Принцип организации и назначение телеграфной связи




ТЕЛЕГРАФНАЯ СВЯЗЬ

Телеграфная связь на железнодорожном транспорте служит для передачи документальных сообщений от источника к получателю. Передача и прием сообщений осуществляются с помощью букво­печатающих телеграфных аппаратов (телетайпов), имеющих кла­виатуру, аналогичную клавиатуре пишущей машинки. В телеграф­ных сообщениях передаются сведения о работе подразделений железных дорог. Сообщения состоят из знаков — букв, цифр, симво­лов и знаков препинания. Для передачи сообщения из одного пункта в другой телеграфные аппараты Т соединяются между собой кана­лом телеграфной связи (рис. 17.1, я). При этом сообщение для пере­дачи по каналу преобразуется в электрические сигналы.

Принцип работы телеграфных буквопечатающих аппаратов рас­смотрим по упрощенной схеме (рис. 17.1, б). По этой схеме передача сообщений осуществляется от станции А к станции Б. На станции А передаваемое сообщение с помощью передатчика ПРД преобразуется в электрические сигналы. Эти сигналы представляют собой токовые (1) и бестоковые (0) импульсы. На станции Б эти сигналы принима­ются приемником ПРМ, который связан с печатающим устройством.

В телеграфной связи комбинации сигналов электрического тока, с помощью которых в условном виде передаются все буквы, цифры и знаки, называются телеграфным кодом; процесс замены знаков передаваемого сообщения соответствующими комбинация­ми токовых и бестоковых сигналов — кодированием, а про­цесс обратного преобразования — декодированием.

Телеграфный код состоит из кодовых комбинаций, которые в свою очередь состоят из элементов (элементарных сигналов). Ко­личество элементарных сигналов для передачи знаков сообщения может быть различным или одинаковым. Если кодовые комбина­ции всех знаков состоят из одинакового количества элементов, то такой код называется равномерным, а если из неодинакового количества элементов — неравномерным. Примером нерав­номерного кода является код Морзе.

В коде Морзе знаки сообщений передаются с помощью кодовых ком­бинаций, состоящих из различного числа сигналов различной дли­тельности. Код Морзе имеет следующие существенные недостатки: большое число элементарных сигналов для передачи кодовой ком­бинации одного знака; сложность построения буквопечатающих приемников, вследствие чего принятые сообщения регистрируются в виде точек и тире, т. е. в виде, непригодном для непосредственно­го вручения адресату. По этим причинам код Морзе находит огра­ниченное применение в телеграфной связи.

Работа всех современных буквопечатающих телеграфных аппа­ратов построена на равномерных кодах. В этих кодах каждая кодовая комбинация содержит равное число элементарных сигналов 1 или 0 одинаковой длительности.

Наиболее распространен в телеграфной связи пятиэлементный равномерный код, получивший название международного телеграф­ного кода № 2 (МТК-2). В коде МТК-2 используются элементарные сигналы двух видов: 1 и 0, вследствие чего этот код называется также двоичным, или бинарным. При передаче сообщений на современных стартстопных буквопечатающих аппаратах к комбинациям кода МТК-2 добавляются стартовый и столовый коррекционные сигна­лы. Стартовый сигнал необходим для пуска в ход приемника аппа­рата, он передается перед сигналами каждой кодовой комбинации. После передачи кодовой комбинации знака с передатчика передаю­щего аппарата передается столовый сигнал, устанавливающий при­емник приемного аппарата в исходное положение. Стоповый сигнал по длительности отличается от других сигналов, он равен полутор­ной длительности элементарного сигнала.

Каждое сообщение в телеграфной связи передается с определен­ной скоростью. Скорость телеграфирования измеряется количе­ством элементарных сигналов (1 и 0), передаваемых в одну секун­ду. Единицей скорости телеграфирования является Бод. Скорость 1 Бода — это передача одного элементарного сигнала в секунду.

Скорость телеграфирования v = nNI 60, где п — число элементар­ных сигналов, необходимых для передачи одного знака; N — чис­ло знаков, передаваемых телеграфным аппаратом в минуту; 60 — число секунд в минуте. Большинство современных стартстопных телеграфных аппаратов имеет скорость передачи 50... 100 Бод.

Большинство телеграфных связей на железных дорогах нашей страны работает по каналам связи, организованным с помощью ап­паратуры частотного телеграфирования. Принцип частотного телеграфирования рассмотрен на рис. 17.2.

 

 

С помощью передатчика ПРД на передающей станции А к ли­нии поочередно подключаются генераторы переменного тока G1 и G2 с частотами соответственно/j и/-,. На приемной станции Б сиг­налы переменного тока преобразуются в приемнике ПРМ в однополюсные сигналы постоянного тока, поступающие в электромагниты ЭМ, которые управляют печатающим устройством ПУ. Для одновременной передачи по одному каналу связи нескольких сообщений к нему подключаются несколько передатчиков ПРД, имеющих генераторы с разными частотами. При этом в качестве канала связи используется телефонный канал тональной частоты (спектр частот от 0,3 до 3,4 кГц), в котором с помощью фильтров выделяются несколько телеграфных


каналов, т.е. используется прин­цип частотного разделения. Число таких каналов зависит от типа телеграфной каналообразующей аппаратуры и может достигать 24. Эта аппаратура носит название аппаратуры тонального телеграфи­рования (ТТ). Дальность действия связи по таким каналам практи­чески не ограничена, так как при телеграфировании переменным током легко решается вопрос увеличения дальности усилением сигналов переменного тока.

Сообщения по каналу телеграфной связи могут передаваться двумя способами: одно- или двусторонним.

Более эффективным является двусторонний способ телеграфиро­вания (рис. 17.3). При таком способе каждая станция осуществляет одновременно прием и передачу сообщений. Для включения теле­графных аппаратов по такому способу телеграфирования приме­няют специальные согласующие устройства СУ, включаемые меж­ду аппаратом и каналом связи.

На рис. 17.3, а показана схема телеграфирования с использованием на каждой станции по одному аппарату.

 

 

Рис. 17.3. Схема двустороннего телеграфирования

 

При такой схеме передающая часть ПРД в аппарате используется для передачи сообщений, а приемная ПРМ — для приема. При этом телеграфист не видит контроля своей передачи, что является существенным недостатком такого спо­соба телеграфирования. Схема, приведенная на рис. 17.3, б, свободна от указанного недостатка, так как на каждой станции установлено по два аппарата: один для передачи, другой для приема.

Телеграфные аппараты.Автоматическая телеграфная связь

Широкое распространение на железнодорожном транспорте по­лучили телеграфные аппараты равномерного кода МТК-2. Сообще­ние, принимаемое этими аппаратами, печатается в виде буквенно­цифрового текста на ленте или рулоне бумаги. По этому признаку буквопечатающие аппараты делятся на ленточные и рулонные.

По конструкции буквопечатающие аппараты делятся на электро­механические и электронно-механические. В электронно-механичес­ких аппаратах основные узлы построены на электронных схемах с широким применением транзисторов и интегральных микросхем. Как электромеханические, так и электронно-механические аппараты выпускаются автоматизированными и неавтоматизированными. Первые имеют в своем составе автоматический передатчик сооб­щений — трансмиттер и приемник сообщений на перфорирован­ную ленту — реперфоратор. С этой ленты принятое сообщение мож­но передавать с трансмиттера в канал связи или вводить в память

ЭВМ. С начала 1980-х годов на транспорте широко внедрялись элек­тронно-механические рулонные аппараты РТА-80 и F-1100, F-2000. Все эти аппараты в большинстве случаев являются полностью автомати­зированными и рассчитаны на две скорости передачи: 50 и 100 Бод.

В настоящее время, исходя из принятой МПС России Концепции создания сети связи МПС России с интеграцией услуг, разрабатыва­ются предложения по интеграции документальной телеграфной свя­зи в цифровую мультисервисную сеть МПС России. Разрабатывает­ся программно-технический комплекс почтово-телеграфной связи, коммуникационные серверы и автономные телеграфные и СОМ-принтеры, базирующиеся на современной технологии IP-сетей передачи данных. Введено новое понятие для телеграфной сети связи МПС России — IP-телеграфия. Терминалом такой сети является телеграф­ный принтер.

Телеграфный принтер ТГА-1 предназначен для автономного при­ема и печати информации, получаемой с телеграфной линии. Мо­жет использоваться в локомотивных и вагонных депо, технических конторах связи, дистанциях сигнализации и связи. Является оптимальным решением при замене устаревших принтеров F-1213 за­рубежного производства. Скорости телеграфирования 50, 75, 100, 200 Бод. Принтер обеспечивает автоматический прием и сохране­ние текста последней принятой телеграммы в оперативной памя­ти устройства, дает возможность печати любого числа копий те­леграммы в фоновом режиме одновременно с приемом новой телеграммы.

Телеграфный принтер ТГА-1М отличается от модели ТГА-1 на­личием функциональной клавиатуры, а также энергонезависимой памяти для сохранения текста телеграмм.

Автоматическая телеграфная сеть МПС построена с примене­нием автоматических телеграфных коммутационных станций (АКТС), установленных в МПС, а также при управлениях, отделе­ниях дорог и на отдельных станциях (рис. 17.4).

 

Основная задача, выполняемая АКТС, заключается в установле­нии временного, на период передачи телеграфных сообщений, соеди­нения между двумя телеграфными аппаратами Т, установленными в различных оконечных пунктах (ОП) телеграфной сети. Такими пунктами могут быть станции, депо, станционные технологические центры, сортировочные горки, грузовые районы и т.д.

Соединение между телеграфными аппаратами может быть уста­новлено как через одну, так и через большее число АКТС. Напри­мер, телеграфная связь между одним из пунктов, находящимся на территории НОД 1, и другим пунктом, находящимся на территории НОД2, будет устанавливаться через АКТС НОД1, АКТС управле­ния дороги и АКТС НОД2. Аппараты включаются в АКТС по або­нентским линиям АЛ, а сами станции соединяются между собой каналами тонального телеграфирования ТТ. При помощи разви­той телеграфной сети любой пункт, включенный в эту сеть МПС, может быть соединен с любым другим пунктом этой сети для пере­дачи различных сообщений.

Станции АКТС, используемые на телеграфной сети МПС, по­строены с использованием координатных и электронных систем. Принцип построения АКТС координатной системы рассмотрен по упрощенной схеме, приведенной на рис. 17.5.

 

Оконечные пункты ОП через абонентские линии АЛ подключа­ются к абонентским панелям АП, которые являются индивидуаль­ными устройствами для каждого такого пункта. Панели АП предназначены для трансляции управляющих сигналов и сигналов кодовых комбинаций от ОП к коммутационной станции и обрат­но. Число АП равно числу абонентских линий (в рассматриваемом примере 20). Соединение АП между собой осуществляется через шну­ровые комплекты ШК, число которых значительно меньше числа панелей, установленных на данной АКТС (на рис. 17.5 на 20 АП приходится 6 ШК). Возможность подключения большего числа АП к меньшему числу ШК обеспечивается с помощью ступени абонен­тского искания, состоящей из коммутационного блока АИ и мар­кера абонентского искания МАИ. Коммутационный блок АИ со­держит многократные координатные соединители (МКС), с помощью которых входы коммутационного блока, к которым подключены АП, соединяются с выходами, к которым подключе­ны шнуровые комплекты. Коммутационный блок АИ условно изоб­ражен на схеме в виде трапеции, большее основание которой обра­щено в сторону большего числа включаемых приборов (АП). Процессом соединения в коммутационном блоке АИ управляет МАИ, который осуществляет соединение между входом и выходом блока.

В состав оборудования станции входят также регистры Р для при­ема, пересчета и запоминания импульсов набора номера, поступаю­щих с вызывающего оконечного пункта. Регистры Р используются только во время установления соединения между пунктами, поэтому их число всегда меньше числа АП (на рис. 17.5 два регистра). Для подключения меньшего числа регистров к большему числу АП используется ступень регистрового искания, состоящая из блока ре­гистрового искания РИ. На рис. 17.5 штриховыми линиями показа­ны соединения, образующиеся только в процессе работы приборов станции на время установления соединения между ОП. Сплошны­ми линиями показаны постоянные соединения между приборами станции, устанавливаемые при ее монтаже. Подключившись к вы­зывающей АП, регистр посылает в вызывной прибор ОП сигнал ответа станции о готовности приборов АКТС к приему импульсов набора номера вызываемого пункта, в результате этого на вызыв­ном приборе ОП загорается сигнальная лампа разрешения набора номера. Телеграфист пункта ОП набирает номер. Принимая одну за другой серии импульсов номера, регистр Р1 запоминает их. Пос­ле приема последней цифры номера регистр Р1 занимает МАИ (со­единение 2) и передает в его схему сигналы, характеризующие циф­ры набранного номера. Маркер МАИ, получив информацию о номере вызываемого ОП, производит пробу шнуровых комплек­тов ШК (соединение 3) и выбирает один из свободных, например ШК6. Управляя электромагнитами МКС блока АИ, МАИ обеспе­чивает соединение выбранного ШК с абонентской панелью вызы­ваемого ОП (соединения 4 и 5). При установлении соединения че­рез АИ шнуровой комплект выбирается в процессе свободного искания, а вызываемая АП для подключения к ней ШК — в процес­се вынужденного искания. Свободным называется искание, совер­шаемое маркером независимо от цифр номера, поступающих от вы­зывающего абонента. Вынужденное искание, совершаемое маркером, зависит от цифр номера, поступающих на АКТС от вы­зывающего абонента.

После соединения с вызываемой АП ШК (соединение 6) прове­ряет состояние этой АП, т.е. определяет, не занята ли данная панель другим, ранее установленным соединением. Если АП свободна, то МАИ, управляя приборами блока АИ, осуществляет подключение вызывающей АП к выбранному ШК (соединения 7 и 8). После под­ключения ШК к вызываемой и вызывающей АП регистр Р1 и МАИ освобождаются. При этом нарушаются соединения 7—6 и 7. Таким образом, через АКТС устанавливается соединение между двумя ОП через блок АИ и ШК6 (соединения 6 и 8). На оконечных пунк­тах автоматически включаются телеграфные аппараты, а на вы­зывных приборах загораются лампы, сигнализирующие об установлении соединения. После этого происходит обмен телеграфными сообщениями между ОП с помощью телеграфных аппаратов. Во время передачи телеграмм шнуровой комплект осу­ществляет контроль за состоянием абонентских панелей, подклю­ченных к данному ШК.

После окончания передачи сообщений на ВП одного из ОП нажимают кнопку отбоя, в результате чего в блоке АИ наруша­ются соединения 6 и 8. Разъединение установленного соединения может быть осуществлено с любого ОП, так как в телеграфных коммутационных станциях используется принцип полного одно­стороннего отбоя.

Через блок абонентского искания (АИ) может быть установле­но соединение с другими АКТС. Для этого в блок АИ включаются каналы ТТ, через которые устанавливаются соединения между стан­циями. Каналы ТТ подключаются к АИ через переходные устрой­ства ПУ, предназначенные для связи оборудования коммутацион­ной станции с каналами ТТ.

При передаче сообщения по телеграфным каналам каждый або­нент имеет свой номер, однозначно идентифицирующий его в те­леграфной сети. В рамках новой цифровой сети, базирующейся на протоколе TCP/IP (протокол управления передачей) таким номером является постоянный IP-адрес под­ключенного к сети устройства, например, компьютера телеграф­ного цеха отделения дороги. Таким образом, если компьютер, на котором установлен специальный программно-технический ком­плекс почтово-телеграфной связи, физически подключен одновре­менно и к телеграфной сети, и к локальной сети учреждения, имеющей выход на цифровую сеть МПС, то обмен информацией может производиться как по телеграфному каналу, так и через цифро­вую сеть.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: