального опыта практической работы студентов по профессии.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Задачами учебной практики Уход за больными терапевтического и хирургического профиля являются
· получение и закрепление профессиональных навыков и умений по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля,
· обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, необходимых для последующего освоения общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля входит в раздел С.5 Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа.
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются.
Является предшествующей для изучения дисциплин профессионального цикла и проведения производственных практик.
4. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ – клиническая.
МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля проводится в первом и втором семестрах на кафедре сестринского дела.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Учебная практика Уход за больными терапевтического и хирургического профиля направлена на формирование у студента следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
- способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
- способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);
- способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
- способность и готовность использовать методы управления и организовывать работу исполнителей; находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
- способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);
- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
- способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);
- способность и готовность применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);
- способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-12);
- способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);
- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания пациентов и членов их семей в лечебно-профилактических организациях и проведения среди пациентов основных манипуляций и процедур, элементам здорового образа жизни (ПК-25);
- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации), технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации, а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);
- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций (ПК- 29);
- способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31).
В результате прохождения учебной практики студент должен
Знать:
- принципы организации работы лечебных учреждений, устройство и оборудование лечебных отделений больниц;
- теоретические основы и современную концепцию сестринского дела, организацию работы младшего и среднего медицинского персонала;
- принципы обеспечения инфекционной безопасности в лечебных учреждениях;
- виды санитарной обработки и способы транспортировки больных;
- типы лихорадок;
- принципы применения лекарственных средств;
- особенности наблюдения и ухода за больными с заболеваниями различных систем организма;
- признаки неотложных состояний;
- особенности наблюдения и ухода за больными пожилого и старческого возраста;
- принципы обучения пациентов и их родственников элементам ухода, самоухода и самоконтроля.
Уметь:
- проводить санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в нем;
- осуществлять смену нательного и постельного белья больного, обрабатывать пролежни;
- проводить антропометрию, транспортировку и кормление больных;
- осуществлять контроль показателей гемодинамики и дыхания, измерять суточный диурез и температуру тела;
- собирать у пациентов биологический материал для лабораторных исследований;
- применять различные способы введения лекарственных веществ;
- осуществлять уход за больными различного возраста с заболеваниями органов и систем;
- осуществлять наблюдение и уход за больными в до- и послеоперационном периоде;
- оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
- проводить легочно-сердечную реанимацию;
- проводить оксигенотерапию, промывание желудка, постановку различных клизм, катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером;
- осуществлять дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными
- провести сбор, обработку и систематизацию литературного материала.
Владеть:
- навыками ухода за больными с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания, в том числе за тяжелобольными и агонирующими.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Общая трудоемкость учебной практики составляет 6 зачетных единицы, 216 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Организационное собрание | Знакомство с правилами поведения в клинике и нормативно-правовой базой в здравоохранении – 1,5 | Ознакомительная лекция - 2 | Инструктаж по технике безопасности – 0,5 | Самостоятельная работа с литературой - 2 | ||
Приемное отделение ЛПУ | Семинар - 4 | Знакомство с устройством отделения - 1 | Работа в отделении под руководством преподавателя - 3 | Самостоятельная работа с литературой - 2 | Тестовый контроль, ситуационная задача | |
Работа в терапевтических отделениях | Семинары - 12 | Знакомство с устройством отделений - 12 | Работа в отделении под руководством преподавателя - 24 | Самостоятельная работа с литературой - 28 | Тестовый контроль, ситуационная задача | |
Работа в хирургических отделениях | Семинары - 12 | Знакомство с устройством отделений - 12 | Работа в отделении под руководством преподавателя - 24 | Самостоятельная работа с литературой - 30 | Тестовый контроль, ситуационная задача | |
Отработка практических навыков на фантомах | Демонстрация навыков преподавателем - 4 | Работа в учебной комнате под руководством преподавателя – 16 | Прием навыков на фантомах | |||
Выполнение исследовательской работы | Семинар - 2 | Сбор, обработка и систематизация литературного материала - 8 | Защита рефератов - 6 | Самостоятельная работа с литературой - 10 | ||
Зачет |