Стихотворение делится на две части, два четверостишия




Аллитерация

 

9. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

Ямб (2 4 6 8) хорей (1 3 5 7), дактиль (1 4 7 10), амфибрахий (2 5 8 11), анапест (3 6 9 12)

КАК ЭТО СДЕЛАТЬ ГРАМОТНО?


- записываем строки из стихотворения, разбивая их на слоги;

- ставим ударения в словах;

- записываем цифры под ударными слогами;

- смотрим на предыдущие схемы и выбираем размер.

 

В `э-той де-ре`в-не ог-ни` не по-га`-ше-ны

1 4 7 10

Т`ы мне тос-ку` не про-ро`чь…

1 4 7

1 4 7 10 э то дактиль.

1 4 7

Еще один пример!

 

Нет, т`ы не П`уш-кин. Но по-ку´-да

2 4 8

Не ви´д-но со´лн-ца ни-от-ку´-да 2 4 8

2 4 8 это ямб

2 4 8

10. Впишите термин, которым называют художественное определение. Эпитет

11. Как называется приём, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? Олицетворение

12. Как называется система стихосложения, в которой написано данное стихотворение?

Тоническая, силлабо-тоническая

 

13. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? Строфа

14. Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? Рифма

Бывает:

СМЕЖНАЯ(ААББ),

ПЕРЕКРЁСТНАЯ (АБАБ),

КОЛЬЦЕВАЯ(АББА)

 

15. Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? Оксюморон

16. Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений. Сравнение

17. Как называется простейшая единица сюжетного развития? Мотив

18. Каким термином называется комплекс строк, состоящий из четверостиший, каждое из которых представляет собой организованное объединение стихотворных строк. Катрен

19. Как называется способ иносказания, заключающийся в изображении абстрактной идеи через конкретные образы? Аллегория

20. Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков. Символ

21. Какая художественная категория позволяет создать эффект «сопряжения» прошлого и настоящего? Время

22. Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? Перифраз

23. Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? Риторический вопрос

24. Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. Кольцевая

25. К какому литературному направлению относится творчество…?

Классицизм, романтизм, реализм, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм

 

26. Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? Антитеза//контраст

 

27. Вторая и третья строфа построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём?

Сравнение//Параллелизм

 

28. Вторая и четвёртая строфы почти совпадают по содержанию. Как называется этот прием? Повтор

 

29. Какая художественная категория позволяет создать иллюзию взаимопроницаемости двух миров? Пространство

30. Как называется поэтическая концепция, утверждающая самоценность художественного творчества? Искусство для искусства (свобода искусства от политики).

31. Укажите классический лирический жанр (грустное размышление о бренности бытия, ушедшей любви и т.п.), черты которого присутствуют в стихотворении… Элегия.

32. Какое название получила строфа, использованная автором в произведении? (речь идет о романе в стихах «Евгений Онегин») Онегинскаястрофа/Онегинская

33. Стихотворение «Гамлет» Б.Л. Пастернак «приписал» герою своего известного романа. Укажите название этого произведения. ДокторЖиваго.

34. К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а явному осмеянию, обличению? Сарказм/ Инвектива

 

Общие рекомендации к заданиям 9 и 16:

1. Проверьте, адекватно ли вы поняли задание. Проанализируйте вопрос, выделив в нем ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.

2. Проделайте аналитическую работу с текстом задания, которое по сути служит планом ответа: сначала назовите авторов и произведения (не менее двух позиций сопоставления), а затем обоснуйте свой выбор, прокомментировав эти произведения в соответствии с заданием.

3. Включайте в работу только тот текстовый материал, который служит точным комментарием ваших тезисов.

4. Отредактируйте ответ, уберите избыточные рассуждения и примеры, внесите необходимые дополнения в ответ на главную (сопоставительную) часть вопроса.

5. Избегайте общих рассуждений.

6. Проанализируйте логику ответа, проверьте речевое оформление, устраните речевые недочеты.

Примеры анализа стихотворений.

Тютчев Ф.И.

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он -

И вот ушел за небосклон!

 

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла -

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

 

1.Тема стихотворения - коршун в небе, человек, наблюдающий за полетом коршуна. Человек и природа.

Стихотворение делится на две части, два четверостишия

3.Первая часть - характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.

В 1-м стихе слово коршун - предмет описания, во 2-м стихе — словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

В 3–4-м стихах пространство расширяется, в котором летит коршун, на это указывают слова выше, дале.

В первом четверостишии рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе.

4. Грамматические основы ясно выделяются в 1-3 строчках стихотворения. Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают динамику движения. Взгляд лирического героя движется снизу вверх, коршун постепенно уменьшается, но человек наоборот чувствует себя обделенным, «приросшим к земли», то есть несмотря на то, что по размеру человек, конечно, больше коршуна, но из-за невозможности взмыть в небо как птица, он уступает птице. Представим взгляд коршуна с неба на землю - он видит маленькую точку, которая есть «царь природы», Коршун «убежден», что царь природы - он, коршун, парящий в небе.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть тихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”.

5-6. Языковые средства – поэт использует архаические формы слов:

к земли” - делает рассуждения поэта подчёркивает извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Архаическая форма дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают движение, таким образом, картина стихотворения живая, динамичная.

Природа- мать - приложение показывает на связь природы и коршуна, её «сына».

7. Художественная картина стихотворения - человек, наблюдает за полетом птицы, видит парящего коршуна в небе и думает о том, что он, «царь земли» не может подняться в небо.

8. Глядя на летящих птиц, невольно задумываешься о невозможности подняться в небо. А ведь это давняя мечта человека (вспомним Икара и Дедала). Полет- это свобода. Герой очерка Короленко «Парадокс», человек, лишенный рук (- крыльев?) говорит: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Катерина в «Грозе» Н.А.Островского говорит: «Почему люди не летают, как птицы?». Для каждого из героев произведений- стихотворения Тютчева, Яна Залуского, Катерины- понятие свободы, счастья- это возможность «летать», причем не в прямом смысле слова.

9-10-11. Стихотворение Тютчева- размышление о возможностях человека. Он, «царь земли»- но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ- человек- «царь на земле», а коршун- царь неба. Но человек так хочет покорить и небо!.. Об этом - последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее». Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает?- а то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: