Работа с кризисными ситуациями




«Конфронтация» и «Отчужденность»

 

Возникновение ситуаций конфронтации или отчужденности — разные формы одного и того же: в определенных ситуациях группа не знает, что делать, и бессознательно не очень доверяет ведущему (сомневаясь в первую очередь в том, что он сможет найти выход из трудного положения). В разных группах это проявляется по-разному: в отчуждении, в агрессии, во внутренних «разборках» между участниками. В этих случаях задеваются значимые личные проблемы, но у группы еще нет не только средств, чтобы работать с ними, но и готовности эти проблемы осознать.

Приведем пример из опыта работы.

Седьмой класс. Отношения между ребятами сложились внешне хорошие: «У нас нет лидера, нет и отвергаемых, все мыодна большая дружная семья, ходим в походы, поем песни». Однако, поработав с группой, я пришла к выводу, что дети либо испытывают иллюзии по поводу прекрасных дружеских отношений между ними, либо ведут себя лицемерно, поскольку на деле в классе есть мальчик, так и не сумевший прижиться в коллективе, девочка-«звезда» с неограниченной властью над другими и масса других проблем. На одном из занятий по психологии я провела «живую социометрию». Доброволец встает лицом к стене, а остальные располагаются в пространстве так, как они к нему относятся: кто считает, что у него с этим подростком близкие отношения, становится ближе к нему, кто чувствует отчуждение, становится дальше. Мелом на полу проводятся три черты: тот, кто считает себя самым близким к этому человеку, становится до первой черты; тот, кто считает, что он с этим человеком в хороших отношениях, становится между первой и второй чертами. Дальше, между второй и третьей чертой становятся те, у кого нейтральные отношения с этим человеком. За третьей чертой справа — те, у кого с ним сложные отношения, слевате, у кого отношения «никакие». Подросток мысленно представляет себе, сколько человек стоят за каждой чертами, и, если хочет, называет по одному человеку в каждой группе (за каждой чертой), затем оборачивается и видит реальную картину. Когда упражнение закончилось (водящим побывали все желающие), обсуждаем в кругу возникшие чувства.

Честно говоря, упражнение это непростое. Обычно я даю его или хорошо подготовленной группе, или, как в данном случае, группе «с иллюзиями». Можно возразить: вот у детей не было проблем, а вы их искусственно создаете. Нет ничего искусственного. Проблемы есть, просто они очень хорошо скрываются, и взрыв все равно рано или поздно произойдет. Так пусть лучше он произойдет на встрече группы (где мы попытаемся решить проблему), чем вне ее.

Итак, ребята получили совершенно иную картину, нежели ожидали. Они возмутились, не поверили. Тогда на следующем занятии я нарисовала на доске структуру класса по проведенной социометрии (естественно, в социограмме не было указано, где кто расположен, она была анонимной). Конечно, процедура социометрии предполагает полную анонимность, но тут я отступила от правила, дабы показать подросткам истинное положение дел. Они были уверены, что отношения в классе идеальные: все дружат, никто ни на кого не давит, все доверяют друг другу. На деле же было видно, что в классе есть изолированный человек, есть группа лидеров, буквально подавляющая остальных. Это-то и увидели ребята. Иллюзия исчезла, на смену пришел этап анализа отношений на занятиях, постоянные ссоры между мальчиками и девочками, работа превращалась в «базар». Не понимая, что делать, я перешла к следующей теме, однако это отнюдь не сгладило ситуацию. Учителя стали жаловаться на сложную эмоциональную обстановку в классе. Не знаю, что было бы дальше, если бы я не нарушила намеченный план занятий и не вернулась к открытому разговору о том, что происходит, не высказала бы своих предположений и чувств. После обсуждения ситуация стала постепенно налаживаться, группа вышла на новый уровень отношений.

Стоит сказать, что в другой группе это же занятие продвинуло ребят к более близким, доверительным отношениям и стало приятным сюрпризом: они думали о своих отношениях хуже, чем оказалось на деле. t

И еще одно замечание: упражнения, которые затрагивают реальные взаимоотношения между детьми и приводят к глубоким эмоциональным переживаниям, можно проводить лишь в том случае, если у вас есть опыт работы с подобными проблемами и вы уверены, что справитесь с ситуацией.

 

Итак, анализируя описанные выше случаи, мы приходим к выводу, что отчужденность может быть вызвана несколькими причинами:

− ведущий «закрывается», не проговаривает свои проблемы — в ответ «закрываются» и подростки (как в первом описанном случае);

− ведущий «вскрывает» проблемы, но не работает с ними и переходит к следующей теме (как в последнем случае);

− ведущий ставит перед группой слишком сложную на данном этапе проблему.

Проблемы в группе могут быть вызваны как одной из этих причин, так и двумя или всеми сразу, а перечисленные выше критические ситуации могут переходить одна в другую, так как имеют общую природу.

 

Что же делать в этих ситуациях?

1. Ведущий должен осознать максимально честно, что в нем самом является причиной проблем, так как последние всегда в той или иной степени связаны с ведущим:

• с его закрытостью;

• с нежеланием либо неготовностью работать с той или иной проблемой;

• с нежеланием говорить о своих чувствах;

• с возможными предрассудками.

Но это не означает, что ведущий должен выплескивать все душевные переживания на участников группы. Важно проанализировать свои проблемы и решить, о чем необходимо сказать ребятам.

Например: «Я понял, что не готов сейчас работать с данной проблемой». (Необязательно раскрывать причины этой неготовности, хотя при желании можно их коснуться. Основной признак, по которому принимаются решения, — отсутствие насилия над собой.)

Можно сказать и так:«Мне неприятен этот разговор, давайте его отложим». Конечно, не стоит ожидать, что после такого высказывания дети начнут говорить о своих переживаниях. В этом случае следует просто переключиться на какую-либо нейтральную тему, понимая, что скорее всего отношения между ведущим и детьми на какое-то время станут более закрытыми.

2. Не нужно стараться во что бы то ни стало выполнить намеченное. Мы предлагаем подумать о том, что происходит, стоит ли возвращаться к болезненной теме и как именно это лучше сделать. В этих случаях важно иметь наготове нейтральные темы — не личностного, а, скорее, познавательного характера.

Например, в одной из групп «не пошло» обсуждение различий междуииальчиками и девочками. После одной-двух безуспешных попыток я попробовала разобраться в ситуации и поняла, что в жизни класса в этот момент произошло серьезное для детей событие (один из семи учеников класса ушел, а на его место пришел другой). Дети сильно переживали, и им трудно было работать с личностно значимыми проблемами. Мы перешли к нейтральной познавательной теме «Типы характеров».

3. Часто бывает полезно вынести на группу свои переживания по поводу того, что работа не идет, и обсудить, почему это происходит.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: