СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА




1. Понятие и признаки государства

2. Социальное значение и функции государства

3. Формы государства

1. Государство возникает как способ организации жизни членов общества на определённых стадиях его (общества) становления. Процесс образования государств у разных народов имеет общие причины и закономерности, коренящиеся в экономической и социальной предыстории возникновения государств, а так же особенности, связанные с географической средой и с конкретными историческими условиями.

Важнейшими чертами (или признаками) государства является: публичная власть, территория, налоги, суверенитет и право

Публичность власти состоит в аппарате власти, управления и принуждения. Аппарат власти и управления – это особый, специальный слой выделившихся из общества и объединённых в определённые организации людей, основным занятием которых является осуществление властных и управленческих полномочий (функций). Не важно, как будут называться эти конкретные люди - главное, эта деятельность является для указанного лица основной, то есть, специализированной.

Аппарат принуждения состоит из особых отрядов вооружённых: армия, разведка, полиция (милиция) а так же принудительных учреждений (исправительные заведения, тюрьмы и т.п.).

+ необходимо важное свойство (качество): только государство обладает монополией на осуществление насилия. Кроме того, государство ревностно следит, что бы никто не посягал на эту монополию. В тот момент, когда на территории государства власть утрачивает эту монополию, именно в этот момент можно говорить о начале разрушения государства как совокупности властных и управленческих институтов. В мире существует несколько примеров Failed States – развалившихся, недееспособных государств. Самый яркий пример – Сомали, Афганистан. Когда мы называем эти страны – мы говорим о территории, но не о государственной власти, понимая, что власть в этих странах принадлежит кому угодно, у кого есть свой отряд, племя, банда.

Так, постепенно мы подошли ко второму ключевому признаку государства – Территория. Если при первобытно-общинном строе власть распространялась на людей в зависимости от принадлежности к тому или иному роду, племени, то с появлением государства власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Независимо от кровнородственных связей люди, проживающие на территории государства, подпадают под действие законов и являются гражданами (в республиках), подданными (в монархиях), иностранцами (т.е. имеющими иное гражданство или подданство), либо апатридами (лицами без гражданства или подданства).

Возникшее с появлением государства территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определённой территории породили административно-территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц, на которых организуются государственная власть и управление. В разных государствах административные единицы называются по-разному: области, края, воеводства, улусы, префектуры, провинции, округа, графства и т.д.

Налоги – это те материальные средства, которые в определённой пропорции собирает государство на содержание своего аппарата и для выполнения государственных функций. Каких – об этом подробно в следующем вопросе сегодняшней лекции.

Первоначально налоги использовались в основном для содержания принудительных органов – армии, полиции и государственного аппарата. Однако, если речь идёт о наиболее древних государствах аллювиальных долин (Междуречье, Нил, Хуанхэ), то уже на ранних стадиях становления государств мы видим, что налоги идут и как на финансирование общественно важных работ (строительство плотин, ирригация), так и на преодоление последствий стихийных бедствий (распределение зерна нуждающимся из государственных запасов вследствие неурожая и т.д.)

В последующем, особенно в настоящее время, эти средства всё в большей степени используются государствами для осуществления общеполезных целей: финансирование образовательных, оздоровительно-спортивных, культурных и иных программ.

Право – это система общеобязательных правил поведения. Право даёт возможность власти делать свои решения (волеизъявления) общеобязательными для всех лиц, проживающих на территории данного государства. Подробнее о праве, его составляющих и отличительных признаках мы поговорим отдельно – в отдельной лекции «Право».

Суверенитет – означает верховенство государственной власти, её единство (целостность) и независимость.

Верховенство государственной власти проявляется в способности государственного аппарата разрешать важнейшие вопросы жизни общества, издавая общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок.

Единство (целостность) государственной власти означает наличие в государстве только законодательно установленных государственных органов, входящих на основе принципа иерархии в единую систему, отсутствие каких-либо параллельных структур власти.

Независимость государственной власти – внешний аспект суверенитета, означающий независимость государственной власти на международном уровне. Термин «независимость» не совсем корректен, поскольку невозможно предположить, что власть НЕ зависит от общества и НЕ зависит от международного положения. На мой взгляд, более корректен будет термин «Самостоятельность». То есть, государственная власть так или иначе всё равно зависит от внутренних и внешних условий, однако принимает властно-распорядительные решения самостоятельно, исходя их своих национальных и государственных интересов – так, как она их (интересы) понимает.

Следует иметь в виду, что суверенитет государства может быть ограничен как добровольно - когда несколько государств объединяются в федерацию или межгосударственное образование и передают ему часть своих суверенных прав. Например, Евросоюз: 28 членов-государств, многие из которых отказались от национальных денег и эмиссии денег, абсолютно все обязались соотносить с общими правилами тарифы, налоги, сборы, субвенции и субсидии и т.д. Так и принудительно, например, когда государства – победители в войне ограничивают суверенитет побеждённого государства (Веймарская Республика в Германии, например, ФРГ и Япония в настоящее время).

2. Социальное (общественное) назначение государства заключается в том, что оно, хоть и выражает прежде всего интересы экономически господствующих в обществе классов и социальных групп (согласно Карлу Марксу), но в тоже время какую-то часть своей деятельности осуществляет в интересах всех своих граждан (подданных).

Многие из современных государств ведут активную общесоциальную работу в области образования, здравоохранения, защиты окружающей среды, созданию новых рабочих мест, стимулированию технического прогресса, по регулированию экономики и т.д.

Социальное назначение государства проявляется в его функциях, то есть, основных направлениях и сторонах государственной деятельности внутри страны и на международной арене по достижению конкретных внутри– и внешнеполитических целей. Под целью деятельности понимается желаемый результат.

По сферам деятельности функции подразделяются на внутренние и внешние. Современное Российское государство осуществляет следующие внутренние функции:

Экономическая функция. В рамках этой функции государство осуществляет программирование и регулирование развития экономики страны. Это выражается: в составлении программ экономического развития в масштабе страны; формировании бюджета и контроле за его расходованием и исполнением; выдаче субсидий производителям материальных благ (для стимулирования производства) и др. Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики. В рамках экономической функции государство преимущественно и в основном не создаёт распределительные и запретительные механизмы, а в основном осуществляет регулятивное, стимулирующее воздействие.

Социальная функция в рамках этой функции государство оказывает социальную помощь населению, обеспечивает социальную защищённость личности, вне зависимости от непосредственного её участия в производстве благ. Это - прежде всего, различные виды социальной помощи больным, инвалидам, ветеранам, детям. Осуществляя социальную функцию, государство финансирует здравоохранение, культуру (в самом широком смысле: музеи, библиотеки, театры и т.п.), строительство жилья, просвещение, общественный транспорт и др. Кстати, реализация этой функции проистекает непосредственно из Конституции Российской Федерации, в статье 7 которой прямо указано: Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Разумеется, можно спорить, насколько полноценно реализуется этот принцип Конституции и функция государства, однако стоит отметить, что с одной стороны, само закрепление этого принципа и функции - непосредственно в Основном законе страны, говорит об определённых приоритетах и устремлениях государства, а с другой стороны, мы понимаем, что нет предела улучшению социальных условий. И в этом смысле, комфорта и удобств - всегда будет не хватать.

Следующая функция – это Функция охраны собственности, защиты прав и интересов граждан. Выполняя эту функцию, государство обеспечивает реализацию законодательства всеми участниками общественных отношений. Задача государства – оградить общество, государство, личность от любых незаконных посягательств, при этом добиваясь (через законодательство и практику работы госаппарата) гармонизации их отношений. Важная сторона деятельности в рамках этой функции – профилактика и борьба с правонарушениями, прежде всего, с преступностью, которую ведут правоохранительные органы государства.

Экологическая функция. Многие теоретики считают, что эта функция является составной частью Социальной функции, но поскольку статья 42 Конституции РФ гарантирует: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением», то мы позволим себе не согласиться с рядом теоретиков и выделим экологическую функцию – как отдельную функцию нашего государства. В нашей стране как и в многих других цивилизованных государствах приняты законы об охране атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, иных природных ресурсов, животного мира, рыбных запасов. Большое значение в рамках этой функции имеет экологическое воспитание населения.

Российское государство, как и любое другое, осуществляет внешние функции. Их, в общем-то, две:

Функция защиты Отечества. Это направление относится к внешним функциям, так как, призвано защищать государство от агрессии извне. Однако в мирное время основная деятельность по реализации данной функции осуществляется на территории страны. Сюда относятся: производство оружия и систем вооружения, всех видов военной техники, обмундирования, создание запасов стратегического сырья и продовольствия, постоянное совершенствование вооружённых сил и повышение их боеготовности, охрана государственных границ, военное обучение резервов вооружённых сил, организация гражданской обороны. Не трудно догадаться, что наиболее эффективная реализация этой функции напрямую связана с Экономической функцией государства (строительство новых заводов, освоение новых технологий и др.) и с Социальной функцией (системы вооружения становятся сложнее, военная техника - всё более дороже, а следовательно, повышаются требования к уровню образования операторами систем вооружения и техники, в государстве возникает потребность всё большего и всё более грамотного инженерного корпуса и т.д. и т.п.).

Функция поддерживания взаимовыгодных отношений с другими государствами. В рамках этой функции государство осуществляет разнообразную деятельность, направленную на установление и развитие экономических, политических, научно-технических, культурных отношений, а также отношений в области спорта, туризма, поощрение «народной дипломатии» и др. Общую координацию международного сотрудничества осуществляет Организация Объединённых Наций. Экономическое сотрудничество координируется Экономическим и Социальным Советом ООН, политическое – Советом Безопасности ООН, культурное и научно-техническое – ЮНЕСКО, МАГАТЕ и др. Кроме того, эта функция реализуется посредством заключения двусторонних и многосторонних международных (межгосударственных) договоров.

3. Для характеристики государства наряду с такими понятиями, как социальное назначение и функции государства, большое значение имеет понятие формы государства.

Форма государства есть единство трёх элементов: форма правления, форма государственного устройства (единства), государственный режим.

Форма правления организация высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимосвязи с населением. Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

В монархии высшая государственная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (царя, императора, короля, шаха и т.п.) и чаще всего передаётся по наследству. Монархия может быть абсолютной, т.е. не ограниченной никакими государственными органами, а может быть ограниченной (например, другим высшим органом – парламентом). В современном мире немалое число стран являются по форме правления монархиями. Это Великобритания, Япония, Бельгия, Швеция, Норвегия, Испания, Нидерланды, Дания, Княжество Монако, Княжество Лихтенштейн и др. Ко всему прочему, если в государстве существует Конституция, то монархия является конституционной – то есть, полномочия монарха ограничены конституцией.

Однако далеко не все государства в мире – даже вполне себе демократические и передовые имеют Конституцию. Например, государство Израиль не имеет Конституции как нормативного правового акта. На примере монархий конституции отсутствуют у Великобритании, у Швеции.

Республика, в отличие от монархии, характеризуется выборностью высших органов власти и, как правило, коллегиальным характером законодательного органа. Республики были в рабовладельческих государствах (Латинское выражение res publica означает «общее дело», то есть, «нечто относящееся к государству или общественности». Отсюда буквально, «общественное или государственное дело», и, собственно, «республика»), но наиболее характерна эта форма для современных государств.

Современные республики принято разделять на президентские и парламентарные/парламентские. Кроме того, существует некий подвид формы правления – смешанные республики.

Для президентских республик характерно избрание (выборы могут быть прямыми или косвенными) президента населением, вне парламента. В этом случае президент сосредотачивает в своих руках функции и полномочия главы государства и главы правительства (например, республика Франция). Парламентарная республика отличается верховенством парламента, которое формирует ответственное перед ним правительство (например, республика Италия, ФРГ). Однако, указанные здесь отличия не отображают субстанциональные различия между парламентарной и президентской формой республик. Грубо говоря, для облегчения понимания, суть различий этих республик заключается в объёме полномочий: у кого их больше, такого типа и республика. Смешанный тип республики – примерно равный объём полномочий между парламентом и президентом (Польша, Украина).

Следует понимать, что функции главы государства и главы правительства это РАЗНЫЕ и весьма функции. Согласно классическим постулатам теории разделения властей, власть - делиться на законодательную, исполнительную, и судебную. Как видите, в этом перечне ветвей власти отсутствует понятие «президентская». Намеренно упрощая: законодательная – создаёт законы, исполнительная – реализует эти законы, судебная – устраняет противоречия связанные с принятием и реализацией законов. А президент? Где он в теории разделения властей и зачем он тогда нужен?

В парламентарных республиках президент как глава государства практически не имеет властно-распорядительных полномочий, он избирается парламентом из среды парламента и как правило от партии большинства (имеющей наибольшее количество депутатов). По сути, в парламентарной республике должность главы государства (президента) сводится к функции «свадебного короля»: вроде как всеми уважаем, но реально ничего не может решить. Да и к тому же, если президент избирается депутатами парламента, то соответственно, он и подотчётен этим депутатам, соответственно, парламентским большинством его могут и переизбрать/поменять.

Совершенно по-другому выглядит ситуация, когда президент избирается всенародно (прямым или косвенным голосованием). Вот например, президент США никоим образом не может быть снят с должности голосованием Конгресса (за исключением случаев процедуры импичмента, но это отдельная тема для отдельной лекции). Как бы не был неприятен президент конгрессу, конгресс не может снять его с должности. По принципу: не вы меня избирали, не вам и освобождать. И в РФ Государственная Дума не может ставить вопрос об отставке Президента, по тому же принципу.

Зато в президентских республиках, президент, как правило, может распустить парламент (конгресс). То есть, в этой части у президента больше полномочий. К классическим президентским республикам с сильной президентской властью относятся Франция, Россия, США. Если расположить эти государства по возрастанию президентских полномочий, то получится следующее: 1) США – власть президентская, но весьма сбалансирована полномочиями Конгресса; 2) Российская Федерация – президент имеет значительно больший объём полномочий - по сравнению с США; 3) Франция – полномочия президента представлены в наибольшей степени.

В Конституциях этих государств чётко прописано: как, и в каких случаях, президент может распустить парламент (конгресс).

Смешанный тип республики, представляет уравновешенный объём полномочий. На примере Польши или Украины, мы можем констатировать, что ни парламент, ни президент зачастую не могут разрешить кризисные противоречия ввиду отсутствия надлежащих полномочий.

Форма государственного устройства – внутреннее деление государства на те или иные части, правовое положение или взаимоотношение этих частей, а также центральных и местных органов. Различают унитарную, федеративную и конфедеративную формы государственного устройства.

К унитарным (простым) государствам относятся те, которые делятся лишь на административно-территориальные единицы (области, провинции, уезды и т.д.) В унитарных государствах единая система государственных органов и единая система законодательства. Административно-территориальная единица НЕ обладает полномочиями субъекта федерации: не может устанавливать налоги; не имеет своих законодательных и исполнительных органов власти. К унитарным государствам относятся Франция, Польша, Австрия.

Субъект федерации – во многом обладает признаками государства, которые мы рассмотрели в вопросе 1 настоящей лекции: право, налоги, территорию.

В унитарном государстве Польша в отличие от Федеративного государства Российская Федерация, воеводство Варминско-Мазурское (столица - Ольштын) или Мазовецкое воеводство (столица - Варшава) не обладает правом самостоятельно устанавливать налоги, не обладает правом издавать собственные законодательные акты и т.д.

А вот в Российской Федерации субъект федерации Свердловская область может иметь свои законодательные акты, имеет свои органы законодательной власти (законодательное собрание), может устанавливать размер определённых налогов, например Транспортный налог – который может весьма отличаться от Транспортного налога в субъекте федерации Тюменская область. То есть, субъект федерации обладает политическими и экономическими правами и определённой самостоятельностью. Административно-территориальная единица напротив, политическим правами не обладает и потому лишена признаков государства.

Федеративное (союзное) государство представляет собой объединение ряда государств или государственных образований (автономные республики, штаты, земли и т.п.), располагающими своими законодательными, исполнительными, а нередко и судебными органами.

В федерации как минимум два вида систем органов государства и два вида систем законодательства: система государственных органов и система законодательства всей федерации и каждого из субъектов федерации.

Федеративными государствами являются Россия, ФРГ, Бразилия, США. Каждая федерация отличается объёмом полномочий субъектов. Например, США – весьма прелюбопытная федерация. Даже в переводе United States of America – это не соединённые штаты, а «Единые Государства Америки», так как Statе – это государство.

И в этом смысле США являют собой крайне выраженную степень федерации, в которой субъекты федерации обладают и самостоятельной законодательной, уголовно-исполнительной, судебной, налоговой системой. Субъекты США обладают экономическими и налоговыми полномочиями намного большими - чем центральные власти. Ненамного отойду от истины, если в качестве примера приведу следующий факт: федеративные власти (Вашингтон) обязаны и вынуждены просить и уговаривать Штаты для формирования затратной части бюджета. А Штаты вполне могут отказаться финансировать те или иные статьи бюджета – заблокировать или вотировать голосование, вот так. То есть, федерации тоже бывают весьма разные, с разным объёмом полномочий.

Конфедерация – союз государств с некоторыми общими органами, ведающими строго определёнными вопросами. Решения органов конфедерации вступают в силу после их ратификации всеми государствами-членами или квалифицированным большинством членов конфедерации. Конфедерация – это самая редкая форма государственного устройства. Редкость обусловлена тем, что конфедерация крайне не устойчива: она либо превращается/трансформируется в федерацию, либо в отдельные государства. В настоящее время, в мире из более чем двухсот государств существует только одна конфедерация: Швейцарская конфедерация. Если вы из интереса зайдёте на официальный сайт Швейцарии, то обнаружите там именно такое название.

Но, по сути, Швейцария давно уже стала федерацией, ибо наиважнейший признак конфедерации – право свободного выхода из союза утрачен в результате гражданской войны 1845-1847 года. Конституция в 1848 г. была пересмотрена, Швейцария из непрочного союза государств - превратилась в единое союзное государство. Единое союзное государство без права свободного выхода или с весьма ограниченным выходом из союза – это и есть федерация (по сути).

Часто, конфедерация создаётся как временный союз для достижения общей цели. После достижения единой цели этот союз распадается. На этом полагаю возможным перейти к заключительному элементу формы государства: государственному режиму.

Государственный режим – ещё один важный элемент формы государства, под которым понимается совокупность приёмов, способов, методов, при помощи которых государственный органы осуществляют свою власть.

Это наиболее динамичный элемент формы государства. Это и наиболее трудноопределяемый в виду волатильности и непостоянства признаков элемент. В самом общем виде различают два вида государственных режимов: демократический и антидемократический. Но если вас интересует лично моё мнение – то эти определения крайне субъективны, и размыты.

Теоретиками принято подразделять антидемократические режимы на разнообразные подвиды: авторитарный режим, тоталитарный режим, фашистский режим, нацистский режим и прочие.

Резюмируя, можно сказать: типов режимов чрезвычайно много, чётких граней для определения того или иного режима часто нет, формулировки часто весьма субъективны.

Вот собственно и все: сочетание этих трех элементов: форма правления, форма государственного устройства и государственный режим в своей совокупности и составляют суть понятия Форма государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: