Методические указания к изучению дисциплины «История зарубежного искусства и архитектуры» для студентов I курса заочного отделения
по специальности 070906 «История и теория изобразительного искусства»
Целью данных методических указаний является изложение основных учебных требований к выполнению контрольных работ и подготовки к итоговому экзамену. Также рассматриваются некоторые особенности самостоятельной работы будущего искусствоведа.
В первой части методической разработки предлагается тематический обзор курса, перечисляются темы рефератов и контрольных работ, условия их выполнения и необходимая этому разделу библиография. Далее представлен список экзаменационных вопросов и изложены основные требования к устному экзамену.
Вторая часть указаний посвящена самостоятельной работе студента. Здесь объясняются правила оформления рукописи и библиографии, даются рекомендации по освоению и конспектированию литературы и лекций преподавателя, обсуждается специфика работы начинающего искусствоведа на экспозиции музея.
I. Учебные задания и их выполнение
1. Тематический обзор курса
На первом году обучения студенты-искусствоведы проходят историю искусства и архитектуры Древнего Мира. Курс предусматривает знакомство с искусством Первобытного общества, Древнего Востока (Месопотамия, Египет), Древней Греции и Рима.
В первом семестре студенты изучают искусство и архитектуру Первобытного общества, Двуречья (Месопотамии), Египта.
Наименование и содержание темы | Литература[1] |
Тема 1.Первобытное искусство: основные понятия и периодизация. Памятники палеолитической живописи в пещерах Франко-Кантабрии. Неолитическое искусство: Трипольская культура (VI-II тыс. до н.э.). Эпоха бронзы: Майкопская культура (I тыс. до н.э.). Эпоха железа: Скифы причерноморские и амюргейские (VII-V вв. до н.э.). Минусинские и алтайские курганы. | Артамонов 1973 ИИЗР 1981 Мириманов 1973 Семенов 2008 Формозов 1987 |
Тема 2.Искусство Месопотамии Дописьменного и Раннединастического периодов: архитектура, керамика (VI – перв. четв. III тыс. до до н.э.). Архитектура, скульптура 2850-2400 г.г. до н.э., убранство шахтовых гробниц. | Флиттнер 1958 |
Тема 3.Искусство Месопотамии эпохиАккада (XXIV-XXII вв. до н. э.). и Позднешумерского периода (2200-1997 гг. до н. э.). Сложение типологии храмовой архитектуры. Эволюция форм храмовой башни-зиккурата. Особенности жилой архитектуры, пластика. | ИИЗР 1981 Муньос 1998 |
Тема 4.Народы Двуречья в XIII-VII вв. до н.э. Хетты, Ассирия, Вавилон. Общая характеристика искусства и архитектуры. | Белявский 1971 Замаровский 1968 |
Тема 5.Египетское искусство эпохи Раннего царства (1-2 династии, 3000-2800 гг. до н.э.). и Древнего царства (3-6 династии, XXVIII-XXIII вв. до н.э.). Генезис архитектурных форм древнеегипетского погребения от гробниц в Саккаре и Абидосе до комплекса пирамиды Джосера. Великие пирамиды в Гизе. Канон скульптурного изображения в погребальной пластике. | Матье, Афанасева 1968 Матье 1970 Померанцева 1985 Пунин 2008 |
Тема 6.Среднее царство (21-18 вв. до н.э.). Погребальный комплекс Ментухотепов в Деир-эль-Бахри. | |
Тема 7.Новое царство (18-20 династии, XVI-XI вв. до н.э.). Архитектурные комплексы храмов в Карнаке и Луксоре. Формы и убранство заупокойных храмов и гробниц на примере скального святилища Хатшепсут и гробницы Тутанхамона. Монументальные сооружения эпохи Рамсеса II. | Картер 1959 Михаловский 1972 Михаловский 1970 |
Тема 8.Эгейское искусство. Архитектура, живопись, керамика Крита: критский дворец, сосуды «Придворного» стиля и стиля «Камарес». Акрополи Микен и Тиринфа. Шахтовые погребения в Микенах. Купольные гробницы на Пелопоннесе. | Колпинский 1970 Рутковский 1970 Соколов 1972 |
Тема 9.Геометрический и Архаический периоды в Древнегреческом искусстве (IX-VIII вв., VII-VI вв. до н.э.). Вазопись геометрического стиля. Эволюция форм храмовой архитектуры от мегарона к периптеру. Сложение ордерной системы. Храм Геры в Олимпии, «базилика» в Пестуме. Образы куросов и кор в архаической пластике: Ионийская, Аргосская, Сикионская и Аттическая школы. Композиции ранних фронтонов. | ВИИ 1956 Виппер 1972 |
Тема 10.Искусство и архитектура Ранней классики (490-450 гг. до н.э.): фронтонные группы храмов Афины Афайи на о. Эгина и Зевса в Олимпии. Творчество Пифагора Регийского и Мирона. | Соколов 1961 Соколов 1980 |
Тема 11.Архитектура и скульптура эпохи Перикла: Акрополь в Афинах (450-410 гг. до н.э.). Творчество Фидия и Поликлета. | Акимова 2007 Т. 2 Сидорова 1984 Соколов 1968 Чубова 1962 |
Тема 12.Архитектура и скульптура Поздней классики (IV в. до н.э.). Театр и святилище Асклепия в Эпидавре, Галикарнасский мавзолей, Филиппейон в Олимпии. Творчество Праксителя, Скопаса, Лисиппа. | Бритова 1960 Вальдгауэр 1922 (1) ИИЗР 1981 Чубова 1959 |
Тема 13.Искусство эпохи Эллинизма (кон. IV до н.э. – до I в. н.э.). Особенности архитектурной планировки Пергамского акрополя, алтарь Зевса. Росписи Казанлыкской гробницы – выдающийся памятник эллинистической живописи. | ВИИ 1956 Живкова 1974 |
Тема 14.Чернофигурная керамика мастеров Экзекия и Андокида. Краснофигурная керамика мастеров Евфрония, Дуриса и Брига. Типология сосудов, композиционные приемы росписи, стиль. | Акимова 2007 Блаватский 1959 Горбунова Передольская 1961 Сидорова Тугушева 1985 |
Тема 15.Древний Рим: типология архитектуры (театры, храмы, триумфальные арки; эволюция градостроительных идей на примере римских форумов). Архитектура римских провинций. | Кнабе 1986 Саверкина 1971 Соколов 1971 Сидорова Чубова 1978 Каптерева 1980 |
Тема 16.Римскийскульптурный портрет (общая характеристика). | Бритова Лосева 1975 Ващинина 1974 |
Тема 17.Римская живопись (II в. до н.э. – IV в. н. э.). Декоративные стили римской живописи. Росписи Помпей. Раннехристианская живопись римских катакомб: состав изображений, символика, стиль. | Кривченко 1981 Чубова 1967 |
|
|
|
2. Темы рефератов (студент выполняет один реферат в течение учебного года)
Темы первого семестра
Наименование работы | Литература |
1. Теории происхождения искусства. | Головин 1999 Гущин 1937 Столяр 1985 |
2. Палеолитическая живопись в пещерах Франко-Кантабрии и росписи Каповой пещеры на Урале. Исторические факты, стиль, сравнительный анализ. | Бадер 1965 Мириманов 1973 Семенов 2008 Формозов 1987 |
3. Петроглифы мезолита и неолита. | Равдоникас 1938 Окладников, Мартынов 1972 Новгородова 1984 Равдоникас 1936 Шер 1980 |
4. Изображение человека в первобытном искусстве. | Антропоморфные изображения 1987 Абрамова 1966 |
5. Типология и значение скульптурных изображений первобытного искусства (женские статуэтки, антропоморфные и зооморфные стелы). | Кубарев 1979 Мириманов 1973 Мошинская 1976 Формозов 1969 Федорова 1993 |
6. Мегалитические сооружения эпохи бронзы. Менгиры, дольмены, кромлехи. | Титов 1976 Хокинс Уайат 1984 |
7. Звериный стиль в скифском искусстве (курганы Северного Причерноморья и Средней Азии и Алтая, Минусинские и Ордосские бронзы). Сопоставление стилистики изделий. | Артамонов 1966 Артамонов 1973 |
8. Древнейшая керамика Месопотамии (периоды Халаф, Убаид, Урук; VI-IV тыс. до н.э.) и ее сопоставление с прото-геометрическими и геометрическими вазами Греции. | Акимова 2007 Т. 1 Флиттнер 1958 |
9. Культовая пластика Месопотамии и Египта, сравнительная характеристика. Проблема канона. | Флиттнер 1958 Муньос 1998 Павлов 1957 Павлов Ходжаш 1985 Проблема канона 1973 |
10. Мемориальные стелы Месопотамии. | Флиттнер 1958 Муньос 1998 |
11. Скульптурный портрет Древнего Египта. | Павлов 1957 Матье 1958 |
12. Комплекс пирамид в Гизе. | Кинк 1967 Пунин 2008 Томпкинс 2005 Целлар 1990 |
13аб. Карнак / Луксор. | Михаловский 1972 Михаловский 1970 |
14. Гробница Тутанхамона. | Картер 1959 Пиотровский Ланда 1974 |
2.2. Темы второго семестра
15аб. Живопись / керамика Крита (стиль и характер образности, сравнение с памятниками Ближнего Востока). | Виппер 1972 Колпинский 1970 Сидорова 1962: 100-120[2] |
16аб. Археология и история открытия Древней Трои / Кносского дворца. | Егоров 1923 Пендлбери 1950 |
17. Ахейская архитектура и искусство на Балканах. | Блаватская 1966 Соколов 1972 |
18абв. Греческая скульптура эпохи архаики / ранней классики (различия локальных школ, сравнительный анализ). | Виппер 1972 Колпинский 1970 |
19аб. Афинская Акрополь эпохи Архаики / эпохи Перикла. | Сидорова 1984 Соколов 1968 |
20. Творчество Мирона. | Вальдгауэр 1922 (2) Соколов 1961 |
21. Творчество Фидия. | Чубова 1962 |
22. Творчество Поликлета. | Соколов 1961 |
23. Творчество Праксителя. | Бритова 1960 |
24. Творчество Скопаса. | Чубова 1959 |
24. Творчество Лисиппа. | Вальдгауэр 1922 (1) |
25. Фронтонные композиции в скульптуре Древней Греции. Трансформация стиля: сопоставление произведений эпохи Архаики, Ранней и Высокой классики. | Акимова 2007 Т. 2 Соколов 1980 |
26аб. Чернофигурная / краснофигурная вазопись. Стилистика отдельных мастеров или мастерских, сравнительный анализ. | Акимова 2007 Блаватский 1959 Горбунова Передольская 1961 Сидорова Тугушева 1985 |
27. Пергамский алтарь: тематика, литературные параллели, стиль. | ВИИ 1956 Виппер 1972 |
28. Римский скульптурный портрет. | Бритова Лосева 1975 Ващинина 1974 |
29аб. Живопись / архитектура Римских провинций. | Каптерева 1980 Саверкина 1971 Сидорова Чубова 1978 |
30. Римская монументальная живопись (сравнение росписей Помпей с произведениями «помпеянского» стиля в классицистическом интерьере XVIII-XIX вв.). | Кривченко 1981 Сергеенко 1949 Чубова 1967 Белявская 1940[3] Демиденко 2000 Нащокина 1994 Леонова 1999 |
31. Русский интерьер XIX века: анализ классицистических мотивов и поиск их аналогий в античных памятниках. | Бартенев Батажкова 1984 Демиденко 2000 Дьяков 1988 Дьяченко 1988 Иванова 1971 Мак-Коркодейл 1990 |
32. Художники перспективисты, пейзажисты и декораторы и римская архитектура (Д.Б. Пиранези, Д.Б. Тьеполо, Ф. Гварди, Дж. Валериани, П. Гонзаго, Д.Б. Скотти, Г. Робер). | Кнабе 1986 Соколов 1971 Антонов 1979 Белявская 1938 Белявская 1940 Дьяков 1971 Дьяков 1980 Никитюк 1968 Пьетро Гонзага 2001 Сыркина 1974 Коноплева 1948 Коваль 1984 Леонов 1665 |
33. Свободная тема: классика и классицизм (любые варианты сравнения произведений греческой или римской архитектуры / скульптуры / живописи с классицистическими (барочными) памятниками Нового времени). | См. раздел Библиографии «Вспомогательная литература» |
2.3. Требования к выполнению реферата
Реферат является творческой работой студента и показывает
1) умение работать с литературой (то есть понимать текст, различать в нем главное и второстепенное, выделять базовые понятия и основные мысли автора);
2) умение логически выражать свои мысли, продумывать композицию текста;
3) реферат предполагает наличие художественных описаний исследуемых произведений, составленных учащимся, элементов сравнительного анализа;
4) работа должна носить искусствоведческий характер, то есть затрагивать не только исторические факты и даты, но непосредственно касаться вопросов стиля.
2.3.1)Работа с изданиями и материалами Интернет
При написании реферата рекомендуется в большей степени использовать материалы печатных изданий, чем информацию Интернет. Это требование обусловлено следующими причинами: тексты Интернет не всегда хорошо отредактированы стилистически и далеко не всегда могут воспитать культуру письменной речи, необходимую для искусствоведа; материалы Интернет довольно часто представляют собой разрозненные фрагменты, что препятствует формированию навыков создания цельной композиции текста.
Основная часть реферата представляет собой компиляцию из различных источников. Это значит, что учебная работа не может быть основана лишь на одном (двух) изданиях, но предполагает изучение известного круга литературы. Желательно, чтобы в реферате не встречались макро-цитаты, когда целые разделы представляют собой дословную копию чужого текста: при желании использовать один и тот же материал на протяжении значительного текстового фрагмента, нужно представить его в собственном пересказе.
При чтении изданий и сайтов необходимо тщательно оценивать качество и характер информации и выделять в тексте те моменты, которые, безусловно, нужны вам для развития собственных мыслей. Старайтесь не перегружать свой текст случайными текстовыми вставками, только потому, что в наше время достаточно легко найти обширные тексты на любую тему при отсутствии необходимости их переписывать. Прежде чем воспользоваться каким-либо рассуждением, подумайте насколько это необходимо для вашего замысла и темы.
Приоритетное положение в составе электронных и печатных источников должны занимать сочинение носящие не популяризаторский, а научный характер.
Любое обращение к литературе должно сопровождаться системой сносок. Сноски могут быть помещены внизу страницы или в конце реферата. Здесь вы указываете полное название издания по тому образцу, который предложен в прилагающейся библиографии. Общие требования: сначала указывается фамилия автора, а потом инициалы (например, Семенов, В.А.); обязательно присутствует место и год издания – аббревиатура или полное название города, затем название издательства и год (М.: Книга, 1979). Имя редактора указывается после косой черты по следующему образцу: / под. ред. М.В. Доброклонского. Перед косой чертой точка не ставится. При ссылке на статью в сборнике вводится обозначение двух косых черт. Наименование статьи и сборника пишутся с заглавной буквы (Сидорова, Н.А. Вазопись / Н.А. Сидорова // Труды ГМИИ им. А.С. Пушкина. – М., 1962. – С. 100–120). В сносках должны присутствовать указания страниц – после точки и тире с заглавной буквы. На примере ссылок в изданиях разного времени видно, что все эти особенности могут варьироваться в деталях (меняются знаки препинания). Необходимо на протяжении всей работы придерживаться единообразия оформления сносок, опираясь на современные стандарты, которые можно уточнить на сайте института в разделе «Издательская деятельность». Ссылки могут присутствовать в тексте не только в виде маленькой цифры-индекса и соответствующего ей полного названия книги, но также в виде сокращенного названия издания с указанием страницы после двоеточия (например, Семенов 2008: 23), которое вводится непосредственно в текст (так называемая «оксфордская» система ссылок, присутствующая в данных методических указаниях). Можно заменить сокращенное название книги номером издания в библиографическом списке (например [8: 114], то есть – книга под восьмым номером в списке, страница 114).
2.3.2) Реферат строится в соответствии с определенной концепцией по намеченному учащимся плану. И концепция и план должны быть вполне авторскими, то есть структура работы, и ход мыслей не могут быть заимствованы из уже готового текста, но должны быть результатом осмысления материала.
Структура реферата предполагает наличие вступления, основной части и заключения. Во вступлении формируются задачи, выдвигаются определенные тезисы, которые будут развиты в дальнейшем. Заключение должно включать выводы работы.
3. Контрольные работы (студент выполняет одну контрольную работу в течение года)
Темой контрольной работы может послужить любой раздел курса (см. тематический обзор). Необходимо выбрать достаточно широкий круг вопросов, охватывающий материал единого исторического периода (стиля), изучить данный раздел особенно подробно и представить в виде конспектов научной литературы, составленных по определенным правилам. Желательно сопроводить свое исследование зарисовками, выполненными по репродукциям или на экспозиции музея (число рисунков и их качество может быть произвольным).
3.1. Требования к выполнению контрольных работ
Контрольная работа состоит из двух основных частей: конспектов по избранной теме и развернутого плана для устного доклада по этой же теме. Второе задание является отражением первого, представляя в сжатом виде тезисный «образ» проделанной работы.
Правила составления конспекта. При конспектировании материала необходимо указывать полное название книги или статьи (с выходными данными) и номера страниц, использованных при составлении конспекта. Конспект может быть построен как собрание цитат или в форме свободного пересказа прочитанного.[4] Он обязательно должен быть наглядным и структурированным.
Образец конспекта.
Конспект книги:Формозов, А.А. Наскальные изображения и их изучение / А.А. Формозов. – М.: Наука, 1987. | ||
Наименование раздела | Содержание | Номер страницы |
Виды интерпретации наскальных изображений в науке | 1.Как археологические памятники: описание и классификация петроглифов, хронология, типология, сопоставление. 2.Как свидетельство о духовном мире наших предков: этнографические и фольклорные параллели, расшифровка сцен и образов. | С. 6 |
Четыре основных вида рисунков на камне ........................................ | 1.Рисунки в пещерах (самые ранние палеолитические рисунки). 2.Использование горизонтальных полос камня (петроглифы Карелии). 3.Рисунки на отвесных скалах (Урал, Сибирь). 4.Гравировки на блоках камня небольших размеров (урочище Кобыстан). ....................................... и так далее | С. 13-17 .................. |
Пример развернутого плана по теме «Скульптура эпохи архаики (VI-VII вв. до н.э.)», составленного на основе книги Виппер 1972: 99-121.
Критская школа
- каменные изваяния напоминают произведения деревянной пластики;
- статуя в форме призматического блока – от идола-«ксоана»;
- четырехфасадная форма, плотно прижатые руки.
Пример: статуя с о. Наксоса, посвященная Артемиде Никандрой (VII в. до н.э.).
Ионийская школа
- не конструкция, а тщательная обработка поверхности;
- излюбленная тема – одетая женская фигура с «орнаментальными» складками тонкой ткани.
Пример: Гера с о. Самос (560 г. до н.э.).