Естественное и искус-е освещение учебных помещений, его значение




Среди факторов внешней среды, влияющих на организм человека, свет занимает одно из первых мест. Он влияет не только на орган зрения, но и на весь организм в целом. Под действием света изменяются физические и психические реакции, повышается общий тонус, поддерживается -деятельное состояние организма. Неблагоприятное освещение вызывает ухудшение общего самочувствия, снижение умственной и физической работоспособности, угнетающе действует на психику. Особое гигиеническое значение имеет бактерицидность ультрафиолетовых лучей.

К освещенности предъявляются следующие требования: достаточность, равномерность во времени и пространстве, отсутствие теней на рабочем месте, отсутствие «слепимости» и перегревания помещений.

Освещенность помещений естественным светом в значительной степени определяется световым климатом.- изменением освещенности но часам дня и месяцам года, характерным для данной местности.

Естественное освещение должно отвечать следующим требованиям:

ориентация здания школы с учетом солнечной радиации. Наиболее оптимальными являются южная и юго-восточная стороны, при этом в весенний и осенний периоды инсоляция будет наиболее длительной;

площадь остекления должна составлять не менее 80% общей площади окна. межоконные промежутки должны быть не более 30 - 50 см;

учебные помещения должны обязательно обеспечиваться солнцезащитными приспособлениями - жалюзи или шторами, сделанными из тканей, которые обладают хорошими светорассеивающими свойствами и пропускают достаточно света. Это поплин, репс, штапель. Запрещено применять шторы из полихлорвиниловой пленки.

В школах необходимо максимально использовать дневной свет.

На протяжении учебного года естественное освещение в течение суток является недостаточным, особенно в осенне-зимний период. Недостаток света компенсируется искусственным освещением. Искусственное освещение рабочих мест должно обеспечивать достаточную остроту зрения, скорость различения мелких деталей при работе и устойчивость ясного видения.

Если освещенность в помещении различная, то быстро наступает утомление глаз и всего организма. Необходимость приспосабливаться к различной степени яркости при переводе взгляда с ярко освещенной поверхности на затемненную и наоборот понижает работоспособность световоспринимающих элементов сетчатки, глаза. По тем же причинам нежелательно образование резких теней на освещенных поверхностях. Источник света для пишущих правой рукой должен находиться слева. В целях защиты глаз от ослепляющего действия источника света применяется осветительная арматура, распределяющая световой поток без образования блеска и резких теней на освещенной поверхности. Источники искусственного света не должны загрязнять воздух помещения продуктами горения, изменять температуру и влажность.

Существенным является вопрос о спектральном составе света, излучаемого тем или иным источником. Источники искусственного освещения не излучают света, биологическая ценность которого была бы равна биологической ценности солнечных лучей.

В настоящее время в качестве источника искусственного света в школах применяется электрическое освещение. Оно может быть общим, когда освещается все помещение, местным, когда освещается непосредственно рабочее место, и комбинированным, при котором общее освещение сочетается с местным. В учебных классах и кабинетах применяется преимущественно общее освещение. В помещениях, где зрительная работа требует особенного напряжения (мастерские, кабинеты черчения, рисования), рекомендуется комбинированное освещение.

Наиболее оптимальное искусственное освещение дают люминесцентные лампы. Люминесценцию называют холодным свечением. В люминесцентных лампах электрическая энергия трансформируется в энергию ультрафиолетового излучения, которое превращается в видимое свечение люминесцирующих веществ. Спектральный состав света зависит от характера люминофора. Люминесцентные лампы применяются для освещения помещений, в которых проводятся работы, требующие тонкого различения цветов и оттенков, а также общественных зданий, жилых помещений. Свет их по спектральному составу близок к естественному, оказывает благоприятное воздействие как на зрительную функцию, так и на общую работоспособность. Яркость люминесцентных ламп незначительна, их большая поверхность содействует равномерному распределению света. Рассеянный свет люминесцентных ламп не дает резких теней, не изменяет оттенков. Равномерность освещения обеспечивается правильным размещением школьных светильников и рассеиванием света с помощью арматуры. Для обеспечения нормы в, классе должно быть 24 люминесцентные лампы мощностью но 40 Вт или 12 ламп по 90 Вт.

Учителю необходимо провести с учениками и родителями беседу о вреде чтения и письма лежа, с запрокинутой головой, в движущемся транспорте или за едой. Отдельно нужно остановиться на влиянии, которое оказывает на функциональное состояние органа зрения просмотр телепрограмм. Во-первых, по своему содержанию они должны соответствовать возрасту ребенка. Боевики, фильмы ужасов ведут к развитию у детей нервно-психических расстройств.,Во-вторых, длительные просмотры телепрограмм вызывают значительное утомление зрения. Младшим школьникам рекомендуется смотреть только детские передачи, старшие могут пользоваться видеотехникой 1 - 2 раза в неделю. Ребенок должен находиться на расстоянии 2 - 3 м от экрана. В вечернее время необходимо искусственное освещение верхним светом или источником (настольная лампа, торшер, бра), расположенным вне поля зрения. В дневные часы окна закрывают легкими светлыми шторами во избежание солнечных бликов на экране.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: