НА СОЛНЦЕ И ПРИ СВЕТЕ ЛАМП





 

В киноизображении свет играет необычайно важную роль. При проведении цветных съемок от качества и коли­чества света зависит чистота и насыщенность цветов; в черно-белых фильмах, которые ограничены шкалой нейт­рально-серых полутонов, светом создается объемность изображения и определяется его характер. Умелое исполь­зование освещения позволяет выявить специфические осо­бенности и фактуру предметов, подчеркнуть композицион­ное решение кадра.

Любительские фильмы снимаются преимущественно на открытом воздухе при естественном дневном освещении.

Это, с одной стороны, избавляет от хлопот по доставанию, установке и обслуживанию осветительных приборов, по, с другой, заставляет любителя страдать от капризов при­роды, которая далеко не всегда считается с его желаниями. Погода существенно влияет на условия освещения. При безоблачном небе создается большой контраст света и тени. Если небо затянуто тучами, закрывающими солнце, свет становится рассеянным, скрадывается объем снимаемых предметов и уменьшается контраст. При таком освещении пейзаж приобретает черты монотонности, уменьшается цветонасыщенность, преобладают серые тона. Это худший вид естественного освещения для съемок на черно-белых кинопленках, и использовать его следует только в тех слу­чаях, когда этого требует характер происходящего дейст­вия. При цветных съемках положение почти обратное, так как кинопленка «Орвоколор» не выносит контрастного освещения.

Вместе с тем очень хороший эффект дает при безоблач­ном небе легкая атмосферная дымка, появляющаяся обыч­но ранним утром, в весеннее и осеннее время.

Такая дымка несколько смягчает освещение и контуры предметов, не уменьшая нужной светотеневой градации, благодаря чему изображение приобретает объемность.

Снимая на натуре, нужно помнить, что естественное освещение изменяется в зависимости от времени дня. Ут­ром и вечером при малых углах падения солнечных лучей получаются длинные глубокие тени. Изменяется также спектральный состав света, который к закату приобретает заметный красный оттенок. При цветных съемках это име­ет большое значение, так как влияет на цветопередачу. Солнце в зените сокращает тени и вызывает маскирование контуров очень светлых предметов. Именно по этим при­чинам наиболее подходящим временем для съемок являют­ся предполуденные и послеполуденные часы, когда можно благодаря богатой светотени получить большую пластич­ность изображения.

При натурных съемках хорошо располагать действую­щих лиц спиной к солнцу, подсвечивая их спереди отра­женным от специальных отражателей солнечным светом. Такими отражателями могут быть окрашенные белой или серебряной краской листы фанеры. Можно использовать и листы белой бумаги или картона достаточного размера, наколотые на деревянные рамы. Без применения подсвет­ки в этом случае действующие лица получились бы в виде силуэтов с неясными чертами и деталями. Съемка против света (с контровым освещением) подчеркивает объем и протяженность фона. Снятый таким образом пейзаж полу­чается многоплановым, и на нем четко вырисовываются отдельные предметы.

Снежную натуру или водные поверхности снимают, как правило, в безоблачную погоду против солнца. Этим достигается эффект искрящегося снега и подчеркивается фактура его поверхности. То же самое и блики световых отражений на поверхности движущейся воды придают кадру привлекательность. При всех съемках против света нужно внимательно следить за тем, чтобы какое-либо не­ожиданное отражение солнца не попало в объектив и не засветило часть кадров. Избежать этого можно, применяя на объективе солнцезащитную бленду или компендиум.

Изображениям, полученным при съемке против света, свойствен повышенный контраст, снижающий пластич­ность и создающий излишне большую разницу между свет­лыми и темными тонами. Для уменьшения контраста до необходимого уровня целесообразно использовать отража­тельные подсветы; если это по каким-либо причинам не­возможно, то можно уменьшить контраст применением смягчающих насадок или тонких сеточек (например, из нейлонового чулка), надеваемых на объектив.

Большое значение для киноизображения имеет управ­ление его контрастом или разницей яркостей черного и бе­лого, которые влияют на настроение зрителя. Создание настроения при помощи соответствующего освещения име­ет огромное значение для драматургии кинопроизведений. Это связано с естественным восприятием человека, у кото­рого ясный, солнечный день создает хорошее настроение, пасмурный — будит беспокойство, а дождь часто вызывает меланхолию. Эти явления, перенесенные в область кино­драматургии, требуют опреденного композиционно-свето­вого решения. В соответствии с этим сцены с хорошим настроением должны разыгрываться на солнечной натуре, а эпизоды, вызывающие ощущение подавленности, должны сниматься в пасмурную погоду, например на фоне темных клубящихся туч.

При черно-белых съемках можно выделить или подчер­кнуть важные для общего изобразительного решения кад­ра элементы, притемняя или осветляя их с помощью соот­ветствующих светофильтров. Свойством светофильтров является осветление участков черно-белого изображения, соответствующих цветам, близким к цвету самого свето­фильтра при одновременном притемнении дополнительных цветов. Так можно добиться большей выразительности кадров с тучами, применив на объективе желтый фильтр, передающий в более темном тоне голубизну неба. Чем тем­нее светофильтр, тем мрачнее и зловещее станут тучи. Со­ответственно можно получить эффект лунного освещения, проводя съемку при солнечном свете. Для этого нужно применить красный светофильтр и сделать съемку с неко­торой недодержкой. Чтобы определить величину экспози­ции, дающей наилучший эффект, небходимо предваритель» но сделать несколько проб.

Чрезвычайно важным является сохранение единства характера освещения при съемке всех кадров, составляю­щих одну сцену. Это правило легко нарушается, если съем­ка отдельных кадров одной сцены выполняется в разное время дня без учета изменения характера освещения для всех кадров, объединенных единством времени действия. То же происходит, когда съемки тянутся слишком долго или по каким-либо причинам повторно переснимается один из кадров. Его нужно снять в условиях освещения и времени дня, идентичных остальным кадрам. Не должно случаться, чтобы в одном кадре герой находился, напри­мер, в тени дерева, а в следующем кадре на том же месте, но уже без тени.

Разнообразие характера освещения может сознательно применяться для подчеркивания изменения времени дня и течения времени вообще.

С большими сложностями встречаются кинолюбителе когда им приходится проводить съемки внутри помещений, где необходимо применять искусственное освещение. Для этого требуются специальные осветительные приборы, уменье обращаться с ними и правильно применять их для получения нужного характера освещения.

Как уже говорилось, освещение должно выявлять фак­туру поверхностей, подчеркивать объемность предметов и действующих лиц, характеры и различия персонажей. Для обеспечения необходимой величины экспозиции достаточ­но одного рассеянного света, однако объемность предметов может быть достигнута только благодаря действию направ­ленного моделирующего света.

Иногда освещение выполняет драматургические зада­чи. Так концентрированный пучок света, выхватывая из темноты лицо или силуэт человека, создает этим необходимый эмоциональный эффект, а соответствующее освещение лица усиливает мимику.

Чтобы исключить ненужные тени и подчеркнуть есте­ственность освещения, снимаемые помещения должны ос­вещаться со многих направлений. Плохое освещение деко­рации сводит на нет ее достоинства. Видимое зрителем направление падения света должно соответствовать ситуа­ции. Если герой читает книгу при настольной лампе, он должен быть освещен с той стороны, с которой находится лампа. Когда, входя в помещение, зажигают люстру, сверху должно вспыхнуть достаточное количество света и хорошо осветить помещение.

Часто применяемые любителями фотолампы дают рас­сеянный свет, непригодный для моделирующего освеще­ния. С целью получения эффекта направленного света лампы следует поместить в металлические отражатели или использовать зеркальные лампы, имеющие встроенный внутрь баллона рефлектор.

Для направленного освещения незаменимы прожекто­ры с линзами Френеля. Если нужно несколько смягчить свет прожектора, то перед линзой устанавливают в специ­альные пазы одну или несколько натянутых на рамки се­ток. Получить большие световые пятна можно, надев на прожекторы так называемые тубусы, или жестяные трубы в форме усеченного конуса. Из-за большого веса прожек­торов их устанавливают на специальных штативах с подъ­емным устройством, позволяющим изменять высоту пово­ротом ручки.

Снимая в жилых помещениях, нужно помнить о квар­тирных электропредохранителях, так как включение осве­тительных приборов большой мощности приведет к их перегоранию. Приступая к съемке, следует поинтересо­ваться, на какую силу тока поставлены предохранители и не чинились ли они кустарно. Хорошо при этом иметь запасные предохранители для замены.

Наибольшей операторской проблемой при съемках внутри помещений является освещение лица актера. Как много зависит от освещения, легко убедиться, рассматри­вая фотографии, сделанные двумя разными фотографами. На каждой из них портрет одного и того же человека будет разным. Известна старая теория фотогеничности одних людей и нефотогеничпости других. Вместе с тем дело сво­дится к тому, что одни черты лица легче выявить светом, так чтобы обеспечить сходство фотографии с оригиналом, а другие требуют нахождения своего особого ключа, по ко­торому должен быть поставлен свет. Плохое освещение из-за неудачного распределения теней может изуродовать самое красивое лицо. Пока не приобретется необходимый опыт и знания в этой области, нужно в отдельных случа­ях делать пробы, ставя осветительные приборы под раз­личными углами, смягчая освещение и избегая глубоких теней на лице. Часто применяется заднее или так назы­ваемое контровое освещение головы, накладывающее при­ятный рефлекс на волосы и подчеркивающее ее объем­ность (рис. 7).

Рис. 7. Схема освещения

Выполняя съемки движущейся камерой, целесообразно применить сопровождающее освещение лампами, помещен­ными около киноаппарата и перемещающимися вместе с ним. Благодаря этому снимаемый объект во время движе­ния кинокамеры всегда освещен одинаково.

Размещая в различных точках съемочной площадки источники света, нужно следить, чтобы лучи света не попа­дали в объектив и не отражались в окнах, зеркалах и дру­гих отражающих поверхностях, находящихся в поле зре­ния киноаппарата. Такие неустраненные отражения будут зафиксированы при съемке и могут испортить кадр, выявив примененный прием освещения. Предохранением от этого является установка на камере компендиума. Перед съемкой всегда нужно проверять на матовом стекле, а на аппаратах, не имеющих наводки через объектив, прямо на его передней линзе, не видны ли отражения осветитель­ных ламп.

ИЗМЕРЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ

 

Определение правильной экспозиции требует каждый раз тщательного измерения. Установка ее «на глаз», как это делают любители при фотографировании, применитель­но к кинолюбительству совершенно недопустима. Кино­пленка и ее обработка стоят дорого, не говоря уже о труде, затраченном на съемку и ее подготовку, чтобы можно было так легко рисковать испортить всю работу. Экспонометр — обязательная принадлежность для каждого кинолюбителя. Только его показания, если, конечно, прибор не испорчен, могут обеспечить правильное экспонирование кинопленки. Последняя забота оператора перед пуском камеры — это измерение освещения снимаемого объекта и установка диафрагмы, соответствующей частоте съемки и чувстви­тельности кинопленки.

Во избежание ошибок, заряжая в аппарат новую пор­цию кинопленки, нужно сразу установить на соответству­ющей шкале экспонометра величину ее светочувствитель­ности, указанную на упаковке.

Экспонометр показывает величины диафрагмы объек­тива при разном времени экспонирования. Каждому вре­мени соответствует своя величина диафрагмы. При кино­съемке частота кадросмен приблизительно соответствует удвоенному времени экспонирования. Так, при частоте съемки 24 кадр/с время экспонирования составляет около 1/50 с, а при 16 кадр/с — около 1/32 с. Может быть опреде­лено время экспонирования и для других частот, количе­ство которых ограничено и они применяются редко для за­медленных или ускоренных съемок.

В табл. 1 приведены значения диафрагм для различ­ных частот съемок. По экспонометру нужно определить диафрагму для частоты в 16 или 24 кадр/с и по таблице найти соответствующую диафрагму для выбранной часто­ты съемки.

Сведения эти приведены потому, что некоторые фото­графические экспонометры не имеют специальной шкалы для киносъемок и возникает необходимость пересчетов. Как следует из сказанного, при киносъемках, проводимых с постоянной частотой, возможна только одна диафрагма, соответствующая правильной экспозиции.

При съемках на натуре предметов, расположенных близко к кинокамере, производят измерение отраженного ими света, направляя фотоэлемент экспонометра на объект с близкого расстояния. Если же нужно на натуре снять .светлый объект (например, лицо человека) на значитель­ном расстоянии, следует измерить яркость, направив экс­понометр на собственную ладонь, поставленную на одном уровне с объектом съемки. Направление экспонометра не­посредственно на этот удаленный объект дало бы непра­вильный результат из-за дополнительного света от окру­жающей среды, попадающего в этом случае на прибор. При съемке пейзажей по тем же причинам экспозицию опреде­ляют, направляя экспонометр к земле, которая освещена одинаково с деревьями и другими элементами пейзажа (рис. 8, а).

 

Таблица 1

ЗАВИСИМОСТЬ ДИАФРАГМЫ ОТ ЧАСТОТЫ СЪЕМКИ

Частота съемки, кадр/с
Диафрагма
И
5,6
6,3 5,6
6,3 5,6 4,5 2,8
5,6 4,5 3,2 2,8
3,2 2,8 2,3 1,4
2,8 2,3 1,6 1,4
1,6 1,4

 

 

Снимая против света, для сохранения деталей в тенях изображения экспозицию следует определять по теневым местам. В противном случае все темные объекты и поверх­ности, находящиеся между камерой и источником света, будут переданы только как силуэты.

Интервал яркости или разница между самыми светлы­ми и самыми темными местами объекта съемки иногда бывает больше, чем могут передать современные светочув­ствительные материалы для черно-белых съемок. Вследст­вие этого одновременная правильная передача деталей в тенях и светах изображения ограничена. Поэтому нужно определить, которые из деталей объекта в данном случае важнее, и соответственно установить диафрагму. Остается еще возможность подсветки теней искусственным светом, если кинолюбитель им располагает.

Рис. 8. Измерение отраженного света (а) и падающего света (6)

Оператор, снимающий в определенных световых усло­виях объекты с большим или меньшим контрастом, может рационально использовать специфические особенности от­дельных сортов кинопленок, которые он должен хорошо знать. Характеристики кинопленок приводятся в каталогах и в соответствующей профессиональной литературе.

Если по каким-либо причинам нельзя измерить отра­женный свет, то для определения экспозиции можно из­мерить свет, падающий на объект съемки (рис. 8, б). Для этого на фотоэлемент экспонометра надевают специальную насадку с молочным стеклом и направляют его на источ­ник света. Если применяется искусственное освещение и несколько источников света, то экспонометр следует по­очередно направить на каждый из них, а потом определить среднюю величину и на ее основе установить нужную диафрагму.

Применяя на объективе кинокамеры светофильтры, по­глощающие некоторое количество света, следует помнить о необходимости дополнительного открытия диафрагмы на одно или более делений относительно величины, опре­деленной по экспонометру в зависимости от плотности при­меняемого светофильтра.

 

* * *

 

Как видно из содержания этой главы, задачи, стоящие перед оператором, весьма разнообразны. Однако из-за не­достатка места в этой книге, посвященной целому комп­лексу вопросов, связанных с постановкой фильма, мы вы­нуждены ограничиться только основными проблемами, относящимися к кругу обязанностей оператора, а о чисто технических вопросах только упомянуть.

Закрепление этих сведений и их усвоение может быть достигнуто только практической работой, в которой будут использованы приведенные правила и приемы. Дальней­шего углубления знаний можно достичь, сочетая собствен­ный опыт съемок с изучением соответствующей литерату­ры и анализом просматриваемых фильмов! Чем серьезнее будет выполнена эта работа, тем лучше будет подготовка оператора к подаче команды: «Камера готова!»

 





Читайте также:
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Отчет по производственной практике по экономической безопасности: К основным функциональным целям на предприятии ООО «ХХХХ» относятся...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.018 с.