Онятие и основные категории иностранцев по законодательству Украины




Иммигранты.

Иммигрант — это иностранец или лицо без гражданства, который получил разрешение на иммиграцию и прибыл в Украину на постоянное место жительства, либо, находясь в Украине на законных основаниях, получил разрешение на иммиграцию и остался в Украине на постоянное проживание.

Иммигранты въезжают в Украину на основании разрешения на иммиграцию и иммиграционной визы. В Украине им выдается удостоверение на постоянное проживание (вид на жительство).

статья 12 Закона «Об иммиграции» предусматривает основания для отмены разрешения на иммиграцию. Удостоверение на постоянное проживание изымается, и лицо в течение месяца обязано покинуть Украину.

Иностранцы, постоянно проживающие в Украине не менее 5 лет, могут натурализоваться — приобрести гражданство Украины в установленном законом порядке.

2. Иностранцы, временно пребывающие на территории Украины. К данной категории относятся иностранцы, прибывшие в Украину на ограниченный срок, т.е. без цели постоянного проживания. Цели прибытия в Украину могут быть различны.

Порядок въезда иностранцев на территорию Украины определяется:

· Правилами въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утверждены постановлением КМУ от 29.12.1995 г. № 1074;

· Правилами оформления визовых документов для въезда в Украину, утверждены постановлением КМУ от 20.02.1999 г. № 227.

В соответствии со ст. 26 Закона «О правовом статусе иностранцев» въезд иностранцев в Украину разрешается по национальным паспортам или документам, их заменяющим. При этом иностранцы должны получить въездную визу, если иное не предусмотрено международными договорами Украины. Международные договоры могут предусматривать введение упрощенного порядка пересечения границы. Упрощенный порядок означает возможность безвизового пересечения границы либо введение упрощенного порядка оформления визы (непосредственно в контрольно-пропускных пунктах). Так, упрощенный порядок пересечения границы предусмотрен Соглашением о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16.01.1997 г. Визы выдаются за рубежом дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Украины (в большинстве случаев). На территории Украины визы выдаются консульским управлением МИДа (дипломатические и некоторые служебные визы, визы представителям средств массовой информации). Основания для отказа в выдаче визы приведены в ст. 25 Закона «О правовом статусе иностранцев», п. 14 Правил оформления визовых документов: угроза интересам безопасности государства или охраны общественного порядка, обеспечению охраны здоровья, прав и законных интересов украинских граждан, представление заведомо ложных сведений или поддельных документов, неуплата консульского сбора, отсутствие страхового полиса установленного образца, несоответствие паспортного документа установленному образцу, отсутствие средств для пребывания в Украине, отсутствие документов об обследовании на ВИЧ (требуется при въезде сроком более 3 месяцев), некорректное поведение при обращении за визой, выражение неуважения по отношению к Украине и др. Мотивы отказа в выдаче визы заявителю могут не поясняться, что является общепризнанным принципом в международной практике (государство само определяет, какие лица могут допускаться на его территорию). Виза может быть аннулирована при прохождении приграничного контроля или в ходе пребывания на территории Украины на основании ст.ст. 25, 31, 32 Закона «О правовом статусе иностранцев», пунктов 15, 16 Правил.

Указом Президента Украины от 15.06.2001 г. № 435 «О дополнительных мерах по реализации прав человека на свободу передвижения (свободный выбор места проживания)» отменена необходимость регистрации паспортов иностранцев по месту их проживания. Вместо этого вводится регистрационная карточка иностранца. Подается вместе с паспортом должностным лицам органов охраны государственной границы во время пересечения границы и сохраняется в течение всего срока пребывания в Украине. Данная карточка может заполняться: 1) в консульстве при получении визы; 2) при фактическом пересечении границы (на контрольно-пропускном пункте); 3) в транспортном средстве международного сообщения.

1.2

онятие и основные категории иностранцев по законодательству Украины

Понятие и основные категории иностранцев по законодательству Украины. Правовой статус иностранцев на территории Украины определя­ется следующими нормативными актами: Конституцией Украины (ст. 26); Законом «О правовом статусе иностранцев» от 4.02.1994 г.; Законом «Об иммиграции» от 7.06.2001 г.; Законом «О беженцах» от 21.06.2001 г. Статья 1 Закона «О правовом статусе иностранцев» дает определе­ние понятия «иностранцы»: «Иностранцами признаются иностранные граждане — лица, принадлежащие к гражданству иностранных государств и не являющиеся гражданами Украины, и лица без гражданства — лица, не принадлежащие к гражданству какого-либо государства». Иногда понятие «иностранцы» используется как синоним термина «иностранные граждане» (пример — ст. 26 Конституции, в которой говорится об иностранцах и лицах без гражданства, Закон «О граж­данстве Украины»). Нормы украинского законодательства об иностранцах позволяют выделить следующие основные их категории (основной критерий де­ления — цель пребывания иностранца в Украине): 1. Иммигранты.

Иммигрант — это иностранец или лицо без гражданства, который получил разрешение на иммиграцию и прибыл в Украину на постоян­ное место жительства, либо, находясь в Украине на законных основа­ниях, получил разрешение на иммиграцию и остался в Украине на постоянное проживание.

Иммигранты въезжают в Украину на основании разрешения на иммиграцию и иммиграционной визы. В Украине им выдается удос­товерение на постоянное проживание (вид на жительство). статья 12 Закона «Об иммиграции» предусматривает основания для отмены разрешения на иммиграцию. Удостоверение на постоян­ное проживание изымается, и лицо в течение месяца обязано покинуть Украину.

Иностранцы, постоянно проживающие в Украине не менее 5 лет, могут натурализоваться — приобрести гражданство Украины в уста­новленном законом порядке. 2. Иностранцы, временно пребывающие на территории Украины.

К данной категории относятся иностранцы, прибывшие в Украину на ограниченный срок, т.е. без цели постоянного проживания. Цели прибытия в Украину могут быть различны. Порядок въезда иностранцев на территорию Украины опреде­ляется: Правилами въезда иностранцев в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утверждены постановлением КМУ от 29.12.1995 г. № 1074; Правилами оформления визовых документов для въезда в Украину, утверждены постановлением КМУ от 20.02.1999 г. № 227. В соответствии со ст. 26 Закона «О правовом статусе иностран­цев» въезд иностранцев в Украину разрешается по национальным паспортам или документам, их заменяющим.

При этом иностранцы дол­жны получить въездную визу, если иное не предусмотрено междуна­родными договорами Украины.

Международные договоры могут предусматривать введение упрощенного порядка пересечения границы. Упрощенный порядок означает возможность безвизового пересече­ния границы либо введение упрощенного порядка оформления визы (непосредственно в контрольно-пропускных пунктах). Так, упрощен­ный порядок пересечения границы предусмотрен Соглашением о без­визовых поездках граждан РФ и Украины от 16.01.1997 г. Визы выда­ются за рубежом дипломатическими представительствами и консульс­кими учреждениями Украины (в большинстве случаев). На территории Украины визы выдаются консульским управлением МИДа (дипломати­ческие и некоторые служебные визы, визы представителям средств мас­совой информации). Основания для отказа в выдаче визы приведены в ст. 25 Закона «О правовом статусе иностранцев», п. 14 Правил офор­мления визовых документов: угроза интересам безопасности государ­ства или охраны общественного порядка, обеспечению охраны здоро­вья, прав и законных интересов украинских граждан, представление заведомо ложных сведений или поддельных документов, неуплата консульского сбора, отсутствие страхового полиса установленного образца, несоответствие паспортного документа установленному об­разцу, отсутствие средств для пребывания в Украине, отсутствие доку­ментов об обследовании на ВИЧ (требуется при въезде сроком более 3 месяцев), некорректное поведение при обращении за визой, выраже­ние неуважения по отношению к Украине и др. Мотивы отказа в вы­даче визы заявителю могут не поясняться, что является общепризнан­ным принципом в международной практике (государство само опре­деляет, какие лица могут допускаться на его территорию). Виза может быть аннулирована при прохождении приграничного контроля или в ходе пребывания на территории Украины на основании ст.ст. 25, 31, 32 Закона «О правовом статусе иностранцев», пунктов 15, 16 Правил.

Указом Президента Украины от 15.06.2001 г. № 435 «О дополни­тельных мерах по реализации прав человека на свободу передвижения (свободный выбор места проживания)» отменена необходимость реги­страции паспортов иностранцев по месту их проживания.

Вместо это­го вводится регистрационная карточка иностранца.

Подается вместе с паспортом должностным лицам органов охраны государственной гра­ницы во время пересечения границы и сохраняется в течение всего срока пребывания в Украине.

Данная карточка может заполняться: 1) в консульстве при получении визы; 2) при фактическом пересечении границы (на контрольно-пропускном пункте); 3) в транспортном сред­стве международного сообщения.

Иностранцы обязаны покинуть Украину в сроки, установленные в их визе. 3. Беженцы и лица, которым предоставлено политическое убежище на территории Украины. Эти лица являются вынужденными иммигрантами, покинувшими государство своего гражданства либо постоянного места пребывания под действием преследований или угрозы таких преследований со стороны данного государства.

Могут прибывать на территорию Украины нелегально. Срок пребывания данных лиц в Украине ограни­чен (пока не отпадут основания для такого пребывания или пока лицо не перейдет в новый статус — иммигранта (лица, получившего разрешение на постоянное проживание в Украине) или гражданина Украины).

1.3

Правовое положение беженцев в России определяется Конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом, касающимся статуса беженцев, 1967 г., а также Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" (в ред. от 7 ноября 2000 г.). Под беженцем в Законе "О беженцах" понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

При определенных обстоятельствах лицо не может быть признано беженцем, например, если имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории РФ до того, как оно было допущено на территорию РФ в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем. Решение о признании либо об отказе в признании беженцем принимается федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом по итогам рассмотрения ходатайства.

Новым для российского законодательства является правило п. 6 ст. 1195 ГК РФ, согласно которому личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище. Как отмечалось в комментариях (Н.И. Марышева), необходимость особого регулирования личного статуса беженцев была вызвана значительными перемещениями

населения и особенностями статуса таких лиц, оказавшихся в России. С учетом особого статуса беженцев п. 6 ст. 1195 предусматривает, что их личным законом является право страны, предоставившей им убежище.

От беженцев следует отличать переселенцев и такую категорию лиц, как вынужденные переселенцы.

Распад Советского Союза и превращение граждан единой страны в жителей независимых государств, вызванные этим миграционные процессы и потребность обеспечить правовую защиту граждан одной страны - бывшей союзной республики - на территории другой обусловили заключение Российской Федерацией с некоторыми государствами СНГ и Балтии наряду с договорами о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам ряда других соглашений, в том числе: 1) о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, 2) о правовом статусе российских граждан, постоянно проживающих на территории другой страны - бывшей союзной республики, и граждан этой страны, постоянно проживающих на территории РФ; 3) по вопросам гражданства.

В соглашениях о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев таковыми считаются лица, добровольно покидающие государство своего проживания и переезжающие на постоянное место жительства на территорию другого государства.

Переселенец - это лицо, добровольно покидающее страну своего проживания и переезжающее в другую страну. Россия заключила с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном, а также с Латвией соглашения, регулирующие не только процесс переселения, но и вопросы защиты прав переселенцев, в том числе имущественных. Так, в Соглашении с Казахстаном, вступившем в силу в 1999 г., предусмотрено право переселенца на вывоз движимого имущества с учетом ограничений, относящихся к вывозу культурных ценностей.

Гражданско-правовые споры в отношении имущества, находящегося на территории государства выезда, между переселенцами и членами их семей, с одной стороны, и заинтересованными лицами - с другой, решаются в судебном порядке на территории государства выезда и в соответствии с его законодательством и упомянутыми соглашениями.

Применяется также категория "вынужденные переселенцы". Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах" (в ред. от 7 августа 2000 г.) именует вынужденным переселенцем гражданина РФ, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. При наличии обстоятельств, предусмотренных этим определением, вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, вынужденный покинуть: 1) место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию РФ; 2) место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого. Закон относит к вынужденным переселенцам также иностранного гражданина и лицо без гражданства, постоянно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, изменивших место жительства в пределах этой территории по указанным обстоятельствам (ст. 1 Закона о вынужденных переселенцах)

14.

Национальное законодательство государств, как правило, содержит нормы, в которых указывает документы, подтверждающие гражданство лица. Например, в Украине такими документами являются паспорт, временное удостоверение гражданина Украины, которое выдается в соответствии с Правилами оформления и выдачи временного удостоверения гражданина Украины, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 17 июля 2003 г.

Правовой статус граждан Украины за границей определяется: 1) законодательством государства их пребывания; 2) законодательством Украины; 3) нормами международных соглашений; 4) общими и специальными принципами международного права; 5) международными правовыми обычаями. Гражданам Украины за границей государством их пребывания предоставляется определенный объем прав в соответствии с их законодательством и международными договорами. Так, в правах и обязанностях в отношении личного статуса, имущественных обязательств они приравниваются к гражданам иностранного государства.

Принцип защиты граждан Украины, находящихся за границей, со стороны Украины предусмотрено ЕЕ Конституцией. Он отражен и в Консульском уставе Украины от 2 апреля 1994 г., согласно которому консул обязан принимать меры для того, чтобы граждане Украины пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания, а также международными обычаями. В случае нарушения прав граждан Украины консул обязан принимать меры для их восстановления (ст. 20).

Среди обязанностей, возложенных на консула, является, в частности, охрана имущества, оставшегося после смерти гражданина Украины. Если оставленное имущество полностью или частично состоит из предметов, которые могут испортиться, а также при чрезмерной дороговизны хранения такого имущества консул имеет право продать его и направить вырученные деньги по принадлежности (ст. 36). Наследственное имущество может быть принято консулом для передачи наследникам, которые находятся в Украине (ст. 37).

Консул информирует граждан Украины, которые временно находятся в его консульском округе, о законодательстве государства пребывания, а также о местных обычаях (ч. 1 ст. 25). Он имеет право без отдельного поручения представлять в учреждениях государства пребывания граждан Украины, если они, будучи отсутствующими, не поручили разрешения дела другому лицу или не могут защищать свои интересы по другим причинам. Это представительство продолжается до тех пор, пока лица, которых представляют, не назначат своих уполномоченных или не возьмут на себя защиту своих прав и интересов (ст. 26 Консульского устава Украины).

В интересах граждан Украины, с целью усовершенствования системы защиты их законных прав и интересов на территории третьих стран 7 июня 2001 г. было подписано Конвенцию государств - участников ГУУАМ о взаимном предоставлении помощи по консульским вопросам (с участием Азербайджанской Республики, Грузии, Республики Молдова, Республики Узбекистан). Украиной эту Конвенцию ратифицировано 12 сентября 2002 г. Вопрос правового статуса граждан Украины за границей регулирует и многочисленное количество консульских конвенций, которые указывались в разделе П настоящего учебника.

Граждане Украины могут обращаться к компетентным органам государства пребывания за защитой нарушенных прав. Ограничения прав граждан Украины за границей считается дискриминацией. К гражданам Украины может применяться реторсия. Некоторые вопросы могут решаться на основе взаимности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: