Аннотации к рабочей программе
Рабочая программа по курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников» разработана на основе:
1.Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Закон об образовании в Российской Федерации»
2. ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 29.12.14г. №1598)
3.Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях- логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
4.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Министерство образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. Протокол №4/15)
Программа коррекционной работы разработана с целью организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с нарушениями речи. Она является органичной частью основной образовательной программы образовательного учреждения в рамках введения ФГОС начального образования.
Курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи» проводится с учащимися с 1 по 4 классов, имеющими различные нарушения устной и письменной речи.
Данный курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи» направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам.
В программе реализованы коммуникативно-деятельностный, личностно- ориентированный подходы к организации материала и построению курса. Выстроена система овладения основными видами речевой деятельности, которая в свою очередь основывается на сознательном освоении языковой системы, учёте современных представлений о языке и речи. Программа включает формирование метапредметных умений и способов деятельности.
Основными задачами реализации программы является:
1. Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
2. Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
3. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий.
I. Пояснительная записка
В системе начального общего образования логопедические занятия единственный школьный курс, который одновременно охватывает содержание общего и специального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения устной и письменной речи.
Это позволяет одновременно корректировать и развивать у учащихся умения и навыки, необходимые для полноценного усвоения программы по русскому языку и литературному чтению.
Обоснованием выбора содержания программы логопедических занятий являются особенности нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.
Цель коррекционной логопедической работы в начальной школе:
Комплексная коррекционная логопедическая работа по преодолению речевой недостаточности с целью формирования полноценных навыков устной и письменной речи учащихся в соответствии с возрастом.
Задачи:
5. Создание условий для реализации личностно-ориентированного учебного процесса, обеспечивающего овладение учащимися базовым уровнем образованности – элементарной грамотностью, формирование у обучающихся устойчивой мотивации к разнообразной интеллектуальной деятельности.
6. Развитие личности ребенка на основе усвоения универсальных учебных действий; развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.
7. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий. Формирование умения планировать сотрудничество с учителем-логопедом и сверстниками, проявлять инициативу в поиске и сборе информации, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, совершенствовать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
8. Формирование личностных, познавательных и регулятивных действий, логических действий, анализа, сравнения, синтеза,
установление причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоения правил слова и предложения, графической формы букв,
9. Развитие знаково-символических действий-замещение, моделирование и преобразование модели. Формирование языкового чутья, развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщение и планирование.
Рабочая программа составлена на основе:
· Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Закон об образовании в Российской Федерации»
· На основе ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 29.12.14г. №1598)
· Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях- логопедах и педагогах-психологах учреждений образования"
· Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Министерство образования и науки Российской Федерации от 22.12.2015 г. Протокол №4/15)
Литература
1. Ефименковой Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение,1991.
2. Козырева Л.М. – М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2006 Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.
3. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. – М.Владос,2010
4. Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М. Справочник школьного логопеда. – Р-на-Дону, Феникс,2010
5 Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос,1997.
6. Мазанова Е.В. «Школьный логопункт. Документация, планирование.М.: Издательство «ГНОМ иД»,2009.
7 Logoped.Ruhttps://www.logoped.ru/profi/index.htm
8 Практическая логопедия//https://www.logopedi.narod.ru
9 Логопедия. Методические рекомендации//https://www.logopedihka.narod.ru
10 Logopediya.ru //https://www.logopediya.ru
Уровень образования: с 1 по 4 классы
Количество часов:
Индивидуальные занятия с учащимися по коррекции звукопроизношения ФН (1 класс, 2 класс) – 30часов;
с группой учащихся с НЧП, об. НВОНР (2 класс) – 90 часов
с группой учащихся с НЧП, об. НВОНР (3-4 класс) – 90часов
диагностика устной и письменной речи – 76часов
проводится 2 раза в год с 1 по 15 сентября и с 15 по 25 мая с учащимися всех групп)
консультативно-методическая работа – 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГОКУРСА
Учащиеся должны уметь:
Фонетическое нарушение речи (ФН)
- чѐтко произносить все звуки родного языка;
- пользоваться лингвистической терминологией;
- характеризовать звуки речи;
- правильно читать текст (без искажений звуков);
- дифференцировать в произношении оппозиционные по артикуляции звуки.
Фонематическое нарушение речи (ФНР)
- различать на слух неречевые и речевые звуки;
- чѐтко произносить все звуки родного языка;
- пользоваться лингвистической терминологией;
- характеризовать звуки речи;
- правильно читать текст без искажений и замен;
- дифференцировать в произношении и письме оппозиционные и сходные по артикуляции звуки.
Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР)
- различать на слух неречевые и речевые звуки;
- чѐтко произносить все звуки родного языка;
- характеризовать звуки речи;
- производить звуковой анализ и синтез слова;
- делить слова на слоги;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез;
- определять место ударения в слове;
-пользоваться лексическим запасом (активным/пассивным) в соответствии с возрастными нормативами;
- пользоваться лингвистической терминологией;
- использовать полученные знания о грамматических категориях в собственной речи в соответствии с этапом обучения;
- соотносить фонему с графемой;
- обозначать мягкость согласных на письме двумя способами;
- дифференцировать на письме буквы, обозначающие акустически близкие звуки; - написание сходных графем;
- правильно читать текст (без искажений и звуковых замен).
Нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи/общим недоразвитием речи (НВОНР/ОНР)
- различать на слух неречевые и речевые звуки;
- чѐтко произносить все звуки родного языка;
- характеризовать звуки речи;
- производить звуковой анализ и синтез слова;
- делить слова на слоги;
- производить звуко-слоговой анализ и синтез;
- определять место ударения в слове;
-пользоваться лексическим запасом (активным/пассивным) в соответствии с возрастными нормативами;
- пользоваться лингвистической терминологией;
- использовать полученные знания о грамматических категориях в собственной речи в соответствии с этапом обучения;
- соотносить фонему с графемой;
- обозначать мягкость согласных на письме двумя способами;
- дифференцировать на письме буквы, обозначающие акустически близкие звуки;
- дифференцировать написание сходных графем;
- понимать и пользоваться в речи словами различных грамматических категорий; - владеть различными моделями словообразования и словоизменения;
- владеть в соответствии с возрастными особенностями приѐмами согласования и управления в устной и письменной речи;
-дифференцировать понятия речевых единиц (слово, словосочетание, предложение, текст)
- правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать смыслпрочитанного;
- отвечать на вопросы и передавать содержание текста.
Таким образом, в результате реализации программы коррекционной работы учителя – логопеда на ступени начального общего образования у обучающихся с речевым недоразвитием:
будут восполнены пробелы в развитии звуковой стороны речи, в развитии лексического запаса и грамматического строя речи, в формировании связной речи;
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ КУРСА
«Коррекция нарушений устной и письменной речи».
Личностные результаты обучения.
Учащиеся должны обладать:
- чувством патриотизма, гордости за свою Родину;
толерантностью, уважительным отношением к иному мнению, истории
культуре;
- ответственным отношением к учѐбе;
- осознанным, доброжелательным и уважительным отношением к другому
человеку, его мнению;
- навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
- обладать установками на безопасность на безопасный и здоровый образ жизни;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой
деятельности, основами экологической культуры.
Метапредметные результатами обучения являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
- планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;
- работать по плану и корректировать свою деятельность;
- определять успешность своей работы и других детей.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
- искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях;
- осуществлять анализ и синтез;
- составлять описание объекта;
- строить рассуждение;
- составлять простой и сложный план текста;
- работать с текстом;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
- правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты упражнений.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне слога, слова, предложения или небольшого текста);
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством учителя-логопеда;
- оценивать свою работу и работу товарища;
- уметь работать в паре, группе;
- выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Учитывая, что данный курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи» направлен на устранение речевых недостатков, препятствующих овладению программным материалов по русскому языку и чтению, в процессе коррекционной работы формируются умения необходимые учащимся для овладения знаниями по предметам. Таким образом, предметными результатами является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя и учащихся;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию и ключевым словам;
- осмысленно, правильно и выразительно читать предложениями;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- делить текст на части и озаглавливать их;
- выполнять разбор слова по составу;
- производить звуко-буквенный анализ слов;
- правильно списывать тексты;
- писать слова и предложения под диктовку;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- распознавать части речи и выполнять морфологический разбор;
- ставить пунктуационные знаки конца предложения;
- определять предложения по цели высказывания, определять простое и сложное предложение, уметь выполнять синтаксический разбор;
- составлять предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
- ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;
- планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- искать и отбирать информацию в справочных пособиях и словарях; составлять описание объекта;
- составлять простой и сложный план текста;
- работать с текстом;
- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми под руководством
Учителя - логопеда;
- оценивать свою работу и работу товарища;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы, по содержанию текста;
- правильно отображать на письме зрительно-пространственный образ графемы.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА
«КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ».
Программа коррекционной работы разработана с целью организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с нарушениями речи. Данная программа является органичной частью основной образовательной программы образовательного учреждения в рамках введения ФГОС начального образования. Необходимость разработки рабочей программы возникла в cвязи с введением ФГОС 2 поколения.
Курс «Коррекция нарушений устной и письменной речи» проводится с учащимися с 1 по 4 классов, имеющими различные нарушения устной и письменной речи.
Комплектование осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 25 мая учебного года. На диагностику состояния устной и письменной речи отводится 76 часов.
В первую очередь на логопедические занятия зачисляются обучающиеся, недостатки речи, которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). Коррекционная работа строится с учетом структуры и степени тяжести речевого дефекта учащихся.
Таким образом, основными направлениями курса являются устранения фонетических недостатков речи (ФН) у учащихся со сложной структурой речевого дефекта, фонематического недоразвития речи (ФНР), фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) и общего недоразвития речи (ОНР), а также нарушения чтения и письма (НЧП), обусловленные ФНР, ФФНР, ОНР.
На устранение:
ФНотводится 1-2 часа в неделю, всего 30 часов с одним обучающимся (срок обучения на логопункте до 6 месяцев) 1. Количество занятий в неделю и продолжительность курса устанавливается в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, степени тяжести речевого недоразвития.
Нарушение чтения и письма (НЧП), обусловленное ФФНР – 2 раза в неделю (срок обучения на логопункте до 1г. 6месяцев).
Нарушения чтения и письма (НЧП), обусловленное недостаточным развитием языкового анализа и синтеза – 2-3 раза неделю. (Срок обучения на логопункте до 1года).
Нарушение чтения и письма (НЧП), обусловленное ОНР/НВОНР– 2- 3 раза в неделю (Срок обучения на логопункте до 2лет).
Основной формой организации логопедической работы являются групповые занятия, с учащимися с ФН, со сложной структурой дефекта работа проводится индивидуально.
На консультативно-методическую работу (КМР) отводится 2 часа в неделю (всего 60 часов в год). В часы КМР учитель-логопед имеет возможность для точного установления логопедического заключения, более тщательно обследовать речь детей, давать рекомендации родителям обучающихся по определению степени тяжести речевого недоразвития и определять пути его преодоления.
1 Коррекционная работа по данному разделу проводится, в основном с учащимися 1-х классов со сложной структурой речевого дефекта, на индивидуальных занятиях.
По результатам входной диагностики устной и письменной речи в 2017-2018 учебном году в средней школы №31 скомплектованы логопедические группы (5) с учетом нарушений речи и рекомендаций ЦПМПСС.
Комплектование логопедических групп утверждается решением школьного ПМПк директором Средней школы №31. Коррекционная работа проводятся в часы свободные от уроков с учетом режима работы школы, в соответствии с расписаниемлогопедических занятий утвержденным директором.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ФН (фонетическое нарушение) – 30часов.
Индивидуальные занятия с учащимися со сложной структурой речевого дефект
Развитие общих речевых навыков
Формирование правильного дыхания и осанки учащихся: выработка глубокого диафрагмально-рѐберного дыхания; свободного, плавного, удлинѐнного, направленного выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объѐм, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инстру кции).
Совершенствование произносительных качеств речи учащихся: уточнение правильной артикуляции гласных, произношение звукосочетаний гласных, артикуляции согласных раннего и среднего онтогенеза и их мягких вариантов, правильное воспроизведение слоговой структуры и ударного слога 2-3-х сложных слов с прямымислогами.
Коррекция/уточнение произношения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся): свистящих [с, с’, з, з’, ц] и шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков, звуков [л, л’, р, р’] их автоматизация и дифференциация.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
№ п.п. | Тема, содержание. | Кол-во занятий |
Развитие общих речевых навыков | ||
Развитие Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | 3 ч. | |
Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания. | ||
Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнениепространственно- временныхпредставлений. | ||
Работа по постановке и закреплению звуков | ||
Постановка звука | 20ч. | |
Автоматизация в прямых слогах, в начале слов | ||
Автоматизация в прямых слогах, в начале, середине слов | ||
Автоматизация в обратных слогах, в конце слов | ||
Автоматизация в слогах со стечением согласных, в словах | ||
Автоматизация в словах, в предложениях | ||
Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений | ||
Закрепление произношения звука в связной речи | ||
Закрепление произношения звука при чтении | ||
Развитие самоконтроля | ||
Работа по дифференциации смешиваемых звуков | ||
Различение звуков в слогах | 7 ч. | |
Различение звуков в словах | ||
Различение звуков в предложениях | ||
Различение звуков в речи | ||
Всего: | 30 ч. |
Всего на устранение фонетических недостатков отводится 30 часов с одним ребенком. Продолжительность занятий 20 минут. Количество часов на каждом этапе распределяется индивидуально, по мере усвоения и закрепления навыка. Количество часов может быть увеличено в зависимости от индивидуальных особенностей. Решение об увеличении количества часов принимается учителем-логопедом и на школьном ПК (в случае острой необходимости в продолжении занятий с целью профилактики нарушений чтения и письма).
Нарушения чтения и письма, обусловленные нерезко-выраженным общим недоразвитием речи – 3 раза в неделю – всего 180 часов (2 года обучения)
1-ый год обучения – 90 час (2 часа в неделю – занятия по коррекции письма – 60 часов, 1 раз в неделю – занятия по коррекции чтения – 30 часов)
2-ой год обучения - 90 час (2 часа в неделю – занятия по коррекции письма – 60 часов; 1 раз в неделю – занятия по коррекции чтения – 30 часов)
Развитие общих речевых навыков
Формирование правильного дыхания и осанки учащихся: выработка глубокого диафрагмально-рѐберного дыхания; свободного, плавного, удлинѐнного, направленного выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистоту, объѐм, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).
Коррекция/уточнение произношения в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения звукопроизношения.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом; интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения, перечисления.
Развитие голосовых характеристик: сила голоса и устойчивость звучания.
Формирование умения воспринимать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации.
Звук и буква
Различение понятий «Звук – буква». Соотнесение фонемы с графемой. Гласные и согласные звуки и их различение. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Перенос части слова при письме. Ударение.
Дифференциация букв, отличающихся элементом. Дифференциация глухих и звонких согласных. Твѐрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных двумя способами. Различение гласных I и II ряда.
Разделительный «ь» перед гласными 2 ряда. Разделительный «ъ». Сочетание гласных с шипящими.
Звуковая характеристика языка: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные; твѐрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие согласные.
Буквы сходные по написанию.
Слово
Предметная соотнесѐнность и понятийное содержание слов. Слова обиходно-бытовой тематики. Слова, обозначающие названия частей и деталей предметов, их качеств, назначения. Слова, обозначающие материал, пространственные, временные, количественные понятия и отношения, эмоциональное состояние людей и сказочных животных.
Различение предметов, сходных внешне и по назначению. Слова, обозначающие цвет, величину, форму. Соотнесение группы предметов с обобщающим существительным. Значение обобщающих существительных.
Подбор антонимов к прилагательным, глаголам, наречиям. Полисемия.
Словообразование. Части слова.