Российское кинопроизводство привычно ведёт отсчёт с 15 октября 1908 г. - дня пышной премьеры первой отечественной игровой ленты. Кинодрама называлась "Понизовая вольница" ("Стенька Разин"); фильм занимал двести двадцать четыре метра плёнки и длился ровно семь с половиной минут. Во вновь открытом (1907 г.) первом в России синематографическом ателье Александра Дранкова он был поставлен безвестным режиссёром В. Ромашковым и разыгран полулюбительской театральной труппой. Оригинальный "сценариус" сочинил В. М. Гончаров. Музыку для оркестрового сопровождения написал композитор Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов (1859-1935). Картина состоит из шести сцен, разделённых длинными надписями интертитрами. Действие и текст иллюстрируют популярную русскую народную песню "Из-за острова на стрежень" и рассказывают о любви Стеньки Разина к пленённой персидской княжне и его ревности. Разбойники недовольны атаманом ("Нас на бабу променял!") и сочиняют письмо, будто бы написанное персиянкой её возлюбленному принцу Гасану. Атаман, поверив, во хмелю и гневе бросает княжну в волны, на чём действие мгновенно обрывается надписью "Конец". Однако при всей примитивности фильм "Понизовая вольница" исключительно важен для истории кино.
Плакат афиша фильма "Понизовая вольница". |
Он заявил о национальной традиции киноискусства, глубинными корнями уходящей в фольклор. Не случайно первым русским киногероем стал Степан Разин - овеянная легендами историческая личность, а в музыкальном сопровождении фильма звучит старинная народная песня "Вниз по матушке по Волге".
Кадр из фильма "Понизовая вольница |
ПЕРВАЯ КИНОЭПОПЕЯ.
Прошло всего лишь три года после выхода на экраны российского игрового первенца, семиминутной ленты "Понизовая вольница", когда в 1911 г. была выпущена уже полнометражная российская картина "Оборона Севастополя". Художественный уровень этого фильма неизмеримо выше, а некоторые сцены выглядят вполне современно и сегодня. Картина поражала новизной, постановочным размахом и зрелищной выразительностью. Невероятной казалась уже сама продолжительность фильма: один час сорок минут. Необычной была и форма: ни сюжета, ни интриги, казавшихся столь необходимыми для кино! Зато эпизоды из истории Крымской войны 1853-1856 гг. были восстановлены близко к действительности и перемежались документальными съёмками с подлинных мест событий.
Картина "с высочайшего соизволения Его Императорского Величества" тщательно готовилась фирмой "А. Ханжонков и К°" с помощью историков и военных консультантов, использовавших свидетельства очевидцев и участников боёв. Отбирались сотни мундиров и предметов солдатской амуниции, заказывалась пиротехника для зрелищных эффектов. Адмиралов Нахимова и Корнилова, хирурга Пирогова, матроса Кошку, сестру милосердия Дашу Севастопольскую игра лучшие актёры ханжонковской кинотруппы, причём создатели картины стремились воспроизвести портретное сходство с реальными лицами. Установка на правду истории была во всём. Особенно удались в фильме батальные и массовые сцены - эвакуация города, проводы новобранцев, осада Малахова кургана, где впервые была применена съёмка двумя аппаратами, смена ракурсов и панорамирование.
Масштабность изображения, удачная стилизация под военную хронику - всего этого добились операторы. Современным выглядит финал картины - он напоминает телепередачу! На фоне монумента в память о Крымской войне сняты её ветераны, дожившие до 1911 г., - и русские, и их былые противники французы - теперь седобородые старики и бабушки в тёмных платках. "Оборона Севастополя" по праву признана вехой в истории кино. Здесь впервые была освоена эстетика военного фильма, разработаны принципы подхода к историческому материалу - то, что впоследствии назовут "реконструкцией события".
Александр Алексеевич Ханжонков. |
Режиссёрами этой первой русской киноэпопеи, первого русского полнометражного фильма были Василий Михайлович Гончаров (1861 -1915) и Александр Алексеевич Ханжонков (1877-1945). Гончаров - железнодорожный служащий, влюбившийся в кино, сценарист "Понизовой вольницы", первопроходец русской кинорежиссуры ("Песнь прокупца Калашникова", "Преступление и наказание", "Ванька ключник", все три 1909 г.). Ханжонков - первый русский кинопредприниматель и кинодеятель, основатель лучшей в стране дореволюционной кинофабрики, собравший у себя артистов и литераторов для работы в кино.