ж)Степеньнарушенияязыковойсистемы




Онанеодинаковадлядетейсалалией.Дляееопределениянужнооцениватьсостояниевсехподсистемязыка.Ведущимкритериемприэтом,понашемумнению,должнавыступатьсформированностьграмматическойподсистемыиосновнойкоммуникативнойединицы - предложения.

Следуетприниматьвовнимание,чтостепеньнарушенияподсистемязыкауотдельногоребенкаможетбытьиодинаковой,иразной.Одинаковаястепеньоцениваетсякакравномерныйтипнарушенияязыковойсистемы,разнаястепень - какнеравномерныйтип.Принеравномерномтипеоднаилинесколькоподсистемнарушаютсявбольшеймере,чемдругие.Например,морфологическаяи/илифонематическаяподсистемынарушеныгрубо,другиежеподсистемы - нестольсущественно.Чащевыявляетсяравномерныйтипнарушения.

Убольшинствадетейдошкольноговозраставыявляетсятристепенинарушенияязыковойсистемы,длякоторыххарактерныследующиеосновныепоказатели(приводитсяописаниеравномерныхтиповнарушения).

Перваястепень. Всеподсистемыязыканаходятсяврудиментарномсостоянииифункционируютаномально.Вэкспрессивнойречииспользуетсяпредельноограниченноечислослов(однословныхпредложений)извуков-псевдослов(звуков-псевдопредложений).Большинствословповнешнейформе - «предметные»слова,существительные,пофункции - обычнопредикаты(например,Тетя!(конфета) - Дайконфету!Ава(собака) - Собакалает).Флексииотсутствуют.СлоговаяструктурасловпреимущественностроитсяпомоделямСГиСГ-СГ(например,книга - ни;цветы - тити).Частовсловепроизноситсятолькоударныйслогилигласныйизударногослога(окно - но,булка - у).Гласные,какправило,присутствуют,числосогласныхминимально.Средипоследнихубольшинствадетейотмечаютсятольконекоторыесмычные[п],[п'],[б],[б'],[т],[т'],[д],[д']исонорные[м],[м'],[н],[н'].Основнымсредствомкоммуникациивыступаютэкспрессивныекомпонентыинтонации,кинетическаяречь,звукоподражания,звуковыежестыинеречевыезвучания,такиекаккрик,писк,смехит.п.

Втораястепень. Вречипреобладаютоднословныеидвусловныепредложения.Вповерхностнойструктуреоднословногопредложениячащевыражаетсясубъект(пофункциионобычнопредикат),реже - предикат,объектиобстоятельство(например,Ига(играют) - Детииграют;Иба(рыба) - Дядяпоймалрыбу,Тят(сад) - Детигуляютвсаду).Поверхностнаяструктурадвусловногопредложениячащестроитсяпомодели«подлежащее-дополнение»,реже - помоделям«подлежащее-сказуемое»,«подлежащее-обстоятельство»идругим.Приэтомнеобходимыечленысинтаксическихконструкций,какправило,пропускаются,иконструкциипредложенийстановятсядеформированными(например,Мальчикмяч - Мальчикиграетвмяч,Кошкапить - Кошкапьетмолоко;Книгастол - Книганастоле).Системысловоизмененияисловообразованиянефункционируютилиженаходятсяв«зачаточном»состоянии.Выраженаграмматизм.Активныйсловарьограничен.Процесспоискасловнарушен,чтоприводиткотсутствиювречимногихсловиликихзаменам(стакан - чашка,газета - книга,озеро - рекаит.п.).Слоговаяструктурасловвключаетнетолькоуниверсальныйтипслога(СГ),ноидругиетипы(ГС,СГС,иногда - ССГ),которые,правда,употребляютсяредко.ВыраженатенденцияксведениюслоговойструктурымногихсловиконструкцииСГилиСГ-СГ(например,крокодил - ди,коди).Вречиизобилуютперестановкислогов,слоговаяаппроксимация.Детиобладаютдовольнобольшимчисломзвуков,нозвукичастозаменяются,пропускаютсяипереставляются.Широкоиспользуютсяневербальныесредствакоммуникации.

Третьястепень. Детимогутупотреблятьмногословныепредложенияразличныхтиповиконструкций.Ноконструкциипредложенийвомногихслучаяхдеформируются.Ограниченнаборсинтаксическихсвязейисредствихвыражения,асамовыражениесвязейчастодефектно.Системысловоизмененияисловообразованиягрубонарушены.Следствиемвсехэтихрасстройстввыступаетмногообразныйаграмматизм.Активныйсловарьотносительновелик,однакоприпоискесловнередковозникаютзатруднения,которыевосновномприводяткзаменамслов.Слоговаяструктурасловвключаетразныетипыслоговзаисключениемсамыхсложных(СССГ,СГССидр.),нонаблюдаетсястремлениекупрощениюслога.Отмечаетсяслоговаяаппроксимация,многочисленныеперестановкиипропускислогов.Убольшинствадетейсформированывсеилипочтивсезвуки(частьизнихпроизноситсяискаженно),однаковречионипостояннозаменяются,переставляютсяипропускаются.Невербальныесредствакоммуникациииспользуютсявограниченномобъеме.

Нужноиметьввиду,чточеткойграницымеждуэтимистепеняминарушенияумногихдетейпровестинельзя.Крометого,унекоторыхдетейязыковаясистемарасстроенанестольсущественно,какудетейпредшествующихгрупп,поэтомувпринципевозможновыделениеипоследующих(скажем,четвертой,пятой)степенейнарушенияязыковойсистемы.

Рассмотренныевышенарушенияязыковойсистемыиотмечающиесяучастидетейрасстройстварядапсихическихпроцессов - зрительноговосприятияипредставлений,зрительнойислуховойпамяти,внимания,конструктивнойдеятельностиидр. - обусловливаютубольшинствадетейвшкольныйпериодихжизнидислексиюидисграфию.Наблюдаютсявсеосновныеформыэтихрасстройств:артикуляторно-акустическая,фонематическая,аграмматическая,оптическаяивследствиенарушенияязыковогоанализаисинтезаструктурысловипредложений.Чащевстречаетсясочетаниенесколькихформ.Типичнымидлядетейсалалиейявляютсядислексияидисграфия,обусловленныенарушениемязыковогоанализаисинтеза,атакжеаграмматическаяформа,Преобладаниеименноданныхформхорошообъяснимо:разнообразныенарушенияязыковойсистемынепозволяютдетямправильнопроизводитьсложныеоперациирядообразованияиграмматическиверноосуществлятьчтениеиписьмо.

Двеосновныефункцииречи - коммуникативнаяиинтеллектуальнаяудетейналичествуют,новследствиеязыковогорасстройстванедостаточнополнореализуютсяиимеютособенности.

Извходящихвкоммуникативнуюфункциюнарушенывбольшеймереколлективно-регулятивная,апеллятивная,волюнтативнаяиинформативнаяфункции.Относящаясякинтеллектуальнойноминативнаяфункциячастореализуется,другиежефункции - оперативная(выражениедействий),атрибутивная(выражениеотношенийкявлениямдействительности),локативная(выражениеместоположения)ипроч. - реализуютсяневсегда,что,вероятно,обусловленоязыковойнедостаточностью.

Изсредстввыраженияречевогоактанарушеныустнаяиписьменнаяречь.Кинетическаяречьиневербальныезвуковыесредства,входящиевустнуюречь,сохранны.Приэтомвустнойречинарушаетсятолькоречьэкспрессивная.Относительносостояниявнутреннейречисуществуютразныеточкизрения.Одниавторысчитают,чтоонарасстроена,другиепридерживаютсяпротивоположногомнения.Нетсведенийосостоянииречискрытой(внутреннеепроговаривание).Речьактивнаяпосравнениюсреактивнойистохастическойболееподверженанарушению.Такжеиспонтаннаяречьпосравнениюсконтекстнойиситуативнойрасстраиваетсясильнее.Еслирассматриватьсостояниеформречисточкизренияфункциональнойнаправленностивысказывания,тосрединихсамаясложная - вопрос,менеесложны - приказ,просьбаидругие.Речьмонологическаянамноготруднеедиалогической.Оченьсложныдлядетейсалалиейсентенциональные(развернутые)исуперсентенциональныевысказывания.Труднапубличнаяречь,особенновбольшойгруппеивнезнакомойобстановке.

Двеосновныефункцииречи - коммуникативнаяиинтеллектуальнаяудетейналичествуют,новследствиеязыковогорасстройстванедостаточнополнореализуютсяиимеютособенности.

Извходящихвкоммуникативнуюфункциюнарушенывбольшеймереколлективно-регулятивная,апеллятивная,волюнтативнаяиинформативнаяфункции.Относящаясякинтеллектуальнойноминативнаяфункциячастореализуется,другиежефункции - оперативная(выражениедействий),атрибутивная(выражениеотношенийкявлениямдействительности),локативная(выражениеместоположения)ипроч. - реализуютсяневсегда,что,вероятно,обусловленоязыковойнедостаточностью.

Изсредстввыраженияречевогоактанарушеныустнаяиписьменнаяречь.Кинетическаяречьиневербальныезвуковыесредства,входящиевустнуюречь,сохранны.Приэтомвустнойречинарушаетсятолькоречьэкспрессивная.Относительносостояниявнутреннейречисуществуютразныеточкизрения.Одниавторысчитают,чтоонарасстроена,другиепридерживаютсяпротивоположногомнения.Нетсведенийосостоянииречискрытой(внутреннеепроговаривание).Речьактивнаяпосравнениюсреактивнойистохастическойболееподверженанарушению.Такжеиспонтаннаяречьпосравнениюсконтекстнойиситуативнойрасстраиваетсясильнее.Еслирассматриватьсостояниеформречисточкизренияфункциональнойнаправленностивысказывания,тосрединихсамаясложная - вопрос,менеесложны - приказ,просьбаидругие.Речьмонологическаянамноготруднеедиалогической.Оченьсложныдлядетейсалалиейсентенциональные(развернутые)исуперсентенциональныевысказывания.Труднапубличнаяречь,особенновбольшойгруппеивнезнакомойобстановке.

Экспрессивнаяалалиянестатичное,адинамичноерасстройство,котороевходесвоегоразвитияпретерпеваетрядсущественныхизменений.Увсехдетейвтойилиинойстепенивыраженностипроисходитспонтанноеусвоениеязыка,несмотряназначительнуюзадержкувсрокахегоусвоенияипатологическоеразвитие.Впроцессежеспециальногообучениядетейвдошкольныхишкольныхучрежденияхязыквструктурном,структурно-функциональномикоммуникативномаспектахобогащаетсяипостепенноприближаетсякнорме.

Отметимосновныезакономерностигенезисаязыкаудетейсалалией.

Какпоказалинашиисследования(В.А.Ковшиков,1983),развитиезвуковойзнаковойсистемывпервый - довербальный - периодудетейсалалиейнеимееткаких-либосущественныхотличийотнормынивструктурно-функциональном,нивкоммуникативномпланах.Уних,какиунормальноразвивающихся,невербальныевокализации(крик,плач,кряхтение,гуление,хныканье,вскрикивания,лепет,смех,звуки-псевдословаибормотание)участвуютвформированииинтонацииипредпосылоксемантическойисинтаксическойсторонэкспрессивнойречи.Формируетсяцелыйрядсемантическихфункций(эмотивная,апеллятивная,волюнтативная,регулятивная,релятивнаяидр.)ибольшоечислозначений,составляющихсвоеобразныесемантическиеполя(поляастеническихистеническихэмоций,полядействий,отношенийидр.),атакжепервоначальныесемантико-синтаксическиеструктуры(«субъект-действие»,«объект-действие»,«субъект-обстоятельствоместа»идр.),которые,вероятно,служатматрицамидлявербальногосинтаксиса.

Нарушениеразвитиязвуковойзнаковойсистемыудетейсалалиейнаступаетвовтором - вербальном - периодеприовладениисловесными,собственноязыковымизнаками,которыевотличиеотпредшествующих,невербальныхзнаковобладаютособойструктуройифункционированием.Поэтомудетинемогутилижезатрудняютсяреализоватьимеющиесяунихпредпосылкиэкспрессивнойречивновойязыковойформе.

Генезисязыкаудетейсалалиейиунормальноразвивающихсяимеетсходныеипринципиальноразличныечерты.

Сходствосостоитвтом,чтоите,идругиедетипроходятпутьотразвитиясемантическихфункцийисвоеобразныхзначений,выражающихсяневербальнымивокализациями,кязыковой(словесной)формевыраженияэтихфункцийизначений.Иутех,иудругихвыражениесемантическогокомпонентавысказыванийдлительноевремядоминируетнадформальным,чтоособеннояркопроявляетсянараннихэтапахусвоенияязыка.Иутех,иудругихотмечаетсяопределеннаяпоследовательностьвстановленииструктурно-функциональнойстороныязыка:неизменяемостьязыковойформы - частичное(преимущественнонеправильное)ееизменение - сверхгенерализацияииррегулярностьусвоенныхформ - правильнаяформа.

Нарядусосходствомотмечаютсясущественныеразличия.Удетейсалалиейсрокипоявленияязыковыхединиц(слов,звуков,флексийидр.)иособенноправилихфункционированиязначительноотстаютотнормы;развитиемеханизмаэкспрессивнойречивдошкольномвозрасте,какправило,недостигаетнормы.До2-3летбольшинстводетейсалалиейлибововсенеупотребляютсловеснойречи,либовихречиотмечаетсяпредельноограниченноеколичествослов,которыеобычнодефектныпозвуковойислоговойструктуреикоторыеневступаютмеждусобойвсинтаксическиесвязи;есливсежестремлениексвязямпроявляется,товыражениеиханомально:неправильныйпорядокследованияслов,отсутствиефлексийипроч.Унекоторыхдетейтакоесостояниезатягиваетсянаболеедлительныесроки(иногдадовозраста4-5лет).

Детямсалалиейсвойственнынетолькозначительнаязадержкавсрокахразвитиямеханизмаэкспрессивнойречи,ноиегопатологическоеразвитие.

Так,объемязыковыхединиц,относящихсяковсемподсистемамязыка,обычноограничен.Порядокпоявлениямногихединиц(фонем,флексий,синтаксическихконструкцийидр.)иной,чемудетейснормальнымречевымразвитием.Например,некоторыесмычные([т],[т'],[к'])частопоявляютсяраньшенекоторыхсонорных([м],аффриката[ч]нередкоопережаетпоявлениесвистящихит.д.

Длядетейсалалиейтипичноупотреблениеязыковыхформ,нехарактерныхдлядетейснормальнымразвитием:незакономерноедлянормыиспользованиесинтаксическихконструкцийифлексий,несвойственныенормезаменыфонемит.д.

Например,заменародительногопадежадательным(шапкамальчику/мальчика/),винительного - предложным(нашелгрибе/гриб/),творительного - родительным(копатьсовока/совком/)ит.д.;звук[ш]заменяетсянетолькозвуками[т],[т'],[c],[c'],чтохарактернодлянормы,ноизвуками[ч][шишка - чишка),[щ](катушки - катущки),[ф](шапка - фапка),[х](шарик - харик),[д](шуба - дуба);звуки[в],[в']заменяютсянетольконазвуки[б],[б'],ноина[л'](веник - леник),[д](девочка - дедочка),[j](варежки - ярежки)идаженазвук[р](диван - диран)[23]

Наиболееяркоотличиепроявляетсявнесформированностиидефектномупотреблениисистемыобщих(относящихсяковсемуязыку)ичастных(относящихсякопределеннымкомпонентамязыка)оперативныхправилфункционированияязыковогомеханизма(типаправил,установленныхД.Слобинымдлянормы).Например,таких,как«формаязыкаизменяется»,«всенеобходимыедляданноговысказыванияязыковыеединицыдолжныбытьвыражены»,«языковыеединицывыражаютсявопределеннойпоследовательности»,«междуязыковымиединицамисуществуетвзаимосвязь»,«окончаниясловзначимыдлявыражениясодержания»,«вопределенныхусловияхнекоторыесуществительныенетребуютмаркировки»ипроч.Вразвитииявленийсверхгенерализацииииррегулярностиудетейсалалиейчастонеобнаруживаетсятехзакономерностей,которыесвойственныэтимявлениямудетей,нормальноовладевающихязыком.Например,еслидлянормытипичнызаменыфлексийвнутризначенийпадежа,тодлядетейсалалией - имеждупадежами.

Коммуникативнаяфункцияречитакжеимеетотличия.Детисалалиейизбегаютобщатьсяпосредствомречивомногихситуациях.Нередкоунихвозникаетречевойнегативизм.

Дляразвитиямеханизмаэкспрессивнойречиудетейсалалиейхарактернорасхождениемеждунарушениемэтогомеханизмаиполнойилиотносительнойсохранностьюдругихречевыхинеречевыхмеханизмовдеятельности.Книмотносятся:импрессивнаяречь,артикуляция,котораяпотенциальнопозволяетдетямосуществлятьречевойакт,невербальныезнаковыесистемы,использующиесявречевойдеятельности(интонация,невербальныевокализации,«звуковыежесты»,звукоподражания,мимико-жестикуляторнаяречь),способностьустанавливатьправильныеотношениямеждуявлениямидействительностивнеречевойпредметно-практическойформе(«невербальноемышление»).

Механизмязыкаудетейсалалиейдлительноевремянастроеннаприматсодержаниявущербязыковойформе:достаточноразвитоесодержание(очемможносудитьпонеречевойдеятельностидетейипоупотреблениюимивкоммуникацииневербальныхязыковыхсредств)частовыражаетсярудиментарнымиидефектнымивербальнымисредствами.Изформальныхязыковыхсредствмногимдетямнапротяжениирядалетдоступнылишьсредства,составляющие«низший»уровеньязыка(интонация,невербальныевокализации,«звуковыежесты»,звукоподражания,мимико-жестикуляторнаяречь),либосамыепростыесредства,относящиесякего«высшему»уровню(однословныеидвусловныепредложения,элементарныесинтаксическиесвязи,простые(контрастные)фонематическиепротивопоставления,«универсальная»структураслога(СГ)ит.п.).

Неусвоениеизмененийформыязыка - ведущийпоказательрасстройстваразвитияязыковогомеханизмаудетейсалалией.Овладеваясовременемопределенным(иногдаотносительнобольшим)наборомязыковыхединиц(фонем,морфем,слов,синтаксическихструктур),онинеовладеваютоперативнымиправиламиихфункционированиявязыковоммеханизмеилижеовладеваюттолькосамымилегкимидляусвоенияправилами,характернымидляначальныхэтаповвербальногопериодаразвитияречивнорме,идолгонепереходяткдругим,болеесложнымправилам,используявместестемсвои,дефектныеправила.Иначеговоря,детисалалией«незнают»,какдолжнымобразомследуетоперироватьсимеющимсяунихинвентаремлингвистическихединиц(вчеммысмоглиубедитьсянамногочисленныхпримерах,рассматриваямеханизмазалии;см.выше).

Навсехэтапахразвитиявербальнойречидетисалалиейпостоянноиспытываютсменяющиедругдругатрудностивоперированииструктурнымикомпонентамиязыковыхподсистем.Частичнопреодолеваятрудностивкакой-либоподсистеме(кпримеру,влексическойилифонематической),они,какправило,продолжаютиспытыватьтрудностивдругихподсистемах(кпримеру,вморфологическойилисинтаксической).Преодолеваятрудностинаболее«низком»уровнеорганизациитойилиинойподсистемы,онипродолжаютиспытыватьнередковозрастающиетрудностинаболее«высоком»,сложномуровнеееорганизации.Например,детимогутусвоитьмногиесинтаксическиеструктурыпредложения,нонеусваиваютсинтаксическойструктурытекста.Этазакономерностьпросматриваетсяивсоотношенииразвитиясистемустнойиписьменнойречи.Многиедети,удовлетворительноовладевустнойречью,частосбольшимтрудомовладеваютпервоначальныминавыкамичтенияиписьма,ивихписьменнойречидлительноевремяпроявляютсядислексическиеидисграфическиеошибки;когдажедисграфическиеошибкичастичноилидажеполностьюисчезают,детипродолжаютзатруднятьсяизлагатьсодержаниевписьменнойформе,чтоособеннояркопроявляетсяприсамостоятельномпостроенииразвернутыхтекстов.

Названныезакономерностиразвитияязыкаудетейсалалиейпоказывают,чторазвитиеегоидетпопатологическомутипуихарактеризуетсявосновномнеусвоениемидефектнымупотреблениемправилфункционированияязыковыхопераций.

Обычноввозрасте3-4лет(иногдараньше)детиначинаютпосещатьспециализированныедошкольныеучреждения(логопедическиедетскиесады,логопедическиекабинетыприполиклиникахидр.),гдеснимипроводитсямедико-педагогическаяработа,направленнаянапреодолениеязыковыхинеязыковыхрасстройств.

Входеэтойработымногиедетидаютзаметноепродвижение.Доизвестныхпределовформируетсяструктурно-функциональнаясторонаязыка,коммуникативнаяфункцияречи,улучшаютсяпознавательныепроцессы,расширяетсякругзнаний,детиовладеваютначаткамиграмоты,положительныеизмененияпроисходятвэмоционально-волевойсфереивсвойствахличности,вчастности,исчезаетилисглаживаетсяречевойнегативизм.Однакоязыковыеинеязыковыесимптомыхотяиневстольвыраженной,какранее,степенипродолжаютсуществовать,икнимучастидетейдажеприбавляютсяновые.Этозаиканиеиспотыканиеилиженарушениеритмаречи,напоминающееспотыкание.

Авторы,пишущиеобэтихнарушенияхудетейсалалией,считают,чтоихвозникновениесвязаносартикуляторнымитрудностями,которыедетиначинаютиспытыватьвпериодпоявленияречиприпроизнесениисложныхзвукокомплексов.Этагипотезанеподвергаласьисследованию.Можновысказатьидругоепредположение:заиканиевозникаетвследствиенарушенияпостроенияиреализациимоторнойпрограммы,ноэтонарушениевсвоюочередьвызываетсянарушениемдругихпрограмм,входящихвязыковойпроцесс(лексической,синтаксическойидр.).Разумеется,иданноепредположениенуждаетсявэкспериментальнойпроверке.

Большинстводетейпопричинеязыковыхинеязыковыхрасстройствнеможетпоступитьвобщеобразовательнуюшколуипоэтомуначинаетобучениевшколедлядетейстяжелыминарушениямиречи.Тольконекоторыеначинаютобучатьсявобщеобразовательнойшколе;обычноснимипродолжаютзаниматьсяпреодолениемостаточныхявленийалалииналогопедическомпункте.

Многиедети,обучаясьвспециальнойшколе,испытываютзатрудненияприусвоениипрограммногоматериала,главнымобразомпорусскомуязыку.Темнеменеепочтивсезаканчиваютобучениеиовладеваютзнаниямивобъеме8классовобщеобразовательнойшколы.Языковыеинеязыковыенарушениявзначительноймерепреодолеваются,такчтопослеокончанияшколысимптоматикапроявляетсявлегкойстепениичастообнаруживаетсятольковходеспециальногоисследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: