Основные источники финансирования социальной защиты населения.




 

Государство как основной субъект социальной работы осуществляет управ­ляющее воздействие на экономику социальной сферы при помощи финансовой политики.

Финансы в социальной работе - важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предос­тавления, организации и расходования средств в социальной сфере.

Основные функции финансирования следующие: распре­делительная, стимулирующая, контролирую­щая.

Их реализация в социальной сфере осуществляется на ос­нове принципов:

1) Принцип использования всех финансово-экономических факторов для повышения уровня социальной защиты и фор­мирования социальных фондов.

2) Принцип социального реагирования предполагает пере­смотр социальных нормативов в выделении денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения.

3) Принцип выборочного подхода при определе­нии размеров социальной помощи в зависи­мости от региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности местных органов власти в накоплении и использовании средств в соответствии с зако­нодательством.

5) Учет государственных минимальных стандартов, в пре­делах которых должны выделяться средства по основным со­циальным позициям (уровень жизни, наука, культура, обра­зование, медицина, экология).

6) Преимущество социальной сферы при распределении дополнительных бюджетных доходов.

Финансирование мероприятий по социальной защите на­селения осуществляется из различных источников:

I. Государственный бюджет, в том числе:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов федерации (республик, краев, авто­номных областей и др.);

- муниципальные бюджеты.

II. Государственные внебюджетные фонды, в том числе:

- пенсионный фонд;

- фонд социального страхования;

- фонд обязательного медицинского страхования;

- фонд занятости;

- республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

III. Негосударственные источники финансирования (част­ные и общественные благотворительные фонды и др.).

 

Таблица №26

 

Расходы бюджетной системы РФ на социально-культурные мероприятия*

 

       
  Млрд. руб. В % к ВВП Млрд. руб. В % к ВВП Млрд. руб. В % к ВВП
  Консолидированный бюджет
Расходы - всего 245,7 9,0 367,0 7,7 538,4 7,6
в том числе на:
образование 99,7 3,6 147,6 3,1 214,7 3,0
культуру, искусство кинематографию 10,4 0,4 18,0 0,4 28,5 0,4
СМИ 3,0 0,1 5,3 0,1 11,9 0,2
здравоохранение и физическую культуру 67,4 2,5 103,7 2,2 153,4 2,2
социальную политику 65,2 2,4 92,4 1,9 127,9 1,8
  Федеральный бюджет
Расходы - всего 61,7 2,3 85,1 1,8 134,3 1,9
в том числе на:
образование 14,6 0,5 20,9 0,5 38,1 0,5
культуру, искусство кинематографию 1,3 0,05 2,9 0,1 5,2 0,1
СМИ 1,2 0,04 2,0 0,0 6,1 0,1
здравоохранение и физическую культуру 7,7 0,3 10,1 0,2 16,9 0,2
социальную политику 36,9 1,4 49,2 1,0 68,0 1,0
  Бюджет субъектов РФ
Расходы - всего 184,0 6,7 281,9 5,9 402,1 5,7
в том числе на:
образование 85,1 3,1 126,7 2,6 176,6 2,5
культуру, искусство кинематографию 9,1 0,35 15,1 0,3 23,3 0,3
СМИ 1,8 0,06 3,3 0,1 5,8 0,1
здравоохранение и физическую культуру 59,7 2,2 93,6 2,0 136,5 2,0
социальную политику 28,3 1,0 43,2 0,9 59,9 0,8

*по данным Минфина России.

 

В переходной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано прежде всего с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения из-за инфляции, а также реальных доходов основной массы населения.

Важную роль в формировании финансовых источников социальной поддержки населения и особенно наиболее нуждающихся граждан играет созданный в 1992 г. Республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения, обеспечивающий дополнительное сверхбюджетное финанси­рование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке граждан.

Средства республиканского (федерального) и территори­альных фондов расходуются на:

- предоставление помощи в виде предметов первой необ­ходимости (одежды, обуви, питания) бесплатно или по льгот­ным ценам;

- предоставление дотаций на приобретение лекарств;

- оплату коммунальных услуг;

- обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

- создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью и другие мероприятия.

За счет средств Республиканского фонда социальной под­держки населения финансируются программы многих регио­нов России по оказанию помощи многодетным и малообеспе­ченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

Государственная система социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Ос­новным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Налоги - это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставке, устанавли­ваемой в законодательном порядке.

Бюджетную систему РФ «питают» 44 вида налогов, сбо­ров и других платежей. Кроме того, существует около 20 го­сударственных внебюджетных фондов, доходная часть кото­рых формируется за счет целевых отчислений.

Три пятых общей суммы отчислений во внебюджетные фон­ды составляют отчисления в социальные фонды. Внебюджет­ные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, определяемых законами. Так, законом от 21 декабря 1995 г. «О тарифах страховых взносов в Пенсион­ный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государ­ственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательно­го медицинского страхования РФ на 1996 год», определены ставки платежей (начисления на фонд оплаты труда):

- в Пенсионный фонд - 28% для работодателей-организа­ций, а для занятых в производстве сельскохозяйственной продукции - в размере 20,6% выплат; для индивиду­альных предпринимателей - в размере 5% полученного от их деятельности дохода; для граждан, использующих труд на­емных работников в личном хозяйстве, - 28%, а для работа­ющих граждан - в размере 1% от указанных выплат;

- в Фонд социального страхования страховые взносы на­числяются на все виды оплаты труда в размере 5,4%, за исключением определенных п. 15 Положения о Фонде соци­ального страхования РФ, а именно: компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении, выплаты в возмещение ущерба и в качестве материальной помощи, выплаты в виде поощрения и т.п.;

- в Фонд занятости населения - в размере 1%;

- в Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6% к начисленной оплате труда, кроме выплат в качестве ком­пенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия при увольнении, стоимости рациона бесплатного питания, спец­одежды, стоимости путевок, дивидендов на акции и др.

Сущность налогов состоит в изъятии государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей услови­ям развития общественного производства, невозможна не толь­ко эффективная рыночная экономика, но и эффективная со­циальная поддержка неимущих слоев населения.

Однако вернемся к источникам финансирования социальной защиты населения.

Необходимо отметить, что существует определенное разграничение полномочий меж­ду федеральными и региональными органами власти в фи­нансировании системы социальной защиты населения и в целом социальной сферы.

Так, федеральные органы власти:

- устанавливают единую систему гарантий в области пен­сионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

- формируют внебюджетные государственные фонды: пен­сионный фонд; фонд занятости населения; фонд обязательно­го медицинского страхования; фонд социальной поддержки населения;

- финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в федеральном ведении;

- определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

- с учетом местных условий разработка и реализация ре­гиональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

- определение и реализация порядка обеспечения соци­альной поддержки слабозащищенных слоев населения, созда­ние условий для деятельности благотворительных организа­ций и общественных фондов; обеспечение функционирования учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

Следует отметить, что с помощью государственного меха­низма распределения финансов более сильные регионы помо­гают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов.

Перечисления из этого фонда могут идти по двум кана­лам:

- в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета);

- в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.

Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Феде­рации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.

Трансферты не имеют целевого назначения. Они переда­ются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению

Проводимая бюджетная политика еще не привела к вы­равниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров со­держат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто наруша­ются принципы расчетного регулирования, сохра­няются привилегии и льготы некоторым регионам.

Все более важным дополнительным источником финанси­рования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:

- взносов учредителей благотворительных организаций;

- членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

- благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или нату­ральной форме;

- доходов от внереализационных операций, включая до­ходы от ценных бумаг;

- поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, про­ведения благотворительных лотерей и аукционов, реализа­ции имущества и пожертвований, поступивших от благотво­рителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);

- доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

- поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджет­ных фондов;

- доходов от деятельности хозяйственных обществ, учреж­денных благотворительной организацией;

- труда добровольцев;

- иных, не запрещенных законом источников.

Деятельность фондов благотворительных организаций стро­ится на основе закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ.

Уже в 1991 г., после выхода закона об общественных объе­динениях, начало активно развиваться общественное движе­ние, в том числе благотворительность и милосердие.

Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и госу­дарственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4%. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожерт­вований (они составляют 3-5% их бюджета), а от государ­ства. Почти половину их бюджета составляет государствен­ное финансирование. Государство финансирует благотвори­тельные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечи­ваются более экономное расходование средств и высокая ре­зультативность.

В РФ в настоящее время действует более 500 благотвори­тельных организаций. Большая часть из них занимается ока­занием помощи инвалидам, многодетным и неполным семь­ям. Так как эти организации не располагают большим бюд­жетом их деятельность направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы

Система финансирования социальной сферы в период фор­мирования рыночных отношений не лишена многих недостатков и нуждается в ре­шении многих проблем.

Так, управление расходованием ограниченных финансо­вых ресурсов, направляемых на социальную защиту, нахо­дится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработана эффективность расходования выделяемых средств. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению госу­дарственных социальных гарантий. Имеют место и другие про­блемы.

Таким образом, для развития и успешного функциониро­вания системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирова­ния.

 

Заключение.

 

Таким образом, социальная защита населения являются важнейшей составной частью любого цивилизованного государства. Развитие социальной защиты населения тесно связано с экономичес­ким положением страны. В нашей стране это развитие только началось, и в будущем должно стать отлаженной системой социального обеспечения, помогающих людям удов­летворять их социально-экономические и духовные потреб­ности в новых условиях рыночных отношений.

 

 

Приложение.

 

 

Таблица №1

 

Покупательская способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

(в месяц; килограммов)

 

Продоволь-ственные товары                    
Говядина 54,3 70,1 61,8 47,4 44,5 58,3 48,3 42,8 31,6 38,6
Свинина 51,7 70,3 57,8 39,0 37,0 49,2 52,5 46,6 37,6 45,8
Молоко цельное, л 403,3 686,2     215,1 265,5 312,8 309,4 246,0 302,2
Творог 113,1 211,7   118,2   76,9 80,2 78,1 44,5 74,8
Сыры сычужные твердые   75,1 84,4 35,3 22,7 32,3 34,8   20,6 27,3
Яйца, шт.                    
Рыба свежая 151,3 242,7 176,2 99,3 65,9 80,9 88,9 79,4 57,9 73,4
Сахар- песок 136,0 228,7 244,6 133,1 124,8 199,6   168,2 146,3 180,6
Раститель-ное масло 73,3 120,6 149,7 98,1 56,8 85,6 108,3 73,2 56,5 94,2
Животное масло 34,6 57,2 61,0 40,1 24,2 38,2 41,4 33,5 23,7 34,3
Картофель 806,7 796,0 394,2 522,1 267,3 385,4 486,7 446,8 263,5 380,8
Капуста свежая 930,8 1170,6 421,5 308,9 219,3 255,4 329,8 333,2 201,8 410,9
Лук репчатый 355,9 552,8 351,3 243,1 191,3 267,9 313,0 212,6 170,3 320,7
Свекла 355,9 552,8 351,3 328,2 210,6 302,5 332,9 336,5 223,8 341,2
Морковь 355,9 552,8 351,3 275,5 179,5 247,2 274,9 294,3 162,7 279,8
Яблоки 131,5 146,3   109,8 89,3 110,9   118,5 66,3 95,7
Цитрус-овые 87,3 62,1 44,2 79,5 96,9 116,7 93,4 63,2 94,0
Хлеб и булочные изделия 448,1 621,9   644,7 493,1   174,5 176,3   198,3   213,6   196,8 220,4  
Мука пшеничная 336,1   510,3   415,2 458,4   232,5 246,6   288,9   317,1   234,5 277,1  
Рис   236,9 272,6 335,5   157,4 192,5 143,9 92,9 154,7
Крупа 302,5 510,3 394,2 311,6   191,3 231,8 204,2 159,9 200,1

 

Таблица №2

 

Динамика номинальной и реальной среднемесячной заработной платы 2001-2002гг.

 

 

  Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей В % к Реальная заработная плата в % к  
соответствую- щему периоду предыдущего года предыдущему периоду  
соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду  
2001г.  
Январь   149,3 90,8 123,7 88,3  
Февраль   144,4 97,1 118,2 94,9  
Январь-февраль   146,8   120,9    
Март   147,0 111,8 118,9 109,8  
I квартал   146,6 104,8 120,0 98,3  
Апрель   144,3 98,4 115,7 96,7  
Май   145,8 104,5 116,8 102,7  
Июнь   144,3 107,4 116,7 105,7  
II квартал   144,6 110,8 116,2 104,9  
I полугодие   145,6   118,1    
Июль   146,9 102,4 120,4 101,9  
Август   148,4 100,3 122,8 100,3  
Сентябрь   145,0 100,7 120,8 100,1  
III квартал   147,9 110,1 122,3 107,6  
Январь-сентябрь   146,4   119,5    
Октябрь   145,6 103,3 122,6 102,2  
Ноябрь   143,3 101,8 120,8 100,4  
Декабрь   150,9 126,7 127,2 124,7  
IV квартал   146,5 114,1 123,4 110,8  
Год2)   146,5   120,6    
2002г.  
Январь   137,7 83,2 115,8 80,7  
Февраль2)   143,3 101,0 121,8 99,8  
Январь-февраль2)   140,5   118,8    
____________________ 1) Включая организации малого предпринимательства. 2) Предварительные данные.  

 

 

Таблица №3

Покупательская способность среднего размера назначенных месячных пенсий (с учетом компенсаций)

(в месяц; килограммов)

 

Продоволь-ственные товары              
Говядина 20,9 32,3 22,1 16,7 16,3 9,3 12,1
Свинина 19,1 30,4 17,8 18,1 17,7 11,1 14,3
Молоко цельное, л 207,1 340,0 134,9 108,0 117,4 72,6 94,4
Творог 58,0 106,3 33,2 27,7 29,6 13,1 23,3
Сыры сычужные твердые 22,4 37,6 13,6 12,0 12,1 6,1 8,5
Яйца, шт. 527,3 927,3 590,1 560,8 872,9 369,5 514,7
Рыба свежая 77,3 97,1 28,6 30,7 30,1 17,1 22,9
Сахар- песок 65,9 113,3 70,4 77,7 63,8 43,1 56,4
Раститель-ное масло 35,4 59,6 31,0 37,4 27,8 16,7 29,4
Животное масло 16,7 29,1 16,3 14,3 12,7 7,0 10,7
Картофель 232,0 237,2 148,6 167,0 169,5 77,7 118,9
Капуста свежая 362,5 300,0 79,5 113,9 126,4 59,5 128,3
Лук репчатый 148,7 172,9 50,5 108,1 80,7 50,2 100,1
Свекла 148,7 172,9 97,8 115,0 127,7 66,0 106,5
Морковь 148,7 172,9 78,3 94,9 111,7 48,0 87,4
Яблоки 41,4 42,1 37,4 44,9 45,0 19,5 29,9
Цитрус-овые 34,5 32,9 28,1 40,3 35,4 18,6 29,4
Хлеб и булочные изделия     193,3 261,5 103,7 68,5 81,0 58,0   68,8
Мука пшеничная 152,6 237,2 134,9 99,7 120,3 69,1   86,5
Рис 69,9 122,9 104,7 66,5 54,6 27,4 48,3
Крупа 170,6 196,2 98,2 80,0 77,5 47,2 62,5

 

Таблица №4

 

Общая численность безработных

(тысяч человек)

 

             
Россия          
в том числе зарегистрированные в органах государственной службы занятости          
Австралия          
Австрия          
Азербайджан          
Армения          
Белоруссия          
Бельгия          
Болгария        
Великобритания          
Венгрия        
Германия        
Грузия    
Дания          
Италия          
Казахстан        
Канада          
Киргизия        
Молдавия      
Нидерланды        
Норвегия          
Польша        
Республика Корея          
США          
Таджикистан          
Узбекистан        
Украина      
Финляндия          
Франция          
Швейцария        
Швеция          
Япония          

 

Таблица №5

 

Потребление, пищевая и энергетическая ценность продуктов питания в домашних хозяйствах

(в среднем на члена домашнего хозяйства)

 

             
Все домашние хозяйства
Потребление основных продуктов питания, кг в год
хлебные продукты            
картофель            
овощи и бахчевые            
фрукты, ягоды            
мясо и мясопродукты            
молоко и молочные продукты            
яйца, шт.            
рыба и рыбопродукты            
сахар и кондитерские изделия            
масло растительное и другие жиры            
Пищевая ценность, г. в сутки:
белки            
жиры            
углеводы            
Энергетическая ценность, ккал в сутки            
Домашние хозяйства в городской местности
Потребление основных продуктов питания, кг в год
хлебные продукты            
картофель            
овощи и бахчевые            
фрукты, ягоды            
мясо и мясопродукты            
молоко и молочные продукты            
яйца, шт.            
рыба и рыбопродукты            
сахар и кондитерские изделия            
масло растительное и другие жиры            
Пищевая ценность, г. в сутки:
белки            
жиры            
углеводы            
Энергетическая ценность, ккал в сутки            
Домашние хозяйства в сельской местности
Потребление основных продуктов питания, кг в год
хлебные продукты            
картофель            
овощи и бахчевые            
фрукты, ягоды            
мясо и мясопродукты            
молоко и молочные продукты            
яйца, шт.            
рыба и рыбопродукты            
сахар и кондитерские изделия            
масло растительное и другие жиры            
Пищевая ценность, г. в сутки:
белки            
жиры            
углеводы            
Энергетическая ценность, ккал в сутки            

 

Таблица №6

 

Жилищные условия населения

 

               
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2 16,4 18,0 18,3 18,6 18,8 19,1 19,3
Число семей, состоящих на учете на получение жилья, в процентах от общего числа семей              

 

9.Список используемой литературы:

1. “Экономические основы социальной работы”, Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., “ВЛАДОС”, 2001г.

2. “Право социального обеспечения”, под редакцией К.Н. Гусова, ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001г.

3. “Комсомольская правда” №73, 23.04.02.

4. “Российский экономический журнал”, Финансы и статистика, 2000г. №5,6.

5. “Вопросы экономики”, 2000г. №8,10.

6. “Доходы населения. Опыт количественных измерений”, Суринов А.Е., Финансы и статистика, 2000г.

7. “Основы социальной работы”, уч. 2 издание, Отв. Редактор П.Д. Павленок, ИНФРА-М, 2001г.

8. “Экономист”, 2000г. № 7.

9. “Теория социальной работы”, Фирсов М.В., Студенова Е.Г., “ВЛАДОС”, 2000г.

10. “Социальное положение и уровень жизни населения России”, Статистический Сборник, Госкомстат России, 2001г.

11. www.minfin.ru

12. www.gks.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: