Тема «Славянские традиции похорон и поминовения»




Цель: приобщать обучающихся к истокам славянской культуры.

Задачи:

- развивать интереса к славянским традициям,

- приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа, формировать представление о прошлом нашей Родины.

- расширять и углублять представления обучающихся о старинных семейных обычаях.

 

Почувствовав приближение смерти, старик просил сыновей вывести его в поле. Там он кланялся на все четыре стороны: «Мать сырая Земля, прости и прими! И ты, вольный свет - батюшка, прости коли обидел…» Человек, готовящийся принять смерть, составлял завещание, приводил в порядок свои дела, отдавал долги, распределял состояние. Перед смертью делал какие-нибудь добрые дела: раздавал милостыню, выделял деньги на строительство храмов или дарил какие-то суммы богоугодным заведениям - больницам, приютам. Потом ложился на лавку в святом углу, и сыновья разбирали над ним земляную крышу избы, чтобы легче вылетала душа, чтобы не мучило тело, а также, чтобы не вздумала остаться в доме и беспокоить живых. Издавна принято было считать, что умереть среди своего семейства (в «своей постели»), прожив долгую, достойную жизнь, - это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит, грехи его велики и не миновать ему ада. Считалось также, что тяжело умирают колдуны и ведьмы, если не имеют возможности передать кому-то свои знания. Чувствуя приближение смерти, люди призывали к себе священника для исповеди. Собравшиеся вокруг родственники молча соболезновали умирающему. Громко разговаривать возле него было нельзя. Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать и плакать. Считалось, только что отлетевшая от тела душа находится еще в доме, рядом. Если покойный будет оплакан («обвыт») надлежащим образом, то и душе его будет спокойнее и он не станет позже беспокоить живых в видениях, думах и наяву.

Формы погребения. Ранняя форма погребений древних славян - погребение трупа в скрюченном виде, то есть в положении зародыша, - связана с идеей реинкарнации, перевоплощения умершего, его второго рождения на земле, перехода его жизненной силы (души) в одно из живых существ. На рубеже бронзового и железных веков возникает способ погребения умершего уже в расправленном виде.

Затем появилась кремация - сожжение трупа на погребальном костре. Этот ритуал был связан о неистребимости жизненной силы. Новым было представление о местожительства невидимых душ - небе, куда души попадали с дымом погребального костра. Прах сожженного покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки или просто в ямы. Первоначально над каждой могилой строилось надмогильное сооружение в форме жилого дома, домовина. Именно отсюда берет начало обычай (в частности у старообрядцев) делать над могильным крестом на вершине, похожее на двускатную крышу. В середине первого тысячелетия обряд захоронения погребальных урн сменился захоронением в курганах – «могылах».

 

 

После крещения Руси в X веке русские переходят к захоронению умерших в земле в гробах из досок или выдолбленных колодах, которые также получили название домовин. Языческие обычаи изживались медленно. Только с XII века в славянских деревенских могилах появляются христианские символы (крестики, иконки). Разведение ритуальных костров на кладбищах, символизирующих сожжение трупа, сохранялось кое-где вплоть до XIX века, а вложение в гроб предметов, которые якобы пригодятся покойнику на том свете, случается до сих пор.

Представление о смерти

Православные похороны не несут отпечатка трагедии случившегося. Наоборот, это в большой степени радость от надежды на то, что душа умершего благочестивого человека попадет в рай, предстанет перед Богом и будет молиться там за оставшихся на земле.

По народным поверьям, при последнем вздохе человека - испускании духа - душа расстается с телом и происходит борьба за душу между нечистой силой и ангелом, посланным Богом за душой умирающего. Предсмертные страдания объяснялись не тяжестью болезни, а тем, что умирающего в последние минуты мучает нечистая сила (черт, дьявол), она будто бы не отдает душу ангелу. Стараясь облегчить путь души к Богу, вкладывали в руку умирающему свечу, кадили вокруг него ладаном. Хорошей считалась смерть на Пасху, в день Христова воскресения, когда, по поверьям, открыты райские двери по аналогии с царскими вратами в храме. Легкая смерть расценивалась в народе, как награда за благочестивую жизнь, трудная - как удел грешников.

Подготовка к похоронам

В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.

Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тела умершего к похоронам, омовение, одевание, положение в гроб, ночные бдения у гроба покойного.

Погребальные обряды: вынос тела, отпевание в церкви, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.

Поминки: после похорон в доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, с трапезами и домашними молениями по умершим.

Многие предпогребальные действия имеют древнее ритуальное происхождение. Смерть мыслилась как дорога а загробный мир, а омовение, обряжение покойного и другие действия по подготовке его к похоронам - сборами в дальнюю дорогу.

Омовение. Омовение имело не только гигиеническую цель, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти к Господу с чистой душой и чистым телом. Омовение совершала особая профессиональная категория людей-смывальщики. Смывальщики. Обмывальщицы, мытницы, умывальники - везде их называют по разному. Обмывальщиками чаще становились старые девы и старые вдовицы, уже не «имеющие греха». Пожилой возраст обмывальщиков как бы подчеркивал, что умерший в глазах живых становится не только представителем «того света», но теперь уже и предком, принадлежностью прошлого. Мужчину обмывали мужчины, женщину - женщины. Обмывать мертвого всегда считалось богоугодным делом, способствующим прощению грехов. Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтыри, носили темную одежду. За труд получали белье и носильные вещи умершего. Если не было профессиональных смывальщиков, омовение производили люди, не состоящие в родстве с умершим. Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать, а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души. По христианскому вероучению, ребенка ожидает райская жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. При обмывании читали молитву. Процедура омовения носила ритуальный характер, магическую направленность. Она совершалась на полу у порога избы. Покойника клали на солому ногами к печи. Обмывать старались очень быстро. Обмывали обычно три человека: «один обмывает, другой - посудку держит, третий поддерживает тело.». Смазывали глаза, нос, уши, рот, грудь, а также «во всех местах, где суставчики». Обмывали два - три раза теплой водой с мылом из глиняного, обычно нового, горшка. На атрибуты омовения - горшок, воду мыло, гребень - переносилась мертвящая сила, поэтому от них старались скорее избавиться. Вода, которой мыли покойника, называлась мертвой, ее выливали в угол двора, туда, где нет растений, где не ходят люди, чтобы здоровый человек не мог на нее наступить. Таким же образом поступали с водой, которой мыли посуду после поминок. Глиняные горшки, использовавшиеся для омовения, выносили в овраг, на край поля, на перекресток дорог, где, как правило стоял крест, столб, часовня (там их разбивали или просто оставляли). Солому, на которой обмывали, сжигали или бросали в лесу, под елочкой, когда везли хоронить. Все это делалось с целью предотвратить возвращение покойника. Эти места в народе считались страшными. Обмывальщикам, после совершения ритуала, обязательно нужно было вымыться в бане и переодеться.

Одевание. В средневековой России хоронили, как правило, в белом. Это объяснялось не только влиянием христианства, которое связывало этот цвет с духовной, младенческой чистотой христианской души, - душа уходит к Богу такой, какой пришла на землю при рождении. Белый цвет одежды умершего - это ритуальный цвет домотканного холста. В начале XVII века мертвых хоронили в одежде, в которой они ходили: в кафтане, штанах, сапогах, шляпе и другом платье. Женщин принято было хоронить в платочках: молодых - в светлых, пожилых - в темных. Был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд. На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали. Имитированной была обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. Когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали. Онучи, надевавшиеся с лаптями, на ногах обвязывали так, чтобы крест, образуемый шнурками, приходился спереди, а не сзади, как бы обратное направление движению умершего, чтобы он не мог вернуться назад в дом. Многие пожилые люди заранее готовят себе «смертный наряд». Хотя, бывает, что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов. В качестве обуви обычно используют специальные тапочки (они, как т покрывало, имитирующие саван, входят в комплект похоронных принадлежностей ритуальных бюро).

Положение в гроб.

В старину обмытый и обряженный покойник один или два дня лежал на лавке под образами. Тело клали в гроб только перед выносом из дома. В это время приходили прощаться с ним дальние родственники, знакомые, соседи. Для чтения псалтыря приглашались старушки-читалки, которые помимо псалмов, исполняли духовные стихи.

Гроб. При изготовлении гроба полагалось класть в него образовавшиеся стружки. Щепу потом вывозили подальше за село и выбрасывали, а не сжигали, чтобы покойнику не было жарко на том свете. Предпочитали делать гроб из кедра, сосны, только не из осины. В местностях, богатых лесом, старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева.

 

 

Гроб соответственно рассматривался как последний дом умершего. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким: мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало. Дно гроба устилали также листьями березового веника, причем «чистого», т.е. сделанного не в воскресенье. Такими же листьями набивали подушечку под голову. Некоторые пожилые женщины собирают при жизни собственные волосы, чтобы набить ими подушечку.

Положение. Прежде при положении умершего в гроб принимали меры магической предосторожности. Тело брали не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу постоянно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали под гроб, направляя в сторону умершего. Согласно правилам православного захоронения, положено класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, образок, венчик на лоб и «рукописание» - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника. Затем покойника покрывали белым покрывалом. Гроб разворачивают по солнышку и снова ставят так, чтобы умерший был обращен к иконам ногами. На гроб ставят свечи. Существует обычай класть в гроб вещи, которые могут якобы пригодиться умершему на том свете. В знак траура в доме завешивали зеркала, останавливали часы; из помещения, где стоит гроб с телом умершего, выносят телевизор. За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.

Проводы усопшего. Домашние проводы. Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях в небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника. Если не приглашается священник, псалтырь или другие священные книги читают верующие миряне. Но часто посиделки старушек у гроба проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах. Стазу после смерти стараются поставить на полочку к иконам или на окно стакан воды, накрытый куском хлеба. На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. Наиболее типичное объяснение этому - «душа находится до шести недель дома».

Вынос тела. Бытует мнение, что раньше 12 часов и позже захода солнца выносить покойного из дома нельзя. Существует обычай выносить тело из дому ногами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу. Существует и такой обычай: один из родственников три раза обходил вокруг гроба с топором в руках, держа его лезвием вперед, при последнем обходе ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника клали топор на порог.

Топор. Ему с глубокой древности приписывалась чудесная сила. Топором ударяли по лавке, на которой кто-нибудь умер: полагали, что тем самым будет «подсечена» и изгнана смерть. Многие народы, в том числе и славяне, старались выносить умершего не через входную дверь, служащую живым, а через окно или специально проделанное отверстие, чтобы обмануть покойника, чтобы «запутать его след». В старину, как только покойника выносили из дома, старались вымыть одной водой всю избу: стены, лавки, даже всю посуду. Теперь моют только пол. При выносе тела умершего из дома было принято громко плакать. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственники не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему.

Траурная процессия. Похоронное шествие возглавлял человек, несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Если умирал мужчина, впереди похоронной процессии шел мужчина с иконой, если женщина, то икону несла женщина. Перед процессией разбрасывали еловые или пихтовые ветки, а летом и цветы. Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.

«Сидя на санях». Отсюда пошло выражение «сидя на санях», что означает «в конце жизни». Владимир Мономах так начинал свое знаменитое «Поучение». «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и создал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет лба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться…»

Перевернутые сани часто служили намогильным памятником. Но иногда сани сжигали либо оставляли до сорокового дня лежащими вверх полозьями. При выносе покойника из дома производился обряд «первой встречи» - человеку, который первый встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы первый встречный помолился за умершего, а умерший, в свою очередь, первым встретил на том свете принявшего хлеб. По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц. Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.

Кладбище. В деревнях православные хоронили своих близких на приходских кладбищах. Каждая раскольничья деревня заводила свое собственное кладбище, не допуская на общую территорию «щепотников, удавленников, опойц, некрещенных»: отводили на общей территории специальный участок, который тщательно огораживался. Для городских жителей место под кладбище отводилось за городом, но в селах и в деревнях эти кладбища устраивались при храмах. Утопленников и самоубийц не хоронила на кладбищах. Было убеждение: что, если на кладбище их похоронить, то весь край постигнет бедствие. Воров, разбойников, казненных, как и самоубийц, хоронили в лесу или в поле.

Похороны

Могила. Копальщик, вырыв могилу, уже не отходили от нее, стерегли «от бесов». Даже зимой жгли костер и ждали, когда подойдет процессия. Иногда в могилу клали крестом деревяшки, чтобы бес не прикоснулся к гробу. Могилы на кладбищах располагали так, чтобы покойный «смотрел» на восток, т.е. лежал ногами к востоку. Крест ставили в ноги.

Погребение. Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой умершего». Внутри могилы кадили, Затем закрывали гроб, у православных заколачивали гвоздями, у старообрядцев часто перевязывали ветками черемухами или лыковыми веревками. Гроб опускали в могилу на полотенцах или веревках. В прошлом веке повсеместно клали на дно могилы полешки и на них ставили гроб, В начале этого века появился обычай делать над гробом настил из досок – «полати», а потом уже засыпать землей. Также в могилу вместе с гробом опускались церковные свечи, горевшие во время отпевания. Жена или близкий родственник должны были плакать и причитать, а плакальщицы всем хором тоже вторить, причитая. Священник вкладывал в руки покойного отпустительную грамоту. Близкие и родственники в последний раз целовали умершего, провожающие бросали в могилу по горсти земли с пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом». Многие ритуалы погребения умершего сохранились и поныне. До сих пор в могилу бросают «слезовой» платочек. После того как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки, в центре - цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, памятную доску с фамилией, датой рождения и смерти. Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее, чем через год после смерти.

Траур. Члены семьи умершего должны были носить траурную одежду - синее или черное платье, и непременно ветхое, а не новое. Во время траура стыдно было ходить опрятным, как будто это было неуважение к памяти покойного. Мужчины надевают темный костюм только для участия в погребальном ритуале, а в последующем не соблюдают внешних признаков траура. В течение траура вдова не должна была выходить замуж, вдовец - жениться, а взрослые дети - вступать в брак. Вдовцу хороший тон предписывали носить траур наполовину более короткий срок, чем вдове. У него траур продолжался полгода, после чего овдовевший мужчина мог жениться, и никто не осуждал его в этом случае. Траур предполагал также отказ от развлечений, плясок, песен. Он длился от шести недель до года, «тужение» по случаю потери кормильца хозяйки держался всегда дольше, чем траур по старикам. И сейчас соблюдают траур: носят темное платье, черный платок до 40 дней, часто посещают кладбище, не участвуют в развлечениях и светских праздниках и т.п. Год и более носят темные платья матери, потерявшие взрослых, безвременно погибших детей. До одного года иногда соблюдают траур также и вдовы. Траур по родителям было принято носить в течение года, а именно - полгода - глубокий, три месяца - обыкновенный и три месяца - полутраур. Дочери, похоронившие престарелых родителей, сокращают срок ношения траурной одежды до шести недель, а то и до одной недели. По бабушке и дедушке носился траур всего полгода: три месяца - глубокий и три - полутраур. По дяде и тетушке - три месяца, по брату и сестре - шесть месяцев.

Поминки. Поминки по умершему. Со дня смерти ставили на окошко чашку с водой и вешали рядом полотенце, которое находилось там в течение сорока дней. Оно предназначалось для души умершего, которая, по поверьям, сорок дней ходит по своим местам и, прилетая к дому, утирает полотенцем свое лицо. Ставили к иконам стакан с водой, накрытый ломтем хлеба, а иногда и стопку водки, если умирал мужчина. Иногда оставляли на ночь на столе соль и хлеб и меняли его на свежий в течение сорока дней. Сорок дней не мели в ограде и во дворе. В некоторых деревнях, устраивая «сорочины» ставили на стол отдельный столовый прибор для души покойного - чашку, ложку, кружку - и больше уже им не пользовались. Традиционно в России похороны всегда завершались поминками, поминальным обедом.

Поминовение. В XIX веке поминание было семейным обрядом, собиравшим в основном родственников и близких. Почитание мертвых носило домашний характер, но местами поддерживалась идущая из глубины веков традиция, что на поминки может прийти любой человек. В качестве почетных гостей приглашали духовенство. Родственники умершего заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжение шести недель после смерти - сорокоуст. По окончании сорокоуста его можно заказать вновь, и так делать постоянно. Существуют и длительные сроки поминовения - полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное (пока стоит обитель) поминовение. Во все памятные дни следует кому-нибудь из родственников прийти в храм к началу службы; подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре. После литургии нужно отслужить панихиду. Самый простой, но весьма действенный вид жертвы за усопшего – свечка, которая ставится за его упокоение. Поминальными днями считались: день похорон, третий, шестой дни посте смерти - редко, девятый и двадцатый - не всегда, сороковой - обязательно. Далее отмечали полугодовщину, годовщину, а затем - уже в рамках календарной обрядности - следовали родительские дни. Чаще всего поминали три раза.

Сороковой день. Согласно народному поверью, в течение сорока дней душа умершего находится на земле, Бог не определяет ее ни в ад, ни в рай, ангелы носят душу умершего по тем местам, где покойник грешил, и душа его замаливает грехи. На сороковой день совершается Божий суд и душа умершего покидает землю окончательно. В этот день душа умершего является в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемого отпуска души, или проводин. Если проводины не устроить, то покойник будет мучиться. К сороковому дню прихода души умершего зараннее готовились: мыли дом, с вечера застилали постель белой простыней и одеялом. К постели никто не мог прикасаться, она предназначалась исключительно для покойника. С утра готовили обильный обед, на котором было много вина. К полудню накрывали стол, собирались родные и знакомые. Приглашенный священник служил литию. За столом он азнимал главное место, с правой стороны от него оставляли пустое место для умершего. На этом месте под салфеткой ставили тарелку, рюмку с вином, водкой, клали хлеб. Кланяясь этому месту, хозяева обращались к незримому покойнику: «Кушай-ка, родименький». После обеда возглашалась «вечная память» и начиналось прощание с умершим, сопровождаемое плачем.

Пасха и Троица. Сейчас часто посещают могилы умерших в православные праздники - Пасху и Троицу. На могилах (на тарелках, на бумаге) кладут приношения - несколько крашеных яиц, кусок кулича, яблоко, конфеты или раскрашенный кулич, очищенные яйца. Иногда на столике у могилы оставляют пшено или несколько штук печенья. И даже стаканчик спиртного для покойника либо стаканчик водки выливается на могилу.

Дни поминовения. Для поминовения умерших церковью установлены специальные дни. Это

- Дмитровская суббота, последняя суббота перед Масленицей,

- во вторник на Фоминой неделе (радуница, или радоница),

- суббота перед Троицыным днем (родительская суббота).

Троицын день. Во многих районах России принято было ходить на кладбище также и на Пасху. Поминальным днем всегда считался и Семик - четверг перед Троицыным днем.

 

 

Источник: Энциклопедия «Русские народные праздники, обычаи и обряды».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: