Могу ли я сказать о вайшнавах: «Они мои»?




Степень моего обладания вайшнавом и моего уважения к нему можно измерить только одной мерой — насколько я равнодушен к не-вайшнавам и понимаю, что меня с ними ничто не связывает. Пока преданный не стал абсолютно равнодушен к не-вайшнавам, не потерял чувства родства с ними, у него нет надежды почувствовать себя родным с вайшнавами.

Наше чувство единства с вайшнавами развивается соразмерно чувству, что не-вайшнавы — посторонние для нас люди. Это не просто слова. Если я действительно хочу быть связан с вайшнавами, я должен сначала избавиться от привязанности к не-вайшнавам. Если мои мать, отец, братья, друзья и те, кого я считаю своими близкими, враждебно относятся к служению вайшнавам и Господу, то они станут мне абсолютно безразличны. Меня ничто не будет с ними связывать, ни в мыслях, ни в делах. Пока во мне не будет такой решимости, мысль, что вайшнавы принадлежат мне, будет ложью. Человек не может чувствовать себя родным с вайшнавами или обладать ими, и, в то же время, считать себя в родстве с не-вайшнавами. Это несовместимые понятия.

 

Перевод: Расасиндху д., Дхаранидхара д.

Редактор: Расасиндху д.

Корректор: Нарамада д.д., Расасиндху д.

«Душта мана»

(«Кто истинный вайшнав?»)

- Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур -

 

душта мана, туми кисера вайшнава

пратиштхара таре, нирджанера гхаре,

тава хари-нама кевала кайтава (1)

О порочный ум! Какой же ты вайшнав? Ты повторяешь святое имя в уединении только ради славы и почета. Такое воспевание — ни что иное как лицемерие.

 

джарера пратиштха, шукарера виштха,

джано на ки таха майара вайбхава

канака-камини, диваса-йамини,

бхавийа ки каджа, анитйа се-саба (2)

Такая мирская пратиштха подобна свиному навозу. Разве ты не знаешь, что это проявление майи? День и ночь ты думаешь лишь о женщинах и деньгах. Какой смысл размышлять о том, что преходяще?

 

томара канака, бхогера джанака,

канакера дваре севахо мадхава

каминира кама, нахе тава дхама,

тахара — малика кевала йадава (3)

Свои деньги ты растратил на мирские услады, но они предназначены лишь для служения Господу Мадхаве, супругу богини Лакшми и высшему наслаждающемуся. Ты не в силах удовлетворять бесконечные желания женщин. На это способен только Господь Ядавов, их единственный господин.

 

пратиштхаша-тару, джара-майа-мару,

на пела равана йуджхийа рагхава

вайшнави-пратиштха, та’те коро ништха,

таха на бхаджиле лобхибе роурава (4)

Желание славы подобно миражу в пустыне иллюзорной материальной энергии. Равана жаждал занять место Господа Рамы, что бы насладиться этим миражом, но был убит в сражении с Ним. Поэтому утвердись в положении слуги вайшнавов, которое они даровали тебе. Иначе тебя ждет ад Раурава.

 

хариджана-двеша, пратиштхаша-клеша,

коро кено табе тахара гоурава

вайшнавера пачхе, пратиштхаша ачхе,

та’те кабху нахе анитйа-вайбхава (5)

Почему ты думаешь, что зависть по отношению к преданным и стремление к пратиштхе делают тебе честь? Желание духовно возвыситься легко исполнить, став преданным Господа. Слава неизменно сопутствует вайшнаву и у нее нет ничего общего с обычным мирским величием.

 

се хари-самбандха, шунйа-майа-гандха,

таха кабху нойа джарера кайтава

пратиштха-чандали, нирджаната-джали,

убхайе джанихо майика роурава (6)

Истинная слава состоит в преданности Господу Хари, в ней нет и тени майи. Тот, кто ради славы выдает себя за вайшнава, подобен собакоеду. Его уединенный бхаджан — один лишь обман. Знай, что тот, кто избрал один из этих путей, уже пребывает в аду иллюзии.

 

киртана чхарибо, пратиштха макхибо,

ки каджа дхурийа тадриша гоурава

мадхавендра пури, бхава-гхаре чури,

на корило кабху садаи джанабо (7)

Ты думаешь: «Вместо киртана я изберу гордое уединение и так обрету славу и почет». Зачем тебе это? О ум, знай наверняка, что Шри Мадхавендра Пури не искал обходных путей для достижения бхавы. Господь Гопинатха Сам прославил его как Своего чистого преданного.

 

томара пратиштха, шукарера виштха,

тара саха сама кабху на манава

матсарата-ваше, туми джара-расе,

мадже’чхо чхарийа киртана-соуштхава (8)

Но твоя слава подобна свиному навозу. Может ли она сравнится со славой Шри Мадхавендры Пури? Из зависти ты обрек себя наслаждаться мирской расой и отказался от возвышенной красоты киртаны.

 

таи душта мана, нирджана-бхаджана,

прачаричхо чхале куйоги-вайбхава

прабху санатане, парама джатане,

шикша дило джаха, чинта’ сеи саба (9)

О порочный ум, своим уединенным бхаджаном ты обманываешь других, словно йог-притворщик. Постарайся понять наставления, которые Шри Чайтанья Махапрабху дал Шриле Санатане Госвами.

 

сеи ду’ти катха, бхуло’ на сарватха,

уччайх-сваре коро хари-нама-рабо

пхалгу ара йукта, баддха ара мукта,

кабху на бхавихо, «экакара» сабо (10)

Громко повторяй святое имя Господа Хари и помни два самых важных наставления: не путай ложное отречение с истинным, а так же обусловленную душу с освобожденной.. Следует всегда отличать одно от другого.

 

канака-камини, пратиштха-багхини,

чхарийачхе джа’ре, сеи то’ вайшнава

сеи анасакта, сеи шуддха-бхакта,

самсара татхайа пайа парабхава (11)

Стремление к деньгам, женщинами и пратиштхе подобно тигрице. Те, кто отказался от них, - истинные вайшнавы. Только они чисты и свободны от материальных привязанностей и могут преодолеть самсару, океан материального бытия.

 

джатха-йогйа бхога, нахи татха рога,

анасакта сеи, ки ара кахабо

асакти-рохита, самбандха-сахита,

вишайа-самуха сакали мадхава (12)

Те, кто принимает лишь необходимое для служения Кришне, не подвержены болезни материальной иллюзии. Что же касается их отречения, то они свободны от ложных привязанностей и воспринимают окружающий их мир в связи с Кришной, считая, что он предназначен только для удовлетворения Господа Мадхавы, супруга всех богинь Лакшми.

 

се-йукта-вайрагйа, таха то’ саубхагйа,

тахаи джарете харира вайбхава

киртане джахара, пратишха-самбхара,

тахара сампатти кевала кайтава (13)

Удачливы те, кто утвердился в истинном отречении. В этом материальном мире они олицетворяют славу Господа Хари. Но те, кто прославляет Шри Хари ради собственной пратиштхи, лишь обманывают себя.

 

вишайа-мумукшу, бхогера бубхукшу,

ду’йе тйаджа мана, дуи авайшнава

кришнера самбандха, апракрита-скандха,

кабху нахе таха джарера самбхава (14)

О ум, сторонись общества тех, кто ищет освобождения или материальных наслаждений, поскольку у этих людей нет преданности. Взаимоотношения с Кришной — это основа трансцендентного бытия, недосягаемого для тех, чье сознание привязано к материи.

 

майавади джана, кришнетара мана,

мукта-абхимане се нинде вайшнава

вайшнавера даса, тава бхакти-аша,

кено ва дакичхо нирджана-ахава (15)

Майявади не могут понять Кришну. Они с гордостью считают себя освобожденными и при этом оскорбляют вайшнавов. О ум, всегда молись о том, чтобы с любовью и преданностью служить вайшнавам. Зачем ты обременяешь себя уединением?

 

дже пхалгу-вайраги, кохе нидже тйаги,

се на паре кабху хоите вайшнава

хари-пада чхари’, нирджаната бари,

лобхийа ки пхала, пхалгу се вайбхава (16)

Те, кто имитируют отречение, никогда не станут вайшнавами. О ум, чего ты добьешься, если ради уединенного бхаджана оставишь служение лотосным стопам Шри Хари и вайшнавов? Твое чувство собственной исключительности – всего лишь обман.

 

радха-дасйе рохи, чхари’ бхога-ахи,

пратиштхаша нахе киртана-гоурава

радха-нитйа-джана, таха чхари’ мана,

кено ва нирджана-бхаджана-кайтава (17)

Утвердись в служении Шримати Радхике и сбрось с себя змею материальных наслаждений, которая вот-вот проглотит тебя. Желание славы и почестей не украшает твой киртан. О ум, зачем обманывать себя практикой уединенного бхаджана, оставив общество вечных слуг Шримати Радхики?

 

враджа-васи-гана, прачарака-дхана,

пратиштха-бхикшука та’ра нахе шава

прана ачхе та’ра, се-хету прачара,

пратиштхаша-хина кришна-гатха саба (18)

Жители Враджа — единственные истинные проповедники в этом мире, поскольку обладают сокровищем кришна-премы. Они не ищут мирского признания. Они живут лишь своей любовью к Кришне. Когда они говорят о Нем, их слова чисты, ибо не запятнаны стремлением к славе.

 

шри-дайита-даса, киртанете аша,

коро уччайх-сваре хари-нама-рава

киртана-прабхаве, смарана свабхаве,

се кале бхаджана нирджана самбхава (19)

Шри Даита дас (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур), покорный слуга Шри Радхи и Ее возлюбленного Кришны, громко поет святое имя Шри Хари, уповая на киртану, потому что киртана приводит к смаране. Только тогда будет возможно совершать уединенный бхаджан.

 

Одана Шаштхи

Одана Шаштхи – это праздник, знаменующий приход зимы, праздник, во время которого в священном городе Пури Божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры одевают в новые, зимние одежды.

Одежды специально шьют к этому дню. Обычно, когда шьют одежды Божествам, их стирают, чтобы убрать весь крахмал, так как накрахмаленные одежды считаются осквернёнными, а потом уже одевают Господа.

В честь Одана Шаштхи Божества одевают в красочные одежды из шёлка с золотыми украшениями, инкрустированными драгоценными камнями. На Господа надевают семь одежд из пяти видов тканей. Надевают так, чтобы всё тело было покрыто и лишь лицо оставалось открытым.

Господу предлагаются гирлянды, короны, браслеты, серьги, которые сделаны из ароматных цветов. Также предлагаются ароматические масла, благовония, лампадки с маслом гхи и 16 разных предметов для особого поклонения.

Весь день одевают Божества и ещё предлагают особую бхогу. В этот день многие люди приносят различные одежды и приходят получить даршан Господа Джаганнатхи. Потому что даршана больше не будет, так как Господь Джаганнатха будет полностью покрыт одеждами, которые Он носит целый месяц вплоть до праздника Макара Шанкранти (Макара Санкранти).

Целый месяц Он просыпается рано и спать ложится рано, носит одежды Свои и прячет их.

А почему? – Потому что с Ним нет Махалакшми, Потому что Она уходит на месяц к отцу Варуна-деву. Махалакшми нет, стирать некому. Маме Яшоде Он говорит: «Мама, не нужно Мне менять одежды». И Он носит эти одежды целый месяц. Этот месяц называется пуран-шаштхи.

И целый месяц Господу будут предлагать кичри. Махалакшми нет, некому принести воды, чтобы приготовить кушать. Поэтому мама Яшода доит коров, на молоке варит дал, потом туда добавляет рис, сахар, гхи, киш-миш, орешки, миндаль. Если вы отправитесь в Нандагран, то увидите, как там целый месяц предлагают такой замечательный кичри.

В январе (* Макара Санкранти – в 2016 году это приходится на 15 января) возвращается Махалакшми и снимаются эти семь одежд.

В комментарии к «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 16.78) Шрила Прабхупада описывает Одана Шаштхи.

«В начале зимы проводится церемония под названием Одана-шаштхи. Смысл её в том, что с этого дня на Господа Джаганнатху будут надевать теплую накидку. Такую накидку каждый раз покупают непосредственно у ткача. В соответствии с правилами арчана-марга, прежде чем надеть на Господа новую одежду, её сначала необходимо постирать, чтобы удалить с нее весь крахмал. Пундарика Видьянидхи заметил, что служитель надел на Господа Джаганнатху нестираную накидку. А поскольку Пундарике Видьянидхи захотелось найти в преданных какой-нибудь недостаток, он при виде этого нарушения пришел в негодование.»

(Мадхья-лила, 16.79) «Когда Пундарика Видьянидхи увидел, что на Господа Джаганнатху надели накрахмаленную одежду, это вызвало у него некоторое раздражение, и ум его осквернился».

 

Замечательная история, которая произошла с Пундарика Видьянидхи во время празднования Одана шаштхи, описана Джагадьони деви даси («Гауранга. Послание Любви», Том 2, 6 ч, 5 гл.19):

«Скоро настал праздник Одана-шаштхи, когда Господу Джаганнатхе предлагают новые одежды. В тот день преданные принесли для Господа новые накрахмаленные одежды, кто какие хотел. Господь Чайтанья и Его спутники тоже пришли на праздник. Громко и радостно звучали мриданги, мухари, раковины, дандабхи, кахалы, даки, дагады и кады. Бесчисленное множество самых разных одеяний в тот день предлагалось Господу. Праздник длился с шестого дня (шаштхи) и до конца месяца Магха. Господь Чайтанья и Его преданные наблюдали праздник от начала церемонии предложения одежд и почти до утра следующего дня, охваченные восторгом любви к Кришне.

Господь Чайтанья был одновременно поклоняющимся и объектом поклонения, но без Его милости невозможно было этого осознать. Проявив деревянный облик Господа Джаганнатхи, Господь взошел на Свой трон, а проявив облик санньяси, Господь поклонялся Самому Себе. В этот день Он принимал множество шелковых одежд всех цветов - белые, желтые, голубые, а также роскошные одежды, расшитые золотом и жемчугами. После одежд Господу предложили украшения из цветов - цветочные браслеты, цветочные короны и цветочные гирлянды. Вместе с благовониями, светильниками и всеми шестнадцатью видами подношений во время арати Господу Джаганнатхе предлагали ароматные цветы, а потом бесконечное разнообразие блюд.

После праздника Господь Чайтанья, счастливый, вернулся домой. Он простился со Своими спутниками и удалился в Свою комнату. Преданные разошлись, и только Пундарика Видьянидхи остался со Сварупой Дамодарой. Они вели сокровенные беседы, без лукавства раскрывая друг другу сердце. У Пундарики Видьянидхи закрались сомнения, и он спросил Сварупу Дамодару:

- «Почему слуги Господа Джаганнатхи подали сегодня Господу накрахмаленные одежды? Почему в этой стране, пренебрегая писаниями, предлагают Господу не ополоснутые от крахмала одежды?»

- «Послушай, я объясню. Нет изъяна в местных традициях. Знатоки смрити и шрути не всегда могут увидеть этот праздник. И в то же время, если Верховный Господь не хочет этого праздника, почему же тогда Он не запрещает царю посещать его?»

- «Хорошо, - отвечал Пундарика, - Верховный Господь может делать все, что пожелает. Но разве могут слуги Господа подражать Ему и тоже делать все, что хотят? Почему священнослужители Господа Джаганнатхи, художники, слуги и посланники предложили Ему нестиранные, накрахмаленные одежды? Господь Джаганнатха - Верховная Личность Бога. Он может поступать, как хочет. Но значит ли, что теперь каждый может вести себя, как хочет? Прикоснувшись к новым накрахмаленным одеждам, человек должен сразу же вымыть руки. Почему разумные люди не следуют этому правилу? Даже царские представители, не задумываясь, кладут Верховному царю на алтарь накрахмаленные одежды».

– «Послушай, о дорогой брат, - отвечал Сварупа Дамодара, - я думаю, на празднике Одана-шаштхи не было допущено ошибки. Верховный Господь нисшел в этот мир как Господь Джаганнатха. Он не думает о правилах и запретах».

– «Но брат мой, Господь Джаганнатха, конечно, Верховная Личность Бога. Если Он пренебрежет каким-то правилом или запретом, Он не будет оскорбителем. Конечно, Он - Верховная Личность Бога, пребывающая в ДжаганнатхаПури. Он, конечно, может отвергнуть все обычаи. Он - Верховная Личность Бога, нисшедшая в этот мир!»

Беседуя, друзья прогуливались по дороге. Улыбки не сходили с их уст. Взявшись за руки, они смеялись над самой мыслью о том, что слуги Господа Джаганнатхи могли допустить ошибку. Они верили в могущество и славу слуг Господа, знали, как сильно Господь Кришна любит их. Иногда Господь вводит их в заблуждение, а потом милостивым сердцем Сам же развеивает все заблуждения. Точно также Господь запутал Пундарику Видьянидхи и чудесным образом освободил его от заблуждения. Друзья покинули комнату и счастливо занялись служением Господу Кришне. После прасада они вернулись к дому Господа Чайтаньи и легли спать. Господь Чайтанья знал все. В облике Господа Джаганнатхи Он пришел к ПундарикеВидьянидхи во сне. Господь Джаганнатха сердито посмотрел на него, а потом ударил Пундарику по лицу. Оба брата - Джаганнатха и Баларама - нещадно награждали Пундарику пощечинами. Пундарика терпел сильную боль.

«Кришна! Спаси меня! - кричал он. - Пожалуйста, прости оскорбления!»

Он молился, припав к стопам Господа.

– «О, Господь, чем я оскорбил Тебя, что теперь Ты так сильно бьешь меня?» - спросил Пундарика Господа.

– «Твоим оскорблениям нет конца! - отвечал Господь. - Ты ничего не знаешь о величии Моих слуг или Меня Самого, хоть и находишься здесь. Зачем ты остался, если ты такой аристократ? Ты так дорожишь своей высокой кастой, что тебе лучше ввернуться домой. Ты нашел ошибку на Моем празднике! Почитая Меня как Верховного Господа, ты осуждаешь Моих слуг. Ты углядел ошибку в предложении накрахмаленных одежд!»

Не просыпаясь, Пундарика ужаснулся в сердце. Возложив милостивые стопы Господа себе на голову, он плакал.

– «О, Господь, пожалуйста, прости этого греховного оскорбителя, - молил он. - Я оскорбитель, я оскорбитель! Господь, это так! Господь наказал этот рот, поносивший Твоих слуг. О, Господь, Ты явил мне Свою милость. Сегодня настал для меня самый благословенный день. Собственной рукой Ты надавал мне по губам и щекам!»

- «Поскольку ты - Мой слуга, Я добр к тебе, - сказал Господь Джаганнатха, - и поэтому наказал тебя». Оба Господа во сне с любовью посмотрели на Пундарику Видьянидхи, а потом вернулись в Свой храм. Как только видение исчезло, Пундарика поднялся. Посмотрев на свои щеки, отмеченные ударами Господа, он улыбнулся.

– «Это благоприятно. Это очень благоприятно, - говорил он. - Я совершил оскорбление, и Господь наказал меня. Мне повезло, что Господь избрал такое легкое наказание».

Узрите славу Пундарики Видьянидхи! Милость Верховного Господа к Своим слугам очень велика. Господь никогда не наказывал в назидание даже своего сына Прадьюмну, как не наказывал Ситу, Рукмини, Сатьябхаму и других близких спутников или сонмы полубогов и полубогинь. Редко Господь является перед кем-то во сне и милостиво наказывает за оскорбления.

Преданный, наказанный во сне, очень удачлив. Когда он пробуждается, его оскорбления уже нет. Наказанный во сне Господом, он обретает все блага в этом мире.

Нет никого более удачливого, чем он. Господь никогда не является и не разговаривает с безбожниками ни во сне, ни на яву. Яваны совершают много богохульства и насилия. И хотя они видят много снов и осознают свои оскорбительные и греховные деяния, Господь никогда не наказывает их во сне. Каждое мгновенье яваны оскорбляют святых брахманов, за что страдают в этой жизни и будут страдать в следующей. И все же Верховный Господь не наказывает их во сне. Если Верховный Господь придет к кому-то во сне, это очень удачливый человек. Пусть каждый узрит великую милость Верховного Господа к ПундарикеВидьянидхи! Он Сам наказал его, явившись во сне.

Пундарика Видьянидхи поднялся, когда уже рассвело. Щеки его еще горели от ударов Господа. Ежедневно он посещал Сварупу Дамодару, после чего друзья отправлялись в храм Господа Джаганнатхи взглянуть на божество. Сегодня Пундарика тоже направился к Сварупе, ему не терпелось обо всем рассказать.

– «Почему сегодня утром ты не поднялся и не пошел увидеть Господа Джаганнатху?» - спросил его Сварупа Дамодара.

– «Брат мой, - отвечал Пундарика, - я пришел кое-что рассказать тебе».

Тут Сварупа заметил вдруг распухшие щеки Пундарики:

- «Скажи мне, откуда у тебя на лице пощечины?»

- «Вчера меня одолели сомнения, - отвечал, улыбаясь, святой Пундарика, - я сердился, что Господу предложили накрахмаленные одежды. У меня все лицо пылало, и сегодня ты видишь у меня на лице последствия вчерашнего гнева. Господь Джаганнатха и Господь Баларама пришли ко мне во сне. Оба Они стали бить меня по щекам, без остановки, и при этом приговаривали: «Ты осуждал, как Нам предлагали одежд». Они били меня по щекам кольцами, которые были на Их пальцах. Больше мне нечего сказать. Я смущен, мне нечего больше сказать. С сегодняшнего дня щеки мои достойны прославления».

У Пундарики Видьянидхи не было сил говорить. Сварупа Дамодара счастлив был видеть великую любовь Господа к Пундарике. Истинные друзья радуются удаче друга. Оба улыбались от радости.

– «О, брат мой, - сказал Сварупа Дамодара, - никогда прежде я не видел и не слышал о более удивительном и прекрасном наказании. Никогда еще я не слышал, чтобы Верховный Господь явился кому-нибудь во сне и Сам наказал человека».

Оба друга пребывали в блаженстве. День и ночь, наслаждаясь нектаром бесед о Господе Кришне, они не знали ничего иного в этом мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: