Ø Верст не считали
По дорогам езжали,
А за морем бывали...(перелетные птицы)
Ø Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день...(скворец)
Ø Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели?...(соловей)
Ø Гости приходят весной,
А уходят осенью...(перелетные птицы)
Ø Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это...(цапли)
Ø Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот...(соловей)
Ø Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит...(грач)
Ø В синем небе голосок
Будто крошечный звонок...(жаворонок)
Ø По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех...(грач)
Ø Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга-
Флейтой свищет в лесу..(иволга)
Ø Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут...(кукушки)
Ø Всех приметных птиц черный,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица...(грач)
Ø На месте — дворец,
Во дворе — певец...(скворец)
Ø Маленький мальчишка,
Ø Черный, кричит: «Кра»
Червякам враг...(грач)
Пословицы и поговорки.
§ В одно перо и птица не родится.
§ Видно птицу по полету.
§ КСоловья баснями не кормят.
У всякой пташки свои замашки.
§ Летать умеет тот, кто умеет садиться.
§ Птицу видать по полету.
Стихи о перелетных птицах.
***
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
А. Плещеев
***
О чем поют воробышки
В последний день зимы?
— Мы выжили! Мы дожили!
Мы живы! Живы мы!
В. Берестов
***
Возвращаются скворцы —
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся,
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков
***
Удод
Он украшен хохолком.
Дом его в дупле сухом.
Знает весь лесной народ:
Эти птицу звать удод.
***
Скворец
Скворец за морем жил зимой,
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Прилетай же!
М. Карим
***
Милый скворушка-скворец,
Прилейтайже наконец!
Для тебя я дом построил -
Не скворечник, а дворец!
Приложение №4.
Конспект занятия по рисованию «Жаворонок».
Цели:
-Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей.
-Учить детей рисовать птицу в движении.
-Показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы.
-Развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом.
-Развивать навыки рисования цветными карандашами.
-Развивать навыки создания фона с помощью восковых мелков.
Ход занятия.
Воспитатель:
Сегодняшнее наше задание я хочу начать с музыки. Я предлагаю вам послушать романс русского композитора А. Алябьева «Жаворонок».
Не правда ли, какая нежная, чистая, красивая музыка. Она очень точно передает впечатление от песенки жаворонка - звонкой, высокой, чистой. Она так радует душу, так согревает сердце.
Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать жаворонка.
Посмотрите на эти картинки.Глядя на них, мы понимаем, что тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? (Голова, туловище, хвост, крылья.) Какой они формы? (Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым.
Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только правильно соединить эти части.
(Показ наброска рисунка мелом на доске.)
Воспитатель:
-У жаворонка небольшое овальное туловище, круглая головка, маленький треугольный клюв, хвост треугольной формы. Посмотрите, сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку, овальные крылышки - немного заострю у них концы (это самые длинные перья).
Остается хвост в сложенном виде он напоминает скорее не треугольник, а
четырехугольник, и треугольный маленький клюв. И вот мой жаворонок собирает с земли семена растений.
Теперь вам понятна последовательность рисования. Видите, стоит немного изменить положение частей тела относительно друг друга, и у жаворонка совсем другая поза. Чуть-чуть измените, положение головы, перенесите ее повыше, жаворонок уже не клюет зернышки, а сидит на гнезде, зорко смотрит по сторонам, охраняя птенцов.
А теперь попробуем сделать набросок жаворонка, который взлетает. Снова начинаю с овального туловища, пририсую к нему круглую головку с маленьким клювом. А теперь- развернутые крылышки. Начну их рисовать с изогнутой линии, похожей на закругленный угол, это внешняя часть крыла. Внутренняя часть - тоже закругленная, но уже более плавная линия, ее я разделяю на отдельные перышки. Точно так же рисую второе крыло. Остается хвост. В полете жаворонок расправляет его, хвост приобретает треугольную форму, в нем тоже можно прорисовать отдельные перышки
А теперь попробуйте составить свою композицию, изобразив жаворонков в самых разных позах, неподвижными и в движении, сидящими на земле и летящими. Сделайте набросок простыми карандашами. Если вам что-то не понравится в вашем наброске, вы можете воспользоваться ластиком и исправить его.
2часть. Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.
3часть. После того, как дети закончили выполнять набросок простым карандашом, воспитатель предлагает им подумать, чем они будут раскрашивать набросок, какие используют изобразительные средства, простые карандаши. Он беседует с детьми о том, какое оперение у жаворонка. У полевого жаворонка перья верхней части тела землисто-бурого, коричневого цвета, а нижний– рыжевато-белого.
В заключение – короткая беседа о содержании получившихся рисунков.
Приложение №5.
Наблюдение за птицами на участке детского сада
Цели:
— учить различать птиц по оперению, размеру, голосу;
— развивать наблюдательность, память;
— воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам.
Ход наблюдения
Трава опять зазеленела,
И закудрявились леса.
«Весна! Весна! Пора за дело!»
— Звенят уж птичек голоса.
Сухие прутики, солому,
Кусочки мха они несут
— Все пригодится им для дома,
Чтоб для птенцов создать уют.
И заливаются на ветках
Синицы, воробьи, скворцы,
Ведь скоро в гнездах будут детки
— Их желторотые птенцы.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?
♦ Как вы им помогаете?
♦ Какого они размера?
♦ Какую пользу приносят птицы?
♦ Какая у них окраска?
♦ Чем питаются?
♦ Какие изменения в жизни птиц происходят весной?
♦ Как птицы заботятся о своем потомстве?
♦ Каких птиц вы еще знаете?
Трудовая деятельность
Посыпание песком дорожек на участке.
Цели:
— воспитывать положительное отношение к труду;
— учить оказывать помощь младшим.
Подвижные игры
«Лови — бросай».
Цели:
— учить ловить мяч, не прижимая его к груди;
— бросать точно воспитателю двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.
«Салки».
Цель: учить двигаться приставными шагами в разные стороны, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Приложение №6.
Игра – викторина
«Перелетные птицы».
(в логопедической группе)
Провела воспитатель
1 кв. категории
Русакова М.Г.
Апрель, 2012 г.
Задачи:
1. Образовательные:
Ø Закрепить знания о перелетных птицах;
Ø Учить выделять характерные особенности птиц;
Ø Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц.
2. Коррекционно-развивающие
Ø Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитие мелкой моторики, внимания, мышления.
3. Воспитательные задачи.
Ø Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и птицам.
Дети играют в группе. Входит воспитатель, в руках у неё конверт.
В: Ребята, почтальон принес нам письмо. На письме есть адрес получателя. Давайте узнаем, кому адресован этот конверт.
Дети читают адрес, написанный на конверте.
В: Ребята это письмо для нашей группы. Значит, мы можем его распечатать.
В конверте разрезанные картинки.
В: Какие то картинки, а что нам с ними делать?
Д: Собрать.
Дети собирают картинку, на которой нарисована ласточка.
В: Кто это, у нас получился?
Д: Ласточка.
В: Ребята, а как вы узнали, что это ласточка.
Д:
В: А что вы еще знаете о ласточке.
Д:
В: Ребята, а скажите, какая это птица?
Д: Перелетная.
В: А почему ее называют перелетной?
Д: Потому что они осенью улетают, а весной прилетают.
В: А зачем они летят назад к нам?
Д: Потому что здесь они родились, здесь их дом, и они здесь высиживают птенцов.
В: А вы знаете как называются птенцы у птиц?
Д/и «Кто у кого?»
У грача – грачонок – грачата.
У кукушки – кукушонок – кукушата.
У утки – утенок – утята.
У гуся – гусенок – гусята.
У лебедя – лебеденок – лебедята.
У соловья – соловьенок – соловьята.
У журавля – журавленок – журавлята.
У дрозда – дрозденок – дроздята.
У чижа – чижонок – чижата.
У аиста – аистенок – аистята.
У скворца – скворчонок – скворчата.
В: Как вы хорошо знаете птенцов, а я хочу проверить, знаете ли вы птиц? Я сейчас буду описывать птицу, а вы должны ее назвать и показать.
Д/и «Я начну, а ты закончи».
Ø Птица с буровато-серым опереньем, свои яйца подбрасывает в чужие гнезда, много ест, уничтожает вредных насекомых.
(кукушка)
Ø Красивая птица с блестящим черным опереньем, короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, красиво поет, подражает голоса других птиц, люди для него строят весной домики, вешают высоко на деревья.
(скворец)
Ø Черный, клюв вытянутый, хвост закруглен, приносит весну.
(грач)
Ø Рыжехвостая, заметная, яркая.
(горихвостка)
Ø Тонкая, стройная, изящная, голосистая, заботливая, черноголовая
(славка черноголовая)
Ø Некрупный, пятнистый, певчий, усердный, хитрый, селится на полях
(жаворонок – полевой)
Ø Хохлатый, приметный, яркий, синезеленый, нарядный.
(чибис)
В: Ребята, а давайте с вами немного поиграем в игру, которая называется «Утка – Гусь»
П/и «Утка-Гусь».
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Выбирается водящий, ему дают в руки маленький мячик. Водящий стоит за кругом. На слова: «Утка, утка, утка!» — которые произносит водящий, он идет мимо стоящих к нему спиной детей. На слово «Гусь!» — кладет в руки одному из участников игры мячик. После этого водящий и ребенок с мячиком в руках расходятся в разные стороны.
Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу названия перелетных птиц, доходят до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.
В: А птиц можно назвать еще и по-другому, по их повадкам, признакам.
Попробуем.
Д/и «Какой, какая?»
У аиста длинные ноги, он какой….? (длинноногий)
У лебедя длинная шея, он….? (длинношеий)
У аиста длинный клюв, он…. (длинноклювый)
У ласточки длинный хвост, она….(длиннохвостая)
Ласточка любит тепла, она…(теплолюбивая)
У стрижа острые крылья, он ….(острокрылый)
У соловья звонкий голос, он….(звонкоголосый)
У славки черная головка, она …..(черноголовая)
В: Какие вы молодцы, назвали всех птиц. А вот сейчас я с вами поиграю в такую игру, которая называется, «кто как кричит?». Я буду называть птицу, а вы будете говорить, как она кричит.
Д/и «Кто как кричит?»
Ласточка – щебечет,
Кукушка – кукует,
Грач – кричит «кра»,
Соловей – заливается, свистит, щелкает.
Журавль – курлычет,
Жаворонок – звенит.
В: Молодцы, ребята.
Ой, ребята, смотрите, птицы сели вряд. И что – то сказать нам хотят, щебечут, кричат, понять не могу, что здесь не так?
Д/и «Четвертый лишний».
Ласточка, аист, воробей, утка.
Ласточка, скворец, ворона, жаворонок.
Жаворонок, снегирь, ласточка, журавль.
Воробей, ворона, журавль, голубь
Скворец, дрозд, кукушка, воробей.
Сорока, соловей, ласточка, грач.
Журавль, жаворонок, клест, трясогузка.
В: Молодцы, помогли птицам разобраться.
Воспитатель нечаянно сбрасывает конверт со стола, оттуда выпадают листочки, на которых написаны буквы.
Д/И «Кроссбух».
Ч | а | у | р | у |
у | у | м | х | ж |
р | а | и | р | х |
л | м | л | а | х |
м | а | у | л | р |
Зачеркнуть повторяющие буквы, выписать буквы, которые остались по одной. И составить слово.
Ч Ж И = ЧИЖ
В: молодцы, отгадали вы зашифрованных птиц. Сколько вы всего знаете о птицах интересного, спасибо вам за то, что вы отвечали красиво, не спорили.
Ребята, а вы не догадались, кто вам прислал это письмо?
Д: Птицы.
В: Правильно. Они, наверное, хотели, что бы вы были веселые, радостные, как весенний денек. У вас поднялось настроение.
Д: Да.
П риложение №7.
Работа с родителями.