Ханжонков Александр Алексеевич




 

Источники:

А.А. Ханжонков. Первые годы русской кинематографии — 1937.

Жорж Садуль. Всеобщая история кино. Том II.

Н.А. Лебедев. Очерки истории кино СССР Немое кино: 1918 – 1934 годы.

И. Н. Гращенкова. Кино Серебряного века.

 

Александр Алексеевич Ханжонковродился 8 августа 1877 года в обедневшей дворянской казачьей семье.

После семи лет офицерской службы, разочаровывавшись в военной карьере, он уходит в молодую в то время область предпринимательства – кинематографию.

Ханжонков едет за границу. Вернулся в Москву он представителем ряда второстепенных кинематографиченких фирм.

В 1906 году Ханжонков создает контору по продаже и прокату иностранных лент и киноаппаратуры «Торговый дом А. Ханжонкова» (с 1912 года — АО «А. Ханжонков и К»).

С 1907 года занимался производством игровых постановок и хроники.

Через несколько лет финансовое положение конторы упрочивается, и Ханжонков переключается на производство фильмов. «Торговый дом А. Ханжонкова» становится крупнейшей русской кинофирмой, успешно конкурирующей с московским представительством французской «Патé» и другими иностранными предприятиями.

Киностудия Ханжонкова выпускала:

ленты-иллюстрации к произведениям А. Пушкина («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Русалка», «Домик в Коломне»), М. Лермонтова («Маскарад», «Боярин Орша», «Песнь про купца Калашникова»), Н. Гоголя («Мертвые души», «Женитьба»), Л. Толстого («Власть тьмы», «Фальшивый купон»), А. Островского, Н. Некрасова, Ф. Достоевского;

фольклорные (песенные) сюжеты — «Ванька-ключник», «Ухарь-купец»;

исторические картины: «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири», «Пётр Великий», «Русская свадьба XVI столетия», «Оборона Севастополя», «1812 год»;

научно-просветительские фильмы: «Неустанный работник нашего тела» (человеческое сердце), «Пьянство и его последствия» (русское национальное бедствие);

кино-сборники хроники;

мультипликация.

Киностудией Ханжонкова был снят первый полнометражный игровой фильм («Оборона Севастополя»). Создана первая объемная мультипликация («Прекрасная Люкани́да»). Отснята первая научно-просветительная лента («Пьянство и его последствия»).

Вышедший в 1911 году фильм «Оборона Севастополя» режиссеров В. Гончарова и А. Ханжонкова повествовал о героической обороне Севастополя во время Крымской войны 1853–1856 годов. По всей вероятности, при выборе сюжета на Ханжонкова повлияли оказавшие большое влияние на русское общество «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, непосредственного участника событий.

Фильм был немыслимого по тем временам метража: 1 час 40 минут. «Оборона Севастополя» стала первой в России и одной из первых в мире полнометражных кинокартин.

При съемках Ханжонкову пригодился его военный опыт. В фильме было много батальных сцен, в которых участвовали воинские части. Были и снятые под документальный жанр эпизоды, как, например, эвакуация мирного населения из горящих домов. Важен был показ в фильме жизни на войне народа – не только военных, но и мирных жителей.

Новаторским был найденный постановщиками синтез документального репортажа и сюжетного повествования. Выезд на места исторических событий. Широкое участие войск и военной техники. Динамичная камера и съемка сразу двумя аппаратами.

Сегодня от этого фильма остались фрагменты, но и по ним видно, что это не просто первый «боевик», но первый отечественный военно-исторический фильм. Основной сюжет состоял из «игровых картин» с участием актеров, загримированных под адмиралов Нахимова и Корнилова, генерала Тотлебена, хирурга Пирогова, матроса Кошку и других, а в завершение были показаны подлинные участники Крымской войны, дожившие до 1911 года. Ветераны обороны Севастополя при орденах сидят перед объективом камеры и смотрят в него, как в вечность. Своего рода «семейная» фотография на фоне отечественной истории.

Работая над производством фильмов, Ханжонкову удалось собрать постоянную большую актёрскую труппу. Это были звезды московских театров: Вера Орлова, Лидия Коренева, Григорий Хмара из МХТ; Витольд Полонский из Малого; Николай Радин от Корша; Иван Мозжухин из Введенского народного дома. Звезды балета Вера Каралли, Георгий Свобода, Мария Болдырева. Опереточная дива Татьяна Бах. Выразительные типажи Вера Холодная и Зоя Баранцевич.

У Ханжонкова работали профессиональные кинорежиссеры – П. Чардынин и Е. Бауэр. Несмотря на это в целом по постановочному уровню его фирма уступала «Тиману и Рейнгарду». Ведь у «Тимана» рядом с Яковом Протазановым, по таланту равным Бауэру, работали Владимир Гардин, Александр Волков, сам Всеволод Мейерхольд.

В Саввинском подворье на Тверской у Ханжонкова располагались: контора, просмотровый зал, торговый зал, лаборатория, ателье. При студии жили работавшие сутками Пётр Чардынин, художник Борис Михин, мультипликатор Владислав Старевич. И даже Бауэр, имевший собственный дом на Селезневской улице, предпочитал студийную квартиру.

В 1913 году на Триумфальной площади в Москве был построен кинотеатр «Пегас», позже переименованный в «Театр Ханжонкова и Ко». Это было здание в стиле итальянского ренессанса: три яруса, зал на 800 мест, самый большой экран (9х6). Здесь читались лекции о кинематографе. Показывали познавательные ленты, бесплатные для молодежи. Проводились льготные утренники для детей и студенчества. Был отличный оркестр из 35 музыкантов.

Перед Первой мировой войной, с 1909 по 1914 год, фирмой Ханжонкова было выпущено свыше 70-ти картин. По объему производства она заняла первое место в России.

В годы Первой мировой войны Ханжонков получил разрешение на производство военной хроники.

Ханжонков был допущен ко царскому двору и лично демонстрировал царю снятые его фирмой фильмы: «Оборону Севастополя», «Воцарение дома Романовых», документальный фильм «Балтийская эскадра» и подборку новых лент 1915 года.

После Февральской революции 1917 годакомпания Ханжонкова попала в тяжелое финансовое положение. Весной 1917 года Ханжонков переехал в Крым, где построил вторую кинофабрику. Но и это не помогло: к Ермольеву ушел лучший русский актер тех лет Иван Мозжухин, к Харитонову – опытный режиссер Петр Чардынин и знаменитая актриса Вера Холодная. В довершение всего в автокатастрофе погиб режиссер Евгений Бауэр.

В 1920 году после национализации кинопредпрятий Ханжонков эмигрировал. Жил в Константинополе, Милане, Вене. В 1922 году был избран почетным председателем Союза русских кинематографических деятелей в Германии.

В 1923 году по приглашению «Русфильма» Ханжонков вернулся в СССР, работал консультантом в Госкино, был заведующим производством «Пролеткино».

В 1926 году в числе других сотрудников «Пролеткино» был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях. Освобожден за отсутствием доказательств, однако лишен возможности работать по профессии.

В 1934 году Ханжонкова реабилитировали. В связи с 15-летием советского кино и за большой личный вклад в историю отечественного киноискусства он получил персональную правительственную премию.

В СССР публиковались воспоминания, очерки Ханжонкова. В 1937 году вышли его мемуары «Первые годы русской кинематографии».

Умер Ханжонков 26 сентября 1945 года в Ялте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: