Тренировка «Я-высказывания» в парах




Каждая пара получает ситуацию и составляет«Я-высказывания».

  1. Твой брат одолжил у тебя твою любимую рубашку и порвал ее. Что ты скажешь брату?
  2. Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе единицу. Что ты скажешь учителю?
  3. Твой отец, который живет отдельно от вас, не забрал тебя в субботу, хотя и обещал. Что ты скажешь отцу?
  4. Твой лучший друг (подруга) назначил (а) свидание твоей (му) девочке (мальчику). Что ты скажешь другу (подруге)?
  5. Мама уже три раза обещала дать тебе немного денег, а теперь говорит, что не может сделать этого. Что ты скажешь маме?
  6. Соседский ребенок проткнул твой баскетбольный мяч. Что ты ему скажешь?
  7. Тебе поставили двойку за реферат. Учитель не захотел дать дополнительное время, чтобы ты мог дописать его. Что ты скажешь учителю?
  8. Вы решили не ходить на концерт и помочь своему другу подготовиться к экзамену. Вы прождали его в библиотеке два часа, но он так и не пришел. Что вы скажете ему?

 

12. Тренировка «Я-высказывания» в кругу

Два добровольца выходят в круг. Один рассказывает нечто, что может вызвать какие-то неприятные чувства у другого. Сначала участник объясняет ситуацию, его партнер дает «Ты-высказывание». Затем ситуация повторяется, но с «Я-высказыванием». Это демонстрационное упражнение, и при необходимости ведущий помогает участникам.

 

13. Тренировка «Я-высказывания» в тройках

Все делятся на тройки. Один рассказывает нечто, что может вызвать какие-то чувства у другого. Другой отвечает «Я-выска­зыванием». Третий слушает и дает обратную связь: получилось ли «Я-высказывание», было ли оно уместно в данном случае, как это выглядело со стороны (построение фразы, искусственность или естественность высказывания).

 

14. Домашнее задание

Использовать«Я-высказывание» в повседневной жизни, написать, что получилось: как чувствовали себя вы, как реагировали другие?

15. Круг. Прощание

Занятие 5. Поддерживаем друг друга

 

На этом занятии мы

- выясняем, зачем необходимо поддерживать друг друга;

- учимся разным способам поддержки.

 

Подготовить для занятия:

- карточки с именами участников;

- стандартный набор.

 

План занятия

 

1. Обсуждение домашнего задания 5 мин
2. Разминка Критика и поддержка 15 мин
3. Для чего нужна поддержка? 5 мин
4. Какие чувства вызывает у нас критика? Красный карандаш 20 мин
5.Работа в микрогруппах Как лучше поддерживать? 20 мин
6. Телесное упражнение на ощущение поддержки, доверия, умение оказать поддержку Свободное падение 10 мин
7. Работа в парах по оказанию поддержки Все равно ты молодец! 10 мин
Перерыв 20 мин
8. Поддержка Работа в тройках 20 мин
9. Письмо как вид поддержки Поддерживающее письмо 15 мин
10. Круг. Прощание 10 мин

 

ХОД РАБОТЫ

 

1. Обсуждение домашнего задания

Ребята в кругу рассказывают о том, удалось ли им использовать «Я-высказывания» в повседневной жизни. Кто пробовал применять эту форму высказывания? Кому было трудно делать это? Что получилось? Что не удалось?

 

2. Критика и поддержка

1. Три добровольца выходят за дверь. Двое из них решают, на какую тему они будут говорить так, чтобы их мнения не совпадали. Третий будет слушать и наблюдать. Ведущий в это время говорит группе о том, что им предстоит делать: сначала нужно будет под­держивать первого участника и критиковать второго, а по условной фразе ведущего (например: «Продолжим дискуссию»), наоборот, поддерживать второго и критиковать первого. Затем три участника возвращаются, и начинается дискуссия. Согласно договоренности, группа поддерживает сначала одного, затем другого участника. В общем кругу проводится обсуждение. Можно поговорить о пользе поддержки, о том, как сложно отстаивать свое мнение, когда тебя критикуют.

Если участники не могут самостоятельно выбрать тему, то ведущий предлагает несколько тем на выбор. Например: «Может ли девочка первая предложить встречаться мальчику?», «Может ли девочка первая подойти и познакомиться с мальчиком?», «Хорошо ли жить одному после окончания школы?».

2. Ведущий предлагает желающему выполнить сложное задание. Например, пройти по стульям, расставленным на рассто­янии большого шага, не сдвинув их с места; пропрыгать на одной ноге, параллельно подкидывая и ловя мяч, и т.п. Сначала группа горячо поддерживает участника: «Давай, давай! Молодец! У тебя здорово получается!» и т.п. При втором выполнении задания, наоборот, выражает сомнения в его возможностях: «Упадешь! Ничего ты не сможешь! Все равно у тебя не получится!»

После выполнения этих упражнений ребята обсуждают роль поддержки.

— Что ты чувствовал, когда тебя поддерживали, было ли легче?

Твои ощущения при критике?

Была ли разница в этих двух случая?

 

3. Для чего нужна поддержка?

— В предыдущих упражнениях мы видели и чувствовали, что поддержка помогает человеку, а критика мешает. Конечно, не всегда это именно так. Бывают ситуации, когда критика помогает чего-то достичь и исправить ошибки. Мы сегодня поговорим о поддержке. Часто люди скупятся на поддержку, путая ее с похвалой или комплиментом, боятся, что человек зазнается. В чем тут разница? При похвале человека сравнивают с другими. При этом вас хвалят, а другого — принижают: «Молодец, не то что Таня!», «Ты лучше всех в классе». Комплимент — это тоже знак внимания, но без учета ситуации. Например, ты подошла к подруге с проблемой, а она тебе говорит: «Классные тебе кроссовки купили!» При поддержке никого ни с кем не сравнивают. Если человек неуспешен в чем-то в данный момент, мы поддерживаем его самого, а не то, что он сделал (или не сделал, или не так сделал). Мы понимаем, что человек ценен, даже если он ошибся или у него что-то не получилось. Мы говорим: «Да, такое бывает, но все равно ты хороший человек».

 

4. Красный карандаш

Каждый вспоминает случай, когда он совершил ошибку, поступил неправильно. Сидящий справа сначала критикует, дает реакцию «красного карандаша». Затем проходит второй круг, истории рассказываются те же, но участники оказывают поддержку.

Подростки сравнивают свои ощущения при критике и поддержке.

 

5. Как лучше поддерживать?

Поддерживая, лучше человека не перебивать, слушать внима­тельно, не отворачиваться. Можно кивать, если это близкий друг — взять за руку, словами («Да-да, я понимаю...») и жестами дать почувствовать, что он услышан и понят.

Задание. Ребята разбиваются на группы по 4—5 человек и придумывают как можно больше видов поддержки. Например, можно сказать: «Все равно ты молодец!», можно предложить свою помощь, можно выразить сожаление, что ситуация была безвыходной, вспомнить, что с тобой тоже случалось подобное и ты понимаешь, как это трудно. А еще? Пусть участники предложат свои варианты.

После работы в микрогруппах все собираются в большой круг и делятся своими находками. Ведущий на доске записывает виды поддержки, которые потом можно занести в тетрадь.

Например:

• рассказать о своих чувствах по поводу ситуации («Когда я тебя слушала, мне было больно, я волновалась за тебя»);

• постараться понять, что чувствует другой человек («Наверное, тебе обидно?»);

• обратить внимание на возможности собеседника («Ты сильный, умный человек, в конце концов все будет хорошо и ты справишься!»);

• указать на сложность ситуации;

• рассказать, что ты (или твои друзья, знакомые) тоже был(и) в похожей ситуации;

• предложить помощь (если действительно можешь помочь);

• предложить просто побыть вместе («Я с тобой!»).

 

Не надо диктовать способы. Очень важно, чтобы ребята сами подумали над тем, как можно поддержать человека. Обычно они предлагают очень много вариантов. Задача ведущего — помочь подросткам понять, действительно ли предложенный способ является поддержкой.

Затем ребята обсуждают в большом кругу, что можно случайно «оказать медвежью услугу». Желая поддержать, можно еще больше расстроить человека. (Например, рассказывая об аналогичном случае, который произошел с тобой, можно увлечься и забыть о ситуации того, кому оказываешь поддержку; или, желая помочь человеку, можно обесценить ситуацию либо чувства собеседника: «Это ерунда, стоит ли так переживать?», «На самом деле это не страшно!») Как избежать этого?

 

6. Свободное падение

— Сейчас мы попробуем поддержать друг друга в прямом смысле слова. Одни из вас будут учиться поддерживать, а другие — доверять. Трудно получить поддержку или обратиться за помощью, не доверяя другому.

Встаньте в два круга, внутренний и внешний. Пусть во внутрен­нем кругу окажутся девушки, а во внешнем — юноши. Девушка поворачивается спиной к партнеру и падает, он ее мягко ловит и «ставит обратно». Девушка сама выбирает расстояние. Упражнение проходит в полной тишине. Перед тем как увеличить расстояние, партнеры взглядами дают понять друг другу, что оба готовы к этому. По моей команде партнеры делятся своими ощущениями, и стоящие во внутреннем кругу делают шаг вправо, в результате происходит смена партнеров.

После нескольких переходов можно предложить желающим девушкам и юношам поменяться ролями. Если девушек больше — часть из них встает во внешний круг и оказывает поддержку.

В конце проводится небольшое обсуждение в общем кругу.

 

7. Все равно ты молодец!

Участники делятся на пары. Каждый рассказывает о какой-то ситуации прошедшей недели, где он ошибся, был не прав. Другой участник поддерживает его, начиная со слов «Все равно ты молодец, потому что...».

 

Перерыв

 

8. Поддержка (в тройках)

Все делятся на тройки. Каждый участник по очереди рассказывает историю из своей жизни, когда он оказался в неприятной ситуации, совершив ошибку, проявив слабость и т.д. Второй участникоказывает поддержку, а третий наблюдает и затем дает обратную связь: как была оказана поддержка, имелись ли ошибки, что получилось наиболее удачно? Затем участники меняются ролями.

9. Поддерживающее письмо

Каждый подросток получает листок бумаги, на котором написано имя кого-то из присутствующих на занятии. За 10 минут он должен написать этому человеку небольшое поддерживающее письмо. Здесь можно упомянуть, что письмо — это еще один вид поддержки.

10. Круг. Прощание

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: