Задание №1. Решение ситуационных задач




Методические рекомендации для студента №49

Тема занятия: Анатомия иммунной системы.

Значение темы: Эволюция формировала систему иммунитета около 500 млн. лет. Этот шедевр природы восхищает нас красотой гармонии и целесообразностью. Настойчивое любопытство ученых разных специальностей раскрыло перед нами закономерности ее функционирования.

На основе теоретических знаний и практических умений студент должен

знать: Что такое иммунитет, какие возрастные особенности

уметь: с помощью таблиц и муляжей находить крупные стволы лимфатической системы с указанием областей оттока лимфы по данным сосудам, уметь находить расположение поверхностных лимфоузлов (затылочных, околоушных, шейных, поднижнечелюстных, подмышечных, локтевых)

Студент должен овладеть общими компетенциями:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК. 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебного – диагностического процесса

ПК. 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

1.Иммунитет – это?

2.Виды иммунитета.

3.назвать органы кроветворения и иммунной системы.

4.Рассказать про активный иммунитет.

5.Рассказать про пассивный иммунитет

6.Специфический, не специфический, клеточный и гуморальный иммунитет - особенности.

7.Рассказать про иммуноглобулины M, G, A, E, D.

Условия снижения и подъема иммунитета в организме

Признаки снижения иммунитета.

Иммунокомпетентные клетки.

11.Кто отвечает в организме за уничтожение опухолевых клеток?

Факторы иммунитета.

Механизм иммунного ответа.

Что такое адаптация организма?

Какие функции выполняет селезенка в иммунном процессе?

Содержание темы:

Иммунитет

а) некоторые исходные понятия

- антиген (АГ) - вещество, несущее чужеродную генетическую информацию (белки и сложные полисахариды)

- антитело (АТ) - белок класса иммуноглобулинов, вырабатывается плазматическими клетками, взаимодействует с комплементарным АГ и нейтрализует его

- иммунокомпетентные клетки - клетки, принимающие непосредственное участие в механизмах иммунной (специфической) защиты; в зависимости от выполняемых функций их подразделяют на 4 группы:

= антиген-представляющие клетки – клетки-узнающие АГ и передающие информацию о его структуре следующему звену иммуногенеза (макрофаги, В-лимфоциты, моноциты)

= эффекторные клетки (сами разрушающие АГ или вырабатывающие АТ, нейтрализующие АГ – соответственно Т-киллеры и плазматические клетки)

= регуляторные клетки

= клетки памяти

б) определение

- комплекс клеточных и гуморальных реакций, направленных на подержание генетического гомеостаза и на специфическое узнавание и уничтожение инородных биологических объектов или продуктов реализации их генома, несущих чужеродную информацию

в) классификация типов иммунитета

- по происхождению

- по физиологическому механизму

г) принципиальная схема развития иммунного ответа

- предшественники Т- и В-лимфоцитов образуются из СКК в красном костном мозге, при этом первые из них мигрируют и претерпевают дальнейшие превращения в тимусе, в то время как вторые продолжают развитие в костном мозге; достигнув определенной стадии дифференцировки Т- и В-лимфоциты мигрируют в периферические кроветворные органы и сохраняются там до контакта с АГ; число их разновидностей огромно (не менее 10000), причем каждая разновидность лимфоцитов запрограммирована на взаимодействие только с определенным АГ (и снабжена соответствующими поверхностными рецепторами); такая “коллекция” лимфоцитов формируется на протяжении всего онтогенеза в соответствии со спектром АГ, с которыми контактирует организм

- “запуск” гуморального иммунитета, как правило, происходит при проникновении в организм патогенных микробов; АГ микроорганизма взаимодействует с теми В-лимфоцитами, которые имеют соответствующие ему рецепторы; такие В-лимфоциты поглощают АГ, частично расщепляют его, “обнажая” антигенную детерминанту (участок молекулы АГ, на которую будут вырабатываться антитела); далее антигенная детерминанта в комплексе со специальным белком встраивается в плазмалемму, причем таким образом, что ее поверхность, предназначенная для взаимодействия с другими клетками, оказывается обращенной наружу; затем в контакт с В-лимфоцитом, имеющим на своей поверхности антигенную детерминанту, вступает Т- лимфоцит, что сопровождается его активацией; активированный Т- лимфоцит выделяет вещества, которые стимулируют избирательное размножение В-лимфоцитов и их дифференцировку в плазматические клетки; образовавшаяся популяция плазмоцитов приступает к выработке антител, способных реагировать и нейтрализовать данный АГ

- активация механизмов клеточного иммунитета, как правило, происходит при попадании в организм чужеродных клеток (пересадка органов), инфицировании клеток вирусом и появлении опухолевых клеток; первый этап иммунного ответа фактически аналогичен таковому в случае гуморального иммунитета и сводится к поглощению и модификации АГ антиген-представляющей клеткой, в роли которой чаще всего выступает макрофаг; далее макрофаг с имеющейся на его поверхности антигенной детерминантой “выбирает” из множества Т-лимфоцитов те клетки, которые снабжены комплементарными рецепторами, и вступает во взаимодействие с ними; в результате этого контакта данная разновидность Т-лимфоцитов получает мощный стимул к размножению и дифференцировке, в результате чего формируется популяция Т-киллеров, запрограммированных на “атаку” конкретного АГ

- как в случае гуморального, так и в случае клеточного иммунитета в процессе размножения и дифференцировки лимфоцитов образуется некоторое количество соответственно В- и Т-клеток памяти, которые и составляют материальную основу “базы данных” иммунной системы; именно благодаря фиксации информации об АГ, с которыми сталкивался организм на протяжении онтогенеза при повторном контакте с ними ответная реакция иммунного аппарата развивается значительно быстрее и с большей эффективностью.

- регуляторные механизмы иммунитета исключительно сложны и многообразны и реализуются на разных уровнях структуной организации организма: генном, эпигеномном, тканевом и организменном

- принимая во внимание теснейшую взаимную связь между иммунной системой, с одной стороны, и нервной и эндокринной системами - с другой, в настоящее время принято считать, что существует единая нейро-эндокринно-иммунная регуляторная система, обеспечивающая структурную и генетическую целостность организма и координацию всех его функциональных отправлений.

Самостоятельная работа.

Задание №1. Решение ситуационных задач

№ 1.

Проанализируйте анализ крови:

лейкоциты – 28 тыс.

эритроциты – 3 млн.

СОЭ – 25

№ 2.

Почему у людей, живущих в высокогорных районах, количество эритроцитов в крови на 30% больше, чем у жителей низменных мест.

№ 3.

Здоровый юноша женился на девушке, у которой отец был болен гемофилией. Как вы думаете, могут ли быть от этого брака дети, больные гемофилией.

№ 4.

Какие опасности возникают при переливании крови без предварительного анализа крови донора и реципиента. Что необходимо знать, чтобы избежать этой опасности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: