Методические рекомендации для студента №49
Тема занятия: Анатомия иммунной системы.
Значение темы: Эволюция формировала систему иммунитета около 500 млн. лет. Этот шедевр природы восхищает нас красотой гармонии и целесообразностью. Настойчивое любопытство ученых разных специальностей раскрыло перед нами закономерности ее функционирования.
На основе теоретических знаний и практических умений студент должен
знать: Что такое иммунитет, какие возрастные особенности
уметь: с помощью таблиц и муляжей находить крупные стволы лимфатической системы с указанием областей оттока лимфы по данным сосудам, уметь находить расположение поверхностных лимфоузлов (затылочных, околоушных, шейных, поднижнечелюстных, подмышечных, локтевых)
Студент должен овладеть общими компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
ПК. 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебного – диагностического процесса
ПК. 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях
План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
1.Иммунитет – это?
2.Виды иммунитета.
3.назвать органы кроветворения и иммунной системы.
4.Рассказать про активный иммунитет.
5.Рассказать про пассивный иммунитет
6.Специфический, не специфический, клеточный и гуморальный иммунитет - особенности.
7.Рассказать про иммуноглобулины M, G, A, E, D.
Условия снижения и подъема иммунитета в организме
Признаки снижения иммунитета.
Иммунокомпетентные клетки.
11.Кто отвечает в организме за уничтожение опухолевых клеток?
Факторы иммунитета.
Механизм иммунного ответа.
Что такое адаптация организма?
Какие функции выполняет селезенка в иммунном процессе?
Содержание темы:
Иммунитет
а) некоторые исходные понятия
- антиген (АГ) - вещество, несущее чужеродную генетическую информацию (белки и сложные полисахариды)
- антитело (АТ) - белок класса иммуноглобулинов, вырабатывается плазматическими клетками, взаимодействует с комплементарным АГ и нейтрализует его
- иммунокомпетентные клетки - клетки, принимающие непосредственное участие в механизмах иммунной (специфической) защиты; в зависимости от выполняемых функций их подразделяют на 4 группы:
= антиген-представляющие клетки – клетки-узнающие АГ и передающие информацию о его структуре следующему звену иммуногенеза (макрофаги, В-лимфоциты, моноциты)
= эффекторные клетки (сами разрушающие АГ или вырабатывающие АТ, нейтрализующие АГ – соответственно Т-киллеры и плазматические клетки)
= регуляторные клетки
= клетки памяти
б) определение
- комплекс клеточных и гуморальных реакций, направленных на подержание генетического гомеостаза и на специфическое узнавание и уничтожение инородных биологических объектов или продуктов реализации их генома, несущих чужеродную информацию
в) классификация типов иммунитета
- по происхождению
- по физиологическому механизму
г) принципиальная схема развития иммунного ответа
- предшественники Т- и В-лимфоцитов образуются из СКК в красном костном мозге, при этом первые из них мигрируют и претерпевают дальнейшие превращения в тимусе, в то время как вторые продолжают развитие в костном мозге; достигнув определенной стадии дифференцировки Т- и В-лимфоциты мигрируют в периферические кроветворные органы и сохраняются там до контакта с АГ; число их разновидностей огромно (не менее 10000), причем каждая разновидность лимфоцитов запрограммирована на взаимодействие только с определенным АГ (и снабжена соответствующими поверхностными рецепторами); такая “коллекция” лимфоцитов формируется на протяжении всего онтогенеза в соответствии со спектром АГ, с которыми контактирует организм
- “запуск” гуморального иммунитета, как правило, происходит при проникновении в организм патогенных микробов; АГ микроорганизма взаимодействует с теми В-лимфоцитами, которые имеют соответствующие ему рецепторы; такие В-лимфоциты поглощают АГ, частично расщепляют его, “обнажая” антигенную детерминанту (участок молекулы АГ, на которую будут вырабатываться антитела); далее антигенная детерминанта в комплексе со специальным белком встраивается в плазмалемму, причем таким образом, что ее поверхность, предназначенная для взаимодействия с другими клетками, оказывается обращенной наружу; затем в контакт с В-лимфоцитом, имеющим на своей поверхности антигенную детерминанту, вступает Т- лимфоцит, что сопровождается его активацией; активированный Т- лимфоцит выделяет вещества, которые стимулируют избирательное размножение В-лимфоцитов и их дифференцировку в плазматические клетки; образовавшаяся популяция плазмоцитов приступает к выработке антител, способных реагировать и нейтрализовать данный АГ
- активация механизмов клеточного иммунитета, как правило, происходит при попадании в организм чужеродных клеток (пересадка органов), инфицировании клеток вирусом и появлении опухолевых клеток; первый этап иммунного ответа фактически аналогичен таковому в случае гуморального иммунитета и сводится к поглощению и модификации АГ антиген-представляющей клеткой, в роли которой чаще всего выступает макрофаг; далее макрофаг с имеющейся на его поверхности антигенной детерминантой “выбирает” из множества Т-лимфоцитов те клетки, которые снабжены комплементарными рецепторами, и вступает во взаимодействие с ними; в результате этого контакта данная разновидность Т-лимфоцитов получает мощный стимул к размножению и дифференцировке, в результате чего формируется популяция Т-киллеров, запрограммированных на “атаку” конкретного АГ
- как в случае гуморального, так и в случае клеточного иммунитета в процессе размножения и дифференцировки лимфоцитов образуется некоторое количество соответственно В- и Т-клеток памяти, которые и составляют материальную основу “базы данных” иммунной системы; именно благодаря фиксации информации об АГ, с которыми сталкивался организм на протяжении онтогенеза при повторном контакте с ними ответная реакция иммунного аппарата развивается значительно быстрее и с большей эффективностью.
- регуляторные механизмы иммунитета исключительно сложны и многообразны и реализуются на разных уровнях структуной организации организма: генном, эпигеномном, тканевом и организменном
- принимая во внимание теснейшую взаимную связь между иммунной системой, с одной стороны, и нервной и эндокринной системами - с другой, в настоящее время принято считать, что существует единая нейро-эндокринно-иммунная регуляторная система, обеспечивающая структурную и генетическую целостность организма и координацию всех его функциональных отправлений.
Самостоятельная работа.
Задание №1. Решение ситуационных задач
№ 1.
Проанализируйте анализ крови:
лейкоциты – 28 тыс.
эритроциты – 3 млн.
СОЭ – 25
№ 2.
Почему у людей, живущих в высокогорных районах, количество эритроцитов в крови на 30% больше, чем у жителей низменных мест.
№ 3.
Здоровый юноша женился на девушке, у которой отец был болен гемофилией. Как вы думаете, могут ли быть от этого брака дети, больные гемофилией.
№ 4.
Какие опасности возникают при переливании крови без предварительного анализа крови донора и реципиента. Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности.