Лабораторно-практические занятия




АНТЭКОЛОГИЯ

 

Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы

 

для бакалавров

по направлению подготовки 35.03.04

«Агрономия»

 

Вологда - Молочное

УДК 581.145(075.8)

ББК 28.592

 

Рецензент: доценты кафедры растениеводства, земледелия и агрохимии Демидова А.И., Щекутьева Н.А.

 

Васильева Т.В. Антэкология: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы: Вологда-Молочное.:ИЦ ВГМХА, 2016. - 13 с.

 

Методические указания соответствуют государственному образовательному стандарту дисциплины «Антэкология» направления бакалаврской подготовки 35.03.04 «Агрономия».

Даны методические указания по изучению дисциплины, рассмотрены вопросы по экологии цветка и опылению различных растений.

Предназначено для студентов факультета агрономии и лесного хозяйства, изучающих дисциплину «Антэкология» в рамках бакалаврской подготовки.

 

 

Методические указания одобрены на заседании методической комиссией факультета агрономии и лесного хозяйства

 

от; протокол №

 

 

 

Введение

 

Антэкология - наука об экологии цветка и опылении. Раньше она называ-лась наукой о биологии цветка. В эпоху Петра I – труды о гибридизации рас-тений, о пыльце растений, о способах переноса пыльцы. В трудах Андрея Тимофеевича Болотова (18-19 в.) наука о роли ветра и насекомых в опылении. Ч. Дарвин изучал приспособления орхидей к перекрестному опылению. Его труды: «Различные приспособления, при помощи которых орхидеи опы-ляются насекомыми», «Действие перекрестного опыления и самоопыления в растительном мире». Он изучил 257 видов растений, которые доказывают преимущество перекрестного опыления. Среди перекрестного опыления Ч. Дарвин считал:

- перенос пыльцы насекомыми;

- перенос пыльцы птицами;

- перенос пыльцы при помощи ветра;

- перенос пыльцы при помощи воды.

Цветок - видоизменённый, укороченный спороносный побег, приспособ-ленный для образования спор и гамет, процесс завершающийся образова-нием плодов и семян. В отличии от голосеменных растений цветок отлича-ется тем, что у него в результате опыления пыльца попадает на рыльце пести-ка и последующем половом процессе семязачатки у цветковых развиваются в семена внутри завязи.

Цветок - репродуктивный орган покрытосеменных растений, состоящий из укороченного стебля (ось цветка), на котором расположены покров цветка (околоцветник), тычинки и пестики, состоящие из одного или нескольких пло-долистиков.

Целью изучения дисциплины является знакомство с особенностью цветка, его частей, опыления различных растений.

Задача методических указаний дать возможность студентам самостоятельно работать над изучением дисциплины, эффективно готовиться к контрольной работе, зачёту и экзамену.

В список литературы «Методических указаний» включены современные научные издания различных авторов.

 

 

Лекции

 

Лекции по курсу являются важным, но вспомогательным этапом в процессе освоения дисциплины. Ввиду недостатка аудиторного времени, отведённого на этот вид учебной работы, их содержание не может охватить материал всего курса в целом. Поэтому на лекциях даётся обобщение материала, самостоятельно изученного студентами в течении года. Освещаются наиболее сложные вопросы.

Количество часов, отведённое на лекции, и примерное их содержание приводятся в табл. 1.

 

Таблица 1. - Лекции по антэкологии

Тема Содержание Кол-во часов
     
Предмет антэкология   Понятие об антэкологии. Строение цветка    
Соцветия и плоды. Формулы и диаграммы цветков. Характеристика семейств и опыления. Разновидности соцветий и плодов. Понятие формулы цветка. Понятие диаграммы цветка. Характеристика семейств: Розановые, Бобовые, Пасленовые, Капустные, Сложноцветные, Злаки и Лилейные и их опыление.  
  ИТОГО:  

 

 

Лабораторно-практические занятия

 

Лабораторно-практические задания дополняют прохождение теоретического курса антэкологии. В процессе лабораторно-практических занятий студент знакомится с основными частями цветка, с типами цветов, андроцеем и гинецеем, диаграммами и формулами цветков различных семейств, с особенностями цветов семейств Розановые, Бобовые, Пасленовые, Капустные, Сложноцветные, Злаковые, Лилейные.

Темы лабораторно-практических занятий и их содержание приводится в таблице 2.

Таблица 2. - Лабораторно-практические занятия по антэкологии

 

Тема Содержание Кол-во часов
     
Строение цветка Знакомство с частями цветка, с типами цветов, с андроцеем и гинецеем, с  
Соцветия. Диаграммы и формулы цветков   Знакомство с различными типами соцветий, их классификацией, с фор-мулой цветка. Научиться составлять диаграммы цветов.  
Семейство Розановые Изучение особенности цветов данного семейства и особенностей соцветий и особенностей опыления.      
Семейство Бобовые и Пасленовые Ознакомление с представителями семей-ств, особенностями цветка и их медопродуктивностью.        
Семейство Капустные и Сложноцветные     Познакомиться с представителями данных семейств, особенностями цветка и их медопродуктивностью.    
Семейство Злаки и Лилейные Изучить особенности цветка данных семейств, их представителями и медоп-родуктивностью.    
      Итого:  

 

 

Список литературы

1. Аветисян Г.А, Черевко Ю.А. Пчеловодство. – М., 2011. – 230 с.

2. Вышегуров С.Х. Практикум по ботанике (элект.ресурс): учебное пособие / Новосибирский ГАУ. – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. – 62 с.

3. Демьянова Е.И. Антэкология: учебное пособие / Е.И. Демьянова; Пермский ГУ. – Пермь, 2010. – 116 с.

4. Кривцов Н.И, Лебедев В.И. Пчеловодство. – М.: Колос, 2000. – 250 с.

5. Пельменев В.К. Медоносные растения. – М., 1985. – 144 с.

6. Пономарева Е.Г. Медоносные ресурсы и опыление сельско-хозяйственных растений. – М.: Агропромиздат, 1986. – 224 с.

7. Пчеловодство / Под ред. Ю.А. Черевко. - М.: Колос, 2006. – 295 с.

8. Серебрякова Т.И., Н.С. Воронин, А.Г. Еленевский Ботаника с основами фитоценологии: Анатомия и морфология растений. – М.: ИКЦ «Академкнига, 2006. – 543 с.

9. Пономарева Е.Г. Кормовая база пчеловодства и опыление сельскохозяйственных культур. – М.: Колос, 1967. – 279 с.

10. Чухлебова Н.С. Систематика растений [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Н.С. Чухлебова, А.С. Голубь, Е.Л. Попова. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. – 116 с.

11. Хржановский В.Г, Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. – М.: Высшая школа, 1979. – 424 с.

 

Интернет-ресурс:

1. www. wwf.ru - сайт / Всемирный фонд дикой природы.- Режим доступа: свободный.

2. www.ru.wikipedia.org / wiki - Портал экология.- Режим доступа: свободный.

3. biodat.ru - сайт о природе России и экологии.- Режим доступа: свободный.

4. www.forest.ru – Леса России.- Режим доступа: свободный.

5. www.greenpe – ace. org russia – сайт Гринсис.- Режим доступа: свободный.

6. ecoportal.si – Сайт Всероссийского экологического портала. - Режим доступа: свободный

7. oopt.info – Особо охраняемые природные территории России. - Режим доступа: свободный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: