Лоренцо Бернини. Давид. 1623 г. Галерея Боргезе, Рим.




 

ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО ПЕТРА

Лоренцо Бернини выполнял работы для собора Святого Петра с 1624 г. до конца жизни. Он создал монументальные статуи свя­тых и папские надгробия, возвёл кафедру в главном алтаре и ки­ворий (надстройку) над могилой Святого Петра — удивительный пример единства скульптуры и архитектуры. Но самое замечатель­ное творение мастера — площадь перед собором (1657—1663 гг.).

Площадь нередко становилась местом папских богослужений. Именно здесь, перед главным собором католического мира, ог­ромное число паломников, говорящих на разных языках, долж­ны были почувствовать своё духовное единство.

Аля воплощения этих идей Бернини нашёл замечательное ре­шение. Пространство перед храмом превратилось в ансамбль из двух площадей: первая, в форме трапеции, обрамлена галерея­ми, отходящими от собора; вторая имеет форму овала, обраще­на к городу и оформлена двумя колоннадами. В симметричных точках этого овала расположены фонтаны, а между ними — обе­лиск, который позволяет ориентироваться на огромной площади. Общие очертания ансамбля имеют скрытое сходство с ключом, напоминая об известных словах Христа, обращённых к апостолу Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного». Характерный для барокко эффект «затягивания» в глубину архитектурного про­странства чувствуется здесь с особенной силой. Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору. Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью.

Лоренцо Бернини. Площадь Святого Петра. 1657—1663 гг. Рим.

ствах человека, вот почему его так сильно привлекал жанр скульптур­ного портрета. Прежде чем начать работать, мастер долго наблюдал за моделью и делал большое число за­рисовок. Следя за поведением геро­ев в различных ситуациях, он пытал­ся поймать момент, когда сущность их характеров и внутренний мир открывались наиболее ярко. Это

*Праща - оружие в виде ремня с расширенной сред­ней частью для метания камней или металлических шаров.

Фасад церкви Сант-Аньезе эффектно сочетается со знаменитым фонтаном «Четыре реки». Своё название фонтан получил из-за скульптур, которые символизируют реки четырёх частей света — Дунай (Европа), Ганг (Азия), Нил (Африка) и Ла Плату (Америка).

Франческо Борромини.

Церковь Сант-Аньезе. 1653—1661 гг. Рим.

Франческо Борромини.

Церковь Сант-Аньезе. Интерьер. 1653—1661 гг. Рим.

Лоренцо Бернини.

Фонтан «Четыре реки».

Гг. Рим.

Лоренцо Бернини.

Фонтан «Четыре реки». Фрагмент. 1648—1651 гг.

Рим.

«остановленное мгновение» он запе­чатлевал в камне.

Невозможно забыть пытливое и властное выражение лица, живо пе­реданное в портрете кардинала Шипионе Боргезе, выполненном около 1б32 г. Полон глубокого обаяния об­раз возлюбленной скульптора Кон­станции Буонарелли (около 1635 г.). Бернини изобразил её очень ин­тимно, с растрепавшимися волосами, без украшений. Но именно это поз­воляет почувствовать силу темпера­мента, энергию и душевную откры­тость модели. Скульптор стремился представить своих героев в минуты глубокого эмоционального подъёма,

который он виртуозно передавал через жесты, неожиданные ракурсы, выражение лица, гибкую и подвиж­ную мимику.

Уже зрелым мастером Бернини создал одну из лучших своих компо­зиций — «Экстаз Святой Терезы» (1645—1652 гг.) для алтаря капеллы семейства Корнаро в римском храме Санта-Мария делла Витториа. Святая Тереза Авильская жила в Испании в XVI в., занималась богословием, реформировала монашеский орден кармелиток. Бернини изобразил ми­стическое видение, описанное в её духовном сочинении: «Я видела анге­ла в телесном обличье по левую ру-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: