Лекция 4: Становление абсолютной монархии и правовой системы Российской империи (XVIIIвек).





План лекции:

1. Формирование абсолютной монархии и ее правовое оформление (конец XVII — XVIII вв.).

2. Развитие государственной системы в XVIII веке.

 

Тема№6.Формирование абсолютной монархии и ее правовое оформление (конец XVII — XVIIIвв.).

Формирование и становление абсолютной монархии в России относится ко второй половине XVII века. Для нее характерны следующие признаки: 1) вся полнота государственной власти находилась в руках самодержца; 2) создание теорийкамерализма - учения о бюрократическом управлении и функционирование профессионального бюрократического аппарата; 3)создание сильной постоянной армии; 4)отсутствие сословно-представительных органов и учреждений. Для российского абсолютизма характерны следующие особенности: 1) в России он складывался в весьма традиционных формах становления многонационального единства, командно-административной системы, государственного регулирования; нового,функционального принципа управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере, устройстве учреждений на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установление единообразных штатов и жалованья, а не в условиях развития капиталистических отношений и упразднения феодальных институтов, как в Европе; 2) социальной опорой российского абсолютизма были дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с буржуазией. Установление абсолютной монархии в России характеризуется государственным контролем (регулированием). Усиление роли государства, также, выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп, их прикреплением к государственному делу и службе. Специфической особенностью российского абсолютизма была его традиционалистская идеология, основанная на служении, верности долгу, Отечеству. По специальному указанию Петра I Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором трактовалась необходимость установления, особенность устройстваи функционирования российского абсолютизма. Глава государства изображался «отцом народа», который знает, чего хотят его дети, поэтому монарх был вправе заботиться, воспитывать и поучать. Отсюда и особое положение самодержавия в миропонимании и мироощущении народа. Пространство монарха было везде, и, как-бы, над жизнедеятельностью самодержавного государства. Ему всецело и неограниченно принадлежала высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также являлся главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.При абсолютизме изменялся порядок престолонаследия. В силу политических мотивов Петр I лишил законного престолонаследника царевича Алексея права наследования. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени. Монарх был главой всех государственных учреждений: присутствие монарха автоматически прекращало действие местной администрации и передавало власть ему. Все государственные учреждения были обязаны исполнять решения монарха. Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Его решения отменяли все другие. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров. Боярская дума к концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание, стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления. Численность Боярской думы постоянно возрастала. В конце XVII в. из состава Думы выделились Ближняя дума и Расправная палата. В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления. Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в совет и получили название Консилии министров. После образования сената в 1711 г. Боярская дума была ликвидирована. Сенат был учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената назначался императором. Структура сената включала присутствие и канцелярию. Присутствие представляло собой общее собрание сенаторов, на котором обсуждались ипринимались посредством голосования решения (с 1714 г. принимались большинством голосов). Указы сената должны были подписываться всеми его членами. Поступающие в сенат дела регистрировались и заносились в реестр, заседания подлежали протоколированию. При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления. Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената. Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах. В 1722 г. сенат был реформирован тремя указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств Сенат становился надведомственным контрольным органом. Реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления. Перестройка приказной системы управления произошла в 1718—1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральных органы отраслевого управления — коллегии. Сенатом были определены штаты и порядок работы коллегий. В состав коллегий входили: президенты, вице-президенты, четыре советника, четыре асессора (заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. В декабре 1718 г. был принят реестр коллегий. Важнейшими, «государственными», являлись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств- коллегия, Коллегия иностранных дел. Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-контор-коллегия — за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующаясбор и расход казенных средств. Торговля и промышленность находились в ведении сначала двух, а затем трех коллегий: Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью). Наконец, судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия, а две сословные коллегии — Вотчинная и Главный магистрат — управляли дворянским землевладением и городскими сословиями. Функции, внутреннее устройство и порядок делопроизводства в коллегиях определялись Генеральным регламентом, объединившим нормы и правила, регламентирующие порядок работы учреждения. В ходе создания новых органов управления появились новые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники, асессоры и др. Штатные и придворные должности были приравнены к офицерским рангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированным сословием. Реорганизация местных органов управления произошла в Российском государстве в начале XVIII в. Главными причинами этих преобразований явились: потребности государственной службы во время войны и необходимость в развитом и слаженном аппарате на местах. Преобразование местных органов управления началось с городов. Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам. Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало. С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. В период 1713—1714 гг. число губерний возросло до одиннадцати. Возглавлял губернию губернатор или генерал-губернатор, объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами. Во главе провинций стояли обер-коменданты. К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд — провинция — губерния. Вторая областная реформа была проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50). Провинции делились на округа-дистрикты. В 1726 г. дистрикты были упразднены, а в 1727 г. восстановлены уезды. Провинции стали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников. Управление дистриктами возлагалось на земских комиссаров. В 1718— 1720 гг была осуществлена реформа органов городского самоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов. Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г., после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам. В XVII—XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии. В конце XVII в. была расформирована часть стрелецких полков, прекратило свое существование дворянское конное ополчение. В 1687 г. были созданы «потешные» полки: Преображенский и Семеновский, составившие ядро новой армии. Военные реформы Петра I решали вопросы комплектования и организации армии. В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская система комплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужскоенаселение. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры — из дворян. Для подготовки офицерских кадров были открыты военные школы: бомбардиров (1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг), Морская академия (1715 г.) и др. В офицерские школы принимались в основном дети дворян. До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т. е. от 20 дворов брали одного рекрута. После проведения подушной переписи населения в основу набора рекрутов было положено число душ мужского пола. В начале XVIII в. управление армией осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ артиллерии, Провиантский приказ и ряд других военных приказов. После образования сената в 1711 г. и Военной коллегии в 1719 г., созданной из объединенных военных приказов, управление армией перешло к ним. Руководство флотом было возложено на Адмиралтейскую коллегию, основанную в 1718 г. Армия делилась на полки, полки — на эскадроны и батальоны, а те, в свою очередь, — на роты. Введение централизованного управления армией позволило лучше осуществлять руководство ею как в мирное, так и в военное время и обеспечивать всем необходимым. В результате проведенных реформ русская армия стала самой передовой армией в Европе. И так, во властной бюрократической схеме самодержавие являлось единственном гарантом эффективности управления, правосудия, мерой всех и вся в государстве. Поэтому новый государственных аппарат создавался под самодержавие, с его четкими инструкциями, жестким контролем,огосударствлением сословий, выдавливанием наверх наиболее важных дел. Европейский абсолютизм, на идеологическом уровне, выражался в господстве государства над дистанцированными от него сословиями. Абсолютный монарх приобретал суверенитет от внешнего объединения сословно-корпоративных структур. Российский самодержец осуществлял обратное, наделяя собственным суверенитетом сословия, которые становились обязанными Верховной власти носителями службы. Такая конструкция российского абсолютизма препятствовала институциональному ограничению самодержавия и покоилась на том, что разделение властей никогда четко не устанавливалось.

2. Развитие государственной системы в XVIII веке. В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др. В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом. В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован. Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров,вначале выполнявший совещательные функции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия, подписи всех трех министров заменяли подпись императрицы. Фактически исполнительная власть в стране принадлежала кабинету министров, который сосредоточил в своих руках все государственное управление. В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, — кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны). За время своего существования высший совещательный орган при императоре (впоследствии при Петре III называемый Императорским советом, при Екатерине II — Советом при высочайшем дворе и др.) сохранял широкие полномочия в различных областях государственного управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д. После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента: Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел. В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы государственного управления. В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов государственные финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769г. Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел. С 1801 г сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией. Система губернского и местного управления, сформированная при Петре I, в XVIII в. продолжала развиваться и укрепляться. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Основной административной единицей, объединяющей центр империи и ее окраины, была губерния во главе с губернатором. При губернаторе состоял коллегиальный орган — Губернское правление, находящееся под надзором сената. Состав правления включал самого губернатора и двух советников, назначаемых сенатом. Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за исполнением, наложение ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др. В начале XVIII в. в системе государственного аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др. В 1782 г. в соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах— полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами. Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы. В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости. По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии». В 1775 г. были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств. В 1718 г. была образована тайная канцелярия — отвечавшая за национальную безопасностьинаиболее значимые судебные дела. В 1726 г. этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины II. Для осуществления налоговых и штрафных взысканий были образованы Доимочная канцелярия и Канцелярия конфискации с Аукционной камерой для продажи конфискованного имущества.

3.Развитие права в России в конце XVII — XVIII веках. Основным источником права в период абсолютной монархии оставалось Соборное уложение 1649 г. В начале XVIII в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др. Регламенты — это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельности государственных органов управления. В первой четверти XVIII в. было утверждено семь регламентов — Кригс-комис-сариату (1711), Штате-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721). Манифесты издавались в особо торжественных или важных случаях:вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. Уставы — это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к Определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г. Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались монархом или от его имени сенатом. Можно выделить следующие указы: Указ о единонаследии 1714г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т. д. В первой четверти XVIII в. можно отметить новые тенденции в законодательстве — оно стало более четким по форме и менее казуальным, усилились черты юридического формализма и абстрактности. Письменное оформление законов и их публикации становятся обязательными. Впервые указывалось на то, что закон обратной силы не имеет, подчеркивалось неукоснительность его исполнения.Законодательная инициатива, принадлежавшая прежде всего монарху, в первой четверти XVIII в. распространилась на центральные государственные учреждения и специальные комиссии. Публикация и толкование законов возлагались на Сенат.Большое число издаваемых актов требовало проведения систематизации и кодификации. С 1649 по 1696 г. было принято более 1,5 тыс. актов, имевших силу законов. За период правления Петра I было принято более 4 тыс. правовых актов.В XVIII в. предпринимались неоднократные попытки создания нового Уложения, ни одна из них не увенчалась успехом. Для создания нового проекта Уложения учреждались различные комиссии. В некоторые из них входили представители разных сословий. Однако в ходе работы обнаруживались противоположные интересы сословий, и проект Уложения так и не был создан. Для законотворческой деятельности абсолютизма характерна подробная, тщательная регламентация всех сторон общественной и частной жизнедеятедьности. Например, особыми указами предписывалось, из какого материала строить дома (указ от 9 октября 1714 г.), из каких материалов изготавливать обувь (указ от 1 сентября 1715 г.), какого покроя должно быть платье (указы от 17 декабря 1713 г. и от 22 декабря 1714 г.) и т.д.Особое внимание уделялось формам правовых актов и правового регулирования. Наиболее распространенными формами в первой четверти XVIII в. были:(1) регламенты — акты, определяющие общую структуру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений: в этот период было утверждено семь регламентов, в том числе Генеральный регламент (1720), Главный магистрат (1721), Духовный регламент (1721);(2) манифесты — издавались только монархом (и за его подписью) и были обращены ко всему населению и всем учреждениям; в форме манифестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупных политических событиях и акциях, начале войны или подписании мира;(3) именные указы — издавались и подписывались монархом; в них формулировались решения, адресованные к конкретным государственным учреждениям или должностным лицам;(4) указы — издавались монархом (или от его имени Сенатом); были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений (указ об учреждении губерний 1708 г., указ о фискалах 1714 г.), норм или принципов действия; адресовались они определенному органу или лицу и были обязательны только для них; в форме указов выносились судебные решения Сената;(5) уставы — сборники, содержавшие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г.).С конца XVII в. господствовал «инквизиционный» процесс (розыск). Розыскные начала вводились и в гражданские споры. В марте 1715 г. было составлено, а затем вместе с Воинским артикулом опубликовано «Краткое изображение процессов или судебных тяжб», содержавшее основные положения следственного процесса, единого для уголовных и гражданских дел.Процесс делился на три стадии.Первая стадия начиналась формальным оповещением о начале процесса и продолжалась до получения показаний ответчика. Оповещение о явке всех заинтересованных лиц в суд делалось официально и в письменной форме. В процессе не допускалось представительства. Закон допускал отвод судей при наличии на то особых оснований (например, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обязательств). Вторя стадия — разбирательство — длилась вплоть до вынесения приговора. Начиналась с анализа доказательств. Различались четыре вида доказательств: (1) собственное признание; для его получения могла применяться пытка (ее применение было тщательно регламентировано: дворян как людей «деликатного сложения» пытали менее жестоко, чем крестьян; не подвергали пытке лиц моложе 15 лет и старше
70 лет; не пытали беременных женщин; после каждой процедуры пытки пытаемому давали время оправиться; пытать могли и свидетелей); (2) свидетельские показания — свидетелей допрашивал только судья и только в суде — они не были равноценными: можно было отвести свидетеля (по мотивам его родства со стороной); негодными свидетелями считались лица, не достигшие 15 лет, клятвопреступники (признанные таковыми по суду), проклятые церковью, клейменые, шельмованные, судимые за разбой, воровство и убийство, прелюбодеи; господствовала «формальная теория доказательств», согласно которой ценность каждого доказательства определялась заранее и была неизменной (так, показания мужчины считались более основательными, чем показания женщин, показания знатного человека оценивались выше, чем показания незнатного, ученого — ценнее, чем неученого); (3) письменные доказательства; (4) присяга (применялась, когда иным способом доказать обвинение было невозможно: принесший присягу ответчик считался оправданным, отказавшийся принести присягу признавался виновным).После анализа доказательств суд переходил к «постановке приговора». Решение выносилось большинством голосов, при их равенстве перевешивал голос председателя (президента). Приговор составлялся в письменной форме и подписывался членами суда, президентом и аудитором. Секретарь в присутствии сторон публично зачитывал приговор.Третья стадия — от вынесения приговора до его исполнения. Приговор мог быть обжалован в вышестоящий суд; порядок пересмотра дела был апелляционным.Гражданское право. В первой четверти XVIII в. в значительной мере гражданское право восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты.Существенные преобразования произошли в области вещного права. Указ о единонаследии 1714 г. устанавливал единый правовой режим для вотчин и поместий и вводил единое понятие — «недвижимость». Для сохранения комплектности дворянского земельного фонда затруднялся порядок отчуждения недвижимости, запрещался ее заклад, а продажа осуществлялась только при наличии чрезвычайных обстоятельств и с уплатой высокой пошлины.Вместе с развитием промышленности на земельную собственность вводились новые ограничения. С 1719 г. добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, стала прерогативой государства. Собственник получал право на незначительную долю промысла и преимущественное право открывать производство по добыче ископаемых и их обработке. Такие же ограничения относились и к порубке ценных сортов деревьев, произрастающих в частных угодьях.В области обязательственного права новацией являлся, например, договор товарищества (вошел в практику с 1698 г.). Наиболее распространенными видами товарищеских объединений были простые товарищества и товарищества на вере. В законе начали формироваться понятия юридического лица и корпоративной собственности.Договор подряда, известный русскому законодательству, был дополнен договором поставки, заказчиком в котором, как правило, являлись государство, его органы, крупные частные и смешанные компании. Поставка обеспечивалась неустойкой или поручительством. При нарушении обязательств вместе с имущественными санкциями часто применялись уголовно-правовые и административные (тюремное заключение, телесные наказания).Договор личного найма заключался для выполнения работ по дому, на земле, в промыслах, цехах, на мануфактурах, заводах и в торговых предприятиях. Несовершеннолетние и женщины заключали такой договор только с согласия отца или мужа, крепостные крестьяне — с согласия помещика.Предметом любого договора могли быть любые действия лиц, не противоречащие закону. Самой распространенной была письменная форма договора. Расторжение договора могло происходить только в случаях, предусмотренных законом. За неправомерное нарушение обязательства взыскивалась неустойка, применялись меры административного и уголовного воздействия. Использовался институт поручительства.В наследственном праве различалось наследование по завещанию и по закону. Наследодатель мог завещать недвижимое имущество только одному сыну по выбору. Остальные дети получали доли движимого имущества в рамках завещательного распоряжения. Дочери наследовали недвижимость по завещанию только при отсутствии сыновей. При отсутствии детей недвижимое имущество по завещанию могло быть передано родичам («в род»). В отношении движимого имущества воля завещателя не ограничивалась. При отсутствии завещания в силу вступал законный порядок наследования: в соответствии с принципом майората недвижимость наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными сыновьями.В области брачно-семейных отношений: признавался только церковный брак. С 1721 г. было разрешено заключать смешанные браки с христианами других конфессий (католиками, протестантами), брак с иноверцами запрещался. В 1702 г. был установлен общий порядок заключения брака. За шесть недель до венчания совершалось обручение. Жених мог потребовать расторжения обручения при условии, что он впервые увидел невесту после обручения и она оказалась «безобразна, скорбна и нездорова».Указ о единонаследии 1714 г. повысил брачный возраст: для мужчин — до 20 лет, для женщин — до 17 лет. В брак запрещалось вступать близким родственникам и умалишенным (или «дуракам» — по терминологии указа 1722 г. «О свидетельствовании дураков в Сенате»). На вступление в брак требовалось согласие родителей брачующихся, начальства — для военнослужащих, господ — для крепостных; также для дворян требовалось знание арифметики и геометрии. Запрещались принудительные браки: требовалось свободное согласие брачующихся. Поводами для расторжения брака были: политическая смерть и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие супруга в течение трех лет, поступление в монашество, прелюбодеяние, неизлечимая болезнь или импотенция, покушение одного супруга на жизнь другого, недоносительство о готовящемся преступлении на жизнь монарха.При несогласной жизни супругов практиковалось их временное разлучение, сопровождающееся отсылкой в монастырь. Декларировалась власть мужа, он мог наказывать жену, она следовала за ним повсюду. Правовое положение жены определялось положением мужа. В отношении детей родители пользовались почти такой же властью, как и раньше: их можно было наказывать, отправлять в монастырь, отдавать в работу на срок по найму.





Читайте также:
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...
Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.019 с.