Работа с кризисными ситуациями




«Эмоциональный взрыв» и «Конфликт»

 

Еще раз напомним эти ситуации: сильная эмоциональная реакция одного-двух человек («эмоциональный взрыв»); выяснение отдельными участниками отношений между собой либо с ведущим, остальные члены группы не вовлечены в этот процесс («конфликт»).

В отличие от двух предыдущих эти ситуации мы не рекомендуем обсуждать в группе. Что же тогда делать?

При «эмоциональном взрыве»:

1. Постараться понять, что это за подросток (подростки), в чем проблема, поговорить с другими взрослыми (родителями, учителями).

2. Проанализировать собственные действия (а не мог ли я случайно спровоцировать такую реакцию?).

3. Принять решение:

− работать ли с подростком индивидуально и как именно (в том случае, если ведущий понимает природу проблемы, имеет опыт подобной индивидуальной психологической работы и внутренне готов начать такую работу);

− посоветовать родителям подростка обратиться к другому психологу, занимающемуся индивидуальной психоте­рапией (это можно сделать и в том случае, если ваша индивидуальная работа с подростком не принесла желае­мых результатов);

− решить, какие еще можно принять меры (трудно описать все возможные меры, каждый случай надо рассматривать отдельно).

В ситуации конфликта, когда отдельные участники выясняют отношения либо с ведущим, либо между собой, следует пообщаться непосредственно с подростком (подростками) вне тренинга, так как обычно такое поведение - форма привлечения внимания ведущего, а потому сама собой проблема не уйдет.

Такова стратегия. А что конкретно можно предпринять в подобных ситуациях?

В случае «эмоционального взрыва»:

− быстро переключить группу на другую форму работы;

− дать группе задание и в это время поработать с подростком индивидуально (на этот случай подойдут следующие задания: тесты, сочинения, темы для обсуждения в микрогруппах, тексты для работы);

− дать задание подростку, а с группой работать дальше;

− привлечь помощника; он оказывает поддержку подростку либо это делаете вы, а он продолжает вести занятие.

 

В случае конфликта (при выяснении отношений):

• сразу договориться о встрече после занятия, сказав, что это очень важно.

Ситуация конфликта встречалась в моей практике неоднократно. Приведу пример.

Девочка (назовем ее Лена), весьма демонстративная и активно отвергаемая классом, каждую мою фразу прерывала восклицаниями типа: «Ах! Какой ужас!» или «Ну надо же, а мы и не знали!» и т.д. Класс тут же реагировал: дети либо смеялись, либо кричали на девочку, шикали на нее... Дошло до того, что другая девочка, эмоциональный лидер класса, не сумев «усмирить» Лену, скинула с парты все ее учебники и, крикнув: «Я так больше заниматься не могу!», выбежала из класса. Следом выбежала ее подруга. Мальчики под шумок затеяли возню.

Лена и до этого постоянно пыталась привлечь к себе мое внимание любыми способами: то репликами, то внезапным падением со стула, то демонстративным отказом участвовать в дальнейшей работе. На уроках других преподавателей, к моему удивлению, она была зажата, молчалива и старательно работала. Видимо, она почувствовала, что на наших занятиях у нее есть возможность хоть как-то привлечь к себе внимание и решить свои проблемы.

В данном случае важно было как поработать с Леной, так и наладить ситуацию в группе. Я была одна, без помощников, поэтому остановила занятие, сказав ребятам, что нельзя продолжать работу, когда нарушаются правила, причем многими участниками одновременно.

Прием «остановки занятия» не стоит применять часто, иначе он не будет действовать, это экстренная мера. Занятие останавливается на 1—2 минуты, затем ребята высказывают предположение, почему это было сделано, а ведущий рассказывает о том, что вынудило его сделать «остановку».

В нашей ситуации за время разговора с ребятами (уже успокоившимися) вернулись ушедшие девочки.

Если бы у меня был помощник или соведущий, он обязательно остановил бы девочек, вышел с ними в коридор, спросил, что они чувствуют, почему покинули класс, что можно было бы еще сделать. Необходимо по возможности остановить выбегающего участника, поскольку в противном случае тот останется один в сложном эмоциональном состоянии. Если это не удалось сделать, стоит дать подросткам задание для самостоятельного выполнения и найти убежавшего участника, в крайнем случае с ним можно поговорить на перемене. Надо отметить, что такие ситуации происходят не часто, особенно если заранее договориться с подростками о том, что во время занятия нельзя выходить за пределы помещения. Для того, кто сейчас не может работать (не более 1—2 человек), можно предусмотреть место в классе (зале), куда можно уйти, чтобы за 5— 10 минут прийти в себя и вернуться в круг.

Мы с ребятами обсудили, почему я остановила занятие (были нарушены правила), поговорили об ответственности за свое поведение (каждый, в том числе Лена, отвечает за свое поведение). Если кто-то нарушает правила, он отвечает за это, если ты нарушаешь «за компанию»это уже твоя ответственность.

А с Леной мне удалось поговорить по душам после уроков. Оказалось, что в этот момент эмоциональная поддержка была очень важна для нее. Разобравшись в ее проблеме, я затем по-дружески попросила ее не мешать мне на уроках. Лена, улыбнувшись, ответила: «Хорошо». И действительно, с тех пор она перестала вести себя демонстративно и стала обращаться ко мне со своими проблемами. Конечно, ситуации могут быть разными, демонстративное поведение зачастуюэто запрос на поддержку, но бывают и другие причины. Тем не менее, думаю, этот пример поможет вам в работе.

 

Работа с кризисными ситуациями «Эмоциональный взрыв» и «Конфликт»

Резюме

Итак, мы видим следующие пути выхода из названных кризисов в групповой работе:

принятие решения

• решение принимается ведущим и не становится предме­том группового обсуждения;

дальнейшая работа

• ведущий собирает информацию об участниках кризисной ситуации;

• анализирует свои действия, предшествующие кризису;

• решает, будет ли он работать с проявившейся проблемой самостоятельно или порекомендует индивидуальную консультацию у другого специалиста.

Варианты немедленного реагирования при возникновении кризиса:

• предложить другую форму работы (упражнения на эмоциональную разрядку, простые игры);

• дать задание группе (или поручить помощнику продолжать занятие с группой), а в это время оказать помощь подрост- \ кам — участникам кризисной ситуации;

• дать индивидуальное задание участнику(ам) кризисной ситуации или привлечь к работе с ним(и) помощника, а самому продолжить работу с группой.

Банк игр и упражнений

 

В групповой работе часто бывают моменты, когда необходимо сменить вид деятельности, разрядить атмосферу:

− ребята устали от напряженной личностной работы или после тяжелого дня и не способны в данный момент заниматься. Однако вы не можете отпустить подростков домой, отменив занятие. Если дело происходит в школе, этот урок может быть не последним, а в психологическом центре за некоторыми ребятами в определенное время приезжают родители;

− на занятии произошла какая-то травмирующая ситуация, и вы не считает нужным в данный момент работать с ней (не хватает времени; не совсем ясно, что делать; просто не имеет смысла заострять на ней внимание);

− надо эмоционально подготовить ребят к восприятию какой-то темы (к разбору ситуации, к упражнению, к групповой работе, дискуссии).

Возможны и другие случаи, когда необходимо разрядить обстановку, создать атмосферу открытости, доверия, защищенности.

Предлагаем вашему вниманию ряд игр и упражнений, которые, по нашему опыту, оказываются эффективными в описанных выше ситуациях. Разделим их условно на два типа — «динамичные» и «эмоциональные», — однако именно условно, поскольку любое из предложенных упражнений многофункционально и может быть использовано для разных целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: