НОВОЕ В АНГЛИЙСКОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ




После середины 30-х гг. нового подъема английского кино пришлось ждать почти четверть века. Всплеск произошёл в середине 50-начале 60-х гг., когда возник союз "свободного кино" и другого явления британской культуры - "молодых рассерженных", которые получили своё название благодаря пьесе драматурга Джона Осборна (1929-1994) "Оглянись во гневе" (1957 г.). Джимми Портер, герой пьесы, окончил университет и мог рассчитывать на солидное место, однако пренебрег карьерой и стал добывать средства на жизнь мелкой торговлей. Им увлекается девушка из "приличной" семьи, но Джимми оказывается непримиримым врагом новых родственников - он обрушивает на них своё презрение к буржуазному образу жизни. В одном из монологов Джимми заявляет, что когда-нибудь напишет про всех книгу. Это не будут спокойные воспоминания. Они будут написаны огнём и кровью. Его кровью. Портеру претят мещанское самодовольство и рабское почитание условностей, а потому он "сердится".Аналогичный герой встречается в романах, пьесах и фильмах практически всех "рассерженных".

Кадр из фильма «Оглянись во гневе». В роли бунтаря Джимми Портера — английский актёр Ричард Бартон.

"СВОБОДНОЕ КИНО" И "МОЛОДЫЕ РАССЕРЖЕННЫЕ"

"Свободное кино" хотело уничтожить старый кинематограф, тиражировавший музыкальные комедии и драмы из жизни сливок общества. Бунтуя против "добропорядочной"продукции, "свободные" считали себя наследниками школы Грирсона. Первые работы "свободных" тоже были документальными: они хотели говорить о простых людях в их повседневном существовании. Союз с "рассерженными" осуществился, когда Тони Ричардсон (настоящее имя Сесил Антонио,1928-1991), один из лидеров "свободного кино", поставил по пьесам Джона Осборна игровые картины "Оглянись во гневе" (1959 г.) и "Комедиант" (I960 г.). Арчи Раис, герой второго фильма, был полной противоположностью "рассерженному" Джимми Портеру. Семья Раис издав на выступает в мюзик-холле, сам Арчи работает конферансье. Однако семья обеднела, и Арчи всячески выкручивается, чтобы добыть денег, - унижается и мошенничает. Если Портер воплощал собой бунтарскую сторону программы "рассерженных", то Арчи Раис старался приспособиться.

ВИВЬЕН ЛИ И ЛОРЕНС ОЛИВЬЕ.

Вивьен Ли и Лоренс Оливье в драме«Леди Гамильтон».

Эта пара знаменитых актёров представляет собой связующее звено между 30-ми и 60-ми гг., между кинематографом Александра Корды и "рассерженными". В фильме "Пламя над Англией" (1936 г.), продюсером которого был Корда, Вивьен Ли и Лоренс Оливье впервые встретились на съёмочной площадке Впоследствии Оливье и Ли лишь один раз снялись вместе в фильме Корды "Леди Гамильтон". Эмма Лайон, девушка из бедной семьи, попала в высшее общество, выйдя замуж за Уильяма Гамильтона, английского посла в Неаполитанском королевстве. Позже Эмма познакомилась со знаменитым адмиралом Нельсоном. Знакомство переросло в роман, при нёсший немало страданий всем троим.

Кадр из фильма«Трамвай „Желание"».Трогательная, беззащитная Бланш Дюбуа (Вивьен Ли) и жестокий Стэнли Ковальски (Марлон Брандо) не могут найти общего языка ни в пьесе Теннесси Уильямса, ни в одноимённомфильме Э. Казана.

Когда Нельсон скончался, Эмма осталась без средств к существованию, за долги попала в тюрьму и умерла в нищете. Фильм снимался не в Англии, уже вступившей в войну, а в Америке. Там же Вивьен Ли сыграла ещё двероли, навсегда вписавшие её имя в историю кино, - Скарлетт О'Хара в "Унесённых ветром" (1939 г.),и Бланш Дюбуа в "Трамвае „Желание” (1951 г.). Позже актрисе часто предлагали роли женщин утончённых, но проигравших в жизненной схватке.

Лоренс Оливье блистал на сцене, играл в шекспировских пьесах. Его фильмы считаются украшением кинематографической шекспирианы. Актёрское мастерство сделало Оливье привлекательным и для режиссерров "свободного кино". Своим авторитетом он поддержал первые их работы, сыграв Арчи Раиса в "Комедианте" Т. Ричардсона. Картина звучала как поминальная молитва по "старой доброй" Англии, но её лучший актер доказал, что она и не думает сдаваться. В 1970 г. Оливье стал пэроми теперь официально именовался "барон Оливье Брайтонский".

Кадр из фильма«Унесённые ветром» американского режиссёра Виктора Флеминга (1883—1949)по роману Маргарет Митчелл. Мелодраматическая история любви красавицы Скарлетт О'Хара (Вивьен Ли) проходит на фоне Гражданской войны между американским деловым Севером и рабовладельческим Югом.

ДЭВИД ЛИН

Особое место не только в английском, но и в мировом кино занимает Дэвид Лин (1908-1991).

Кадр из фильма «Мост через реку Квай».

Особое место Лин занял, когда на экраны вышла его картина "Мост через реку Квай" (1957 г.). В главной роли снялся известный английский актёр и режиссёр Алек Гиннесс (родился в 1914 г.). Герой фильма, полковник Николсон, во время Второй мировой войны оказывается в японском плену вместе со своим отрядом, и победители заставляют англичан строить стратегически важный мост в бирманских джунглях. Полковник подчиняется, и постепенно в нем просыпается страсть к созиданию. Она трагична и бессмысленна, поскольку идёт на пользу врагу; абсурдность ситуации усиливается тем, что в то же самое время на американской базе идёт подготовка диверсантов, которые взорвут мост. Следующую картину Лина - "Лоуренс Аравийский" (1962 г.) - считают шедевром, поскольку здесь найдено равновесие между зрелищностью и глубоким смыслом произведения. Герой, которого сыграл Питер О'Тул (родился в 1932 г., по другим данным, в 1934 г.), - реальное лицо, английский разведчик, поднимавший арабские племена в годы Первой мировой войны на восстание против Османской империи.

Питер О'Тул (слева) в фильме «Лоуренс Аравийский». В картине есть впечатляющие массовые сцены (арабские отряды движутся через пустыню, показана осада крепости), но главное в фильме —драма самого Лоуренса Аравийского. Он мечтал создать мошное арабское государство после свержения турок — и обманулся в своей мечте, поскольку турецкие владения разделили между собой Англияи Франция, победившие в Первой мировой войне. Решение проблемы арабской независимости оказалось отложенным на долгие годы.

Лучшие фильмы режиссёра остались непревзойдёнными образцами глубины и человечности в том жанре, который исходно отличался гигантоманией и стремился поражать своей пышностью.

ПИТЕР ГРИНУЭЙ

Английское кино известно не только реалистичностью и остросоциальной тематикой, но также красивым и высококачественным изображением, неординарностью художественного решения. Одним из наиболее интересных режиссёров в плане изображения является Питер Гринуэй (родилсяв 1942 г.) — художник по образованию. Гринуэй родился в Уэльсе, учился в колледже искусств. Гринуэй очень увлекался кино и до 1975 г. работал монтажёром, одновременно снимая малобюджетные короткометражные фильмы. Первый игровой фильм «полного метра» — «Контракт ри совальщика» (1982 г.) сделал его знаменитым и определил режиссёрский почерк. Фильмы Гринуэя отличаются необычайной цветовой насыщенностью и театрализацией действия.

В них много цитат из художественных, литературных и философских произведений, каждый кадр подобен живописному полотну, а сюжеты напоминают шокирующие романы, главная тема которых — любовь и смерть. Все фильмы Гринуэя очень известны, особенно «Зед и два нуля» (1986 г.), «Отсчёт утопленников» (1988 г.), «Повар, Вор, его Жена и её Любовник»(1989 г.), «Дитя Макона» (1993 г.), «Интимный дневник» (1996 г.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: