От редакции журнала «Контемпоранео» 8 глава




1 Кьярини, Луиджи (1900—1975) — итальянский теоретик кино,
критик, режиссер. В 1935 г. участвовал в создании римского Эксперимен
тального киноцентра, один из его руководителей и ведущих профессоров
до 1950 г. В 1937 г. основал журнал «Bianco e Nero», до 1951 г. — его
главный редактор. У нас переведена его книга «Сила кино» (М., 1955).
Как режиссер в 40-е годы выступал поборником «каллиграфизма»
(фильмы «Улица Пяти лун», «Спящая красавица» — оба 1942 г. и др.).

2 Ойетти, Уго (1871 — 1946) —итальянский писатель и критик.

3 Мастрочинкуэ, Камилло (1901 —1969) — итальянский киноре
жиссер и актер. Работал в кино с 1936 г., поставил много фильмов
разных жанров, главным образом развлекательных комедий. Из актерских
работ наиболее значительна в фильме П. Джерми «Во имя закона».

4 Гуаццони, Энрико (1876—1949) — режиссер, один из зачинателей
итальянского кино.

5 Россо ди Сан Секондо, Пьер Мария (1887—1956) —итальянский
драматург, продолжатель традиций Пиранделло («юморизм», гротеско
вость).

6 Чекки, Эмилио (1884—1966) —итальянский писатель, литератур
ный и кинокритик, сценарист. С 1932 года был главой крупнейшей


кинокомпании «Чинес». Отец известной сценаристки Сузо Чекки Д'Амико.

7 Палерми, Амлето (1889—1941) —итальянский режиссер. В 1940 г.
поставил свой наиболее значительный фильм «Грешница».

8 Пьетранджели, Антонио (1919—1968) —итальянский режиссер,
сценарист, критик. Входил в группу молодых антифашистски настроен
ных кинематографистов, закладывавших основы неореализма на страни
цах журналов «Cinema» и «Bianco e Nero».

9 «Этторе Фьерамоска» — исторический роман итальянского писате
ля Массимо Д'Адзелио (1798—1866).

10 Морелли, Доменико (1826—1901) и Микетти, Франческо Паоло
(1851 —1929) — итальянские художники, творчество которых было свя
зано с Неаполем.

11 Пазинетти, Франческо (1911 —1949) —итальянский критик, сце
нарист, режиссер. Преподавал в Римском экспериментальном киноцентре,
был его директором. Его перу принадлежит много работ по теории и
истории кино.

12 «Как листья» (1934), «Дам миллион» (1935), «Сердцебиение»,
(1939) — фильмы М. Камерини.

13 Ланг, Фриц (1890—1976) — немецкий кинорежиссер. После прихо
да нацистов к власти работал во Франции и США.

14 Сакки, Филиппо — кинокритик, в 30—40-е годы сотрудничавший
в газете «Коррьере делла Сера».

15 «Осада Алькасара» (1940) и «Бенгази» (1942) — фильмы военной
фашистской пропаганды, поставленные итальянским режиссером Аугусто
Джениной (1892—1957). В 1949 г. по заказу Ватикана он поставил
псевдонеореалистический фильм «Небо над болотом».

16 «Дон Боско» (1934) и «Сельская честь» (1936) —фильмы италь
янского режиссера Гоффредо Алессандрини (р. 1904). Наряду с Дже
ниной один из наиболее видных представителей официальной кинемато
графии. В конце 30-х — начале 40-х годов ставил фильмы фашистской
военной пропаганды («Лучано Ceppa — пилот», «Мы живы», «Джарабуб»,
«Прощай, Кира»).

17 Де Роберти, Эрколе (ок. 1450—1496) — итальянский художник,
работавший в Ферраре.

18 Грирсон, Джон (1898—1972) — родоначальник английского доку
ментального кинематографа. В 1929 г. снял фильм «Рыбачьи суда».

19 Унгаретти, Джузеппе (1888—1970) —крупный итальянский поэт,
представитель направления герметизма. «Аллегрия» («Веселье корабле
крушений») — вторая книга Унгаретти (1919).

20 Монтале, Эудженио (1896—1986) — итальянский поэт, также
«герметик». В 1975 г. удостоен Нобелевской премии.

21 Реверди, Пьер (1889—1960) —французский поэт.

22 Кавальканти, Альберто (1897—1982) — режиссер, продюсер. Работу в кино начинал как художник-декоратор. Режиссерский дебют во Франции — фильм «Поезд без глаз» (1926). С 1934 г. в Лондоне работал вместе с Грирсоном. Значительный фильм 30-х гг. — документальный фильм о шахтерах «Лицо, покрытое углем» (1936).

Вито, Жан (1905—1934) — французский режиссер. Наиболее известен фильм «Аталанта» (1934).

Лакомб, Жорж (р. 1902) — французский режиссер, начинал как документалист («Зона», 1928, фильм о парижских окраинах).

25 Казираги, Уго (р. 1921) — итальянский прогрессивный кинокритик. С 1940 г. сотрудничал в «Cinema», «Bianco e Nero» и других кино-


журналах. С 1947 — кинокритик миланского издания газеты «Унита».

26 Виацци, Глауко (настоящая фамилия — Ашрафян, р. 1920) —
итальянский прогрессивный кинокритик и киновед.

27 Паолелла, Доменико (р. 1915) — итальянский режиссер-докумен
талист. В 1935—1937 гг. ставил экспериментальные фильмы. Во время
второй мировой войны — оператор на Восточном фронте. Затем возглав
лял ИНКОМ —кинокомпанию, выпускавшую журналы кинохроники.

28 Эммер, Лючано (р. 1918) — итальянский режиссер, начинал как
документалист, снимавший главным образом ленты, посвященные жи
вописи. С 1950 г. — в игровом кино, снимал комедии, в известной мере
сохранявшие дух неореализма («Воскресенье в августе», 1950; «Париж
всегда Париж», 1951 и др.) Из документальных фильмов наиболее
значителен «Земной рай» (1951).

29 Грас, Энрико (р. 1919) — итальянский документалист. В 50-е годы
в содружестве с Л. Бонци и М. Кравери создал полнометражные
документальные ленты «Затерянный континент», «Империя солнца».

30 Паолуччи, Джованни (1912—1964) — итальянский режиссер-до
кументалист и кинокритик. С 1946 г. ставил также игровые фильмы.

31 Черкио, Фернандо (р. 1914) — итальянский режиссер документаль
ного и игрового кино. Наиболее известен документальный фильм «Комак-
кио» (1942).

32 Феррони, Джорджо (р. 1908) — итальянский режиссер. В период
1930—1940 гг. — один из самых видных итальянских документалистов.
С 1940 г. — в игровом кино.

33 Поцци-Беллини, Джакомо — итальянский документалист, извест
ность которому принес документальный фильм о паломниках «Плач
христовых невест», снятый в 1939 году. Так же как в документальных
лентах Де Робертиса и в фильме «Мальчик» Иво Перилли (1933),
некоторые критики находили в нем черты неореализма.

34 Де Амичис, Эдмондо (1846—1908) —итальянский писатель, ав
тор знаменитой книги «Сердце» (1886, в русском переводе «Дневник
школьника»).

35 Джерми, Пьетро (1914—1974) — итальянский режиссер, сцена
рист, актер, острые социально-критические фильмы которого выдвинули
его в число наиболее видных мастеров неореализма. Впоследствии —
основоположник жанра сатирической социально-бытовой комедии —
«Развод по-итальянски» (1961), «Соблазненная и покинутая» (1964) и др.

36 Лупи, Рольдано (р. 1909) — итальянский актер, популярный
при фашизме. В послевоенные годы снимался главным образом в приклю
ченческих лентах.

37 Габен, Жан (1904—1976) —знаменитый французский киноактер.
38 Дзампа, Луиджи (р. 1905) — итальянский режиссер, предприняв
ший интересную попытку создания жанра неореалистической сатириче
ской комедии: «Жить в мире» (1946) и «Депутатка Анджелина»
(1947, с участием Анны Маньяни). В комедиях «Трудные годы»
(1948) и «Легкие годы» (1953) правдиво показал жизнь Италии во
время войны.

39 Кастелло, Джулио Чезаре — итальянский кинокритик и киновед, автор одной из первых книг о неореализме — «Итальянское неореалистическое кино» (1956).

40 Фейдер, Жак (1888—1948) — французский режиссер, близкий


движению Народного фронта. Фильмы «Кренкебиль» (1922, по А. Франсу), «Большая игра» (1934), «Героическая кермесса» (1935) и др.

41Уэллс, Орсон (1915—1985) —американский режиссер, актер, ав
тор знаменитого «Гражданина Кейна» (1941).

42 Сегантини, Джованни (1858—1899) — итальянский живописец,
представитель неоимпрессионизма. Изображал суровые сцены крестьян
ской жизни, альпийские пейзажи.

43 Ганс, Абель (1889—1981) — французский режиссер, актер, сцена
рист. В период немого кино поставил 20 фильмов, из которых наиболее
значительны «Колесо» (1923) и «Наполеон» (1927).

44 Л'Эрбье, Марсель (1890—1979) — французский режиссер, один из
ведущих деятелей авангарда.

2. ЗРЕЛОСТЬ

Материалы, помещенные в этом разделе, совпадают по времени с годами стремительного развития неореализма, начавшегося в 1945 году — сразу после падения фашизма — с выхода первого неореалистического фильма в условиях свободы — «Рим — открытый город» режиссера Роберто Росселлини. Наконец вчерашние кинокритики «поневоле», а сегодня — полноправные мастера-режиссеры получили возможность претворить свои политические, социальные, эстетические взгляды и выработанные ранее теоретические принципы нового кино в фильмы. Вслед за «Римом — открытым городом» Росселини ставит «Пайза», Висконти — «Земля дрожит» и «Самую красивую», Де Сика в содружестве с Дзаваттини — «Шуша» и «Похитителей велосипедов», Де Сантис — «Трагическую охоту», Лидзани и Вергано — партизанские ленты «Опасно: бандиты!» и «Солнце еще всходит». К концу 40-х годов неореализм набирает силу, становится главным, основным направлением итальянского кино в трудных условиях несломленной производственной и прокатной машины буржуазного коммерческого кино. Бурный успех неореализма, собравшего под свои знамена все лучшие, здоровые силы итальянского кино, наталкивается на объединенное ожесточенное сопротивление всего консервативного лагеря во главе с католической церковью, Ватиканом, влиятельной христианско-демократической партией (с 1948 года — правящей). Становление неореализма происходит к тому же в условиях жесточайшей конкуренции с Голливудом — сразу же после окончания войны оккупационные власти одновременно ввезли в Италию более пятисот американских фильмов разных лет, заполонивших экран. Нехватка финансовых и технических средств (лишь некоторые наиболее дальновидные продюсеры поняли, что неореалистические фильмы могут принести выгоду, особенно при продаже за границу), цензурные преследования, кампании в печати, высказывания против неореализма и его мастеров влиятельных правых деятелей — все это создавало атмосферу нетерпимости и враждебности вокруг нового кино. И парадокс заключался в том, что именно тогда, к 1948 году, после выхода фильмов Росселлини, Де Сика, Висконти, неореализм достиг своего художественного расцвета и снискал за границей широкое признание. Парадоксальность этого момента отражают материалы раздела: с одной стороны, констатация несомненных достижений, с другой — призывы в защиту от преследований. Наряду с нескрываемым удовлетворением мастеров успехами неореализма, начинают звучать ноты тревоги за судьбу нового кино, впервые произносятся слова «кризис неореализма».


В разделе преобладают статьи уже не критиков, а режиссеров, речь идет теперь не столько о теории, сколько о первых практических результатах. Мастеров заботит сохранение итальянским кино своего национального лица (статья Блазетти), другие (Вергано, Висконти, Де Сика) говорят о своих фильмах, о проблематике, которая их привлекает, — страданиях бедняков, недавней партизанской борьбе, подчеркивают необходимость свободы творчества. Любопытны оценки, которые мастера дают фильмам своих коллег (например, статья Антониони о фильме Висконти «Земля дрожит»). Лидзани указывает на опасность не только непосредственных цензурных преследований, но и «усталости от правды», охватившей некоторых режиссеров, угрозы со стороны официального конформизма. Он напоминает, что перед неореализмом непочатый край тем, «которые надо обрести», в первую очередь — Сопротивление и История.

Под косвенным влиянием распада правительственной антифашистской коалиции, распада былого антифашистского единства впервые проявляются симптомы ослабления единства и внутри неореалистического лагеря. Один из таких симптомов — дискуссия вокруг фильма Де Сика «Чудо в Милане»: не является ли этот фантастический фильм, сатирическая сказка «отходом» от принципов неореализма? Может ли сказка быть реалистической? Впоследствии подобные дискуссии среди неореалистов становятся все чаще. К сожалению, не все эти дискуссии, как мы увидим, укрепляли и закаляли в спорах новое кино — некоторые способствовали его разобщению и -ослаблению.

Важным моментом в судьбе нового итальянского кино в тот период был 1949 год, когда прогрессивная печать, общественность, массовые партии и организации сплотились в защиту итальянского киноискусства, доказав, что лишь при сплочении сил можно дать отпор наступлению стремящихся к реваншу противникам неореализма — от клерикалов до Голливуда. На Пьяцце дель Пополо в Риме состоялся огромный митинг, на котором выступили Витторио Де Сика, Анна Маньяни, профсоюзные лидеры. Была создана ассоциация киноклубов, которую возглавил Чезаре Дзаваттини и которая сыграла важную роль в борьбе за прогрессивное киноискусство.

В ряду событий того периода следует упомянуть печально известное открытое письмо ведавшего кинематографией су-секретаря при премьер-министре, христианского демократа Джулио Андреотти, правой руки премьера Де Гаспери, режиссеру Витторио Де Сика по поводу его фильма «Умберто Д. » (1951). Андреотти требовал не ворошить грязное белье на глазах у всего мира, называл этот гуманный фильм о трагедии старости «самой плохой услугой, которую только можно оказать родине», и призывал к тому, чтобы неореализм был «здоровым» и «оптимистическим». Это письмо было попыткой внести раскол в ряды неореалистов; продюсеры начали поддерживать лишь «оптимистические» комедии, цензура стала еще жестче. К этому прибавилась «самоцензура»: создатели «Умберто Д. » — Де Сика и Дзаваттини — сами убрали из фильма ряд остросоциальных сцен...

О трудностях, с которыми сталкивался неореализм, дает некоторое представление подборка высказываний ведущих мастеров, озаглавленная «В защиту итальянского кино».

В разделе приведены две обстоятельные «беседы о неореализме» — одна Кьярини, другая Росселлини, представляющие попытку сформулировать, что же все-таки такое неореализм, разобраться в этом сложном и важнейшем послевоенном художественном и общекультурном явлении, подвести некоторые итоги первого периода его не только теоретической, но и практической деятельности. Большой интерес


представляют «Некоторые мысли о кино» Чезаре Дзаваттини; в свойственной этому крупнейшему практику и теоретику кино парадоксальной форме он излагает — и это первая такого рода попытка — основные принципы неореализма. Однако изложенные им взгляды вряд ли отражают программу, поэтику, стилистику неореализма в целом — это крайняя, «экстремистская» форма неореализма, которую исповедовал и отстаивал в своем многогранном творчестве сам Дзаваттини — неутомимый кинодраматург, общественный деятель, публицист, писатель-сатирик, теоретик, человек, которого называли «мозгом неореализма».

Алессандро Блазетти.

Или итальянцы, или ничего

Впервые опубликовано в журнале «Panorama» (1947, 4 marzo). На русский язык переводится впервые.

1 Дэвис, Бэтт (р. 1908) — с конца 30-х годов одна из самых попу
лярных актрис американского кино (фильмы «Иезавель», «Все о Еве»,
«Лисички» и др.).

2 Маньяни, Анна (1908—1973) — великая итальянская актриса, с
наибольшей глубиной выразившая в своем творчестве идейные и художе
ственные принципы неореализма. Исполнительница главных женских
ролей — Пины в фильме Р. Росселлини «Рим — открытый город»,
Маддалены — «Самая красивая» Л. Висконти, в фильме «Бандит»
А. Латтуады, «Депутатка Анджелина» Л. Дзампы, «Мечты на дорогах»
М. Камерини и др.

3 Лоутон, Чарлз (1899—1962) — англо-американский актер.

4 Фабрици, Альдо (р. 1906) — актер кино и варьете. В 1945 г.
создал высокодраматический образ священника-патриота в фильме
«Рим — открытый город» Р. Росселлини. Снимался и в других неореали
стических фильмах, в частности в комедии «Полицейские и воры»
(1951, режиссеры Стено и М. Моничелли).

Альдо Вергано.

Как родился и был поставлен фильм «Солнце еще всходит»

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1947, № 1). На русский язык переводится впервые.

ВЕРГАНО, Альдо (1892—1957) — итальянский режиссер и сценарист. В 1929 г. сотрудничал с А. Блазетти при создании фильма «Солнце». В 30—40-е годы очень активен как автор сюжетов и сценариев. В 1938 г. дебютировал в режиссуре историческим фильмом «Пьетро Микка». Подвергался преследованиям за антифашистские взгляды. После падения фашизма примкнул к неореализму. Его фильм «Солнце еще всходит» (1946), над сценарием которого с ним вместе работали Г. Аристарко, Дж. Де Сантис и К. Лидзани, — одно из наиболее интересных и ярких произведений неореализма о Сопротивлении.

1 Парри, Ферруччо (1890—1981) — видный итальянский антифа-

 


шистский деятель, в 1943 г. возглавил Комитет Национального Освобождения Северной Италии. В 1945 г. — премьер-министр.

2 Аристарко, Гуидо (р. 1918) — итальянский кинокритик и киновед, активно участвовавший на страницах кинопечати в зарождении неореалистического направления, борьбе за его упрочение и развитие. Выступает с позиций марксистской эстетики. В 1948—1952 гг. — редактор журнала «Cinema», а с 1952 г. — журнала «Cinema Nuovo». В 1953 г. вместе с кинокритиком и сценаристом Ренцо Ренци подвергся преследованиям за публикацию антивоенного и антифашистского сценария «Гуляй-армия». В 1976 г. выпустил антологию журналов «Cinema» и «Cinema Nuovo», представляющую неоценимый материал по истории неореализма. На русский язык переведена его книга «История теорий кино» (М., 1966).

8 сентября 1943 года Италия капитулировала перед союзниками, подписала перемирие и превратилась в страну, «совоюющую» против гитлеровской Германии.

4 Тонти, Альдо (р. 1910) — один из лучших итальянских операторов. Снял много неореалистических лент, в том числе «Одержимость», «Бандит», «Солнце еще всходит», «Без жалости» и др. Одна из значительных работ— фильм Ф. Феллини «Ночи Кабирии» (1957).

Дузе, Витторио (р. 1916) — итальянский актер и режиссер. Сыграл роль полицейского в фильме Висконти «Одержимость», снимался в фильме Де Сантиса «Трагическая охота» и др.

6 Падовани, Леа (р. 1920) — итальянская актриса, играла в неореа
листических фильмах «Солнце еще всходит» и «Рим, 11 часов».

7 Парво, Элли (р. 1915) — итальянская актриса, пользовавшаяся
популярностью до войны. В послевоенные годы наиболее значительная
роль — в фильме «Солнце еще всходит».

8 Серато, Массимо (р. 1916) — популярный в 40—50-е годы италь
янский актер романтического плана. Играл главную роль в фильме Сол
дата «Старинный мирок» (1941).

9 Дурбин, Дина (р. 1921) — американская актриса, популярная в
30-х — начале 40-х годов (фильмы «Сто мужчин и одна девушка»,
1937; «Первый бал», 1939; «Это началось с Евы» — в советском прокате
«Брак поневоле», 1941; «Сестра его дворецкого», 1943 и др.).

Витторио Де Сика. Почему «Похитители велосипедов»

Впервые опубликовано в журнале «Fiera Letteraria» (1948, 6

febbraio).

На русский язык переводится впервые.

1 Бартолини, Луиджи (1892—1963) — итальянский художник (наиболее известны его гравюры), поэт и романист. По его роману «Похитители велосипедов» (1946) Ч. Дзаваттини создал сценарий одноименного фильма, поставленного в 1948 году режиссером В. Де Сика.

Микеланджело Антониони.

«Земля дрожит»

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1949, № 7). В сборнике «Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Интервью»


(М., «Искусство», 1986, с. 115117) был опубликован перевод Н. Ставровской. В настоящем издании публикуется новый перевод.

1 «Дилижанс» (в советском прокате — «Путешествие будет опас
ным») — известный вестерн, поставленный американским режиссером
Джоном Фордом в 1939 году.

2 «М» («Убийца», «Город ищет убийцу») — фильм (1931) немецкого
режиссера Фрица Ланга.

3 «День начинается» — фильм (1939) французского режиссера Мар
селя Карне.

4 «Месье Верду» — фильм (1947) Ч. Чаплина.

5 «Процесс Марии Тарновской» — речь идет о неосуществленном за
мысле фильма о нашумевшем в начале этого века в Италии судебном про
цессе. Документальная лента о процессе была снята в 1910—1911 гг.

6 Оливье, Лоренс (р. 1907) — английский актер и режиссер. «Гам
лет» — одна из принесших ему мировую славу экранизацией пьес Шек
спира — была выполнена в 1948 году (премия «Оскар» и главный приз
фестиваля в Венеции).

7 Гарроне, Дино (1904—1931) —итальянский историк литературы,
писатель и критик. Его исследование о творчестве Дж. Верги вышло по
смертно в 1941 г.

В защиту итальянского кино

Впервые эта подборка, из которой здесь приведены выступления режиссеров-неореалистов А. Латтуады, П. Джерми, Л. Дзампы, Дж. Де Сантиса и сценариста С. Амидеи, была опубликована в еженедельнике Итальянской коммунистической партии «Rinascita» (1949, № 3). На русский язык переводится впервые.

1 Речь идет о видном деятеле христианско-демократической партии
Джулио Андреотти (р. 1919), в тот период занимавшем пост су-секретаря
при председателе Совета министров Италии и являвшемся правой рукой
премьера Алчиде Де Гаспери. Андреотти ведал вопросами кино и на
правлял кампании в правой и католической печати против набиравшего
силу неореализма. Его выступление в Парламенте (опубликовано в жур
нале «Bianco e Nero», 1948, № 10) послужило сигналом к очередной
атаке всех консервативных сил на неореализм. С аналогичным по содер
жанию «открытым письмом» Дж. Андреотти обратился в 1951 году к
В. Де Сика после выхода на экран его фильма «Умберто Д. », призывая
к «здоровому и действенному оптимизму» и упрекая произведения
неореализма в «пессимизме».

Против нападок на итальянское кино в 1948 году выступил также Ч. Дзаваттини — см. перевод его статьи из журнала «Bianco e Nero» в сборнике «Чезаре Дзаваттини... » (с. 143—144).

По данному вопросу см. статью А. Богемской «Борьба прогрессивного итальянского кино за существование» в сборнике «Современное искусство. Италия. Кино. Театр. Живопись. Скульптура. Архитектура» (М., 1970, с. 59—76).

2 «Свидетель» — фильм (1946) П. Джерми.

3 Брузаделли, Луиджи — крупный спекулянт, судебному процессу


над которым в конце 40-х годов итальянская печать уделяла много внимания.

4 Коста, Анджело (р. 1901) — в те годы руководитель Конфедерации
итальянских промышленников.

5 «Во имя закона» — фильм (1949) П. Джерми (в советском прокате
«Под небом Сицилии»).

6 «Фабиола» — фильм-«колосс» (1948) А. Блазетти, экранизация од
ноименного романа кардинала Уайзмена о преследовании христиан в
Древнем Риме.

7 Амидеи, Серджо (1904—1981) — выдающийся итальянский сцена
рист, внесший большой вклад в развитие неореализма. Один из авторов
сценария первого неореалистического фильма «Рим — открытый город»
(1945), а также других фильмов этого направления — «Пайза», «Шуша»,
«Трудные годы», «Легкие годы», «Повесть о бедных влюбленных» и др.
В 60-е годы — автор сценариев многих антифашистских фильмов (в том
числе «Генерал Делла Ровере», «В Риме была ночь»), в 70-е — лент
политического кино.

Карло Лидзани.

Опасности конформизма

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1949, № 12). На русский язык переводится впервые.

1 «Заблудшая молодежь» — фильм (1947) П. Джерми. Темы, которые надо вновь обрести: Сопротивление и история

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1950, № 52). На русский язык переводится впервые.

1 «Два анонимных письма» — фильм (1945) М. Камерини.

2 «О, мое солнце» — фильм (1946) Джакомо Джентильомо.

3 «Иводзима» — американский фильм (1945) о войне против японцев
на Тихом океане (режиссер Далмер Дейз).

4 «Знамя еще реет» — американский фильм (1943) о движении Сопро
тивления в Норвегии (режиссер Льюис Майлстоун).

5 «Западный фронт, 1918» — первый звуковой фильм (1930)
еорга Вильгельма Пабста, носивший пацифистский характер.

6 Ренцо, Ренци (р. 1919) — итальянский сценарист, режиссер-доку
менталист, киновед и критик, внесший большой вклад в развитие
послевоенного прогрессивного киноискусства. Автор работы о творчестве
Феллини (1956), сборника статей и рецензий «От Стараче до Антониони»
(1961) и др.

7 «Повесть о бедных влюбленных» — антифашистский роман (1947,
русский перевод — 1956) итальянского писателя-неореалиста Васко Пра
толини (р. 1913), экранизированный в 1953—1954 гг. режиссером
Карло Лидзани.

Джузеппе Де Сантис. Переживает ли неореализм кризис?

Впервые опубликовано в журнале «Filmcritica» (1951, № 4). На русский язык переводится впервые.


1 «Двадцатилетие» — имеется в виду период господства фашизма в
Италии (1922—1943 гг.).

2 «Дорога надежды» — фильм (1950) П. Джерми.

Луиджи Кьярини. О неореализме

Впервые опубликовано в журнале «Bianco e Nero» (1951, № 7). На русский язык переводится впервые, печатается с сокращениями.

1 Де Санктис, Франческо (1817—1873) — итальянский историк литературы, критик, участник борьбы за объединение Италии. Автор «Истории итальянской литературы» (1870).

2 «Набережная туманов» — фильм (1938) М. Карне.

3 «Сеньорина» — искаженное американскими солдатами итальянское
слово «синьорина». Так во время англо-американской оккупации называ
ли проституток.

«Камо грядеши?» — один из самых известных итальянских псевдоисторических фильмов-«колоссов» (по роману Г. Сенкевича, режиссер Энрико Гуаццони, 1912).

5 «Черная рубашка» — фильм фашистской пропаганды режиссера
Джоваккино Форцано (1933).

6 «Франциск, менестрель божий» (1950) и «Стромболи, земля
божья» (1951) — фильмы Роберто Росселлини.

7 Садуль, Жорж (1904—1967) — французский критик и историк
кино, автор многотомной «Всеобщей истории кино» (русский перевод
1958—1982).

8 «Первое причастие» — фильм (1950) режиссера А. Блазетти.

9 Малапарте, Курцио (1898—1957) — итальянский писатель, журна
лист, автор снискавших скандальную известность пьес и книг, проделавший
в последние годы войны сложную эволюцию от ярого фашизма к антифа
шизму. В 1951 году поставил свой единственный фильм «Запретный
Христос» (сценарий и музыку написал сам Малапарте).

10 «Цветочки («фьоретти») Франциска Ассизского» — средневековая
антология притч и рассказов о деяниях и чудесах Франциска Ассизского
и его последователей, представляющая перевод на вульгарное тосканское
наречие с недошедшего до нас более раннего латинского оригинала.
Франциск Ассизский (1181 или 1182—1226) — итальянский проповедник,
основатель ордена монахов-францисканцев, автор религиозно-поэтических
произведений, причисленный католической церковью к лику святых.

11 Речь идет о Стокгольмском воззвании Постоянного комитета
Всемирного конгресса сторонников мира, требовавшем запрещения атом
ного оружия, принятом 19 марта 1950 года.

Лукино Висконти.

«Самая красивая»: история одного кризиса

Впервые опубликовано в журнале «Cinema» (1951, № 75). Перевод публиковался с сокращениями в сборнике «Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания» (с. 213215). В настоящем издании перевод дополнен.


1 «Карета святых даров» — пьеса П. Мериме. В 1953 г. французский
режиссер Ж. Ренуар экранизировал ее, поставив в Италии фильм
«Золотая карета» (в главной роли Анна Маньяни).

2 Д'Анджело, Сальво (р. 1909) — итальянский продюсер и художник
кино. Участвовал в создании нескольких неореалистических фильмов
(«Врата неба» Де Сика, «Свидетель» Джерми, «Один день в жизни»
Блазетти и др.).

3 Куалюнкуисты — участники движения неофашистского типа, воз
никшего в Италии в первые годы после второй мировой войны. Были
созданы «Фронт уомо куалюнкуэ» («Фронт рядового человека») и
еженедельник «Уомо куалюнкуэ», отличавшиеся безудержной социальной
демагогией и оголтелым антикоммунизмом. Куалюнкуизму удалось на
короткое время увлечь за собой значительное число политически неустой
чивых обывателей. Движение распалось в 1947 году.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: