Роли, связанные с решением задач и оказанием поддержки




(адаптировано из Benne and Sheats, 1948, из книги: Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 1997)

Решение задач   Оказание поддержки  
Инициатор Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоле­ния трудностей и решения задач.   Вдохновитель Поддерживает начинания других, выказы­вает понимание чужих идей и мнений.  
Разработчик Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы.     Гармонизатор Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разно­гласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию.  
Координатор Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы.     Примиритель Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию.  
Контролер Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения и от намеченного курса.   Диспетчер Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, и регулирует процессы общения.  
Оценщик Критически оценивает работу группы и предложе­ния других, сравнивая их с существующими стан­дартами выполнения поставленной задачи   Нормировщик Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов.  
Погонщик Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного.   Ведомый Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дис­куссиях и при принятии решений.  

 

2. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

Динамика группы – это социально-психологические процессы, приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие.

Важнейшими из таких процессов являются следующие. Прежде всего, процесс образования малых групп. Далее, это традиционно рассматриваемые в "групповой динамике" процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности.

Группообразование – процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. Для того чтобы сложилась такая группа, требуется соблюдение определенных условий:

1. Наличие общей территории, на которой люди могут собраться вместе, познакомиться и обсудить стоящие перед ними задачи.

2. Непосредственный контакт людей, необходимый для их знакомства, установления официальных и неформальных взаимоотношений. Общение людей между собой – это непременное условие их совместной деятельности.

3. Время взаимодействия. Установление контактов не происходит мгновенно. Требуется определенное время, в ходе которого разворачивается динамика группового взаимодействия.

4. Численность группы.

5. Целеполагание группы. Процесс группового целеполагания является внутренним, субъективным условием формирования группы как единого целого. Если рассматривать в качестве группы организацию, то обычно она как организм не возникает спонтанно, а создается целенаправленно.

Задача группы является внешним, объективным фактором, это проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись.

Цель группы представлена степенью мотивации решения и порождает целеустремленность. Последнюю можно определить как степень субъективного принятия людьми задачи и их желания решить ее.

Чтобы внешняя задача стала восприниматься как внутренняя личностная цель, процесс целеполагания должен пройти в несколько этапов:

Первый этап – поставленная вышестоящей инстанцией задача становится известной каждому члену и принимается им как официальная цель организации.

Второй этап – в процессе общения членов группы происходит уточнение и согласование смыслового понимания официальной цели группы.

Третий этап – согласованная между членами группы цель становится принятой внутренней целью самой группы и осознается, интериоризируется каждым как его личностная цель участия в работе группы. [6]

6. Совместная деятельность. Достижение общегрупповых целей возможно только в процессе совместной деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность предполагает ориентацию участников на общий предмет труда. Совместно-последовательная деятельность предполагает не только общий предмет труда, но и организованный определенным образом процесс труда. Совместно-взаимосвязанная деятельность предполагает не только общий предмет труда и жесткую организацию процесса, но и одновременность операций участников на одном и том же предмете. [5]

7. Выработка групповых норм. Норма (от лат. – «norma» - руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Нормы являются определенными правилами, регламентирующими взаимоотношения членов группы и их поведение. Согласование норм необходимо для обеспечения функционирования группы как целого.

8. Формирование структуры группы. Это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений.

Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и дости­гаются групповые состояния. Они являются средствами, которые обес­печивают интеграцию индивидуальных действий в совместной груп­повой деятельности и общении. В социальной психологии существу­ют два базовых групповых эффекта: реакция человека на присутствие других людей и чувство принадлежности к группе. Эффект социальной фасилитации – это усиление доминантных реакций в присутствии других. Данный эффект открыл Норман Триплет в 1897 году. Причины социальной фасилитации: социальное возбуждение от присутствия других людей и боязнь социальной оценки или обеспокоенность тем, как нас оценивают.

Последствия фасилитации также могут быть как позитивными, так и негативными: отвлечение внимания от конкретной задачи и конкретной деятельности и переключение внимания на окружающих. Это перегружает когнитивную сферу и вызывает возбуждение.

Эффект принадлежности группе, так называемая групповая идентификация. У людей, принадлежащих группе, формируется чувство «мы». Данный эффект по-разному называется в социальной психологии: у Макдауголла – стадный инстинкт. Фрейд – идентификация. Английские психологи Тэжфелл и Тернер ввели понятие «групповой идентификации».

Психофизиологический эффект – изменение психофизиологических реакций и состояния человека в присутствии других людей.

Эффект социальной ленности. По мере увеличения количества членов в группе происходит уменьшение среднего индивидуального вклада в общегрупповую работу. Ученик Меде – Макс Рангельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособности ее членов, т.е. члены группы фактически менее мотивированы и прилагают меньше усилий при выполнении совместных действий, чем при выполнении индивидуальных действий.

С = 100 – 7 (К – 1); где С – средний индивидуальный вклад участников, К – количество членов группы.

Факторы социальной лени:- Снижение ответственности за собственные результаты;- Численность группы: чем больше группа, тем выше лень- Гендерные различия; женщины в меньшей степени проявляют социальную лень.

Эффект синергии: - прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1+1 > 2. Этот эффект изучали Бехтерев В.М. и Ланге М.В.. В их работах установлено, что группа по успешности может действительно превосходить индивидуальную успешность отдельных людей. Это проявляется не только в интеллектуальной сфере, но и в повышении наблюдательности людей в группе, точности восприятия и оценок, объема памяти и внимания. Эффективности решения сравнительно простых задач, не требующих сложного и согласованного взаимодействия. Однако при решении сложных задач, когда необходимы логика и последовательность, «особо одаренные люди» по терминологии Бехтерева, могут превосходить среднегрупповые достижения.

3. Механизмы формирования малых групп.

Психологические механизмы формирования малых групп могут существенно различаться в зависимости оттого, о каком классе групп идет речь.
1) Образование формальных групп, выступающих структурными элементами социальных организаций и институтов, происходит вне прямой связи с потребностями и желаниями людей объединиться именно в рамках данной конкретной группы.
Механизмы вхождения или включения индивидов в формирующуюся или уже существующую группу. К числу таких механизмов относится, в первую очередь, привлекательность данной конкретной группы для индивида.
Вхождение индивида в ту или иную формальную группу определяется интересами и потребностями, не связанными непосредственно с потребностью в общении и объединении именно с данными людьми. Именно этим объясняется известный феномен расхождения между группой членства и референтной группой (или значимым кругом общения), исследованный американским психологом Д.Хайменом (1942), и существование неформальных групп внутри формальных организаций.
2) Неформальные группы образуются на основе потребностей индивидов в общении, участии, принадлежности и т.д.
Механизмы эмоциональной привлекательности, психологической совместимости индивидов. К числу более универсальных психологических механизмов, способствующих объединению людей в малые группы и формированию психологической общности, относятся механизмы взаимного влияния в процессе общения: подражание, внушение, эмпатия, идентификация.

К числу основных психологических механизмов развития малой группы относятся:

1. Разрешение внутригрупповых противоречий:
- между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью,
- между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой,
- между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей.
Ф. Шамбо:
Развитие группы – результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия, после чего вновь появляются «возмущения» в системе, связанные с очередными противоречиями между лидером и последователями. Лишь по мере прохождения группой целой серии конфликтных фаз и выработки ее членами некоторых общих «культурных» критериев оценки действительности структура группы окончательно стабилизируется.

2. «Психологический обмен» — предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность.
Чтобы лучше объяснить суть психологического обмена, обратимся к одной из его разновидностей — так называемому ценностному обмену, в качестве механизма межличностного взаимодействия в малой социальной группе теоретически и эмпирически изучаемому одним из нас. Краткое описание некоторых ключевых положений разрабатываемого подхода мы начнем с определения ценности, понимаемой как материальный или нематериальный предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворять его потребности, отвечать его интересам.
И. Альтмен, Д. Тейлор: ценности – любые действия, адресованные отдельным членам группы и группе в целом. Феномен социального взаимодействия (по экстенсивности=широте и интенсивности=глубине).
Стадии: (ДЛЯ ДИАДЫ)
- ориентация (отношения носят характер ограниченных, поверхностных (в основном поведенческих) контактов);
- пробный эмоциональный обмен (контакты часты, но поверхностны (это касается, в частности, обмена между членами диады информацией личностного характера));
- стадия полного эмоционального обмена (контакты глубоки, затрагивают личностные структуры (причем имеет место обмен достаточно значимой для индивидов информацией), но охватывают ограниченные области взаимодействия)
- стадия установившегося обмена (контакты охватывают разнообразные «личностные области» общающихся и развертываются как на интимном (глубинном личностном), так и на поверхностном уровнях).

В соответствии с разрабатываемой моделью предполагается поуровневый характер ценностного обмена в малой группе, обусловливающий определенную последовательность ее развития, этапность (стадийность) складывания в единый социальный организм. Эмпирически возможно зафиксировать как минимум два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.
- Диадный уровень — наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете — внутри множества диад, образуемых партнерами по группе, и имеет своим следствием, принимая во внимание акцентированный выше контекст рассмотрения обмена, приписывание индивидами друг другу определенного статуса. И если И. Альтмен и Д. Тейлор по существу описали молекулярный уровень внутридиадного обмена, то применительно к обсуждаемой модели речь идет о молярном его уровне, дополнительно учитывается и такой еще момент, как значительная соподчиненность диадных целей общегрупповым.
- Собственно групповой уровень — более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае обмен рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

3. «Идиосинкразический кредит» — предоставление группой высокостатусным ее членам возможности отклоняться от групповых норм, вносить изменения в жизнедеятельность группы при условии, что они будут способствовать более полному достижению ее целей.
Е. Холландер:
Феномен «идиосинкразического кредита» - это «разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е. Холландером как идиосинкразическое)»

Психологическая реальность группы маркируется такими групповыми эффектами как "групповое давление", "групповая сплоченность", "конформизм и нонконформизм", "внутригрупповой фаворитизм".
Психологическим признаком общности (сплоченности) считается: психологическая совместимость, продуктивность и удовлетворенность деятельностью в группе, легкость и правильное протекание коммуникативных процессов. В такой ситуации внешнезаданная структура группы превращается в подобие социально-психологического организма, а групповая сплоченность может быть названа групповым единством. Основанием группового единства может стать актуальная операционная или символическая цель, отношения простой взаимной симпатии или взаимной зависимости. Такое положение индивида в группе легче всего проверяется характеристикой "удовлетворенности" членством в группе. Это и является условием превращения внешне заданной группы в психологическую реальность для индивида.

 

Основные концепции развития малой группы.

Важнейшим вопросом социально-психологического анализа малых групп является проблема их становления и развития. Особый интерес к данной проблеме возник в конце XIX в. и не снижается до сих пор. Изучением групп из числа зарубежных авторов занимались такие ученые, как Э. Дюрк-гейм, Г. Тард, Ф. Теннис, В. Меде, К. Левин, Ф. Олпорт, Ч. Бернард, Т. Ньюком, М. Шериф, Ч. Кули, Ш. Бюлер и многие другие. Они исследовали процессы, происходящие в обществе, специфические особенности человеческого существования и, тем самым, создавали основу для теоретического и эмпирического исследования малых групп. Многие из них изучали и сами малые группы.

В настоящее время в западной психологии в изучении малых групп сложилось три основных исследовательских подхода: социометрический, социологический и «групподи-намический»..

1. Социометрическое направление — связано с именем Дж. Морено. Теоретическими посылками данного направления является стремление объяснить все стороны социальной жизни, в том числе экономические, политические, состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу. Методика, предложенная Дж. Морено, широко применяется для изучения системы эмоциональных отношений в малой группе. Она позволяет выразить количественно и графически структуру межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию.

2. Социологическое направление. В исследовании малых групп делается акцент на изучение закономерностей их функционирования в обществе. Данное направление связывается с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. Изучая малые группы, он пришел к выводу о существовании в ней двух типов структур, формальной и неформальной, что открыло широкую перспективу для исследований в социальной психологии.

3. Школа «групповой динамики». Изучение малых групп базируется на разработанной К. Левиным «теории поля». Центральная идея «теории поля» состоит в том, что законы социального поведения следует искать через познание социальных и психологических сил, детерминирующих его. Важнейшим методом анализа сил «психологического поля» явилось создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и последующее их изучение. Совокупность этих исследований получила название «групповой динамики». По определению К.Левина, «групповая динамика» — это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе.

 

4. Феномен группового давления. Соотношение понятий «конформность» и «внушаемость».

Феномен группового давления в социальной психологии получил название феномена конформизма; выявлен в экспериментах С. Аша. Суть явления состоит в изменении позиций (поведения) индивида под влиянием группы. Был использован прием «наивного субъекта» и подставной группы, т. е. автор договаривался с группой о заведомо неправильном ответе, о чем не знал опрашиваемый. Обнаружено, что под влиянием группы 33 % испытуемых давали неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны.

Внешняя конформность – подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее членом. Угроза наказания вызывает лишь внешнее согласие с группой, реальная позиция остается неизменной.
Внутренняя конформность проявляется:
1) бездумное принятие мнения группы (отличного от позиции индивида) на том основании, что «большинство всегда право»;
2) принятие мнения группы путем осознания правильности данной позиции.

В экспериментах С. Московичи был обнаружен и феномен влияния группового меньшинства, когда подсадной была не вся группа, а меньшая ее часть. Это меньшинство также сумело подчинить индивида своему влиянию. Установлено, что влияние меньшинства в группе приводит к появлению значительно большего числа разнообразных вариантов решения. Важную роль при этом имеет уверенность в правоте своей позиции, изложении и структурировании соответствующих аргументов.

Согласно С. Московичи, существование позиции меньшинства может привести к проявлению инноваций.

Позднее М. Дойч и Г. Джерард разработали информационную теорию конформности, в которой были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение как информацию, на основе которой он должен осуществить выбор).

Нонконформизм – слабое влияние группового давления. Человек имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. При этом он с уважением относится к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. Чем выше уровень культуры человека, тем больше он способен быть нонконформистом. В социальных отношениях они способны реализовать наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества.

А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность, смелость, так как противостояние группе требует известного мужества.

Конформность — это подверженность человека групповому давлению, изменение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость (или суггестия) — непроизвольная податливость человека мнению других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Различают:

Внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция): мнение человека действительно меняется под воздействием группы, он соглашается, что та права, и изменяет свою первоначальную позицию в соответствии с групповой, впоследствии демонстрируя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы.

Внешняя, публичная конформность: демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей при сохранении собственного мнения в глубине души).

Исследования показали, что внушаемость и конформизм в той или иной степени присущи каждому человеку с детства и до конца жизни, но на степень их выраженности влияют возраст, пол, профессия, состав группы и пр. Под влиянием каких же факторов человек уступает группе?

 

Прежде всего влияют особенности самого человека: в подростковом, юношеском возрасте конформизм самый высокий, потом снижается, после 25 лет остается у каждого на устойчивом уровне, причем у женщин он выше, чем у мужчин, но, впрочем, не всегда. Если обсуждаемая проблема относится к разряду преимущественно женских видов деятельности, то женщины не уступают, а мужчины становятся более конформны. Уровень конформности зависит и от профессиональной деятельности человека. Так, он высок у музыкантов из оркестра (70%), а у военных выше, чем у инженеров.

Влияют характеристики самой проблемы стимульного материала: чем он сложнее, амбивалентнее, тем чаще проявляется конформность. Категориальные, качественные стимулы (а не количественные характеристики стимулов) увеличивают способность сопротивляться давлению группы.

Влияет и масштаб группы. Вначале предполагали, что увеличение его приводит к росту конформности, но оказалось, что зависимость носит не прямолинейный, а экспоненциальный характер: когда к большинству присоединяется еще один человек, у «наивного» испытуемого конформность усиливается, но в меньшей степени, нежели когда к большинству присоединялся предыдущий человек. Конформность возрастает с увеличением группы лишь до определенного предела (3—5—7 человек), после чего не растет, да и то лишь в случае, когда все члены группы воспринимаются человеком как не зависимые друг от друга, т. е. на нее действует количество воспринимаемых независимых источников информации. Влияет и степень согласия большинства. Так, при разрушении единства группового мнения человек более смело сопротивляется его давлению.

Влияют взаимоотношения человека и группы (так, когда люди работали за совместное вознаграждение и надо было принять общее решение, конформность возрастала). Чем выше степень приверженности человека группе, тем чаще проявляется конформность. Но из этого правила есть исключение: вопрос в том, ищет ли человек принятия со стороны группы? Если он этого хочет, то чаще уступает группе, и наоборот: если не дорожит ею, то смелее сопротивляется давлению. Индивиды с более высоким статусом в группе (лидеры) способны довольно сильно сопротивляться ее мнению, ведь лидерство связано с некоторыми отклонениями от групповых шаблонов. Наиболее подвержены их давлению индивиды со средним статусом; лица из полярных категорий более способны сопротивляться групповому давлению.

В чем причина конформности? С точки зрения информационного подхода (Фестингер) современный человек не может проверить всю информацию, которая к нему поступает, и поэтому полагается на мнение других людей, когда оно разделяется многими. Человек поддается групповому давлению потому, что хочет обладать более точным образом реальности (большинство не может ошибаться). С точки зрения гипотезы «нормативного влияния» он идет на это потому, что хочет обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе, избежать конфликтов и санкций за отклонение от принятой нормы, поддержать свое дальнейшее взаимодействие с группой.

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное. Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, выступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказываемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформированы в направлении такого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает механизмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом передачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов поведения, установок.

Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, протест против подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность со стороны группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нонконформиста так же легко управлять, как и конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопределение. Это — избирательное отношение человека к любым влияниям собственной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соответствуют ли они убеждениям человека, целям и задачам групповой деятельности группы, т.е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной ответственностью за его последствия.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схожести индивидов, входящих в нее, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член группы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку индивид не только адаптируется к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к своим взглядам.

При каких условиях меньшинство может преобразовать позицию большинства?

Сами по себе они бывают разными:

меньшинство, чья позиция не отличается по существу от позиции большинства, а лишь является более радикальной;

позиция меньшинства противостоит позиции большинства.

Для преобразования меньшинством мнения большинства необходимо, во-первых, чтобы меньшинство было принято в группе, входило в ее состав, а не оказалось отторгнутым, изгнанным. Во-вторых, необходимо иметь возможность достаточно открыто высказать свою позицию. В этом случае происходит следующая динамика внутригрупповых влияний: сначала у большинства складывается ощущение, что «они» (меньшинство) — «ненормальные», а потом возникают сомнения, которые адресуются самой проблеме, самому стимулу. Тогда появляется сомнение: «Может, существуют внешние объективные причины, которые заставляют «их» говорить «не то»?»

Так возникает этап сомнений в собственной позиции, т. е. пересмотр своих способностей адекватно определить правильный ответ. Вот этот социальный и когнитивный конфликт и порождает пересмотр мнения большинства в случае, когда не поступает реального жизненного подтверждения правоты его позиций. Если же получена дополнительная информация о частичной неправильности позиции большинства, процесс пересмотра мнений, перевеса их в сторону меньшинства происходит быстрее. При этом даже не обязательно, чтобы правота позиции меньшинства была подтверждена вескими реальными аргументами. Если «меньшинство» получает официальную власть или возможность широкой пропаганды своих мнений, процесс трансформации, изменения, пересмотра позиции большинства происходит интенсивнее. Если же меньшинство изгнано из группы или лишено возможности выражать свою точку зрения, групповое мнение большинства долго остается главенствующим.

Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность влиянию лица с более высоким социальным статусом. Если исключить фактор опасности получить неприятности, социальное наказание при неподчинении лицу с более высоким статусом (в этом случае человек в целях самозащиты стремится минимизировать неприятности и наказания для себя, выбирая стратегию подчинения), то следует задаться вопросом: какие еще факторы могут усиливать эту склонность подчиняться?

В экспериментах американского психолога Милгрэма испытуемые в роли «учителей» наказывали током «учеников» — жертв, и 66% испытуемых продолжали принимать участие в эксперименте даже при сильных болевых ощущениях, обмороках «жертвы». Почему они не отказались от эксперимента?

При взаимодействиях у человека возникают состояния двух типов:

Автономное состояние личности, чувство личной ответственности за все, что вокруг происходит.

Человек представляет себя занимающим определенную ступень в иерархической лестнице, включенным в иерархическую систему, и потому полагает, что ответственность за его поведение несет индивид, который находится на более высокой ступени этой иерархии, — это феномен диффузии ответственности, или атрибуции ответственности, приписывания ее другому лицу, а не себе.

Так и в этом эксперименте многие испытуемые воспринимали экспериментатора как человека, который обладает более высоким статусом, и, значит, именно этот человек несет ответственность за все происходящее. Такая внутренняя позиция приводит к некритическому, безоговорочному подчинению авторитету лиц, занимающих более высокое социальное положение, даже если их указания противоречат требованиям закона, нравственности, да и самим взглядам, установкам конкретного человека.

 

5. Проблема групповой сплочённости в социальной психологии.

Групповая сплоченность – системное качество группы как единого целого, выражающееся степенью приверженности её членов к группе.

Признаки сплоченности группы:
1) группа работает как единое целое, ее члены не мешают друг другу при взаимодействии;
2) члены коллектива активно и эффективно участвуют в совместной деятельности;
3) ориентация на достижение общей цели;
4) рациональное использование ресурсов;
5) открытость отношений: развита взаимопомощь, обмен знаниями.

Факторы групповой сплоченности:
1) совпадение целей, интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;
2) широкое общение и взаимодействие между членами группы;
3) достаточный уровень гомогенности состава групп: приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;
4) демократизм групповых взаимоотношений, атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
5) активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
6) положительное мнение членов группы друг о друге;
7) выраженная потребность каждого в членстве в группе;
8) оптимальный размер группы (5–9 человек);
9) оптимальный размер рабочего пространства – рабочие места расположены близко, но люди не мешают друг другу;
10) наличие положительного опыта в совместном решении задач;
11) психологическая совместимость и взаимная симпатия членов группы.

Последствия групповой сплоченности.
1) члены группы проводят больше времени в общении друг с другом, таким образом возрастает и количество, и качество группового взаимодействия;
2) сплоченная группа оказывает большое влияние на отдельных своих членов;
3) в сплоченной группе эффективность групповой деятельности выше, т. к. члены сплоченной группы придерживаются групповых установок, касающихся производительности и получают большее удовлетворение работой.

Для определения степени сплоченности коллектива социометрией предложен специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:
где С гр – сплоченность, Ч (+) – положительный выбор, N – число членов группы.

Л. Фестингер предложил рассматривать сплоченность как сумму «всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней».

В отечественной социальной психологии проблема сплоченности рассматривалась А.В. Петровским, который считает, что формирование групповой сплоченности достигается через формирование единства участников группы на различных уровнях межличностных отношений, которые можно представить в виде уровней развития группы:
1) эмоциональном (внешнем) уровне, соответствующем стадии ориентации – формой проявления служит ситуативно возникающие симпатии-антипатии;
2) поведенческий (средний) уровень, соответствующий стадии конфронтации, проявляющийся в согласованности действий участников возникающей в процессе преодоления группового конфликта. В поведении членов группы на этом уровне отсутствует согласованность поступков как формы нравственного проявления человека;
3) ценностный (внутренний) уровень соответствующий латентной стадии, формой проявления выступает согласованность поступков членов группы, основанных на осознанном выборе.

Пути и условия сплочения групп:
1) постоянное изучение и оценка степени сплоченности группы;
2) расстановка людей с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
3) организация совместной деятельности членов группы;
4) выявление и нейтрализация отрицательно направленных микрогрупп;
5) формирование общей системы ценностей и здорового социально-психологического климата.

 

6. Традиции изучения групповой сплочённости в зарубежной социальной психологии.

В исследовани



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: