Информация о выборах в России




Выборы — главная составляющая любого демократического сообщества. Это наиболее демократичная система замещения руководящих постов.

Процедура выборов применяется не только в системе государственного управления (политические выборы), а также в системе управления любыми иными общностями людей — например, профессиональные союзы, общественные и религиозные объединения и т.д.

Каждое сообщество устанавливает свои правила выборов, которые прописывает в своих уставах и/или кодексах.

Политические выборы в странах мира в своей основе имеют схожие принципы.

Политические выборы

Политические выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Избирательное право

Избирательное право — это право гражданина избирать и избираться. Избирательное право разделяется на пассивное и активное.

Пассивное избирательное право — право гражданина быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право — право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Виды выборов

Во всех демократических странах большинство политических выборов осуществляться на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Такие выборы называются — прямые.

Существуют так же и непрямые или косвенные политические выборы. Это система выборов, когда кандидата на должность избирают не граждане страны, а выборщики или законодательный орган власти, ранее выбранный избирателями.
Виды выборов

Избирательные системы

За многовековую историю политических выборов были созданные базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире.

Это — мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Кроме возрастного ценза и гражданской принадлежности, в некоторых странах (например в Индии) также существует имущественный и сословный цензы.

Выборы в России

Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные (местные)выборы.

При выборах в России на данный момент применяется мажоритарная избирательная система (при выборах высших должностных лиц) и смешанная — мажоритарная и пропорциональная (при выборах законодательных органов).

В чистом виде пропорциональная система применялась только при выборах Госдумы с 2007г. по 2011г. Следующие выборы в Госдуму — в 2016 году снова пройдут по смешанной системе, как и до 2007 года.

Выборы в России представляют собой избирательный процесс, разделенный на несколько этапов. Где первый этап — назначение выборов, а завершающий — подведение итогов выборов.

В России существует возрастной ценз:

· право избирать — с 18 лет;

· право быть избранным — с 21 года;

· право быть избранным Президентом РФ — с 35 лет.

Законодательство

Выборы в России регулируются следующими Федеральными законами:

№ 19-ФЗ«О выборах Президента Российской Федерации»

№ 51-ФЗ«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

№ 67-ФЗ«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

№ 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

А также региональными законами, уставами и/или избирательными кодексами муниципальных образований.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО,

1) совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, связанные с организацией и проведением выборов в органы государственной власти и местного самоуправления: принципы избирательного права; требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам на выборные должности; порядок формирования и деятельности органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, образования избирательных округов, регистрации избирателей; способы выдвижения кандидатов; процедуры избирательной кампании и голосования; порядок определения результатов выборов; способ обжалования нарушений в ходе избирательной кампании и опротестования результатов выборов;

2) право избирателя голосовать (активное избирательное право) и баллотироваться в качестве кандидата (пассивное избирательное право).

Во многих странах специально оговаривается законодательная регламентация института выборов (ст. 31 Конституции Дании, ст. 26 Конституции Австрии, ст. 10 Конституции Болгарии). В ряде стран (Франция, Бельгия, Аргентина, Коста-Рика) действуют избирательные кодексы - комплексные акты, в которых содержится основная масса норм избирательного права. В конституционном праве Португалии предусмотрено, что новый избирательный закон или поправки к действующему закону могут быть приняты не позднее, чем за 5 месяцев до выборов, иначе они будут действовать только в отношении последующих выборов. В Италии в отношении законопроектов по избирательным вопросам запрещено применять сокращённую процедуру рассмотрения в парламенте (ст. 72 Конституции).

В Российской Федерации основные принципы избирательного права закрепляются в Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (2002), порядок избрания федеральных органов государственной власти регламентируется в специальных актах - федеральных законах «О выборах Президента Российской Федерации» (2003), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (2005).

Основными действующими лицами на выборах являются избиратели, которые непосредственно определяют результат голосования, и кандидаты на замещение выборных должностей, чья дальнейшая судьба зависит от поддержки избирательного корпуса. В законодательстве всех стран детально регламентируются требования, необходимые для осуществления активного и пассивного избирательного права (смотри Избирательные цензы). В большинстве государств в качестве необходимых условий для участия в голосовании закрепляются достижение установленного возраста, вменяемость, наличие гражданства, включение в списки избирателей. В Российской Федерации избирателем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет.

Во многих странах допускается ограничение избирательного права в связи со вступлением в силу приговора суда. При этом законодатель может увязывать подобные санкции с фактом вынесения наказания в виде лишения свободы (Россия), с определённым сроком данного наказания (более одного года - Австрия), конкретным составом преступления (Италия). В законодательстве ряда государств предусматривается наказание в виде лишения избирательного права. В Финляндии оно применяется к лицам, осуществлявшим продажу и покупку голосов избирателей, путём насилия или угрозы препятствовавшим реализации права голоса другими гражданами либо проголосовавшим более чем в одном избирательном округе на парламентских выборах.

Общие требования, предъявляемые к кандидатам, как правило, содержат дополнительные условия по сравнению с активным избирательным правом. Так, не могут быть кандидатами граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Действуют также специальные предписания о неизбираемости или несовместимости должностей. Неизбираемость - это запрет или ограничение возможности баллотироваться в качестве кандидата. Различают абсолютную (невозможность баллотироваться во всех избирательных округах) и относительную неизбираемость (запрет баллотироваться в определённых избирательных округах). Как правило, неизбираемость связана с осуществлением определённой деятельности или занятием конкретных должностей. Цель абсолютной неизбираемости - обеспечение независимости члена представительного органа (например, в Испании запрет баллотироваться в парламент членам королевской семьи, внесённым в гражданский реестр). Цель относительной неизбираемости - охрана свободы избирателя, ограничение возможности кандидата использовать служебное положение при проведении избирательной кампании (например, запрет губернаторам штатов в Мексике баллотироваться на выборах в Палату депутатов по округу подведомственного им штата в течение всего срока полномочий и после выхода в отставку). Нарушение условий неизбираемости во всех случаях влечёт недействительность выборов и лишение мандата.

Несовместимость должностей - это запрет лицам, получающим посты в результате выборов, занимать определённые должности в течение всего срока полномочий. Так, депутаты Государственной думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст. 97). Этот запрет направлен на более последовательное осуществление принципа разделения властей в рамках государственного механизма, а также на обеспечение юридически равных возможностей для участия кандидатов в избирательной кампании. Требование несовместимости должностей означает необходимость выбора между двумя должностями, который необходимо сделать либо до, либо после выборов. Например, в Бразилии министры и губернаторы штатов, намеренные баллотироваться в парламент, должны оставить свой пост за 6 месяцев до выборов. Во Франции депутат Национального собрания, подпадающий с момента своего избрания под один из случаев несовместимости, должен сложить с себя другие обязанности в течение 15 дней после избрания или после решения Конституционного совета, если его избрание опротестовано.

 

 

С 2006 года был отменен тот самый порог явки, что означает, что выборы считаются состоявшимися даже в том случае, если проголосовал хотя бы один человек, явившись на выборы. Это изменение было внесено в Закон № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Гражданский процессуальный кодекс.

Раньше до принятия данного закона, были установлены пороги, которые чётко регламентировали процентное соотношение избирателей для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, так:

  • выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ - порог равен 25%;
  • выборы Президента РФ - не менее 50% избирателей;
  • если выборы региональные, то порог был равен 20%.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: