Типы политических конфликтов
Политический конфликт является одной из форм политического процесса, способом разрешения его противоречий.
Политический конфликт – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества. Основу политического конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения. В трансформирующихся обществах политический конфликт может приобретать острые и своеобразные формы проявления и выражения.
Типы политических конфликтов:
1) по времени действия: затяжные или скоротечные;
2) по интенсивности: слабые или сильные;
3) по масштабам действия: локальные или региональные;
4) по формам проявления: мирные и немирные;
5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;
6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;
7) по степени и характеру нормативной регуляции: системные или несистемные, институциализированные или неинституциализированные;
8) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;
9) по месту происхождения: эндогенные, обусловленные факторами внутреннего характера, и экзогенные – внешнего по отношению к данной системе характера;
10) по характеру противоречий, лежащих в их основе: антагонистические и неантагонистические;
11) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние;
12) по сферам их проявления: экономическая сфера, политическая, духовная, сфера межнациональных отношений, внешнеполитическая сфера и т. д.
Выделяют конфликты в трансформирующихся обществах, для которых характерны значительная острота и скорость протекания, наличие существенных противоречий между регионами и центром, приоритеты национального и «местного» самосознания, недостаточный уровень демократической политической культуры, опыта разрешения конфликтов.
Региональный, геостратегический конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных социально-политических ориентаций в регионе. Специфика этого конфликта обычно выражается в значительных масштабах жертв и разрушений и в повышенном геополитическом значении для ряда зарубежных стран или всего мира.
Этнополитические конфликты – форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций. Он может возникнуть в ситуации, когда этничность превращается в фактор, определяющий существо и динамику конфликта, и сформироваться на экономической, социально-политической или другой внеэтнической основе, а впоследствии приобрести этнический, национальный характер.
Так же различают три основных типа политических конфликтов. 1. Конфликты интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является торг по поводу дележа экономического пирога (борьба вокруг размеров налогов, объема социального обеспечения и т.д.); этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение (как это, так и то). 2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как свобода, равенство, терпимость труднодостижим, если вообще возможен. 3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом; этот тип конфликта возникаете условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности. В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: межгосударственным (субъекты -государства и их коалиции), государственным (субъекты -ветви власти, политические партии и т.д.), региональным (субъекты -региональные политические силы), местным. |
Основные способы и пути решения политических конфликтов и кризисов
Типичными путями являются:
1) компромисс (лат compromissum - согласование между противоположными сторонами, достигнутое взаимными уступками) на основании сохранения позиций: согласие, построена на взаимных уступках, уменьшение ресурсов одни иеи из сторон понимания прав и интересов противника Чаще это путь примирения, связан не с односторонним навязыванием воли, а с активностью обеих конфликтующих сторонн;
2) примиреннисть на основании принуждения (способ насилие), что позволяет игнорировать аргументы противника В основе этого средства навязывания одной из сторон (или третьей силой всем сторонам) характерн них взаимоотношений может быть:
- явное преобладание сил и ресурсов у одной из сторон и их дефицит в другой;
- изоляция одной стороны конфликта, снижение его статуса, а также другое состояние \"что свидетельствует об ослаблении ее позиций, поражении, нанесенном ей в соответствии с правилами игры;
- уничтожение, \"тотальное истребление противника\" (X Шпейер)
Разрешение конфликта - это не просто ослабление его насильственного и разрушительного потенциала, но и устранение онтологического содержания самого конфликта, его предмета, его основу Конфликт является решенным если все участники безоговорочно признают достигнутые договоренности, а проблемы, которые породили политическое противоборство, не становятся предметом конфликту.
Возможны два варианта разрешения конфликта:
- решение самими участниками конфликтующих сторон Переговоры позволяют прийти к согласию, когда открывают путь к сотрудничеству между противоположными сторонами Этот метод использовался со времени возникновения к конфликтов вообще, т.е. с возникновением человеческого общества Одним из важнейших требований при проведении переговоров является отказ от позиционных торгов Когда стоят твердо на позициях, не вникая в интересы друг друга, согласия, конечно, не достигают В современных условиях это самое видим вокруг событий на Ближнем Востоке, в бывшей Югославии и т.д. Чтобы сделать разумного решения, необходимо примирить ин ресы, а не позиции Основная проблема переговоров заключается не в конфликтных позициях, а в конфликтах между потребностями, желаниями, заботами и опасениями каждой из сторон А такие потребности, желания и е интересам самиересами;
- сближение позиций и интересов противоположных сторон через посредника - медиатора - посредничество, посредничество в споре третьей стороны, третьего государства, не участвует в супер речци) Задача медиатора - дать сторонам готовое решение, которое стороны готовы и должны выполнять, договориться, прийти к согласию Медиация не является чем-то отличным от переговоров, а лишь особый вид перегово рного процессрного процесу.
Одной из форм решения политических конфликтов является референдумы с правовыми последствиями - например, принятие конституции, определения статуса территории и др. Другой формой являются выборы В роли арбитра как в пе ершому, так и во втором случаях выступают сами гражданни.
Важным арбитром в политических конфликтах выступает Конституционный Суд Конечно. В большинстве стран Конституционный Суд решает конфликты, возникающие:
а) между законодательными и исполнительными органами;
б) между центральными органами и ее субъектами;
в) между государственными органами и политическими партиями, общественными организациями и объединениями.