Занятие 6. Воздушный шар




 

На этом занятий мы

- учимся чувствовать друг друга и взаимодействовать;

- моделируем экстремальную ситуацию, в которой необходимо быстро и ответственно принимать решения и где сразу проявляются взаимоотношения в группе;

- осмысливаем опыт, полученный в игре, свое место в группе и свои стратегии поведения.

 

Подготовить для занятия:

- стандартный набор;

- список вещей для игры «Воздушный шар»**.

 

План занятия

 

1. Разминка Поздороваться разными способами 10 мин
2. Упражнение на умение чувствовать друг друга Жу-жу-жу   20 мин
3. Упражнение на групповое взаимодействие Повороты 10 мин
4. Упражнение на групповое взаимодействие Счет до десяти 10 мин
Перерыв 20 мин
5. Игра «Воздушный шар» 30 мин
6. Подведение итогов игры 20 мин
7. Круг. Прощание 20 мин

 

ХОД РАБОТЫ

 

1. Поздороваться разными способами

— Сейчас мы будем ходить по залу и здороваться. Но здороваться необычными способами: ладошками, одной рукой, сжимая руку партнера двумя руками, спинами, ногами, локтями, коленками, обнимаясь. Для кого-то из вас тот или иной способ поздороваться может быть неприемлем. Тогда он знаком «руки крест-накрест» отказывается от этого способа, но взамен обязательно предлагает свой.

 

2. Жу-жу-жу

(см. занятие 3, с. 59)

 

3. Повороты

1. Поупражняемся в том, чтобы лучше чувствовать друг друга. Встанем в несколько рядов так, чтобы не мешать соседям. По моему хлопку вы поворачиваетесь прыжком направо или налево. Задача — в результате серии прыжков повернуться всем в одну сторону.

 

Старшим подросткам (14—17 лет) можно сказать: «Повора­чиваемся только на 90°». Младшим (10—13 лет) лучше показать, как можно поворачиваться, а как — нельзя. После нескольких попыток группа обсуждает, как лучше выполнить задачу. Обычно приводятся разные варианты. Например, можно обратить внимание на то, как прыгает большинство, и подстроиться под них, или прыгать на одном месте (не поворачиваясь) до тех пор, пока не окажешься повернутым в ту же сторону, что и остальные. Повторяем упражнение.

 

4. Счет до десяти

— Вы умеете считать до десяти? Сейчас мы сделаем это вместе.

Кто-то говорит первым: «Один», другой должен сказать: «Два», и т.д. Условие: нельзя говорить одновременно. Если какое-то число назвали одновременно два человека и больше, начинаем заново. Интересно, сколько попыток вам понадобится, чтобы сосчитать до десяти?

Обычно я предлагаю считать не больше 10 раз. Затем — обсуждение, как улучшить счет, и вторая попытка.

 

Перерыв

 

5. Воздушный шар

Все собираются в круг. Ведущий произносит приблизительно следующий текст:

— Закроем глаза. Представим себе, что мы все летим на воздушном шаре. Под нами океан. Над нами голубое небо. Светит солнце. Рядом друзья. Легкий свежий ветерок. Но вот приближается туча. Начинает накрапывать дождик. Слышны раскаты грома. Страшные птицы летают над нами. Одна из них своим клювом пробивает оболочку шара, и мы медленно начинаем падать.

Открыли глаза. Мы попали в экстремальную ситуацию. На шаре много груза. Впереди — остров. О нем мы ничего не знаем. Если мы выбросим все вещи сразу, то пролетим мимо острова и утонем. Если ничего не выбросим, то не долетим до острова и тоже утонем. Выход один — мы должны выбрасывать вещи постепенно, в течение 20 минут.

Перед вами — карточки с названиями вещей. Каждая карточ­ка — это коробка. Поэтому, если названия написаны на одной карточке, нельзя выбросить одну вещь, а другую оставить — их можно

выбрасывать только вместе. В первую очередь надо избавляться от самых ненужных для выживания на острове вещей, в последнюю очередь — от самых нужных. Но ориентируйтесь и на вес вещей. Главное — в итоге надо выбросить все вещи.

Вы спросите, какая разница, что выбрасывать сначала, а что — потом, если все равно в конце концов все вещи окажутся в море? Вот об этом спросить еще ни одна группа (в моей практике) не догадалась. Догадываются уже потом, при обсуждении игры. Можно сказать подросткам, что чем позже они выбросят вещь, тем выше вероятность, что они ее поймают потом, уже находясь на острове (она будет ближе к берегу). Последнюю выброшенную вещь поймают почти наверняка, а первую — точно не поймают. Поэтому порядок выбра­сывания вещей все-таки важен, так как важно, с чем мы останемся на острове.

— При выборе вещей, которые вы будете выбрасывать, у вас могут возникнуть разные мнения. В нашей игре есть важное условие: вещь считается выброшенной только в том случае, когда все участники согласны с этим решением. Если хотя бы один не согласен, вещь остается на шаре. Если согласны все, карточка сдается ведущему. Помните, что сейчас главное — выжить, но потом вам с этими вещами жить на острове, и жить, возможно, долго. Поэтому не пренебрегайте своим мнением, если считаете не так, как вся группа. Постарайтесь доказать свою правоту, но и не упирайтесь, если не можете доказать, а то протянете время и упадете. Короче говоря, действуйте, думайте, 20 минут — ваши. Время пошло.

Список вещей

Золото, драгоценности Котлы, миски, кружки, ложки Ракетница с сигнальными ракетами Полезные книги про все Консервы Топоры, ножи, лопаты Питьевая вода Аптечка Винтовка с запасом патронов Шоколад Очень большая собака Рыболовные снасти Мыло, шампунь, зеркало Теплая одежда и спальники Соль, сахар, витамины Канаты, веревки Спирт 300 г 6кг 5 кг 12кг 20кг 15 кг 20л Зкг 30кг 7 кг 50кг 0,5 кг 2кг 50кг 4 кг 10кг 10 л

 

6. Подведение итогов игры

Сначала каждый по команде ведущего должен показать на человека, который был самым мудрым при выборе вещей. Можно показывать и на себя. Затем каждый показывает на того, кто помогал обсуждать и принимать решение, обеспечивая доброжелательную атмосферу. Затем проводится обсуждение в кругу. Сначала каждый говорит о том, что ему дала игра, потом о том, что он сам дал группе во время обсуждения. Высказываются мнения и по другим вопросам. Кто был лидером в группе? За счет чего ему удавалось убеждать других? Может быть, он просто хорошо организовывал обсуждение? Была ли группа враждебна к кому-то? Кто шел против всех? На кого группа оказывала давление? А кто считает, что он сам оказывал давление на других?

 

7. Круг. Прощание

В конце встречи ведущий говорит о том, что на следующем занятии группа будет жить на острове, на который прилетел шар (если вы решите проводить эту игру).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: