Физиол-е механизмы эмоций и развитие в постнатальном онтогенезе.




Эмоционально-волевая сфера человека является предметом психол-ой науки, и в курсе возрастной физиологии рассмотр. только те примитивные физиол-е механизмы, которые лежат в ее основе.

Первая физиологическая попытка объяснить эмоции человека принадлежит И. М. Сеченову, который считал, что эмоции -- это «рефлексы с усиленным концом в их последней трети». Важное значение имели исследования И. П. Павлова, связавшего появление эмоций с переделкой динамических стереотипов, сопровождавшейся тяжелым «нервным трудом».

Изуч-е функц-й деят-ти головного мозга животных и человека с пом. метода вживленных электродов показало наличие ряда нервных структур, ответственных за появление разнообразных эмоциональных реакций.

Наиболее широко представлены эмоциональные зоны в промежуточном мозге и в некоторых древних отделах больших полушарий -- лимбических зонах. Раздражение этих зон вызывает у человека и животных реакции страха, агрессии, чувство голода и жажды, чувство насыщения и многие другие.

Все многочисленные эмоциональные реакции с точки зрения физиологии можно разделить на две группы: отрицательные и положительные эмоции. Возникновение отрицательных эмоций связано с дискомфортом организма, который может быть вызван нарушением постоянства его внутренней среды (гомеостаза) или неблагоприятными воздействиями внешней среды. Например, снижение в крови содержания сахара сопровождается чувством голода, а действие опасных для жизни факторов внешней среды -- чувством страха.

Восстановление нарушенного внутреннего или внешнего спокойствия организма сопровождается положительными эмоциями, выражающимися в состоянии комфорта или наслаждения, например чувство насыщения после обеда или радость человека при спасении жизни своего друга. Отриц-е эмоции возникают всегда, если система (организм) не может достичь полезного для себя результата. Положительные эмоции будут возникать при достижении функциональной системой полезного для ее существования результата.

Информационная теория эмоций П. В. Симонова связывает их появление с избытком или недостатком информации об удовлетворении потребностей. Недостаток информации вызывает отрицательные эмоции, а ее избыток -- положительные.

Таким образом, в подкорковых отделах головного мозга и в зонах древних отделов КГМ обнаруж. спец-е центры, регулир-е протекание эмоцион-х реакций. Вместе с тем исследования показали, что качественная оценка эмоциональных состояний возможна только с участием молодых отделов КГМ (неокортекс). При корковых поражениях развиваются различные эмоциональные расстройства: от аффектов чрезвычайной силы до глубокой апатии -- «эмоциональной тупости» или «эмоционального паралича». Регулирование специфически человеческих эмоциональных состояний осуществляется лобными долями, тесно связанными с лимбикой (см. разд. 4.15.6). Важное значение в проявлении эмоций у человека имеет сенсорная информация. Сенсорное голодание вызывает у человека эмоциональные расстройства. Проявление эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез.

Среди веществ, оказывающих влияние на проявление эмоций, находятся и такие, как никотин, алкоголь и наркотики. Особенно сильное действие оказывают алкоголь и наркотики. Вызывая у человека ложное состояние комфорта, они парализуют его волю.

Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе находится в тесной связи с формированием эмоциогенных зон головного мозга и общим психическим развитием ребенка. Новорожденный уже способен испытывать чувство голода и насыщения, а также и другие реакции удовольствия или неудовлетворения, возникающие в результате действия благоприятных или неблагоприятных раздражителей. Эти низшие, протопатические эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных. Однако именно на этой биологической основе формируются все высшие (эпикритические) эмоции человека. Превалирование низших эмоций, связанных с деятельностью подкорковых нервных структур, продолжается до 3 лет и обусловлено слабостью корковых нервных процессов и соответственно низким уровнем развития психики. Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность, и особенно их общение со взрослыми.

По мере созревания ВНД - коры головного мозга -- происходит совершенствование психических процессов ребенка. Приблизительно с 3--4 лет постнатального развития начинают интенсивно формироваться высшие человеческие эмоции. У детей дошкольного возраста лишение лакомства и пищи еще способно вызвать более сильный эмоциональный эффект, чем словесные нравоучения о правилах поведения.

Важное значение в развитии эмоций в этом возрасте имеют игры детей, восприятие игрушек и манипулирование ими. Мощным фактором развития эмоций является также рисование. Этот период с 2--3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным, но не стойким проявлением эмоций. В рассматриваемом возрасте дети «эмоционально раздражимы», т. е. легко подвергаются влиянию эмоций других. Например, в группе детсада заплакал малыш, и сейчас же его «поддерживают» другие. Только в начале подросткового периода (с 10--12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Их окончательное формирование завершается к 20--22 годам, т. е. когда завершается и формирование высших отделов нервной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: