ДИСЦИПЛИНА «Управление техносферной безопасностью»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ
«Проведение экологического аудита на предложенном предприятии»
Задание ориентировано на приобретение опыта деятельности в рамках изучаемой дисциплины.
Формируемые компетенции/подкомпетенции:
ПодкомпетенцияПК-19.3 «Способность применять нормативно-правовые положения при организации управления техносферной безопасностью»
1. Описание задания: Разработка аудиторского заключения по результатам проведения экологического аудита на предприятии в формате Деловой игры.
Разделение группы на две команды: «Аудиторы» и «Производственники».
Постановка задачи. Совместный выбор и описание аудируемого предприятия: область деятельности предприятия, основные технологические процессы, выпускаемая продукция, месторасположение, масштабы производства и т.д.
Примеры вариантов аудируемых предприятий:
1. Производство безконтактных транспортных карт
2. Полигон по захоронению твердых бытовых отходов
3. Красильно-отделочная фабрика
4. Деревообрабатывающий комбинат
5. Пассажирское автотранспортное предприятие
6. Хлебокомбинат
7. Мусоросжигательный завод
Подготовительный этапэкоаудита (самостоятельная работа).Подготовка документации предприятия для проведения экологического аудита; разработка программы и детального плана экологического аудита на предприятии.
Основной этапэкоаудита (аудиторная работа). Экологический анализ производства: интервьюирование, экспертиза экологической документации, выявление несоответствий, предложения по улучшению производства и снижению воздействия на окружающую среду.
|
|
Заключительный этапэкоаудита (аудиторная работа). Формирование Аудиторского заключения.
Трудоемкость дисциплины:
Часов на задание в дисциплине – 8,5
Из них СРС – 4.
Результатом, полученным в рамках выполненного задания, является, Аудиторское заключение о состоянии природоохранной (экологической) деятельности на предприятии.
График выполнения задания
Неделя выдачи/ сдачи | Этапы выполнения задания | Методическая поддержка этапов задания | Взаимодействие преподавателя со студентами | Планируемые результаты этапа | Трудоемкость (количество часов на выполнение задания) Ауд./СРС |
Выдача варианта задания | Не предусмотрена | Объясняет задачу и особенности выполнения, распределяет между студентами части задания, поясняет основные требования | Формирование групп, разделение задачи | 0,5/0 | |
Подготовка к Деловой игре | Материалы Л 7, ПЗ 7 | Разъясняет возникающие вопросы на онлайн-консультациях | Перечень документации для экоаудита Программа экоаудита на предприятии | 0/4 | |
Проведение деловой игры Обмен данными в группе Составление аудиторского заключения | Материалы Л 7, ПЗ 7 | Руководит ходом Деловой игры, помогает студентам с выводами и формированием аудиторского заключения | Аудиторское заключение | 4/0 |
Рекомендации по выполнению задания
На 15-й неделе преподаватель проводит лекцию с объяснением основных принципов проведения экологического аудита на предприятии, также рассматриваются примеры проведения экологических аудитов на реальных производствах. После проведения лекции преподаватель распределяет студентов на команды «Аудиторы» и «Производственники». Совестно выбирается: область деятельности предприятия, основные технологические процессы, выпускаемая продукция, месторасположение, масштабы производства и т.д. Ставятся цели и задачи экоаудита. Назначаются ответственные лица.
|
|
В течении недели каждая команда осуществляет работу в рамках подготовительного этапа экологического аудита:
- «Производственники»,используя Интернет и рекомендованную литературу, готовят документацию о предприятии в соответствии с перечнем, предложенным преподавателем, и предоставляют ее «Аудиторам» в общей группе социальной сети.
- «Аудиторы» систематизируют полученные данные о проверяемом объекте, разрабатывают программу и детальный план экологического аудита на предприятии.
При необходимости преподаватель разъясняет возникающие вопросы на онлайн-режиме в общей группесоциальной сети или индивидуально.
На 16-й неделе проводиться практическое занятие с имитацией проведения основного этапа Экологического аудита на предприятии. «Аудиторы» интервьюируют «Производственников», проводят экспертизу предоставленных документов, выявляют несоответствия, предлагают мероприятия по улучшению производства и снижению воздействия на окружающую среду. Природоохранные мероприятия могут находиться в диапазоне от организационных мер и повышения контроля за ведением технологического процесса и работой средозащитного оборудования до закрытия предприятия с его последующим перепрофилированием.
|
|
В рамках заключительного этапа экоаудита обе команды совместно с преподавателем формируют Аудиторское заключение и совместно принимают решение о дальнейшей деятельности рассматриваемого предприятия.
4. Требования к представлению результатов:
Результатом Деловой игры является Аудиторское заключение о состоянии природоохранной (экологической) деятельности на предприятии. В заключении в том или ином виде должна содержаться следующая информация:
- выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности законодательству и нормативным актам;
- заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, своевременности и величине текущих экологических платежей, целенаправленности использования капитальных средств, выделенных на охрану окружающей среды;
- оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и величине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых ограничено или запрещено международными обязательствами государства;
- результаты анализа темпов роста производства продукции и количества выбросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и материальных ресурсов;
- оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникновении аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликвидации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств;
- заключение о профессиональной компетентности работников природоохранных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими средствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения;
- информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие материального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.
Строгих рамок по оформлению документа нет.
5. Методика оценивания качества выполнения задания
|
|
Выполнение задания оценивается дважды: индивидуальная работа студента при постановке задачи и подготовке к деловой игре (15 неделя) и коллективная работа при проведении Деловой игры (15 неделя).
№ п/п | Оцениваемые показатели этапа выполнения/ результаты этапа | Критерии и условия выставления оценки по критериям | Оценка/ балл |
1. | Индивидуальная работа | Активность при постановке задачи (1 балл) | 2-3 балла –оценка 3 4-5 баллов –оценка 4 6 баллов – оценка 5 |
Подготовка экологической документации (1 балл) | |||
2. | Коллективная работа | Экологический анализ производства (2 балла) | |
Аудиторское заключение (2 балла) | |||
Итого: от 2 до 6 баллов |
6. Оценивание задания в системе НБС