РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО ВГУ)

 

 

Программа дисциплины

«Молекулярная биомедицина»

Рекомендуется для студентов 4 курса дневного отделения (7 семестр) медико-биологического факультета

 

Для направления: 020400 Биология

 

 

 

Воронеж 2017


 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Введение. Направления молекулярной биомедицины: возникновение, развитие и актуальность

Направления молекулярной биомедицины: возникновение, развитие и актуальность. Исследование молекулярных механизмов развития патологических процессов и их коррекции – основа биомедицины.

 

Тема 2. Генная терапия

Применение генной терапии для лечения некоторых онкологических, аутоимунных заболеваний, иммунодефицитов, патологий, связанных с врожденным дефицитом или дефектом определенных белков, сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, других болезней. Генная терапия: основные подходы, стратегии, средства доставки трансгенов в клетку.

Тема 3. Клеточная терапия: стволовые клетки и их продукты

Основные группы и потентность стволовых клеток. Эмбриональные стволовые клетки, изучение возможностей их применения в медицинской практике. Фетальные стволовые клетки. Гемопоэтические стволовые клетки. Гемопоэтические стволовые клетки в онкогематологии. Гемопоэтические стволовые клетки и генотерапия. Мезенхимальные стволовые клетки. Исследование свойств и эффектов, вызываемых мезенхимальными стволовыми клетками. Перспективы применения стволовых клеток.

 

Тема 4. Генетическая диагностика

Генетическая диагностика: определение наличия наследственных заболеваний, вероятности их носительства, донозологическое тестирование, определение предрасположенности к некоторым заболеваниям. Генетически обоснованный выбор средств лекарственной терапии (фармакогеномика). Контроль исследований в области генной терапии человека. Возможности и перспективы применения методов генной терапии в медицине. Современное состояние генной терапии.

 

 

Тема 5. Трансплантология

Применение биоматериалов для восстановления функций опорно-двигательной системы: биоматериалы для создания внутренних устройств фиксации. Боактивные материалы в качестве добавок костного трансплантата. Замена поврежденных суставов имплантатами. Конструирование искусственных органов и искусственных аппаратов для замены почки, сердца, легких, печени, поджелудочной железы. Создание искусственных клапанов сердца. Протезы сосудов, стенты. Искусственная кожа. Имплантаты уха, глаза, носа, гортани. Введение в инжиниринг тканей.

 

Тема 6. Биоинформатика

Биоинформатика: предмет, цели и задачи. Прикладная область биоинформатики: анализ гомологичности последовательностей, применение в медицине. Биоинформатика последовательностей. Структурная биоинформатика. Компьютерная геномика. Компьютерные базы биологических данных. Открытие лекарственных препаратов и фармакоинформатика

 

Основная литература

  1. Лисяный Н.И. Мезенхимальные стволовые клетки и канцерогенез /Н.И. Лисяный // Онкология. – 2015. – Т. 15, № 1.

Дополнительная литература

1. Биотехнология: теория и практика: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по специальности 020201 "Биология" / Н.В. Загоскина [и др.]; под ред. Н.В. Загоскиной, Л.В. Назаренко.— М.: Оникс, 2009.— 492, [1] с.

2. Борисов К. Н. Стволовые клетки: правда и мифы / К. Н. Борисов — СПб: Наука и Техника, 2006.— 275,[1] с.

3. Бочков Н. П. Клиническая генетика: Учебник для студ. мед. вузов / Н.П. Бочков.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гэотар-МЕД, 2002.— 447 с.

4. Браун Т. А. Геномы / Т. А. Браун; пер. с англ. А.А. Светлова; под ред. А.А. Миронова.— Москва; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2011.— 921 с.

5. Гайнутдинов И. К.. Медицинская генетика: [учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / И.К. Гайнутдинов, Э.Д. Рубан.— Изд. 3-е.— Ростов н/Д: Феникс, 2009.— 314 с.

6. Глик Б.. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение / Б. Глик, Дж. Пастернак; Пер. с англ.: Н. В. Баскаковой и др.; Под ред. Н. К. Янковского.— М.: Мир, 2002.— 589 с.

7. Гнатик Е. Н. Генетическая инженерия человека. Вызовы, проблемы, риски / Е.Н. Гнатик.— М.: ЛИБРОКОМ, 2009.— 238 с.

8. Клиническая биохимия: учебное пособие для студ. мед. вузов / В.Н. Бочков [и др.]; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; под ред. В.А. Ткачука.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР-МЕД: Изд-во Моск. ун-та, 2004.— 506 с.

9. МакКонки Э. Геном человека / Э. МакКонки; пер. с англ. Н.Н. Хромова-Борисова.— М.: Техносфера, 2008.— (Мир биологии и медицины; III-10).— Библиогр.: с. 280 - 282.

10. Медицинская генетика: Учебник для студ. мед. училищ и колледжей / Н. П. Бочков, А. Ю. Асанов, Н. А. Жученко и др.; Под ред. Н.П. Бочкова.— 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2003.— 190 с.

11. Мутовин Г. Р. Основы клинической генетики: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по биол. и мед. специальностям / Г.Р. Мутовин.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2001.— 233 с.

12. Нефедов Е. И. Современная биоинформатика / Е.И. Нефедов, Т.И. Субботина, А.А. Яшин.— М.: Горячая линия - Телеком, 2005.— 272 с.

13. Попов В. В.. Геномика с молекулярно-генетическими основами / В.В. Попов.— М.: ЛИБРОКОМ, 2009.— 298 с.

14. Столбовская О.В. Биология и биотехнология стволовой клетки: учебно-методический комплекс / О.В. Столбовская; Ульян. гос. ун-т.— Ульяновск: Ульян. гос. ун-т, 2006.— 79 с.

15. Фармацевтическая биотехнология: [учебное пособие для студ., обуч. по специальности 060108 - Фармация] / [В.А. Быков и др.]; под общ. ред. В.А. Быкова.— Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009.— 429 с.

16. Щипков В. П. Практикум по медицинской генетике: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования мед. профиля / В.П. Щипков, Г.Н. Кривошеина.— М.: Academia, 2003.— 110 с.

17. Щелкунов С. Н. Генетическая инженерия: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направлению "Биология" и специальностям "Биотехнология", "Биохимия", "Генетика", "Микробиология" / С.Н. Щелкунов.— 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. университет. изд-во, 2004.— 496 с.

 

Информационные электронно-образовательные ресурсы:

1. Электронный каталог Научной библиотеки ВГУ –(https://www.lib.vsu.ru)

2. MOLBIOL. RU – Классическая и молекулярная биология (https://www.molbiol.ru). (дата обращения 9.12.2015г.)

3. National Center for Biotechnology Information /US National Library of Medicine (https://www.pubmed.com). (дата обращения 9.12.2015г.)

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.ОД.11 Молекулярная биомедицина

1. Шифр и наименование направления подготовки/специальности:

060301 Биология

 

2. Профиль подготовки/специализации:

Профиль «Биомедицина»; «Биофизика»; «Биохимия»; «Биоэкология»; «Ботаника»; «Генетика»; «Зоология»; «Физиология».

 

3. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр биологии

4. Форма образования: Очная

 

5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:

кафедра медицинской биохимии и микробиологии

6. Составители программы:

Пушкарева Т. Ю.

 

 

7. Учебный год: 2017/2018 Семестр: 7

 


8. Цели и задачи учебной дисциплины:

Курс предполагает расширение базовых знаний, умений и способов деятельности в области диагностики и лечения заболеваний, диагностических методов анализа.

Знания принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК – 3); знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК – 4), полученные по курсу «Молекулярная биомедицина», могут быть использованы студентами в качестве ориентиров в осуществлении профессиональной деятельности: изучении лекарственных препаратов, освоении основных методов диагностики, моделировании патологических состояний.

Задачи курса:

--Научить студентов применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);

-Ознакомить студентов с основами биологии человека, профилактике и охране здоровья и использованию их на практике, с средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10);

- Дать представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК – 11);

9. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Молекулярная биомедицина» относится к дисциплинам ФГОС ВО по направлению подготовки 06.03.01 Биология (бакалавр) и входит в вариативную часть (обязательные дисциплины) этого цикла.

 

10. Планируемые результаты обучения по дисциплине/модулю (знания, умения, навыки), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников):

Компетенция Планируемые результаты обучения
Код Название
ПК-1 способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам знать: методы и технологии организации образовательной деятельности уметь: планировать и организовывать образовательную деятельность по различным образовательным программам   владеть (иметь навык(и)): навыками диагностики и оценивания качества образовательного процесса.
     
     

11. Структура и содержание учебной дисциплины:

11.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом — 3/108.

 

 

11.2 Виды учебной работы:

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего   По семестрам
7 сем. № сем. …..
Аудиторные занятия          
в том числе: лекции          
практические          
лабораторные          
Самостоятельная работа          
Итого:          
Форма промежуточной аттестации     Экзамен    

 

12.3 Разделы дисциплины и виды занятий:

№ п/п Наименование раздела дисциплины Виды занятий (часов)
Лекции Практи-ческие Лабора-торные Самостоя-тельная работа Экзамен Всего
  Введение. Направления молекулярной биомедицины: возникновение, развитие и актуальность            
  Биоинформатика            
  Генная терапия            
  Клеточная терапия: стволовые клетки и их продукты            
  Генетическая диагностика            
  Медицинская энзимология            
  Итого:            

 

 

11.4 Тематическое планирование лекций:

№ п/п Наименование раздела дисциплины Темы лекций дисциплины Кол-во часов
       
       
       
       

 

11.5 Тематическое планирование практических работ (семинарских, лабораторных):

№ п/п Наименование раздела дисциплины Темы лабораторных работ дисциплины Кол-во часов
       
  Введение. Направления молекулярной биомедицины: возникновение, развитие и актуальность    

12.6 Междисциплинарные связи с другими дисциплинами:

№ п/п Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы № № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами
  Молекулярная биология 1-6
  Интеграция процессов обмена веществ в организме 1-6
  Основы биоинженерии 1-6
  Введение в биотехнологию 1-6

 

13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

(список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов литературы)

а) основная литература:

№ п/п Источник
  Лисяный Н.И. Мезенхимальные стволовые клетки и канцерогенез /Н.И. Лисяный // Онкология. – 2015. – Т. 15, № 1.

б) дополнительная литература:

№ п/п Источник
  Глик.Б, Бернард Р. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение / Б. Глик, Дж. Пастернак; Пер. с англ.: Н. В. Баскаковой и др.; Под ред. Н. К. Янковского.— М.: Мир, 2010.— 589 с.
  Нефедов Евгений Иванович. Современная биоинформатика / Е.И. Нефедов, Т.И. Субботина, А.А. Яшин.— М.: Горячая линия - Телеком, 2011.— 272 с.
  Борисов Кир. Стволовые клетки: правда и мифы / Кир Борисов.— СПб: Наука и Техника, 2006.— 275,[1] с.
  Столбовская О.В. Биология и биотехнология стволовой клетки: учебно-методический комплекс / О.В. Столбовская; Ульян. гос. ун-т.— Ульяновск: Ульян. гос. ун-т, 2006.— 79 с.
  Фармацевтическая биотехнология: [учебное пособие для студ., обуч. по специальности 060108 - "Фармация"] / [В.А. Быков и др.]; под общ. ред. В.А. Быкова.— Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2009.— 429, [1] с.
  Биотехнология: теория и практика: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по специальности 020201 "Биология" / Н.В. Загоскина [и др.]; под ред. Н.В. Загоскиной, Л.В. Назаренко.— М.: Оникс, 2009.— 492, [1] с.
  Клиническая биохимия: учебное пособие для студ. мед. вузов / В.Н. Бочков [и др.]; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; под ред. В.А. Ткачука.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР-МЕД: Изд-во Моск. ун-та, 2004.— 506 с.
  Бочков Николай Павлович. Клиническая генетика: Учебник для студ. мед. вузов / Н.П. Бочков.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гэотар-МЕД, 2002.— 447 с.
  Мутовин Геннадий Романович. Основы клинической генетики: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по биол. и мед. специальностям / Г.Р. Мутовин.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 2001.— 233,[1] с.
  Медицинская генетика: Учебник для студ. мед. училищ и колледжей / Н. П. Бочков А. Ю. Асанов, Н. А. Жученко и др.; Под ред. Н.П. Бочкова.— 2-е изд., стер. — М.: Academia, 2003.— 190, [1] с.
  Щипков Валерий Петрович. Практикум по медицинской генетике: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования мед. профиля / В.П. Щипков, Г.Н. Кривошеина.— М.: Academia, 2003.— 110,[1] с.
  Щелкунов Сергей Николаевич. Генетическая инженерия: учебное пособие для студ. вузов, обуч. по направлению "Биология" и специальностям "Биотехнология", "Биохимия", "Генетика", "Микробиология" / С.Н. Щелкунов.— 2-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. университет. изд-во, 2004.— 496 с.
  Примроуз Санди. Геномика. Роль в медицине = Genomics. Applications in human biology / С. Примроуз, Р. Тваймен; пер. с англ. О.Н. Королевой под ред. Е.Д. Свердлова, С.А. Лимборской.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.— 277 с.
  МакКонки Эдвин. Геном человека / Э. МакКонки; пер. с англ. Н.Н. Хромова-Борисова.— М.: Техносфера, 2008.— (Мир биологии и медицины; III-10).— Библиогр.: с. 280 - 282.
  Гайнутдинов Игорь Константинович. Медицинская генетика: [учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования] / И.К. Гайнутдинов, Э.Д. Рубан.— Изд. 3-е.— Ростов н/Д: Феникс, 2009.— 314, [1] с.
  Попов Вадим Васильевич. Геномика с молекулярно-генетическими основами / В.В. Попов.— М.: ЛИБРОКОМ, 2009.— 298 с.
  Гнатик Екатерина Николаевна. Генетическая инженерия человека. Вызовы, проблемы, риски / Е.Н. Гнатик.— М.: ЛИБРОКОМ, 2009.— 238, [1] с.
  Браун Терри А. Геномы = Genomes / Терри А. Браун; пер. с англ. А.А. Светлова; под ред. А.А. Миронова.— Москва; Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2011.— 921 с.

в) информационные электронно-образовательные ресурсы:

№ п/п Источник
  www.lib.vsu.ru
  MOLBIOL. RU – Классическая и молекулярная биология (https://www.molbiol.ru).
  National Center for Biotechnology Information /US National Library of Medicine (https://www.pubmed.com).
  Тотальные ресурсы

 

14. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы (учебно-методические рекомендации, пособия, задачники, методические указания по выполнению практических (контрольных) работ и др.)

№ п/п Источник
   
   
   

15. Форма организации самостоятельной работы:

В соответствии с требованиями ФГОС ВО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры. При изучении дисциплины предусмотрена работа студента в группе, формирующая чувство коллективизма и коммуникабельность; а также самостоятельная работа, способствующая формированию активной жизненной позиции поведения, аккуратности, дисциплинированности. Текущий контроль усвоения определяется устным опросом в ходе занятий, ответами на тестовые задания. Способность к творческой деятельности и поиску новых решений определяется подбором ситуационных задач. Помимо индивидуальных оценок, должны использоваться оппонирование студентами рефератов друг друга и рецензирование ответов на коллоквиуме. В конце изучения учебной дисциплины проводится контроль знаний в виде экзамена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: